Порядок составления и анализ готовой бухгалтерской отчётности

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 16:27, курсовая работа

Краткое описание

Система бухгалтерского учета, существовавшая в условиях централизованно планируемой экономики, была обусловлена общественным характером собственности и потребностями государственного управления экономикой. Главным потребителем учетной информации в то время выступало государство в лице отраслевых министерств и ведомств, плановых, статистических и финансовых органов. Изменение системы общественных отношений, а также гражданско-правовой среды предопределило необходимость адекватной трансформации бухгалтерского учета. В настоящее время в России сложилась четырехуровневая система регулирования учета и отчетности, на формирование которой огромное влияние оказали экономические преобразования в стране, необходимость для организаций работать в новых рыночных условиях, а также активное распространение международных стандартов финансовой отчетности.

Файлы: 1 файл

курсовая по б. у.doc

— 466.50 Кб (Скачать)

    отчет о целевом использовании полученных средств - форма N 6;

4.пояснительная записка;

5.специализированные формы, устанавливаемые министерствами и ведомствами Российской Федерации, для организаций системы по согласованию соответственно с министерствами финансов Российской Федерации и республик;

6.итоговая часть аудиторского заключения.

    Промежуточная бухгалтерская отчетность включает:

1.форму N 1 "Бухгалтерский баланс";

2.форму N 2 "Отчет о прибылях и убытках".

     Кроме указанных форм, в составе промежуточной  бухгалтерской отчетности организации  могут представлять иные отчетные формы (отчет о движении денежных средств  и др.), а также пояснительную  записку, входящие в состав годовой отчетности (кондр. Комп).

    Бухгалтерский баланс - одна из составляющих бухгалтерской  отчетности, формируемой организацией. Элементами формируемой в бухгалтерском  учете информации о финансовом положении  организации, которые отражаются в  бухгалтерском балансе, являются активы, обязательства и капитал.

     Бухгалтерский баланс должен характеризовать финансовое положение организации по состоянию  на отчетную дату.

    Отчет о движении денежных средств - одна из составляющих бухгалтерской отчетности. В бухгалтерской отчетности должны быть раскрыты данные о движении денежных средств в отчетном периоде, характеризующие наличие, поступление и расходование денежных средств в организации.

     Отчет о движении денежных средств должен характеризовать изменения в  финансовом положении организации в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности.

    Отчет о прибылях и убытках - одна из составляющих бухгалтерской отчетности. В отчете о прибылях и убытках доходы и расходы должны показываться с подразделением на обычные и чрезвычайные. Отчет о прибылях и убытках должен характеризовать финансовые результаты деятельности организации за отчетный период.

    Отчет об изменениях капитала - одна из составляющих бухгалтерской отчетности. Хозяйственные товарищества и общества в составе бухгалтерской отчетности должны раскрыть информацию о наличии и изменениях уставного (складочного) капитала, резервного капитала и других составляющих капитала организации.

    Пояснительная записка - одна из составляющих бухгалтерской  отчетности.

    В пояснительной записке должна быть приведена информация о данных, требование о раскрытии которых определено в п.27 ПБУ 4/99, а также других Положениях по бухгалтерскому учету (об изменениях учетной политики организации, о материально-производственных запасах, основных средствах, о доходах и расходах организации, о событиях после отчетной даты и условных фактах хозяйственной жизни, об информации по аффилированным лицам, об информации по операционным и географическим сегментам и пр.) и не нашедших отражения в формах бухгалтерской отчетности.

    В пояснительной записке подлежат раскрытию данные статей, по которым  в бухгалтерском балансе и  отчете о прибылях и убытках отражаются прочие активы, прочие кредиторы, дебиторы, иные обязательства, отдельные виды прибылей и убытков в случае их существенности.

