Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 23:03, реферат
Основные средства – часть имущества (активов) организации.
При принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств необходимо единовременное выполнение следующих условий:
а) использование в производстве продукции при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;
б) использование в течение длительного времени (более 12 месяцев);
в) организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов;
г) способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
Основным критерием информации является ее надежность, т.е. информация является надежной тогда, когда в ней нет существенных ошибок и искажений.
Информация уместна, если отвечает следующим критериям:
· носит прогнозный характер;
· подтверждает прогнозы.
При раскрытии понятий уместности и надежности применяют некоторые ограничения (табл. 2).
Таблица 2. Ограничения надежности и уместности МСФО
Ограничения |
Содержание ограничения |
Своевременность |
Информация не должна быть задержана при подготовке финансовой отчетности. В случае задержки информация теряет свою уместность. С этой целью иногда предоставляется «ожидаемая информация» |
Баланс между выгодами и затратами |
Выгоды, получаемые от сбора информации, должны превышать затраты на ее получение |
Баланс между качественными характеристиками |
Он состоит в том, чтобы достичь соответствующего соотношения между основными характеристиками финансовой отчетности |
В международной практике выделяют пять элементов финансовой отчетности: активы (экономические ресурсы), обязательства, доходы, расходы, капитал.
Данные элементы классифицируются в зависимости от отражения в отчетных формах:
· элементы бухгалтерского баланса (активы, обязательства, капитал);
· элементы, характеризующие финансовый результат, — это элементы отчета о прибылях и убытках (доходы, расходы).
При определении элементов финансовой отчетности центральное место занимает понятие экономической выгоды.
Согласно МСФО под активами понимаются экономические ресурсы, контролируемые организацией, использование которых принесет в будущем экономическую выгоду.
Будущие экономические выгоды могут возникать в следующих случаях:
· когда активы используются обособленно или в сочетании с другими активами для производства товаров, работ, услуг (например, обработка древесины на деревообрабатывающем станке);
· когда актив обменивается на другие активы (например, приобретение материальных ценностей за счет денежных средств);
· когда актив используется для погашения обязательства (например, произведена оплата поставщику за поставленные ценности или оформление отношений по договору мены);
· когда актив распределен между собственниками (например, выплата денежных средств с расчетного счета по причитающимся дивидендам).
Под обязательствами согласно МСФО понимается существующая на отчетную дату задолженность организации, погашение которой приводит к уменьшению этой выгоды в виде оттока ресурсов.
Обязательства могут быть погашены различными способами:
· выплатой денежных средств;
· передачей других активов;
· предоставлением услуг;
· заменой одного обязательства другим;
· переводом обязательства в капитал;
· снятием требования со стороны кредитора.
Также в международной практике существует понятие условное обязательство, которое возникает, если организация решит приобрести какие-либо активы в будущем. Некоторые обязательства могут быть измерены только приблизительно. В таком случае они рассматриваются как резервы. Обязательства принимаются на учет только тогда, когда предполагается, что их погашение требует каких-либо затрат.
Капитал — это доля в активах компании, остающаяся после вычетов всех обязательств. Иными словами, это вложения собственников и накопленная прибыль. Структура капитала в международном учете представлена следующим образом: акционерный капитал, партнерский капитал, резервы, чистая нераспределенная прибыль.
Доходы — это увеличение экономических выгод в течение отчетного периода в форме притока экономических ресурсов или уменьшения обязательств, которое ведет к увеличению капитала.
Доход включает в себя выручку, полученную от основной деятельности, и выручку, полученную от неосновной деятельности.
Под основной деятельностью понимается реализация, проценты, дивиденды, вознаграждения в зависимости от типа организации.
К неосновным доходам относят доходы от реализации внеоборотных активов, ценных бумаг, внереализационные доходы или доходы от увеличения балансовой стоимости долгосрочных активов.
Расходы — это уменьшение экономической выгоды в отчетном периоде в форме оттока или использования активов, или возникновения обязательств, которые ведут к уменьшению собственного капитала.
Расходы включают в себя затраты и убытки от основного вида деятельности и неосновного вида деятельности. К затратам и убыткам от основного вида деятельности относят: затраты и убытки от оказания услуг, выплаты вознаграждений, процентов. К затратам по неосновному виду деятельности относят: затраты и убытки от стихийных бедствий, от продажи внеоборотных активов.
Разница между доходами и расходами представляет собой прибыль.
Важным критерием является
критерий признания элементов финансовой
отчетности — включение в балансовый
отчет или отчет о прибылях
и убытках соответствующих
Этот критерий должен отвечать двум условиям:
1) экономическая выгода будет поступать в компанию;
2) статья имеет стоимость.
Под оценкой элементов финансовой отчетности понимается процесс определения денежных сумм, по которым элементы отражаются в финансовой отчетности. Виды оценок элементов финансовой отчетности, применяемые в международной практике бухгалтерского учета, представлены в табл. 3.
