Понятие основных средств, их классификация и оценка

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 23:03, реферат

Краткое описание

Основные средства – часть имущества (активов) организации.
При принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств необходимо единовременное выполнение следующих условий:
а) использование в производстве продукции при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;
б) использование в течение длительного времени (более 12 месяцев);
в) организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов;
г) способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Файлы: 1 файл

ответ на гос экзамен.doc

— 376.00 Кб (Скачать)

 

Заемные источники включают в себя кредиторскую задолженность, а также кредиты банков и займы, полученные от других организаций и физических лиц.

Процесс учета объектов бухгалтерского учета предусматривает  использование различных измерителей этих объектов: натуральных, трудовых, денежных.

Натуральные измерители применяются для количественного учета объектов бухгалтерского учета и выражаются в единицах счета, в мерах линейных, площади, объема, веса, мощности и др.

К натуральным измерителям относятся килограммы, центнеры, тонны, метры, квадратные метры, кубометры, штуки, литры и т.д.

Трудовые  измерители применяются для определения затрат труда на производство продукции (работ, услуг) и использования рабочего времени. К трудовым измерителям относятся месяцы, дни, часы, минуты, человеко-дни, человеко-часы.

Денежные  измерители применяются в качестве единого обобщающего показателя для определения стоимости разнородного имущества организации, а также для учета денежных средств на счетах и в кассе организации, обязательств организации, разнохарактерных хозяйственных операций и др. Денежным измерителем объектов бухгалтерского учета в Российской Федерации является рубль.

Указанные выше измерители могут применяться по отдельности  или в различных сочетаниях с целью получения полной и достоверной информации о хозяйственной деятельности организации, контроля отдельных хозяйственных операций.

 

 

 

 

 

4. Аудит учета МПЗ

Хозяйственные операции по учету МПЗ  относятся к операциям с повышенным уровнем риска по следующим причинам:

1. Вероятность санкционированного  списания МПЗ под несуществующие  заказы и объемы выпуска в  целях увеличения себестоимости  выпуска и снижения налогов  на прибыль и имущество.

2. Высокий риск хищения.

3. Огромный объем операций и  соответственно большой массив первичной учетной документации, следствием чего могут стать отсутствие некоторых оправдательных документов, несанкционированное списание МПЗ (отсутствие реквизитов, придающих документам юридическую силу), а также утеря бумаг.

4. Искажение фактов списания МПЗ из-за технических ошибок при подсчете и измерении совершаемых операций на стадии сбора и регистрации информации.

Аудит материально-производственных запасов осуществляется на базе следующих  нормативных документов:

1.                  ПБУ №5/01 «Учет МПЗ».

2.                  Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (Приказ Минфина РФ № 49 от 13.06.1995г.).

3.                  Методические указания по бухучету МПЗ (утв. Приказом МФ РФ №119н от 28.12.2001г.).

Источниками информации для проверки служат доверенности, приходные ордера для учета материалов, акты о приемке  материалов, лимитно-заборные карты, требования-накладные; накладные на отпуск материалов на сторону, карточки учета материалов, акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений.

Чтобы оценить уровень указанных  рисков, аудитор проверяет эффективность  системы внутреннего контроля за организацией учета по данному разделу  на предприятии, в частности:

-          наличие должным образом организованного места хранения МПЗ (как оно защищено от доступа посторонних лиц; имеются ли охрана и пожарная сигнализация; существует ли контроль выдачи и вывоза ценностей);

-          проведение инвентаризации материальных ценностей (обязательной, плановой, внезапной), оформление ее результатов соответствующими документами;

-          установление круга лиц, отвечающих за сохранность, приемку и отпуск МПЗ; заключение с данными людьми договоров о материальной ответственности;

-          соблюдение порядка оформления первичных документов, в том числе применение унифицированных форм первичной документации, составление приходных и расходных документов на каждую операцию в день ее совершения, заполнение всех обязательных реквизитов;

-          своевременное и полное отражение операций с МПЗ в регистрах бухгалтерского учета, проведение проверки полноты оприходования материалов, применения системы нормирования расхода материалов;

-          раскрытие принципов учета материалов с помощью положений учетной политики, способы ведения учета операций, связанных с движением МПЗ, используемые счета, методы оценки и др., применение учетной политики последовательно от периода к периоду;

-          проведение регулярной сверки данных ведомостей, журналов-ордеров с Главной книгой (если учет не автоматизирован);

-          осуществление оприходования материалов, полученных от ликвидации основных средств, определение стоимости указанных материалов по рыночным ценам;

-          наличие нетипичных операций с МПЗ.

Весь объем аудиторских процедур проверки, по существу, можно условно  разделить на несколько групп:

- аудит наличия и сохранности  МПЗ;

- аудит движения МПЗ;

- проверка правильности налогообложения  МПЗ.

