Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2015 в 23:53, курсовая работа
Целью курсовой работы является глубокое, всестороннее исследование теоретических и практических аспектов аудита расчетов с поставщиками, проведение аудиторской проверки с целью формирования мнения о достоверности информации о состоянии расчетов с поставщиками и совершенствованию учета.
Задачами, поставленными в курсовой работе являются:
- ознакомление с деятельностью предприятия;
- оценка системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля на предприятии;
- составление программы аудита;
Среднеарифметическое значение существенности:
79086,94 : 4 = 39543,47 тыс.руб. – не существенная ошибка
158173,88 : 4 = 79086,94 тыс.руб. – существенная.
План аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками должен охватить следующие основные направления проверки:
- правовая оценка договоров
с поставщиками с позиций
- организация первичного учета
операций по расчетам с
- организация бухгалтерского
- организация налогового учета
операций по расчетам с
В общем плане аудиторская организация должна предусмотреть сроки проведения аудита и составить график проведения аудита, подготовки отчета, аудиторского заключения. В процессе планирования затрат времени аудитору необходимо учесть реальные трудозатраты, что оформляется рабочим документом аудитора. (Приложение 10).
Содержание плана проверки учета расчетов с поставщиками и подрядчиками в ОАО «Колос» приведен в Приложении 11.
Программа проведения аудиторской проверки является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита. Программа аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками в ОАО «Колос» представлена в Приложении 12.
Глава 2. Сбор аудиторских доказательств при проверке аудита расчетов
с поставщиками и подрядчиками в ОАО «Колос»
2.1. Оценка соответствия учетной
политики в части учета
с поставщиками и подрядчиками требованиям законодательства
В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете», положением по бухгалтерскому учету ПБУ 1/98 Учетная политика организации и другими нормативными актами, регулирующими бухгалтерский учет, организации должны самостоятельно формировать учетную политику исходя из своей структуры и других особенностей деятельности. [25, с.77]
Варианты формирования учетной политики ОАО «Колос» по вопросам, отражающим расчеты с поставщиками и подрядчиками приведены в таблице 3.
Таблица 3
Форма 8-РД
Оценка вариантов учетной политики в части расчетов
с поставщиками и подрядчиками
Момент, отражаемый в учетной политике |
Нормативный документ |
Возможные варианты согласно нормативным документам РФ |
Вариант, выбранный для учета |
Метод признания доходов и расходов |
Налоговый кодекс РФ часть 2 |
а) метод начисления; б) кассовый метод |
Метод начисления |
Режим налогообложения |
Налоговый кодекс РФ часть 2 |
а) общий режим налогообложения; б) применение единого сельскохозяйственного налога в) применение упрощенной системы налогообложения |
общий режим налогообложения (уплата НДС и налога на прибыль) |
Форма безналичных расчетов |
Положение о безналичных расчетах в РФ №2-П от 03.10.2002г. |
а) расчеты платежными поручениями; б) расчеты по аккредитиву; в) расчеты чеками; г) расчеты по инкассо. |
Расчеты платежными поручениями |
Анализ учетной политики по вопросам учета расчетов с поставщиками и подрядчиками показал, что кредиторская задолженность поставщикам и другим кредиторам в ОАО «Колос» учитывается в сумме принятых к оплате счетов и величине начисленных обязательств согласно расчетным документам. Кредиторская задолженность по неотфактурованным поставкам учитывается в сумме поступивших ценностей, определенной исходя из цены и условий, предусмотренных в договорах.
В учетной политике ОАО «Колос» не отражены сроки проведения инвентаризации расчетов.
Рекомендации: в учетной политике рекомендуется отразить сроки проведения инвентаризации расчетов с поставщиками и подрядчиками (например, один раз в квартал перед составление промежуточной отчетности, а в течение квартала - в соответствии с приказом руководителя).
На предприятии нет утвержденного графика документооборота. Это может привести к следующему:
- первичные документы могут быть утеряны;
- первичные документы могут быть приняты к учету (т.е. проверены и обработаны) несвоевременно (например, в следующем отчетном периоде);
- в первичных документах могут содержаться приписки и прочие злоупотребления.