Таблица 3. Виды оценок, применяемых в международном бухгалтерском учете
Виды оценок |
Особенности оценок | |
Активов |
Обязательств | |
Фактическая стоимость приобретения |
Сумма уплаченных денежных средств или их эквивалентов или справедливая стоимость, предложенная за них на момент приобретения |
Сумма выручки, полученной в обмен на долговое обязательство, или сумма денежных средств или их эквивалентов, уплата которых ожидается при нормальном ходе дел |
Восстановительная стоимость |
Сумма денежных средств
или их эквивалентов, которая должна
быть уплачена, если бы такой же или
эквивалентный актив |
Недисконтированная сумма денежных средств или их эквивалентов, которая потребовалась бы для погашения обязательства в настоящий момент |
Возможная цена продажи (погашения) |
Сумма денежных средств или их эквивалентов, которая в настоящее время может быть выручена от продажи актива в нормальных условиях (либо чистая стоимость реализации; либо рыночная стоимость) |
Стоимость их погашения, т.е. недисконтированная сумма денежных средств или их эквивалентов, которая предположительно будет потрачена для погашения обязательств при нормальном ходе дел |
Дисконтированная стоимость |
Дисконтированная стоимость будущего чистого поступления денежных средств, которые предположительно будут создаваться данным активом при нормальном ходе дел |
Дисконтированная стоимость будущего чистого выбытия денежных средств, которые предположительно потребуются для погашения обязательств при нормальном ходе дел |
В настоящее время
в международной практике поста
1) концепция денежного измерения — состоит в том, что все активы, доходы, расходы, обязательства и капитал отображаются в денежном выражении;
2) концепция обособленного предприятия — состоит в том, что счета собственника не являются счетами организации;
3) концепция действующего предприятия — состоит в том, что организация является экономической единицей, которая действует в настоящее время и будет действовать в обозримом будущем;
4) концепция учета по стоимости — состоит в том, что актив вносится в учетные регистры по первоначальной стоимости (по оплаченной стоимости), а для целей использования актива различают балансовую и рыночную стоимость;
5) концепция двойственности учета — состоит в том, что при отражении фактов хозяйственной деятельности применяют двойную запись;
6) концепция учетного периода — состоит в том, что деятельность организации измеряется за конкретный промежуток времени, который называется учетным периодом (обычно год);
7) концепция консерватизма (осторожности в оценке) — состоит в том, что для признания увеличения нераспределенной прибыли организации необходимы более веские доказательства, чем для признания уменьшения нераспределенной прибыли;
8) концепция реализации — состоит в том, что сумма полученного дохода от продажи товаров, работ, услуг должна быть больше или меньше продажной цены реализованных товаров (услуг);
9) концепция соотнесения доходов и расходов — состоит в том, что доходы от продажи товаров, работ, услуг одного отчетного периода должны быть уменьшены на расходы, относящиеся к этому же отчетному периоду (данная концепция реализуется через понятия расходов, под которыми понимаются затраты, выплаты, расходы текущего и будущих периодов);
10) концепция применения учетной политики — состоит в том, что один и тот же метод оценки имущества, обязательств и капитала, выбранный организацией, применяется из года в год;
11) концепция существенности — состоит в том, что в отчетности отражаются только существенные события, которые могут повлиять на принятие решения инвестора.
Основополагающими принципами международной финансовой отчетности являются следующие:
1) принцип выбора единицы учета (предприятие автономно и понимается как отдельная хозяйствующая единица);
2) принцип периодичности — состоит в том, что отчетность классифицируется на годовую и промежуточную;
3) принцип открытости — состоит в том, что в учетных регистрах раскрываются детали происхождения материальных ценностей в дополнение к основным требованиям;
4) принцип целостности — состоит в том, что данные бухгалтерского учета представляют собой единую систему, позволяющую управлять имуществом, капиталом, обязательствами в процессе хозяйственной деятельности;
5) принцип объективности (регистрации) — состоит в том, что все хозяйственные операции должны регистрироваться сплошным образом в оправдательных документах;
6) принцип конфиденциальности — состоит в том, что внутренняя отчетность является коммерческой тайной;
7) принцип экономичности бухгалтерской информации (принцип рациональности) — состоит в том, что затраты на получение информации не должны превышать экономический эффект от ее сбора.
Международные
стандарты имеют ряд
· лучше обобщают практический опыт;
· не привязаны к особенностям регулирования бухгалтерского учета в отдельных странах;
· обеспечивают сопоставимость информации между компаниями в мировом масштабе и являются доступными для пользователей;
· позволяют значительно сократить расходы на подготовку консолидированной (сводной) отчетности;
· доступны и просты в восприятии для пользователей;
· постоянно совершенствуются.
Вместе с тем система МСФО имеет недостатки:
· стандарты носят обобщенный характер и предусматривают многообразие методов учета;
· отсутствуют подробные указания по применению отдельных методик (нет методических рекомендаций);
· ориентированы на развитую рыночную экономику;
· носят рекомендательный характер.
Каждый стандарт состоит из следующих элементов: номер стандарта, его название, цели, сфера применения, порядок учета, основные определения, раскрытие информации, дата вступления в силу. Сфера применения стандарта определяет объекты учета, а в некоторых случаях и круг охватываемых компаний.
В разделе «Порядок учета» излагаются конкретные условия признания и оценки объектов учета, основные правила учета и рекомендации по их использованию.
Информация о работе Понятие основных средств, их классификация и оценка