Прибыль. Экономическая роль прибыли

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 13:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – изучить сущность такой экономической категории, как «прибыль».
С переходом экономики государства на основы рыночного хозяйства усиливается значение прибыли. Акционерное, арендное, частное или другой формы собственности предприятие, получив финансовую самостоятельность и независимость, вправе решать, на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений. Прибыль в условиях рынка используется не на потребление, а на инвестиции и инновации, которые обеспечивают экономический рост предприятия и его конкурентоспособность.

Оглавление

Введение.
Экономическая сущность прибыль.
Содержание прибыли
Факторы, влияющие на размер прибыли
Виды и функции прибыли
Распределение прибыли. Максимизация прибыли.
Анализ методов планирования.
2.1 Метод прямого счета
2.2 Аналитический метод
2.3 Метод, основанный на эффекте операционного рычага
Заключение.
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

готовая курсовая прибыль.docx

— 281.46 Кб (Скачать)
  • с помощью базовой рентабельности ориентировочно рассчитывается прибыль планируемого года по объемам товарной продукции планируемого года, но по базовой себестоимости;
  • рассчитывается изменение (+, -) себестоимости продукции в планируемом году;
  • определяется влияние изменения ассортимента, качества, сортности продукции. Такие расчеты выполняются по специальным таблицам на основе плановых данных об ассортименте продукции ее качестве, сортности;
  • после обоснования цены на готовую продукцию планируемого года определяется влияние роста или снижение цен;
  • влияние на прибыль всех перечисленных факторов суммируется, и прибыль от производства сравниваемой продукции в планируемом году определяется с учетом прибыли исчисленной на первом и последующих этапах;
  • далее учитывается изменение прибыли внереализационных остатков готовой продукции на начало и конец планируемого периода.

Аналитический метод показывает влияние различных факторов на прибыль, но это преимущество проявляется  только при наличии стабильных условий  хозяйствования.

Исчисление прибыли аналитическим  методом включает три последовательных этапа:

1) определение базовой рентабельности как частного от деления ожидаемой прибыли за отчетный год на полную себестоимость сравнимой товарной продукции за тот же период;

2) исчисление объема товарной продукции в планируемом периоде по себестоимости отчетного года и определение прибыли, на товарную продукцию исходя из базовой рентабельности;

3) учет влияния на плановую прибыль различных факторов: снижение себестоимости сравнимой продукции, повышение ее качества и сортности, изменение ассортимента, цен и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Метод, основанный на эффекте операционного рычага.

Этот метод  планирования базируется на принципе разделения затрат на постоянные и  переменные. С помощью этих данных рассчитывается материальная прибыль. Для коммерческих предприятий очень  важно определить порог окупаемости  затрат, после которого они начнут получать прибыль. Для этого следует  установить точку безубыточности. Она  позволяет определять объем и  стоимость продаж при которых  коммерческое предприятие способно покрыть все свои расходы не получая  прибыли и без убытка.

Этот метод  планирования прибыли базируется на принципе разделения затрат на условно-постоянные, и условно-переменные, и расчете  маржинальной прибыли.

Выручка от реализации продукции  без НДС, акцизные марки, таможенные пошлины - из них вычитают условно-переменные затраты, и получается маржинальная прибыль.

Далее из маржинальной прибыли вычитаются условно-постоянные затраты и определяется финансовый результат - прибыль или убыток.

Точка безубыточности - это такой объем выручки при котором предприятие не получает ни прибыли, ни убытка.

Прямые 1-3 показывают зависимость переменных и постоянных затрат, а также выручки от объема производства. Точка критического объема производства показывает объем производства, при котором выручка от реализации равна ее полной себестоимости. После  определения точки безубыточности планирование прибыли строится на основе эффекта операционного (производственного) рычага, то есть того запаса финансовой прочности, при котором предприятие  может позволить себе снизить  объем реализации, не приводя к  убыточности.

Эффект операционного  рычага состоит в том, что любое  изменение выручки от реализации приводит к еще более сильному изменению прибыли. Действие этого  эффекта связано с непропорциональным воздействием условно-постоянных и  условно-переменных затрат на финансовый результат при изменении объема производства и реализации.

Чем выше доля условно-постоянных расходов и себестоимости продукции, тем сильнее воздействие операционного  рычага. И наоборот, при росте объема продаж доля условно-постоянных расходов падает и воздействие операционного рычага падает и воздействие операционного рычага уменьшается.

Сила воздействия операционного рычага рассчитывается по формуле:

Маржинальная прибыль / Прибыль = Сила воздействия

Пример.

