Подготовка и проведение внутреннего финансово-экономического контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 12:18, контрольная работа

Краткое описание

Финансовый контроль – это совокупность действий и операций, осуществляемых специально уполномоченными органами, с целью контроля за соблюдением субъектами хозяйствования и органами государственной власти и местного самоуправления норм права в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов для своевременного получения полной и достоверной информации о ходе реализации принятых управленческих финансовых решений.

Оглавление

Введение…………………………………………………………….…….………….3
1.Осуществление контроля системы бухгалтерского учета организации….........5
2.Осуществление контроля системы внутреннего контроля организации……..15
3.Оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля организации...20
Заключение………………………………………………………….………………23
Список использованной литературы………………………..…………………….24

Файлы: 1 файл

Контроль и Ревизия.doc

— 163.00 Кб (Скачать)

    При  отсутствии  специальной  аудиторской  (ревизионной)  службы  координирующим  центром  внутреннего  финансового  контроля  в  любой  организации  должна  стать  бухгалтерская  служба.  Контрольные  функции  бухгалтерии  предусмотрены  Законом  о  бухгалтерском  учете  и  другими  нормативными  документами,  регулирующими  ведение  бухгалтерского  учета  и  составление  отчетности  в  Российской  Федерации.

    Основным  документом,  определяющими  порядок  ведения  бухгалтерского  учета в  организации,  является  учетная  политика.  Она  формируется  на  основе  законодательства  Российской  Федерации  о  бухгалтерском  учете,  нормативных  актов  органов,  регулирующих  бухгалтерский  учет,  и  утверждается  приказом  или  распоряжением  лица,  ответственного  за  организацию  и  состояние  бухгалтерского  учета  (руководителя  организации).  В  учетной  политике  должен  быть  утвержден  порядок  контроля  за  хозяйственными  операциями,  порядок,  периодичность,  сроки  проведения  ревизий,  проверок,  инвентаризаций  и  других  контрольных  действий.  Для  осуществления  контрольно-ревизионной  работы  в  штате  бухгалтерии  вводится  контрольно-ревизионные  группы  (бюро,  ревизоры).  С  учетом  специалистов  экономических  и  технических  служб  они  проводят  ревизии  и  проверки  финансово-хозяйственной  деятельности  структурных  подразделений  организации,  дочерних  и  зависимых  обществ.

    На  любой стадии процесса управления неизбежны отклонения фактического состояния объекта управления от планируемого. Для своевременной информации о качестве и содержании таких отклонений необходим внутренний контроль.

    Внутренний контроль организации — это осуществление субъектами организации таких действий, как:

    - определение фактического состояния организации (объекта контроля);

    - сравнение фактических данных с планируемыми;

    - оценка выявляемых отклонений и степени их влияния на аспекты функционирования организации;

    - выявление причин зафиксированных отклонений.

   Цель  внутреннего контроля — информационное обеспечение системы управления для получения возможности принятия эффективных решений.

   Особенность внутреннего контроля — в его двойственной роли в процессе управления организацией. В результате глубокой интеграции контроля и других элементов процесса управления на практике невозможно определить круг деятельности для работника таким образом, чтобы он относился только к какому-либо одному элементу управления без его взаимосвязи и взаимодействия с контролем. Любая управленческая функция обязательно интегрирована с контрольной. Поэтому, теоретически рассматривая каждую стадию как отдельный элемент процесса управления, можно допустить, что элемент контроля присутствует на каждой стадии. Для оптимального хода любой из стадий процесса управления над каждой из них необходим контроль.

   На  стадии планирования реализуются следующие  контрольные функции:

    - оценка рациональности возможных  вариантов плановых решений; 

    - соответствие плановых решений  принятым установкам и намеченным  ориентирам, а также общей стратегии.

   Для обеспечения рациональности и адекватности, окружающим условиям самого курса действий и общей стратегии, для обеспечения соответствия управленческих решений самой возможности их успешной реализации (с точки зрения потенциалов организации) также необходим контроль. Если в стадию планирования не «включить» элемент контроля, ошибочность планирования в лучшем случае проявится на стадии организации и регулирования.