Следующий этап проведения аудита по расчетам с поставщиками — правовая оценка договоров с позиций действующего законодательства.
Аудитору в ходе проведения аудита надлежит убедиться в том, что форма заключенного договора полностью соответствует экономическому смыслу совершенной предприятием сделки. Кроме того, должна быть получена уверенность в том, что договор содержит все существенные условия, и риск признания договора недействительным отсутствует.
Аудитор устанавливает, прежде всего, наличие договоров поставки продукции и других хозяйственных договоров на оказание услуг и выполнение работ, а также правильность оформления договоров. Договоры должны соответствовать требованиям действующего законодательства. К основным из них относятся:
- соблюдение формы договора;
- определение срока исполнения обязательств;
- полнота и своевременность исполнения обязательств сторонами.[21, с.215]
Сделки, осуществляемые сторонами умышленно без соблюдения установленной ГК РФ формы, не в полном объеме или несвоевременно, считаются ничтожными (недействительными). Аудиторы выясняют, нет ли подобных сделок в проверяемой организации, и оценивают риски, связанные с такими сделками.
2.2. Проверка первичной
с поставщиками и подрядчиками
Основные источники информации для проверки данного раздела учета:
- договоры на поставку товарно-материальных ценностей (выполнение работ, оказание услуг);
- счета-фактуры поставщиков;
- накладные на поступившие ТМЦ;
- документы оплаты поставщикам (кассовые, банковские, акты о взаимозачетах и проч.);
- журналы регистрации счетов-
- книга покупок;
- регистры аналитического и синтетического учета.
Аудит организации первичного учета строится по следующей схеме:
1. Определяется степень воздействия на организацию первичного учета различных внутренних и внешних факторов.
2. Оценивается величина внутрихозяйственного риска системы первичного учета на данном участке по результатам проведения аналитических процедур.
3. Определяются примерные объемы первичной учетной документации, представляемой к проверке, по данному разделу. [31, с.108]
Следующим этапом работы было проведение проверки достоверности и полноты фактов оприходования ТМЦ, принятия к учету работ, услуг. Цель – проверка наличия необходимой документации.
Используемые методы сбора аудиторских доказательств: проверка документов, подготовленных на предприятии; проверка документов, полученных клиентом от третьих лиц; получение письменного подтверждения от третьих лиц; устный опрос.
Техника исполнения состоит в следующем. Аудитор выборочно просматривает приходные документы, выписывая наименования поставщиков товарно-материальных ценностей. Далее, просматривая папку с договорами и текущими документами, аудитор должен выявить наличие договоров на поставку с соответствующим поставщиком либо письмо-заявку на поставку ТМЦ. Затем необходимо проверить наличие счетов-фактур от поставщиков по каждой конкретной сделке. Если на предприятии ведётся журнал регистрации счетов-фактур, целесообразно использовать его. Результаты проверки отражены в таблице 4.
Таблица 4
Форма 9-РД
Наличие оправдательных документов на приобретение ТМЦ
№ п/п |
Наименование поставщика |
Приходный ордер (акт выполненных работ), №, дата |
Договор, №, дата, срок действия |
Счет-фактура, №, дата |
1 |
ООО «Белкриосервис» |
Прих.ордер № 46 от 09.01.14 (Приложение 13) |
Договор № 43/Д от 12.12.13, 1 год |
№ 55 от 09.01.04 |
2 |
ЗАО «Дельта» |
Прих.ордер № 199 от 10.04.14 (Приложение 14) |
Нет данных |
Нет данных |
3 |
ООО «Эксима» |
Прих ордер № 280 от 30.04.14 (Приложение 15) |
Договор № 1859 от 16.09.13 |
№ 269 от 30.04.14 |
4 |
ООО ИнтераГрупп |
Прих.ордер № 643 от 31.08.14 (Приложение 16) |
Договор № 145 от 17.08.14 |
№ 449 от 31.08.14 |
5 |
ООО «СТИН» |
Прих.ордер № 704 от 01.10.14 (Приложение 17) |
Нет данных |
№ 554 от 01.10.14 |
6 |
ООО «Треалит» |
Прих.ордер № 708 от 28.09.14 (Приложение 18) |
Договор № 86 от 30.08.14 |
№ 1569 от 28.09.14 |
Как видно из таблицы, не всегда на предприятии на поставку ТМЦ присутствует первичная документация.