Выручка от реализации: 500 млн. руб.

Условно-переменные затраты: 250 млн. руб.

Условно-постоянные затраты: 100 млн. руб.

Рассчитать точку безубыточности и эффект операционного рычага.  
Рассчитаем процент маржинальной прибыли к выручке от реализации:

(250:500) * 100% = 50 млн. руб.

Точка безубыточности будет определена как отношение постоянных затрат к доле маржинальной прибыли в общей выручке от реализации:

(100:50) * 100% = 200 млн. руб.

эффект операционного рычага рассчитывается по формуле:

250:150 = 1,67, то есть любое изменение выручки влечет за собой изменение прибыли в пропорции 1 к 1,67.

Допустим у предприятия появилась возможность увеличить выручку от реализации на 10% (550 млн. руб.), следовательно, прибыль увеличится на 1,67% и предприятие будет иметь 250,5 млн. руб. прибыли, а не 150 млн. руб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Современная экономическая  мысль рассматривает прибыль  как доход от использования всех факторов производства, т.е. труда, земли  и капитала.

Прибыль - одна из основных категорий  современной экономической науки. Известная с древнейших времен, в  последние годы она получила новое  содержание, причем не, только для отечественных экономистов, воспитанных на понимании прибыли в изложении «Капитала» К. Маркса, но и для зарубежных бизнесменов, воспитанных в духе капитализма.

Прибыль является мощным генератором  экономики. Именно стремление к увеличению прибыли лежит в основе большинства  нововведений, а значит и материального  прогресса. Являясь главной движущей силой капиталистических отношений, прибыль обеспечивает интересы государства, собственников и персонала предприятий. Будучи источником накоплений и развития производства, материального поощрения работников, прибыль также является основой развития предприятия.

Акционерное, арендное, частное  или другой формы собственности  предприятие, получив финансовую самостоятельность  и независимость, вправе решать, на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после  уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений. Прибыль в условиях рынка используется не на потребление, а на инвестиции и инновации, которые обеспечивают экономический рост предприятия  и его конкурентоспособность.

Прибыль предприятия (фирмы) зависит от двух показателей: цены продукции  и затрат на ее производство. Цена продукции  на рынке есть следствие взаимодействия спроса и предложения. Под воздействием законов рыночного ценообразования  в условиях свободной конкуренции  цена продукции не может быть выше или ниже по желанию производителя  или покупателя, она выравнивается  автоматически. Другое  дело – затраты  на производство продукции – издержки производства. Они могут возрастать или  снижаться в зависимости  от объема потребляемых трудовых или  материальных ресурсов, уровня техники, организации производства и других факторов. Следовательно, производитель  располагает множеством рычагов  снижения  затрат,  которые он может привести в действие при  умелом руководстве.

Итак, прибыль - конечный финансовый результат, характеризующий производственно-хозяйственную  деятельность всего предприятия, то есть составляет основу экономического развития предприятия. Рост прибыли  создает финансовую основу для самофинансирования деятельности предприятия, осуществляя  расширенное воспроизводство. За счет нее выполняется часть обязательств перед бюджетом, банками и другими  предприятиями. Таким образом, прибыль  становится важнейшей для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия.

Успешность финансово-хозяйственной  деятельности предприятия зависит  от того, насколько достоверна, определена плановая прибыль. Самым простым  и наиболее распространенным методом  планирования прибыли является метод  прямого счета. Но он не позволяет  выявить влияние отдельных факторов на плановую прибыль и при большой номенклатуре выпускаемой продукции очень трудоемок, зато это позволяет аналитический метод планирования прибыли. Планировать же на перспективу размеры прироста прибыли в зависимости от хозяйственных успехов в производстве конкурентоспособной продукции и заблаговременно принимать соответствующие меры по изменению в ту или иную издержки позволяет такой метод, как метод совмещенного расчета.

Извлечение максимальной прибыли является конечной целью  любой коммерческой деятельности.