    В пояснительной записке следует  привести краткую характеристику деятельности организации (обычных видов деятельности; текущей, инвестиционной и финансовой деятельности), основные показатели деятельности и факторы, повлиявшие в отчетном году на финансовые результаты деятельности организации, а также решения по итогам рассмотрения годовой бухгалтерской отчетности и распределения прибыли, оставшейся в распоряжении организации, т.е. соответствующую информацию, полезную для получения более полной и объективной картины о финансовом положении организации, финансовых результатах деятельности организации за отчетный период и изменениях в ее финансовом положении.

    При изложении основных показателей  деятельности может быть приведена  характеристика основных средств (доля активной части основных средств, коэффициенты износа, обновления, выбытия и пр.), нематериальных активов, финансовых вложений, научно-технического уровня продукции и пр. При этом информация может быть дополнена необходимыми аналитическими таблицами, расшифровками. Рекомендуется определять тенденции основных показателей деятельности, а также качественные изменения в имущественном и финансовом положении, их причины.(термины)

    Субъекты  малого предпринимательства, не применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности и не обязанные проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности, могут не представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности формы №3,4 и 5 и пояснительную записку.

      Если указанные субъекты  малого предпринимательства обязаны проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности, то они также могут не представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности формы №3,4,5, если отсутствуют соответствующие данные.

    Некоммерческие  организации  имеют право не представлять в составе годовой бухгалтерской  отчетности Отчет о движении денежных средств, а также при отсутствии соответствующих данных – Отчет  об изменениях капитала и Приложения к бухгалтерскому балансу.

    Общественные организации (объединения), не осуществляющие предпринимательскую деятельность и не имеющие кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг), промежуточную бухгалтерскую отчетность не составляют. Указанные организации в составе годовой бухгалтерской отчетности не представляют формы №3 и 4, приложение к бухгалтерскому балансу и пояснительную записку.   

1.3. 

    Изучение  явлений природы и общественной жизни невозможно без анализа. Сам  термин «анализ» происходит от греческого слова «analyzis», что в переводе означает «разделяю», «расчленяю».  Следовательно, анализ в узком плане представляет собой расчленение явления  или предмета на составные его части (элементы) для изучения их как частей целого. Такое расчленение позволяет заглянуть вовнутрь исследуемого предмета, явления, процесса, понять его внутреннюю сущность, определить роль каждого элемента в изучаемом предмете или явлении.

    Таким образом, под анализом в широком  плане понимается способ познания предметов  и явлений окружающей среды, основанный на расчленении целого на составные части и изучении их во всем многообразии связей и зависимостей. (Савицкая)

    Анализ  бухгалтерской отчетности – это  процесс, при помощи которого мы оцениваем  прошлое и текущее финансовое и результаты деятельности организации. Однако при этом главной целью является оценка финансово-хозяйственной деятельности организации относительно будущих условий существования.

    Бухгалтерская отчетность является информационной базой  финансового анализа. Финансовый анализ проводится по-разному, в зависимости от поставленной задачи. Он может быть применим для выявления проблем управления производственно-коммерческой деятельностью. Он может служить для оценки деятельности руководства организации.  Он может быть использован для выбора направлений инвестирования капитала.  И, наконец, он может выступать в качестве инструмента прогнозирования отдельных показателей и финансовой деятельности в целом.

    Финансовый  анализ решает следующие задачи:

  1. Выявляет степень сбалансированности между движением материальных и финансовых ресурсов, оценивает потоки собственного и заемного капитала в процессе экономического кругооборота, нацеленного на извлечение максимальной или оптимальной прибыли, повышение финансовой устойчивости и т. п.;
  2. Позволяет оценить правильное использование денежных средств для поддержания эффективной структуры капитала;
  3. В результате финансового анализа можно проконтролировать правильность составления финансовых  потоков организации, соблюдение норм и нормативов расходования финансовых и материальных ресурсов, целесообразность осуществления затрат.

   В сегодняшних условиях для большинства  предприятий характерна «реактивная»  форма управления деятельностью, т. е. принятие управленческих решений  как реакция на текущие проблемы. Такая форма управления порождает ряд противоречий между: интересами предприятия и фискальными интересами государства; ценой денег и рентабельностью производства; рентабельностью собственного капитала и рентабельностью финансовых рынков; интересами производства и финансовой службы и т. д.