Также в ОАО «Колос» была проведена проверка оперативности регистрации фактов поступления сырья и материалов, оказываемых услуг (Таблица 5). При проверке необходимо установить есть ли расхождения между датами совершения операций и сроками их регистрации в учете.
Таблица 5
Форма 10-РД
Проверка оперативности регистрации фактов поступления сырья
и материалов, оказания услуг
№ п/п |
Наименование поставщика |
Дата поступления ТМЦ, выполнения работ (услуг) |
Дата регистрации в учете |
Причины расхождения |
1 |
ООО «БелСтройМаркет» |
15.09.14 |
15.09.14 |
Нет |
2 |
ООО «АкваСервис» |
16.09.14 |
16.09.14 |
Нет |
3 |
ЗАО «Интер Гласс» |
16.09.14 |
16.09.14 |
Нет |
4 |
ООО «КонсультантИнформ» |
17.09.14 |
17.09.14 |
Нет |
При проверке оперативности регистрации фактов поступления ТМЦ в бухгалтерском учете и их фактическим поступлением расхождений не обнаружено.
Выборочная проверка наличия первичных учетных документов на каждую хозяйственную операцию показала, что все хозяйственные операции отражены своевременно и в полном объеме, на каждую операцию имеется первичный документ, также в процессе проверки была получена достаточная уверенность в том, что на предприятии вся первичная документация защищена от несанкционированного доступа.
На основании программы аудита проведем экспертизу первичной учетной документации в ОАО «Колос» на предмет правильности оформления первичных учетных документов, наличия необходимых реквизитов и их содержания (Таблица 6).
Таблица 6
Форма 11-РД
Проверка законности первичной учетной документации по операциям расчетов с поставщиками и подрядчиками
№ п/п |
Первичный документ |
Наименование поставщика |
Нарушения при оформлении документов |
Рекомендации по устранению нарушений |
1 |
Счет-фактура № 55 от 15.01.14 |
ООО «Люкс Пак» |
Отсутствует адрес грузополучателя, его ИНН/КПП |
Дописать недостающие реквизиты |
2 |
Счет-фактура № 554 от 26.04.14 |
ООО «Сервисный центр «Глобус» |
Вместо собственноручной подписи руководителя и главного бухгалтера стоят оттиски факсимильной подписи, у данного документа нет юридической силы |
Переделать счет-фактуру у поставщика |
При предоставлении поставщиками товаросопроводительных документов было замечено, что в некоторых счетах-фактурах не заполнены все необходимые реквизиты, такие как ИНН/КПП продавца или его адрес, таким образом, данный счет-фактура не может служить основанием для предоставления налогового вычета по НДС, так как налоговое законодательство требует для получения вычета по НДС заполнения всех обязательных реквизитов в счете-фактуре.
Проверка реальности дебиторской и кредиторской задолженностей.
Наиболее эффективным способом проведения данной процедуры является инвентаризация расчетов. В ходе инвентаризации устанавливаются сроки возникновения задолженности, реальность ее погашения, тождественность расчетов с различными организациями, правильность и обоснованность числящихся по балансу сумм дебиторской и кредиторской задолженностей, а также предъявлены ли иски на взыскание просроченной дебиторской задолженности.
Инвентаризация задолженности перед поставщиками в ОАО «Колос» была проведена по состоянию на 31.12.14 г. (Приложение 19).
В ходе проверки установлено, что не со всеми поставщиками имеются акты сверки, так например: задолженность ОАО «Русагро-Сахар» на 31.12.14 года составляет 547700 руб., а акта сверки нет, также нет актов сверки с ООО «Деловые Линии», ООО «Новый Стиль», ООО «Сервисный центр «Глобус» и другими предприятиями.
Сведения, полученные в ходе аудита организации первичного учета по этому разделу, используются для определения дальнейшей тактики проведения проверки учета расчетов с поставщиками (глубины проверки бухгалтерского и налогового учета, определения объемов выборки на отдельных участках и способов отбора проверяемой совокупности).
Информация о работе Подготовительный этап и планирование аудита