Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 23:03, реферат
Основные средства – часть имущества (активов) организации.
При принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств необходимо единовременное выполнение следующих условий:
а) использование в производстве продукции при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;
б) использование в течение длительного времени (более 12 месяцев);
в) организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов;
г) способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
Заемные источники включают в себя кредиторскую задолженность, а также кредиты банков и займы, полученные от других организаций и физических лиц.
Процесс учета объектов
бухгалтерского учета предусматривает
использование различных измери
Натуральные измерители применяются для количественного учета объектов бухгалтерского учета и выражаются в единицах счета, в мерах линейных, площади, объема, веса, мощности и др.
К натуральным измерителям относятся килограммы, центнеры, тонны, метры, квадратные метры, кубометры, штуки, литры и т.д.
Трудовые измерители применяются для определения затрат труда на производство продукции (работ, услуг) и использования рабочего времени. К трудовым измерителям относятся месяцы, дни, часы, минуты, человеко-дни, человеко-часы.
Денежные измерители применяются в качестве единого обобщающего показателя для определения стоимости разнородного имущества организации, а также для учета денежных средств на счетах и в кассе организации, обязательств организации, разнохарактерных хозяйственных операций и др. Денежным измерителем объектов бухгалтерского учета в Российской Федерации является рубль.
Указанные выше измерители могут применяться по отдельности или в различных сочетаниях с целью получения полной и достоверной информации о хозяйственной деятельности организации, контроля отдельных хозяйственных операций.
Хозяйственные операции по учету МПЗ
относятся к операциям с
1. Вероятность
2. Высокий риск хищения.
3. Огромный объем операций и соответственно большой массив первичной учетной документации, следствием чего могут стать отсутствие некоторых оправдательных документов, несанкционированное списание МПЗ (отсутствие реквизитов, придающих документам юридическую силу), а также утеря бумаг.
4. Искажение фактов списания МПЗ из-за технических ошибок при подсчете и измерении совершаемых операций на стадии сбора и регистрации информации.
Аудит материально-производственных запасов осуществляется на базе следующих нормативных документов:
1. ПБУ №5/01 «Учет МПЗ».
2. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (Приказ Минфина РФ № 49 от 13.06.1995г.).
3. Методические указания по бухучету МПЗ (утв. Приказом МФ РФ №119н от 28.12.2001г.).
Источниками информации для проверки служат доверенности, приходные ордера для учета материалов, акты о приемке материалов, лимитно-заборные карты, требования-накладные; накладные на отпуск материалов на сторону, карточки учета материалов, акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений.
Чтобы оценить уровень указанных
рисков, аудитор проверяет
- наличие должным образом организованного места хранения МПЗ (как оно защищено от доступа посторонних лиц; имеются ли охрана и пожарная сигнализация; существует ли контроль выдачи и вывоза ценностей);
- проведение инвентаризации материальных ценностей (обязательной, плановой, внезапной), оформление ее результатов соответствующими документами;
- установление круга лиц, отвечающих за сохранность, приемку и отпуск МПЗ; заключение с данными людьми договоров о материальной ответственности;
- соблюдение порядка оформления первичных документов, в том числе применение унифицированных форм первичной документации, составление приходных и расходных документов на каждую операцию в день ее совершения, заполнение всех обязательных реквизитов;
- своевременное и полное отражение операций с МПЗ в регистрах бухгалтерского учета, проведение проверки полноты оприходования материалов, применения системы нормирования расхода материалов;
- раскрытие принципов учета материалов с помощью положений учетной политики, способы ведения учета операций, связанных с движением МПЗ, используемые счета, методы оценки и др., применение учетной политики последовательно от периода к периоду;
- проведение регулярной сверки данных ведомостей, журналов-ордеров с Главной книгой (если учет не автоматизирован);
- осуществление оприходования материалов, полученных от ликвидации основных средств, определение стоимости указанных материалов по рыночным ценам;
- наличие нетипичных операций с МПЗ.