   Одной из задач реформы предприятия  является переход к управлению финансово-хозяйственной  деятельностью  на основе анализа  экономического состояния с учетом постановки стратегических целей деятельности предприятия, адекватных рыночным условиям,  и поиска путей их достижения. Результаты  финансово-хозяйственной деятельности предприятия интересуют как внешних рыночных агентов (потребителей и производителей, кредиторов, акционеров, инвесторов), так и внутренних (работников административно-управленческих подразделений, руководителей предприятия и др. ).

   К числу основных, стратегических задач  развития любой организации в  условиях рыночной экономики относятся:

  • Оптимизация структуры капитала предприятия и обеспечения его финансовой устойчивости;
  • Максимизация прибыли;
  • Обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия;
  • Создание эффективного механизма управления предприятием;
  • Достижение прозрачности финансово-хозяйственного состояния предприятия для собственников (участников и учредителей), инвесторов, кредиторов;
  • Использование предприятием рыночных механизмов привлечения  финансовых средств.

     Оптимальность принимаемых управленческих  решений зависит от развития  политики разных направлений  деятельности предприятия:

  • от качества экономического анализа;
  • от разработки учетной и налоговой политики;
  • от  выработки направлений кредитной политики;
  • от качества управления оборотными средствами, кредиторской и дебиторской задолженностью;
  • от анализа и управления затратами, включая выбор амортизационной политики.

   Значение  экономического анализа и, в частности, финансового анализа организации  здесь трудно переоценить, поскольку  именно он является той базой, на которой  строится разработка экономической  стратегии предприятия. Анализ опирается  на показатели квартальной и годовой бухгалтерской отчетности. Предварительный анализ  целесообразно проводить перед составлением бухгалтерской(финансовой) отчетности, когда еще имеется возможность изменить ряд статей баланса. На основе данных итогового анализа финансово-хозяйственного состояния осуществляется выработка почти всех направлений экономической (в том числе и финансовой) политики предприятия. От того, насколько качественно он проведен, зависит эффективность принимаемых управленческих решений.

      Качество  же самого финансового анализа зависит от применяемой методики, достоверности данных финансовой отчетности, а также от компетентности лица, принимающего управленческое решение.

  На  основе данных текущего финансового  анализа осуществляется разработка показателей бизнес-плана, бюджетного планирования. Текущий анализ бухгалтерской отчетности позволяет определить экономические ориентиры развития организации в будущем.

  Для бухгалтерской годовой отчетности существует определенный порядок составления. В формах бухгалтерской отчетности приводятся все предусмотренные  в них показатели. В случае заполнения той или иной статьи (строки, графы) типовой формы бухгалтерской отчетности ввиду отсутствия у организации соответствующих активов, пассивов, операций эта статья (строка, графа) подчеркивается.

  Если  при составлении типовых форм бухгалтерской отчетности организацией выявляется недостаточность данных для формирования полного представления  об имущественном и финансовом положении  организации, а также финансовых результатов ее деятельности, то в бухгалтерскую отчетность организации включаются соответствующие дополнительные показатели. При этом организация имеет право представлять формы бухгалтерской отчетности на бланках, изготовленных самостоятельно. В этом случае организация должна соблюдать требования предусмотренные Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденным приказом Минфина РФ от 06.07.99 г. №43н. в представляемых формах бухгалтерской отчетности организации могут не приводиться  статьи ввиду отсутствия у организации соответствующих активов, пассивов, хозяйственных операций, для раскрытия информации могут включаться дополнительные показатели. При этом должны  быть сохранены коды строк по показателям, предусмотренным в типовых формах и сохраняемым организацией при заполнении, а также итоговые показатели и коды строк разделов и групп статей бухгалтерского баланса.

Информация о работе Порядок составления и анализ готовой бухгалтерской отчётности