Понятие основных средств, их классификация и оценка

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 23:03, реферат

Краткое описание

Основные средства – часть имущества (активов) организации.
При принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств необходимо единовременное выполнение следующих условий:
а) использование в производстве продукции при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;
б) использование в течение длительного времени (более 12 месяцев);
в) организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов;
г) способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Файлы: 1 файл

ответ на гос экзамен.doc

— 376.00 Кб (Скачать)

3)      предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Своевременный анализ бухгалтерской  отчетности, сформированной по данным бухгалтерского учета, позволяет предотвратить  отрицательные моменты в хозяйственной  деятельности организации, выявить  неиспользованные резервы с целью  дальнейшего развития организации и обеспечения ее финансовой устойчивости.

Бухгалтерский учет обязаны  вести все юридические лица, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации. Прочие организации и  граждане, осуществляя предпринимательскую  деятельность, ведут учет и составляют отчетность в порядке, предусмотренном законодательством.

 

 

 

 

 

Пользователи  бухгалтерской информации

Базой для принятия управленческих решений на предприятии является информация экономического характера. Решения принимает не только администрация организации, но и внешние пользователи экономической информации (заинтересованные стороны, находящиеся за пределами фирмы и нуждающиеся в информации для принятия решений в отношении данной организации). Внутренние пользователи оперируют учетной информацией, внешние — данными финансовой отчетности организации. И те и другие данные формируются в процессе бухгалтерского учета организации.

В условиях рыночной экономики  организации различных форм собственности  и организационно-правового статуса взаимодействуют с партнерами по бизнесу, бюджетами различных уровней, собственниками капитала и другими субъектами, в процессе чего с ними возникают финансовые отношения. Такое взаимодействие обеспечивается представлением финансовой отчетности внешним пользователям финансовой отчетности. Вместе с тем для принятия оптимального управленческого решения появляется необходимость финансового управления фирмой, разработки определенной системы принципов, методов и приемов регулирования финансовых ресурсов, обеспечивающих достижение тактических и стратегических целей организации. Данные проблемы находят отражение во внутренней (управленческой) отчетности организации, которая отражает показатели в разрезе объектов управления и организации в целом в части использования финансовых, трудовых и материальных ресурсов, источники их формирования. Результаты формирования показателей внутренней отчетности находят отражение в управлении денежными потоками (величине и сроках), протекающих между предприятием и бюджетами, собственниками капитала, партнерами по бизнесу и другими агентами рынка.

Основная  цель бухгалтерского учета в системе  управления предприятием — формирование информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности.

Состав пользователей  бухгалтерской информации представлен  на рисунке 1. 

 

 

 

В отношении информации для внутренних пользователей следует учитывать, что ее состав для каждого представителя администрации определяется в зависимости от занимаемой должности и функций, выполняемых им.

Для менеджеров наиболее важной является информация о сумме  и норме прибыли, достаточности денежных средств, себестоимости продукции и рентабельности производства.

Собственников и совладельцев больше всего интересуют прибыльность и ликвидность организации.

Руководство организации  заинтересовано также в информации, представляемой внешним пользователям, и в разнообразной информации, необходимой для планирования, анализа и контроля.

Информация для внешних  пользователей формируется, в том  числе и на основе информации для  внутренних пользователей, относящейся  к финансовому положению организации, результатам ее деятельности.

Внешние пользователи преследуют следующие основные интересы в информации, формирующейся в бухгалтерском  учете:

1)       инвесторы и их представители заинтересованы в информации о рискованности и доходности предполагаемых или осуществляемых ими инвестиций, о способности организации выплачивать дивиденды;

2)       заимодавцы заинтересованы в информации, позволяющей определить, будут ли своевременно погашены предоставленные ими займы и выплачены соответствующие проценты;

3)       поставщики и подрядчики заинтересованы в информации, позволяющей определить, будут ли выплачены в срок причитающиеся им суммы;

4)       покупатели и заказчики заинтересованы в информации о продолжении деятельности организации;

5)       органы власти заинтересованы в информации для осуществления возложенных на них функций по распределению ресурсов, регулированию хозяйственной деятельности, разработке и реализации общегосударственной политики, ведению статистического наблюдения;

6)       общественность в целом заинтересована в информации о роли и вкладе организации в повышение благосостояния общества на местном, региональном и федеральном уровнях.