    На  стадиях организации и регулирования  реализации управленческих решений необходим контроль правильности хода реализации принятых плановых решений для достижения необходимых результатов. Необходимо контролировать и рациональность осуществления организации и регулирования принятых решений.

    На  стадии учета должен быть обеспечен  контроль за:

    1. наличием и движением имущества;

    2. рациональным использованием производственных ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

    3. состоянием выданных и полученных обязательств;

    4. целесообразностью и законностью хозяйственных операций организации, и т.д.

    Данные  учета служат информационной базой  для контроля. C другой стороны, необходим контроль качества самого учета.

    На  стадии анализа осуществляется оценка информации о результатах выполнения управленческих решений на основе ее разложения на различные составляющие и их соотнесения между собой. Контроль и анализ глубоко интегрированы. Данные контроля часто являются основой для проведения анализа. На стадии анализа реализуются и контрольные функции, например контроль уровня обеспеченности запасов и затрат источниками формирования. Методы анализа, используемые на стадиях осуществления контрольной деятельности, оценивают степень приближения фактических результатов к конечному пункту какой-либо управленческой программы независимо от того, изложена она в общих или конкретных выражениях. Контроль качества проведения анализа — необходимый этап при оценке информации относительно результатов выполнения управленческих решений. 

    Таким образом, внутренний контроль организации  является:

    1. неотъемлемым элементом каждой  стадии процесса управления;

    2. «обособленной» стадией, обеспечивающей  информационную прозрачность на предмет качества хода процесса управления на всех других стадиях.

    Функция контроля глубоко интегрирована  с другими функциями управления. Вместе с тем существует информационная интеграция внутри функции контроля. Интеграция контроля и других функций на одном уровне управления — это горизонтальная интеграция, а информационная интеграция функций контроля на разных уровнях управления (контроль на уровне рабочего места, бригады, участка, цеха, организации) — это вертикальная интеграция.

   В результате интеграции по горизонтали  достигается согласование отдельных элементов управления с целью решения какой-либо управленческой проблемы или достижения какой-либо цели управления. При вертикальной же интеграции функция контроля реализуется на разных уровнях управления, но на базе одной и той же информации, подвергаемой агрегированию (укрупнению). Вертикальная интеграция необходима для контроля со стороны вышестоящего звена (системы) управления.

 

3. Оценка систем  бухгалтерского учета  и внутреннего контроля организации

    В ходе ревизии (проверки) необходимо разобраться в системах бухгалтерского учета и внутреннего контроля, которые применяются в проверяемой организации, и при этом изучить и оценить те средства контроля, на основе которых возможно определить суть, масштаб и временные затраты предполагаемых контрольных процедур.

    Масштаб и особенности системы внутреннего контроля, а также степень их формализации должны соответствовать размерам организации и особенностям его деятельности. В ходе проверки необходимо убедиться в том, что система бухгалтерского учета достоверно либо не достоверно отражает хозяйственную деятельность проверяемой организации. Особенности системы внутреннего контроля могут способствовать формированию такого убеждения.

    Изучение и оценка особенностей системы бухгалтерского учета, изучение и оценка системы внутреннего контроля должны в обязательном порядке документироваться в ходе проверим. При проведении и документировании этой работы рекомендуется использовать:

    а) специально разработанные тестовые процедуры,

    б) перечни типовых вопросов для выяснения мнения руководящего  персонала и работников бухгалтерии;

    в) специальные бланки и проверочные листы;

    г) блок-схемы и графики;

    д) перечни замечаний, протоколы или акты.

    Контролирующие органы разрабатывают методики и порядок изучения и оценки системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, а также планируют контрольные процедуры в зависимости от результатов такого изучения и оценки. Уровень организации системы бухгалтерского учета и эффективности системы внутреннего контроля является основанием для планирования степени детальности и выборочности проведения контрольных процедур.

    Существенные  недостатки системы бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля, отмеченные в ходе проверки, а также рекомендации по их устранению следует отражать в итоговом документе.

    Результатом финансового контроля являются документальные материалы (акты, отчеты, справки, заключения), которые отражают достоверность информации о финансово-хозяйственном состоянии объекта контроля, вскрытые в процессе контроля отклонения от принятых стандартов, нарушения установленных норм и правил.

