Подготовка и проведение внутреннего финансово-экономического контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 12:18, контрольная работа

Краткое описание

Финансовый контроль – это совокупность действий и операций, осуществляемых специально уполномоченными органами, с целью контроля за соблюдением субъектами хозяйствования и органами государственной власти и местного самоуправления норм права в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов для своевременного получения полной и достоверной информации о ходе реализации принятых управленческих финансовых решений.

Оглавление

Введение…………………………………………………………….…….………….3
1.Осуществление контроля системы бухгалтерского учета организации….........5
2.Осуществление контроля системы внутреннего контроля организации……..15
3.Оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля организации...20
Заключение………………………………………………………….………………23
Список использованной литературы………………………..…………………….24

Файлы: 1 файл

Контроль и Ревизия.doc

— 163.00 Кб (Скачать)

    - выявление и использование резервов  роста и повышения эффективности  производства;

    - проверка состояния бухгалтерского  учета и внутреннего контроля, достоверности бухгалтерской (финансовой) и налоговой отчетности;

    - выявление путей совершенствования работы субъектов хозяйствования.

    В целях более глубокого изучения сущности, принципов построения, форм организации и методов осуществления контроля возникает необходимость его классификации.

    При классификации контроля по видам выделяют (государственный контроль, внутренний контроль, аудиторский контроль, общественный контроль):

     1.   Государственный контроль - осуществляют органы государственной власти и управления и административные органы. По целевой направленности государственный контроль в свою очередь подразделяется на:

     - Общегосударственный контроль - осуществляется в масштабах всего государства органами государственной власти, центральными органами управления. Цель - обеспечение повышения эффективности производства, достижения высоких конечных результатов, более полного удовлетворения потребностей.

    - Отраслевой контроль - способствует эффективному развитию отдельных отраслей экономики. Цель - выявление резервов повышения производительности труда, улучшения качества работы, развития НТП в отрасли.

    - Специализированный контроль — возложен на специализированные инспекции, которые осуществляют проверку соблюдения установленного порядка организации и ведения тех или иных хозяйственных операций, входящих в их компетенцию (ветеринарный, транспортный, иммиграционный, лицензионный).

    2. Внутренний контроль - выступает составной частью системы корпоративного управления и осуществляется как непосредственно руководством и другими должностными лицами хозяйствующего субъекта, так и его специальными контрольными службами или привлеченными специализированными организациями.

    3. Аудиторский контроль - независимый контроль за деятельностью предприятий, осуществляемый аудиторами-предпринимателями или аудиторскими фирмами. Цель — проверка достоверности бухгалтерского баланса и финансовой отчетности, а также законности совершаемых на предприятии операций, правильности их отражения в учете.

    4. Общественный контроль - осуществляется неправительственными организациями и отдельными физическими лицами на основе добровольности и безвозмездности. К нему относится контроль со стороны профсоюзных и молодежных организаций. Цель — проверка решения социальных вопросов в трудовых коллективах, в молодежной среде и по месту жительства членов данных организаций.

    В зависимости от субъектов контрольной деятельности контроль подразделяется на (вневедомственный, ведомственный):

    1) вневедомственный - предполагает осуществление контрольных функций независимо от ведомственной подчиненности проверяемых субъектов хозяйствования;

    2)  ведомственный - осуществляется вышестоящим органом

    по  принципу административной подчиненности. Компетенция органов ведомственного контроля распространяется на осуществление проверки вопросов данного ведомства и может выходить при необходимости за его пределы лишь по взаимосвязанным операциям и с согласия другого заинтересованного ведомства.

    По  характеру контрольных  функций и сфере  их применения выделяют (правовой контроль, экономический контроль, производственно-технический контроль):

    1. Правовой контроль - осуществляется в сфере государственного управления, обеспечивает точное и неукоснительное соблюдение законов всеми субъектами хозяйствования и должностными лицами.

    2. Экономический контроль - осуществляется в сфере управления экономикой и включает в себя финансовый, бухгалтерский, ревизионный и статистический контроль.

    3. Производственно-технический контроль - осуществляется в сфере производственного процесса и является способом оперативного регулирования хода производства.

    В зависимости от времени проведения контроля различают (Предварительный контроль, текущий контроль, последующий контроль):

    1. Предварительный контроль - осуществляется до начала совершения хозяйственных операций, подвергающихся контролю. Цель - предупреждение незаконности и нецелесообразности проведения хозяйственных операций.

    Форма предварительного контроля играет важную роль в финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов, в связи, с чем ее целесообразно использовать, прежде всего, во внутреннем контроле непосредственно в процессе планирования, бюджетирования и до начала осуществления бизнес-планов.

    2. Текущий контроль - производится непосредственно в процессе совершения хозяйственных операций. Цель - оперативное устранение недостатков, выявление и распространение положительного опыта.

    Основное  преимущество текущего контроля заключается  в возможности своевременно выявить  резервы дальнейшего роста производства, которые в ходе осуществления предварительного и последующего контроля могут быть не вскрыты либо не вовлечены в дело.

    3. Последующий контроль - осуществляется после совершения хозяйственных операций. Цель — установление достоверности отчетных данных, а также выявление недостатков или положительного опыта.

    Благодаря последующему контролю обеспечивается объективная оценка деятельности хозяйствующих субъектов и отдельных должностных лиц. Эта форма контроля является самой распространенной и применяется в работе всех органов экономического контроля.

    В зависимости от источников контрольных данных выделяют

    (документальный контроль, фактический контроль):

    1.  Документальный контроль - контроль, осуществляемый по документальным данным. Источниками таких данных являются первичные и сводные бухгалтерские документы, регистры синтетического и аналитического учета, бизнес-планы и отчеты предприятия и другие.