Весь объем аудиторских
- аудит наличия и сохранности МПЗ;
- аудит движения МПЗ;
- проверка правильности
В ходе проверки наличия и сохранности МПЗ аудитор осуществляет ряд процедур:
1) проверяет отсутствие искажений в начальном сальдо по МПЗ, правильность перенесения остатков по счетам учета из предыдущего периода на начало анализируемого;
2) сопоставляет данные финансовой отчетности и бухгалтерского учета;
3) анализирует правильность синтетического и аналитического учета МПЗ;
4) удостоверивается, что к исполнению принимаются лишь надлежащим образом оформленные документы;
5) проверяет установление порядка нормирования МПЗ, соблюдение норм, выявляет отклонения и меры, принимаемые для их ликвидации;
6) проверяет своевременное и полное отражение операций в регистрах бухгалтерского учета, проведение периодической сверки синтетического учета с данными карточек складского учета;
7) устанавливает правильность определения и списания стоимости израсходованных МПЗ на себестоимость;
8) анализирует организацию контроля за закупками, сам процесс закупок: наличие договора, оплату счетов, накладных, счетов-фактур, оприходование МПЗ в регистрах бухгалтерского учета;
9) проверяет сроки и периодичность проведения инвентаризации в соответствии с требованиями законодательства, правильность оформления материалов инвентаризации и отражения ее результатов в учете.
При проверке движения МПЗ аудитор детально изучает:
- документальное оформление операций по движению МПЗ, применение унифицированных форм, наличие всех необходимых реквизитов, отношение операций к проверяемому периоду;
- правильность оприходования МПЗ при покупке, безвозмездном получении, прочем поступлении;
- верность списания и отражения прибыли при продаже, прочем выбытии МПЗ;
- правильность оприходования материалов, полученных при ликвидации основных средств;
- соблюдение законодательства при отражении нетипичных операций;
- правильность забалансового учета МПЗ, принятых на ответственное хранение, а также товаров, взятых на комиссию;
- полноту учета операций с аффилированными лицами;
- соответствие законодательству операций при передаче МПЗ в залог и т. д.
Для определения правильности налогообложения МПЗ аудитор проверяет:
- правомерность отражения в учете НДС при приобретении МПЗ, применение налогового вычета;
- верность начисления в учете НДС при реализации;
- правильность и полноту формирования первоначальной стоимости МПЗ для целей налогового учета;
- правильность включения в расходы израсходованных МПЗ;
- списание МПЗ по методам, закрепленным в учетной политике для целей налогового учета;
- правильность формирования доходов и расходов при продаже МПЗ.
Все вышеуказанные процедуры
Таким образом, плюсы проведения аудиторской проверки для финансово-хозяйственной деятельности предприятия очевидны. Помимо официального мнения в форме аудиторского заключения о финансовой (бухгалтерской) отчетности, полученная от аудиторов по итогам проверки информация, в том числе о состоянии учета МПЗ, важна для обеспечения контроля за их сохранностью, снижения налоговых рисков, а также для принятия оптимальных управленческих решений.
Прежде всего необходимо проверить положения учетной политики по учету товарно-материальных ценностей, которые отражены в учетной политике:
-
как учитываются ТМЦ (по
- какой метод используется для списания ТМЦ на затраты производства;
- какой метод применяется для учета движения ТМЦ на складах.
Уточнив выполнение положений учетной политики, можно приступать к проверке соответствующих комплексов задач по учету материальных ценностей. К таким комплексам относятся:
1) учет поступления ТМЦ;
2) аналитический учет движения ТМЦ на складах предприятия;
3) учет использования ТМЦ по направлениям затрат, списания недостач, потерь и хищений;
4) сводный учет ТМЦ;
5) анализ использования материальных ресурсов.
Аудитор может провести инвентаризацию ТМЦ или наблюдать за процессом ее проведения на предприятии. Необходимо проверить, как ведется учет на синтетических счетах 10, 11, 15, 16 и 19.
Типичные ошибки:
-
не заключены договоры о
-
неправильно оформляются
- не ведется аналитический учет движения ТМЦ в бухгалтерии;
- нерегулярно проводится сверка данных по движению ТМЦ в бухгалтерии и на складах;
- не проводится ежегодная инвентаризация ТМЦ;
- неверно ведется учет НДС по поступившим ТМЦ;
- на складах хранится большое количество неиспользуемых ТМЦ;
-
неправильно производится
Информация о работе Понятие основных средств, их классификация и оценка