Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 13:49, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучить сущность такой экономической категории, как «прибыль».
С переходом экономики государства на основы рыночного хозяйства усиливается значение прибыли. Акционерное, арендное, частное или другой формы собственности предприятие, получив финансовую самостоятельность и независимость, вправе решать, на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений. Прибыль в условиях рынка используется не на потребление, а на инвестиции и инновации, которые обеспечивают экономический рост предприятия и его конкурентоспособность.
Введение.
Экономическая сущность прибыль.
Содержание прибыли
Факторы, влияющие на размер прибыли
Виды и функции прибыли
Распределение прибыли. Максимизация прибыли.
Анализ методов планирования.
2.1 Метод прямого счета
2.2 Аналитический метод
2.3 Метод, основанный на эффекте операционного рычага
Заключение.
Список используемой литературы.
Из прибыли, остающейся в распоряжении предприятия (чистой прибыли) в соответствии с законодательством и учредительными документами предприятие может создавать фонд накопления, фонд потребления, резервный фонд и другие специальные фонды и резервы.
Обеспечивая производственные, материальные и социальные потребности за счет чистой прибыли, предприятие должно стремиться к установлению оптимального соотношения между фондом накопления и потребления с тем, чтобы учитывать условия рыночной конъюнктуры и вместе с тем стимулировать и поощрять результаты труда работников предприятия.
Распределение чистой прибыли
позволяет расширять
Чистая прибыль = резервный фонд + фонд накопления + фонд потребления
Объектом распределения на любом предприятии является балансовая прибыль предприятия. Под ее распределением понимается направление прибыли в бюджет и по статьям использования на предприятии. Распределение прибыли регулируется законодательно в той части, которая поступает в бюджеты различных уровней в виде налогов и других обязательных платежей.
Важную роль в обеспечении
финансовой устойчивости играет размер
резервного капитала (он должен составлять
не менее 15% уставного капитала). В
рыночном хозяйстве отчисления в
резервный капитал носят
Итак, наличие чистой прибыли,
создающей стимулирующие
Максимизация прибыли.
Основную цель деятельности любого производителя (фирмы, делового предприятия) составляет максимизация прибыли. Возможности ее получения ограничены, во-первых, издержками производства и, во-вторых, спросом на произведенную продукцию.
Главным ограничителем прибыли
являются издержки производства. К
их определению и измерению
Поскольку на практике, чтобы принять решение о выходе на рынок, необходимо сопоставлять цену предложения предприятия с ценой рыночного спроса, то для этого надо знать экономическую прибыль. Она определяется путем вычета из валового дохода экономических издержек предприятия:13
где Tп(q) - совокупная экономическая или дополнительная прибыль предприятия за период (месяц, квартал, год),
TR (q) - совокупный валовой доход, или совокупная выручка предприятия от реализации продукции в объеме «q»,
TC (q) - совокупные экономические издержки предприятия на реализуемую продукцию в объеме «q».
Для принятия решений часто требуется знать сумму прибыли, которую получает предприятие в расчете на единицу продукции при данном объеме реализации и цене, диктуемой спросом. При определении продажной цены используют среднюю прибыль (Ап) и предельную прибыль (Мп):
где Tп(q) - совокупная сумма прибыли на определенный товар за определенный период,
q - объем продаж.
Из этого следует, что максимизация прибыли связана с процессом приращения предпринимательской прибыли. Это, в свою очередь, означает, что в расчетах требуется использование предельных величин: предельной прибыли, предельного дохода и предельных издержек. Иными словами, прибыль максимизируется в точке, в которой любое, даже малое приращение объема реализации (выпуска) продукции оставляет прибыль без изменения, т.е. приращение прибыли при приращении объема (реализации) продукции равняется нулю. Математически это можно записать так:
где Мп (q) – предельная прибыль от объема продукции;
МR (q) – предельный доход (выручки) от объема продукции;
МС (q) – предельные издержки от объема продукции.
Из вышеуказанной формулы следует, что прибыль максимизируется в том случае, когда предельные издержки равны предельному доходу:
Для того чтобы решить вопрос максимизации прибыли, важно также знать, действует ли предприятие в условиях свободной конкуренции или монопольного рынка.
Для предприятия максимизация прибыли заключается в выборе такого объема реализации продукции, при котором предельные издержки предприятия в производстве и при реализации равнялись бы рыночной цене.
Математически это можно представить следующим образом:
Иными словами, на рынке свободной
конкуренции доход равен
Примечание.
13 Самуэльсон П. Анализ издержек. // Экономикс. Гл.2,22,24. Жур. "Экономические науки",№7,1999.
2. Анализ методов планирования
2.1 Метод прямого счета.
Планирование прибыли — это составная часть финансового планирования и важный участок в финансово-экономической работе предприятия. В процессе разработки планов по прибыли важно не только учесть все факторы, влияющие на величину возможных финансовых результатов, но и, рассмотрев варианты производственной программы, выбрать те из них, что обеспечивают максимальную прибыль. При относительно стабильных ценах и прогнозируемых условиях хозяйствования прибыль планируется на год в рамках текущего финансового плана.