В ходе проверки наличия и сохранности МПЗ аудитор осуществляет ряд процедур:

1)      проверяет отсутствие искажений в начальном сальдо по МПЗ, правильность перенесения остатков по счетам учета из предыдущего периода на начало анализируемого;

2)      сопоставляет данные финансовой отчетности и бухгалтерского учета;

3)      анализирует правильность синтетического и аналитического учета МПЗ;

4)      удостоверивается, что к исполнению принимаются лишь надлежащим образом оформленные документы;

5)      проверяет установление порядка нормирования МПЗ, соблюдение норм, выявляет отклонения и меры, принимаемые для их ликвидации;

6)      проверяет своевременное и полное отражение операций в регистрах бухгалтерского учета, проведение периодической сверки синтетического учета с данными карточек складского учета;

7)      устанавливает правильность определения и списания стоимости израсходованных МПЗ на себестоимость;

8)      анализирует организацию контроля за закупками, сам процесс закупок: наличие договора, оплату счетов, накладных, счетов-фактур, оприходование МПЗ в регистрах бухгалтерского учета;

9)      проверяет сроки и периодичность проведения инвентаризации в соответствии с требованиями законодательства, правильность оформления материалов инвентаризации и отражения ее результатов в учете.

При проверке движения МПЗ аудитор  детально изучает:

-          документальное оформление операций по движению МПЗ, применение унифицированных форм, наличие всех необходимых реквизитов, отношение операций к проверяемому периоду;

-          правильность оприходования МПЗ при покупке, безвозмездном получении, прочем поступлении;

-          верность списания и отражения прибыли при продаже, прочем выбытии МПЗ;

-          правильность оприходования материалов, полученных при ликвидации основных средств;

-          соблюдение законодательства при отражении нетипичных операций;

-          правильность забалансового учета МПЗ, принятых на ответственное хранение, а также товаров, взятых на комиссию;

-          полноту учета операций с аффилированными лицами;

-          соответствие законодательству операций при передаче МПЗ в залог и т. д.

Для определения правильности налогообложения МПЗ аудитор проверяет:

-          правомерность отражения в учете НДС при приобретении МПЗ, применение налогового вычета;

-          верность начисления в учете НДС при реализации;

-          правильность и полноту формирования первоначальной стоимости МПЗ для целей налогового учета;

-          правильность включения в расходы израсходованных МПЗ;

-          списание МПЗ по методам, закрепленным в учетной политике для целей налогового учета;

-          правильность формирования доходов и расходов при продаже МПЗ.

Все вышеуказанные процедуры помогают аудитору собрать необходимую аналитическую  информацию о составе, стоимости  и движении МПЗ, которая в совокупности с данными, полученными в ходе аудита всех остальных статей финансовой отчетности, позволит проверяющему выразить мнение о достоверности полученных сведений.

Таким образом, плюсы проведения аудиторской  проверки для финансово-хозяйственной  деятельности предприятия очевидны. Помимо официального мнения в форме  аудиторского заключения о финансовой (бухгалтерской) отчетности, полученная от аудиторов по итогам проверки информация, в том числе о состоянии учета МПЗ, важна для обеспечения контроля за их сохранностью, снижения налоговых рисков, а также для принятия оптимальных управленческих решений.

Прежде всего необходимо проверить положения учетной политики по учету товарно-материальных ценностей, которые отражены в учетной политике:

- как учитываются ТМЦ (по фактической  себестоимости их приобретения  или учетным ценам);

- какой метод используется для  списания ТМЦ на затраты производства;

- какой метод применяется для  учета движения ТМЦ на складах.

Уточнив выполнение положений учетной политики, можно приступать к проверке соответствующих  комплексов задач по учету материальных ценностей. К таким комплексам относятся:

1)      учет поступления ТМЦ;

2)      аналитический учет движения ТМЦ на складах предприятия;

3)      учет использования ТМЦ по направлениям затрат, списания недостач, потерь и хищений;

4)      сводный учет ТМЦ;

5)      анализ использования материальных ресурсов.

Аудитор может провести инвентаризацию ТМЦ  или наблюдать за процессом ее проведения на предприятии. Необходимо проверить, как ведется учет на синтетических  счетах 10, 11, 15, 16 и 19.

Типичные ошибки:

- не заключены договоры о материальной ответственности с кладовщиками;

- неправильно оформляются документы  по приходу и расходу ТМЦ;

- не ведется аналитический учет  движения ТМЦ в бухгалтерии;

- нерегулярно проводится сверка  данных по движению ТМЦ в  бухгалтерии и на складах;

- не проводится ежегодная инвентаризация ТМЦ;

- неверно ведется учет НДС по  поступившим ТМЦ;

- на складах хранится большое  количество неиспользуемых ТМЦ;

- неправильно производится списание  ТМЦ по видам расходов (на основное  производство, косвенные расходы).

 


Информация о работе Понятие основных средств, их классификация и оценка