Понятие основных средств, их классификация и оценка

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 23:03, реферат

Краткое описание

Основные средства – часть имущества (активов) организации.
При принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств необходимо единовременное выполнение следующих условий:
а) использование в производстве продукции при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;
б) использование в течение длительного времени (более 12 месяцев);
в) организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов;
г) способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Файлы: 1 файл

ответ на гос экзамен.doc

— 376.00 Кб (Скачать)

4)        данные способы должны быть закреплены соответствующим документом.

В учетной  политике для целей налогообложения  должны быть предусмотрены:

1. Метод оценки сырья  и материалов, используемых при  производстве (изготовлении) товаров  (выполнении работ, оказании услуг), их реализации и ином выбытии.

Пунктом 8 ст. 254 НК РФ предусмотрены  следующие методы оценки сырья и  материалов:

·         по стоимости единицы запасов;

·         по средней стоимости;

·         по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО);

·         по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО).

Согласно подп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ при реализации покупных товаров  налогоплательщик вправе уменьшить доходы от реализации на стоимость приобретения данных товаров, определяемую одним из следующих методов оценки покупных товаров:

·         по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО);

·         по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО);

·         по средней стоимости (в случаях, когда с учетом технологических особенностей невозможно применение методов ФИФО и ЛИФО).

2. Порядок ведения налогового учета, так как в соответствии со ст. 313 НК РФ организации самостоятельно разрабатывают систему налогового учета. Кроме того, на основании ст. 314 НК РФ формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета и данных первичных учетных документов должны быть представлены как приложения к учетной политике организации для целей налогообложения.

3. Метод начисления  амортизации имущества (кроме  зданий, сооружений и передаточных  устройств со сроком полезного  использования свыше 20 лет), который  будет применяться в налоговом  учете. В соответствии с п. 1 ст. 259 НК РФ в целях налогообложения следует применять линейный или нелинейный методы амортизации имущества. При этом метод амортизации может устанавливаться отдельно для каждого объекта амортизируемого имущества или для каждой амортизационной группы.

4. Порядок учета расходов  на освоение природных ресурсов, относящихся к нескольким участкам  недр.

5. Метод учета доходов  и расходов (метод начисления  или кассовый метод), применяемые  в целях налогообложения при  исчислении налога на прибыль.  Согласно п. 1 ст. 273 НК РФ организации имеют право (но не обязаны) применять кассовый метод учета доходов и расходов, если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) организации без учета НДС не превысила 1 млн. руб. за каждый квартал.

6. Порядок формирования  резерва по сомнительным долгам. При этом под сомнительным  долгом признается любая задолженность  перед налогоплательщиком в случае, если эта задолженность не  погашена в сроки, установленные  договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией (п. 1 ст. 266 НК РФ).

Законодательство о  налогах и сборах не содержит прямого  указания на необходимость фиксирования учетной политики организации для  целей налогообложения в отдельном  распорядительном документе. Возможно включение отдельных элементов учетной политики для целей налогообложения в консолидированный приказ об учетной политике предприятия, как для целей бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения. 

 

Изменение учетной политики. На основании Федерального закона «О бухгалтерском учете» и ПБУ 1/98 изменения в учетной политике организации производятся в случаях:

·         изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету (обязательное изменение учетной политики);

·         разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета (добровольное изменение учетной политики);

·         существенного изменения условий деятельности (добровольное изменение учетной политики).

Изменения учетной политики предусматриваются с 1 января текущего года (с начала финансового года). Изменения утверждаются соответствующим организационно-распорядительным документом (п. 18 ПБУ 1/98).

Последствия обязательного  изменения учетной политики отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, предусмотренном соответствующим законодательным или нормативным актом. Если законодательно не установлен порядок отражения последствий обязательного изменения учетной политики, то они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, предусмотренном для отражения последствий добровольного изменения учетной политики.

Решение о добровольном изменении учетной политики должно обеспечить более достоверное представление  фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации, меньшую трудоемкость учетного процесса.

Если новый способ ведения бухгалтерского учета отвечает данным критериям, то добровольное изменение  учетной политики можно считать  обоснованным.

К существенным изменениям условий деятельности организации можно отнести:

·         реорганизацию предприятия;

·         смену собственников;

·         изменение видов деятельности.

Все изменения учетной  политики объясняются в пояснительной  записке к бухгалтерской отчетности. При этом если изменения учетной  политики оказывают или способны оказать существенное влияние на финансовое положение организации, то данные изменения подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности.

Данная информация должна содержать:

·         причину изменения учетной политики;

·         оценку последствий изменения в стоимостном выражении;

·         указание на то, что включенные в бухгалтерскую отчетность данные за период, предшествующий отчетному, откорректированы. 

 

Формирование  учетной политики в МСФО. В МСФО учетная политика (accounting policies) определяется как совокупность конкретных принципов, допущений, правил и подходов, принятых компанией для подготовки и представления финансовой отчетности.

В отличие от российской практики международные стандарты  оперируют этим понятием исключительно применительно к финансовой отчетности, а не бухгалтерскому учету в целом.

Подход к формированию учетной политики компании, сформулированный в МСФО, нацелен на обеспечение  соответствия финансовой отчетности стандартам. Согласно МСФО 1 «Представление финансовой отчетности» компания должна ориентироваться на принципы и требования, предписанные МСФО. При отсутствии таких принципов руководство компании вырабатывает учетную политику, при использовании которой финансовая отчетность будет содержать полную информацию, необходимую пользователям для принятия решений, достоверно отражающую финансовые результаты деятельности компании.