Прибыль планируется раздельно по видам, а именно:14
Основными методами планирования прибыли являются:
Данный метод наиболее распространен на предприятиях в современных условиях хозяйствования. Он применяется при небольшом ассортименте выпускаемой продукции.
Прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции в соответствующих ценах за вычетом НДС и акцизов и полной ее себестоимостью.
Расчет плановой прибыли (П) ведется по формуле:
П = (О × Ц) - (О × С),
где О — объем выпуска продукции в планируемом периоде в натуральном выражении;
Ц — цена на единицу продукции (за вычетом НДС и акцизов);
С — полная себестоимость единицы продукции.
Прибыль по товарному выпуску (Птп) планируется на основе сметы затрат на производство и реализацию продукции, в которой определяется себестоимость товарного выпуска планируемого периода:
Птп = Цтп - Стп,
где Цтп — стоимость товарного выпуска планируемого периода в действующих ценах реализации (без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок);
Стп — полная себестоимость товарной продукции планируемого периода.
Следует отличать плановый размер прибыли в расчете на товарный выпуск от прибыли, планируемой на объем реализуемой продукции. Прибыль на реализуемую продукцию (Прп) в общем виде рассчитывается по формуле:
Прп = Врп - Срп,
где Врп — планируемая выручка от реализации продукции в действующих ценах (без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок);
Срп — полная себестоимость реализуемой в предстоящем периоде продукции.
Более детально прибыль от объема реализуемой продукции в плановом периоде определяется по формуле:
Прп = Пон + Птп - Пок,
где Пон — сумма прибыли остатков нереализованной продукции на начало планового периода;
Птп — прибыль от объема выпуска товарной продукции в плановом периоде;
Пок — прибыль от остатков нереализованной продукции в конце планового периода.
Данная методика расчета применима для укрупненного прямого метода планирования прибыли, когда легко определить объем реализуемой продукции в ценах и по себестоимости.
Разновидностью метода прямого счета является метод поассортиментного планирования прибыли. При этом методе прибыль суммируется по всем ассортиментным позициям. К полученному результату прибавляется прибыль в остатках готовой продукции, не реализованных на начало планируемого периода.
Пример применения прямого метода.
Фирма выпустит в плановом году 30 000 единиц готовой продукции; оптовая цена за единицу (без НДС, акцизов и налога с продаж) - 15 000 рублей; производственная себестоимость по отчету за истекший год - 10 000 рублей; в плановом году снижение производственной себестоимости готовой продукции должно составить 5%, а расходы по реализации продукции - 0,5% к реализуемой продукции по производственной себестоимости; остаток готовой продукции на складе и товаров отгруженных на начало планового года – 1 500 единиц, на конец планового – 500 единиц.
Расчет:
Остаток готовой продукции и товаров, отгруженных на начало планового года по производственной себестоимости, учитывая, что эта продукция произведена в отчетном году будет равен:
Он. г. = 10 000 руб. * 1 500 ед. = 15 000 000 руб.
Производственная себестоимость единицы продукции в плановом году составит 9 500 руб., тогда объем товарной продукции в плановом году по производственной себестоимости составит:
Vплан = 9 500 руб. * 30 000 ед. = 285 000 000 руб.
Остаток готовой продукции и товаров отгруженных на конец планового года, считая, что они произведены в плановом году, по производственной себестоимости составит:
Ог. д. = 9 500 руб. * 500 ед. = 4 750 000 руб.
Объем реализации продукции по производственной себестоимости в плановом году с учетом переходящих остатков составит:
Vреал. произв. = 15 000 000 + 285 000 000 - 4 750 000 = 295 250 000 руб.
Величина расходов по реализации продукции составляет:
Рреал = (295 250 000 * 0,5%) /100% = 1 476 250 руб.
Объем реализации продукции по полной себестоимости равен:
Vреал. полн. = 295 250 000+ 1 476 250 = 296 726 250 руб.
Объем реализации:
в натуральном выражении: Vреал. = 1 500 + 30 000 - 500 = 31 000 ед.;
в оптовых ценах: Vреал. = 15 000 руб. * 31 000 ед. = 465 000 000 руб.
Таким образом, прибыль от реализации продукции в плановом году составит:
Преал. = 465 000 000 - 296 726 250 = 168 273 750 руб.
Примечание.
14 В.К. Скляренкова, канд. экон. наук, Р.П. Казакова. Справочник экономиста №2 2005г.
2.2 Аналитический метод.
Аналитический метод планирования прибыли показывает влияние различных факторов на величину прибыли, но и он в достаточной степени не учитывает влияние всех меняющихся условий хозяйствования на финансовые результаты и не обеспечивает их достоверности, прежде всего, из-за постоянно меняющихся условий хозяйствования.
Используется при
Р0 - базовая рентабельность;
П0 - ожидаемая прибыль (расчет прибыли
ведется в конце базисного года, когда
точный размер прибыли еще неизвестен);
ПСм - полная себестоимость товарной продукции
базового года (расчет ведется в определенной
последовательности):