    Специфика источников документального контроля состоит в том, что они могут  быть как достоверными, так и недостоверными, полными и неполными, что, безусловно, сказывается и на выборе технических приемов его осуществления, которые связаны главным образом с проверкой документов.

    2.  Фактический контроль - контроль, осуществляемый по данным осмотра проверяемых объектов в натуре, т.е. путем проведения инвентаризации фактического наличия и состояния хранения хозяйственных средств.

    Достоинство фактического контроля состоит в  том, что он обеспечивает безусловную  достоверность контрольных данных. Вместе с тем, деление контроля на документальный и фактический носит в известной мере условный характер, так как в основе этого разграничения лежат различные источники данных.

    По  охвату проверяемых объектов выделяют контроль (сплошной, выборочный):

    1) сплошной - проверка объектов (хозяйственных операций) в сплошном порядке, который характеризуется большой трудоемкостью, в связи, с чем он используется по отдельным участкам финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов;

    2) выборочный - ограничивается проверкой выборочного круга проверяемых объектов (хозяйственных операций) по существующим методам их отбора, на основании чего по выборочной совокупности формируются выводы по результатам проведенного контроля.

    По  периодичности проведения можно выделить:

    1)   систематический (регулярный) контроль - производится, как правило, с определенной периодичностью и характерен для государственного, внутреннего и аудиторского контроля;

    2)  разовый (эпизодический) контроль - обусловлен в основном теми или иными общественными интересами' (инициативами).

    По  способам осуществления различают следующие виды контроля:

    1.   Ревизия - всесторонняя и глубокая документальная и фактическая проверка производственно-финансовой и коммерческой деятельности субъекта хозяйствования за определенный период времени.

    2. Экономический анализ - заключается в выявлении влияния фактов на результаты хозяйственно-финансовой деятельности предприятий (неиспользованные ресурсы, финансовое состояние и платежеспособность, оценка имущества, ликвидность и т.д.). Практическое осуществление экономического анализа как способа контроля совмещается обычно с другими способами (проверками, обследованиями, ревизиями).

    3.   Хозяйственный спор - это способ выявления, соблюдения законности и обеспечения, законных прав в хозяйственных взаимоотношениях предприятий, организаций и учреждений. Хозяйственные споры разрешаются органами Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, а также судами общей юрисдикции.

    4.   Следствие (расследование) - представляет такой способ контроля, при котором выявляются виновность физических лиц и размер причиненного ими ущерба. Специфика этого способа контроля заключается в том, что он осуществляется только судебно-следственными органами при наличии необходимых признаков уголовно наказуемых деяний отдельных должностных лиц.

    5. Обследование - применяется в практике контроля при подготовке обсуждения или решения тех или иных вопросов хозяйственной деятельности путем их изучения на месте. Оно организуется, например, для проверки состояния складского хозяйства, пожарной безопасности, охраны труда и т.д.

 

2. Осуществление  контроля системы  внутреннего контроля организации

    Внутренний  (внутрихозяйственный)  контроль  является  самостоятельной  функцией  управления  внутри  организации.  Имеет  особую  специфику.  Он  отличается  глубиной  и  точностью,  поскольку  осуществляется  там,  где  находится  центр  тяжести  управления.  Главное  его  назначение – непрерывное  наблюдение  за  эффективностью  снабженческо-сбытовой,  производственной  и  финансовой  деятельности,  за обеспечением  сохранности  имущества  (денежных  и  материальных  средств),  устранением  причин,    порождающих  нарушения,  недостатки  и  потери.

    Внутренний  контроль  осуществляют  бухгалтерия,  финансовая,  юридическая,  и  другие  функциональные  (экономические  и  технические)  службы  организации  в  пределах  установленной  компетенции.  Поэтому  контрольные  функции  предусматриваются  в  положениях  о  функциональных  службах,  а  также  в  должностных  обязанностях  их  работников.  Необходимо  строго  разграничить  контрольные  функции  руководителей    функциональных  служб  организации  и  линейных  работников  структурных  подразделений, которым  вменяется  в  обязанность  в  рамках  их  компетенции  подписывать  первичные  документы,  контролировать  соблюдение  норм  материальных  и  трудовых  затрат.  Это  обеспечивает  персональную  ответственность  должностных  лиц  за  экономическую  и  юридическую  обоснованность  совершаемых  по  подписываемым  ими  документам  хозяйственных  операций.

    В  системе  внутреннего  контроля  ведущая  роль  принадлежит  непрерывному,  сплошному  и  строго  документальному  контролю,  осуществляемому  бухгалтерией  организации  в  форме:

    1)  предварительного  контроля  на  стадии  рассмотрения  первичных   документов,  поступивших  главному  бухгалтеру  (или  другим  ответственным  лицам)  на подпись,  а также при визировании планов,  договоров,  смет,  приказов  и других  документов,  связанных с расходованием денежных  средств и товарно-материальных  ценностей;

    2)  текущего  контроля  в  ходе  регистрации  хозяйственных   операций  в  учете  и  инвентаризаций  денежных средств и материальных ценностей (имущества);

    3)  последующего  контроля  на  стадии  обобщения  и  анализа   учетной  и  отчетной  информации,  а  также  посредствам   проводимых  совместно  с   другими  функциональными службами,  в том числе внутренними аудиторами  (ревизорами),  ревизий и проверок  в структурных подразделениях.  Последующий  контроль,  отличающийся  углубленным  исследованием  всех  сторон  производственной  и  финансово-хозяйственной  деятельности,  позволяет  выявить  недостатки  предварительного  и  текущего  контроля.

Информация о работе Подготовка и проведение внутреннего финансово-экономического контроля