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

  1. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации». ПБУ 9/99. Утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.99 г. № 32 н.
  2. Федеральный закон « О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 года № 129-ФЗ (с изменениями и дополнениями, внесенными федеральным Законом от 23.07.1998 г № 123-ФЗ).
  3. Приказ Минфина РФ от 13.01..2000 г. № 4н. «О формах бухгалтерской отчетности организации».
  4. Адам Смит «Исследование о природе и причинах богатства народов». Книга 1. Глава IX "О прибыли на капитал". М.: Дело,1991.
  5. Батурина И., Непринцева Е. Производство и предложение. Издержки и прибыль. // Ж. "Российский экономический журнал", №3, 1997, с.119-130.
  6. Белобжецкий И.А. Прибыль предприятия. // Жур."Финансы", №3, 1993, с.40.
  7. Борисов Е. Ф. Экономическая теория. Курс лекций для студентов высших учебных заведений. М.: Общество «Знание» России. 1996.
  8. Борисов. Е. Ф. Экономическая теория. – М.: Юрайт, 2000.
  9. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. М.: Инфра-М., 1999.
  10. Ильин, Васильева. Экономика. Справочник студента. М.: Изд-во АСТ, 1999.
  11. Кодацкий В.П. Проблемы исчисления и планирования прибыли.// Жур. «Финансы",№9,1992,с.28.
  12. Кодацкий В.П. Проблемы формирования прибыли. // Жур. «Экономист",№3,1993,с.49-60.
  13. Курс экономической теории. Под ред. Чепурина. Киров.: АСА, 1996.
  14. Сажина М. А., Чибриков Г. Г. Экономическая теория. Учебник для вузов. – М.: Изд. группа НОРМА-ИНФРА. М.: 1999. – 456 с.
  15. Самуэльсон П. Анализ издержек. // Экономикс. Гл.2,22,24. Жур. "Экономические науки",№7,1999.
  16. Самуэльсон П., Нордхаус В. Анализ издержек. // Экономикс. Гл.21. Жур. "Экономические науки",№7,1990.
  17. Экономическая теория. Учебник. / Под ред. И. П. Николаевой. – М.: «Проспект», 1999.
  18. Экономическая теория: Учебник для вузов. / Под ред. Камаева. М.: Владос, 2000.
  19. Камаев В. Д. Основы экономической теории. Учебник. -М.: Изд-во МГТУ им. Баумана, 2003.- 760с.
  20. Буряковский В. В. Финансы предприятий.
  21. Литвин М.И. Прогнозирование прибыли на основе факторной модели. Финансовый менеджмент. 2002, №6.
  22. Лихачева О.Н. Финансовое планирование на предприятии: Учебное пособие. М., 2003.
  23. Бакадоров В.Л., Алексеев П.Д. Финансово-экономическое состояние предприятия: практическое пособие. - М.: Приор, 2000
  24. Финансы организаций (предприятий): учебник для ВУЗов / под ред. Н.В. Колчиной. - М.: Юнити, 2004.
  25. В.К. Скляренкова, канд. экон. наук, Р.П. Казакова. Справочник экономиста №2 2005г.
  26. Экономическая теория. Микроэкономика – 1,2. Мезоэкономика: учебник / под ред.               Г.П. Журавлевой.– М.: Дашков и Кº. – 2006.
  27. Макроэкономика: теория и российская практика: учебник / под ред. А.Г. Грязновой. – 5-е изд. – М.: КНОРУС, 2008.

 

 

Приложение. 1

Схема образования  и распределения валовой прибыли.

 

  

Приложение 2

Систематизация  видов прибыли предприятия по основным классификационным признакам.

Признаки классификации  прибыли предприятия.

 

Виды прибыли по соответствующим  признакам классификации

 

1

2

 

1. Источники формирования  прибыли, используемые в ее  учете.

Прибыль от реализации продукции;

Прибыль от реализации имущества;

Прибыль от внереализационных  операций.

 

2. . Источники формирования  прибыли по основным видам  деятельности предприятия.

Прибыль от операционной деятельности;

Прибыль от инвестиционной деятельности;

Прибыль от финансовой деятельности.

 
   

3. Состав элементов, формирующих  прибыль.

Маржинальная прибыль;

Балансовая или валовая  прибыль;

Чистая прибыль.

 

4. Характер налогообложения  прибыли.

Налогооблагаемая прибыль;

Прибыль не подлежащая налогообложению.

 

5. Характер инфляционной  «очистки» прибыли

Прибыль номинальная;

Прибыль реальная.

 

6. Рассматриваемый период  формирования прибыли.

Прибыль предшествующего  периода;

Прибыль отчетного года;

Прибыль планового года (планируемая  прибыль).

 

7. Регулярность формирования  прибыли.

Регулярно формируемая прибыль;

Чрезвычайная прибыль.

 

8. Характер использования  прибыли.

Капитализированная (нераспределенная) прибыль;

Потребленная (распределенная) прибыль.

 
   

9.Значение итогового результата  хозяйствования.

Положительная прибыль;

Отрицательная прибыль (убыток).

 

 


Информация о работе Прибыль. Экономическая роль прибыли