    Принятие  решения по результатам  контроля осуществляется субъектами управления и имеет целью устранение недостатков, выявленных в процессе контроля. Именно устранение выявленных нарушений и недостатков, а также проведение мероприятий по предотвращению или сокращению нарушений, недостатков в будущем являются конечной целью контроля, основными факторами, определяющими его эффективность.

    Итоговый  документ о результатах проведенной проверки или ревизии (акт), должен содержать систематизированное изложение документально подтвержденных фактов нарушений, законодательства, правил ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, выявленных в процессе ревизии (проверки), или указание на отсутствие таковых, а также выводы, рекомендации и предложения, проверяющих по устранению выявленных нарушений законодательства, порядка и правил ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, других недостатков и замечаний ревизионной комиссии.

    В акте ревизии (проверки), составленном на бумажном носителе и имеющем сквозную нумерацию страниц, подлежат отражению все выявленные в процессе ревизии (проверки) факты нарушений законодательства, правил ведения бухгалтерского учета и составления отчетности; финансовое состояние организации; факторы, условия и финансово - хозяйственные операции (сделки), оказавшие отрицательное воздействие на результаты деятельности либо нанесшие ущерб организации или государству и связанные с ними обстоятельства, имеющие значение для принятия правильного решения по результатам ревизии (проверки).

    В случае необходимости использования  в тексте акта сокращенных наименований и общепринятых аббревиатур при первом употреблении соответствующее словосочетание должно приводиться полностью с одновременным указанием в скобках его сокращенного наименования или аббревиатуры, используемых далее по тексту.

    Подлинник акта ревизии (проверки) должен составляться не менее чем в двух экземплярах, один из которых остается у контролирующей организации, другой - передается руководителю (лицу, исполняющему его обязанности) исполнительного органа проверяемой организации. Акт ревизии (проверки) должен состоять из трех частей; вводной, описательной и итоговой.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  

    Одним из наиболее важных участков учета и контроля на предприятии является ревизия финансово-хозяйственной деятельности.

    Обычно  ревизия финансово-хозяйственной  деятельности предприятия за год (осуществляемая ревизионной комиссией) имеет основной целью либо подтверждение достоверности данных, содержащихся в годовом отчете общему собранию участников предприятия, бухгалтерском балансе, отчете о прибылях и убытках, либо выявление нарушений порядка ведения бухгалтерского учета и представления финансовой отчетности, а также правовых актов Российской Федерации.

    Ревизии исследуют финансово-хозяйственную  деятельность предприятий и предпринимателей с целью выявления отрицательных  явлений, их ликвидации и избежание в будущем. Ревизии активно влияют на выявление причин бесхозяйственности, нарушений законодательства и нормативных актов, оказывают содействие возмещению причиненных конкретными лицами убытков. Это определяет актуальность темы. 

    Задачи  ревизии - установить законность, достоверность, экономическую целесообразность совершенных финансово-хозяйственных операций.  

    Для ревизии важно выявить и установить: контроль за соблюдением государственной дисциплины; правильность использования государственных средств; сохранность денежных средств и материальных ценностей; правильность ведения бухгалтерского учета; выявить факты бесхозяйственности, расточительства, хищений; установить виновных для возмещения вреда государству.

 

      СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Аснин Л.М., Кононова И.Я. Контроль и ревизия в организациях. Ростов н/Д: Феникс, 2004
  2. Безруких П. С., Кондраков Н. П., Палий В. Ф. Бухгалтерский учет – М. 2005.
  3. Венедиктова В.И. Ревизия и контроль в акционерных обществах и товариществах. М: ИНЭ, 2002
  4. Данилевский Ю. А., Мезенцева Г. М. Контроль в отраслях народного хозяйства при различных формах собственности. – М. 1998.
  5. Макоев О.С., Ревизия и контроль/ Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.
  6. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утв. приказом Минфина РФ от 13 июня 1995 г. N 49)
  7. Мельник М.В., Пантелеев А.С., Звездин А.Л. Ревизия и контроль: Учебное пособие. – М., 2003г.;
  8. Информационная справочно-правовая система "Гарант"

Информация о работе Подготовка и проведение внутреннего финансово-экономического контроля