Поскольку интересы заинтересованных пользователей существенно различаются, бухгалтерский учет не может удовлетворить все информационные потребности этих пользователей в полном объеме. Следовательно, информация, формирующаяся в бухгалтерском учете для внешних пользователей, должна удовлетворять потребности, являющиеся общими для всех пользователей. В какой степени система бухгалтерского учета может удовлетворять потребности пользователей, зависит от задач и базисной концепции бухгалтерского учета и отчетности, сложившейся в соответствующей экономической среде.

Все это позволяет  конкретизировать цели бухгалтерского учета и отчетности на уровне предприятия, которые в общем можно определить как оценку:

·         платежеспособности предприятия (обеспеченности его кредиторской задолженности, ликвидности и т. п.);

·         рентабельности;

·         степени ответственности лиц, занятых хозяйственной деятельностью, в рамках предоставленных им полномочий по распоряжению средствами производства и рабочей силой.

В системе экономической  информации бухгалтерский учет является одним из важнейших инструментов управления, содержащих наиболее синтезированную и обобщенную информацию, а также основой объективной оценки хозяйственной деятельности организации, базой текущего и перспективного планирования, действенным инструментом для принятия эффективных управленческих решений. 

 

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности

Система нормативного регулирования  бухгалтерского учета законодательно устанавливает единые правовые и  методологические основы организации  и ведения бухгалтерского учета  в Российской Федерации.

Действующие нормы основаны на единообразии ведения бухгалтерского учета имущества, обязательств и  хозяйственных операций, составлении  и представлении сопоставимой и  достоверной информации об имущественном  положении, доходах и расходах организации, необходимой пользователям бухгалтерской информации.

Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом на государственном уровне осуществляется Правительством Российской Федерации. Приоритетное право регулирования  бухгалтерского учета предоставлено Министерству финансов, которое осуществляет разработку и утверждение положений по бухгалтерскому учету (национальных стандартов), методических указаний по бухгалтерскому учету отдельных операций, имущества, обязательств, доходов, расходов и капитала. Нормативные акты, утвержденные Министерством финансов, составляют основу системы нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета и являются обязательными к применению на территории Российской Федерации.

Другие органы, которые  наделены правом нормативного регулирования бухгалтерского учета в пределах своей компетенции (отраслевые министерства и ведомства), не имеют права издавать нормативные акты, противоречащие нормативным актам и методическим указаниям Министерства финансов РФ.

Одни из утверждаемых нормативных актов обязательны к применению (законы, положения по бухгалтерскому учету), другие носят рекомендательный характер (План счетов, методические указания, комментарии).

В настоящее время  в отечественной практике учета  сложилась четырехуровневая система регулирования бухгалтерского учета и отчетности:

·         1-й уровень — законодательные акты, указы Президента РФ и постановления правительства, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского учета в организации;

·         2-й уровень — стандарты (положения) по бухгалтерскому учету и отчетности;

·         3-й уровень — методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии, письма Министерства финансов РФ и других ведомств;

·         4-й уровень — рабочие документы по бухгалтерскому учету самой организации.

Федеральный закон от 21.11.96 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» является основным актом первого уровня. Данный Закон определяет правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и предоставлять финансовую отчетность.

К первому уровню системы  также следует отнести Гражданский  кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Федеральный закон от 26.12.95 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», постановление Правительства РФ от 06.03.98 г. № 283 «Об утверждении программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности» и др.

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» занимает центральное  место в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета  и отчетности, поскольку: определяет юридический статус норм бухгалтерского учета для коммерческих и некоммерческих организаций, закрепляет обязанность юридических лиц по ведению бухгалтерского учета, определяет ответственность за организацию учетной работы. В Законе дано определение бухгалтерского учета, названы его объекты (имущество организации, ее обязательства и хозяйственные операции), обозначены задачи бухгалтерского учета, приведены основные понятия, используемые в бухгалтерском учете (синтетический и аналитический учет, План счетов, бухгалтерская отчетность и т.п.).

В Федеральном законе «О бухгалтерском учете» изложены требования к ведению бухгалтерского учета в организациях (обязательность двойной записи хозяйственных операций на основе рабочего плана счетов, осуществление учета на русском языке, в валюте Российской Федерации, обязательность формирования учетной политики и обязательность обособленного учета текущих затрат и капитальных и финансовых вложений), к документированию хозяйственных операций, ведению регистров бухгалтерского учета, оценке имущества и обязательств, порядку осуществления инвентаризации имущества и обязательств.