В последнем случае МСФО предлагают три способа (источника) определения учетной политики:

·         по аналогии со сходными операциями;

·         исходя из общих определений и критериев;

·         на основе национальных правил и признанной практики.

Первый  способ предполагает ориентацию на требования, принятые для сходных операций, и общие принципы системы МСФО. При этом рассматриваются стандарты и разъяснения, которые непосредственно не регулируют конкретный вопрос.

Сходство операций устанавливается  на основе профессионального суждения. Например, при отражении согласно МСФО 28 «Учет инвестиций в ассоциированные  компании» в отчетности инвестиций в ассоциированные компании (associats) методом долевого участия многие процедурные вопросы должны решаться в порядке, аналогичном предусмотренному МСФО 27  «Сводная финансовая отчетность и учет инвестиций в дочерние компании».

При втором способе источником учетной политики компании по конкретному вопросу выступают общие определения и критерии признания, отраженные в Принципах подготовки и представления финансовой отчетности. Эти определения и критерии могут быть использованы, например, при установлении следующих моментов: должен ли (и в какой момент) объект быть капитализирован (списан в расход), как отражать в отчетности суммы НДС, подлежащего возмещению из бюджета, и других налогов, подлежащих уплате (кроме налогов на доходы, порядок учета которых установлен в МСФО 12).

При третьем способе допускается использовать национальные правила учета, а также ориентироваться на общепризнанную практику разрешения конкретных вопросов. Источником требований и принципов отчетности могут стать Общепринятые принципы финансовой отчетности США (US GAAP), которые, по общему признанию, содержат детально разработанные правила учета для многих сложных операций. Однако этот способ допустим лишь в том случае и в той степени, в какой национальные правила и отраслевая практика не противоречат содержанию Принципов подготовки и представления финансовой отчетности, стандартов и разъяснений.

В МСФО специально не рассматривается  возможность при отсутствии конкретных требований ориентироваться на публикуемые  Правлением Комитета по МСФО проекты стандартов и другие материалы как источник разрешения вопросов, возникающих при подготовке финансовой отчетности. Очевидно, что окончательное решение отражается лишь в стандарте, принятом Правлением.

Избранная учетная политика должна обеспечивать формирование такой финансовой отчетности компании, которая содержит уместную и надежную информацию. Согласно Принципам подготовки и представления финансовой отчетности информация признается уместной, когда она влияет на принимаемые пользователями отчетности экономические решения, помогая им оценивать прошлые, текущие и будущие факты хозяйственной жизни компании.

Особое значение при  выработке учетной политики компании должно придаваться соблюдению приоритета экономического содержания перед юридической формой. Экономическое содержание факта хозяйственной жизни не всегда согласуется или соответствует тому, что вытекает из его юридической или изначально задуманной формы.

Вопросы изменения учетной  политики компании рассматриваются  в МСФО 8 «Чистая прибыль или убыток за отчетный период, фундаментальные ошибки и изменения в учетной политике». В целом избранная компанией учетная политика может быть изменена лишь в случае, когда этого требует орган, регулирующий стандарты финансовой отчетности, а также при переходе к более уместному и надежному варианту. Объем и порядок раскрытия учетной политики в финансовой отчетности обсуждаются в каждом конкретном стандарте. 

 

Международные бухгалтерские правила

Развитие финансового  рынка, концентрация международного капитала, международное разделение труда, выход российских организаций на международный рынок и привлечение иностранных инвестиций потребовали качественных преобразований в организации бухгалтерского учета, выделение отдельной системы налогового учета в самостоятельную учетную систему в рамках государственного контроля за деятельностью экономических субъектов.

Переход отечественного бухгалтерского учета на принципы международных  стандартов учета и финансовой отчетности законодательно закреплен постановлением Правительства РФ от 06.03.98 г. № 283 «Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности».

Концептуальные основы международного учета представлены на рисунке 2.

 

 

Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) — это свод определенных правил и общепринятых процедур бухгалтерского учета и отчетности, определяющих требования к признанию, оценке и раскрытию финансово-хозяйственных операций в бухгалтерской отчетности.

МСФО представляют собой  универсальную учетную систему, функционирующую на международном  уровне. В основе системы МСФО лежат  сами международные стандарты и концептуальные основы составления отчетности.

Концепции бухгалтерского учета — это основные теоретические принципы ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности. Концепции необходимы в силу следующих причин:

1)      для разработки новых и пересмотра действующих стандартов;

2)      выступают основой организации международного учета;

3)      помогают разобраться в финансовой отчетности пользователям;

4)      обеспечивают необходимой информацией специалистов бухгалтерии.

Любая информация характеризуется  определенными критериями.

Информация, отраженная в отчетности, должна отвечать критерию качественности — она должна быть понятной для пользователей, имеющих  определенную подготовку, уместной, должна отвечать интересам пользователей, позволять им принимать решения.

Качественные характеристики информации представлены на рисунке 3.  

 

 

 

Информация должна быть существенной. Критерий существенности характеризуется тем, что отсутствие или искажение информации может повлиять на принятие определенного решения.

Преобладание сути над  формой, т.е. информация, необходимая  пользователю, должна быть отражена в  любой форме (рисунок, схема, диаграмма, текст).

Информация о работе Понятие основных средств, их классификация и оценка