Отдельный раздел посвящен перечню требований к составлению  бухгалтерской отчетности, определены ее состав, правила оценки статей бухгалтерской  отчетности, порядок ее представления, основные правила составления сводной  бухгалтерской отчетности и порядок хранения документов бухгалтерского учета.

Второй  уровень системы нормативного регулирования бухгалтерского учета представлен учетными стандартами.

Учетный стандарт представляет собой свод основных правил, устанавливающих  порядок учета и оценки определенного объекта или их совокупности. Учетные стандарты (в отечественном бухгалтерском учете — положения) призваны конкретизировать Федеральный закон «О бухгалтерском учете». В настоящее время в России разработано и утверждено 21 положение по бухгалтерскому учету и отчетности (табл. 1). 

 

Таблица 1. Система национальных стандартов бухгалтерского учета

Наименование  стандарта

Номер и дата приказа Минфина, утвердившего стандарт

Объект регулирования

Положение по ведению  бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации

№ 34н

от 29.07.98 г.

Определяет порядок  организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления  бухгалтерской отчетности юридическими лицами

Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98)

№ 60н

от 09.12.98 г.

Определяет принципы формирования учетной политики, методику бухгалтерского учета, способы оценки имущества, обязательств, порядок признания  доходов и расходов

Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство» (ПБУ 2/94)

№ 167

от 20.12 94 г.

Определяет принципы учета операций по капитальному строительству

Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в  иностранной валюте» (ПБУ 3/2000)

№ 2н

от 10.01.2000 г.

Определяет порядок  учета активов и обязательств, выраженных в иностранной валюте

Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99)

№ 43н

от 06 07 99 г

Определяет порядок  составления и представления бухгалтерской отчетности

Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01)

№ 44н

от 09.06.01 г.

Определяет принципы учета и способы оценки материально-производственных запасов

Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01)

№ 26н

от 30.03.01 г.

Определяет принципы учета, способы оценки и амортизации  основных средств

Положение по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты» (ПБУ 7/98)

№ 56н

от 25.11.98 г.

Определяет события после отчетной даты и их отражение в бухгалтерской отчетности

Положение по бухгалтерскому учету «Условные факты хозяйственной  деятельности» (ПБУ 8/01)

№ 96н

от 28.11 01г.

Определяет условные факты хозяйственной деятельности и их отражение в бухгалтерской отчетности

Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99)

№ 32н

от 06.05.99 г.

Определяет принципы учета и признания доходов  организации

Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99)

№ 33н

от 06.05.99 г.

Определяет принципы учета и признания расходов организации

Положение по бухгалтерскому учету «Информация об аффилированных лицах» (ПБУ 11/2000)

№ 5н

от 13.01.2000 г.

Определяет порядок  раскрытия в отчетности информации об аффилированных лицах

Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2000)

№ 11н

от 27.01.2000 г.

Определяет порядок  раскрытия в отчетности информации по сегментам

Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной  помощи» (ПБУ 13/2000)

№ 92н

от 16.10.2000 г.

Определяет порядок учета и раскрытая в отчетности информации о государственной помощи

Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2000)

№ 91н

от 16.10.2000 г.

Определяет принципы учета, способы оценки и амортизации  нематериальных активов

Положение по бухгалтерскому учету «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» (ПБУ 15/01)

№ 60н

от 02 08.01 г.

Определяет принципы учета займов, кредитов и процентов  по заемным средствам

Положение по бухгалтерскому учету «Информация по прекращаемой деятельности» (ПБУ 16/02)

№ 66н

от 02 07.02 г.

Определяет порядок  раскрытия в отчетности информации по прекращаемой деятельности

Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» (ПБУ 17/02)

№ 115н

от 19.1102 г.

Определяет порядок  учета расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические  работы

Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» (ПБУ 18/02)

№ 114н

от 19.11.02 г.

Определяет порядок  расчетов по налогу на прибыль

Положение по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» (ПБУ 19/02)

№ 126н

от 10.12.02 г.

Определяет принципы учета и способы оценки финансовых вложений

Положение по бухгалтерскому учету «Информация об участии в совместной деятельности» (ПБУ 20/03)

№ 105н

от 24.11.03 г.

Определяет порядок  раскрытия в отчетности информации о совместной деятельности

Информация о работе Понятие основных средств, их классификация и оценка