Отражение налогов в бухгалтерском финансовом учёте

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 22:00, курсовая работа

Краткое описание

Задача моей курсовой работы заключается в следующем:
раскрыть основные виды налогов, уплачиваемых предприятиями согласно действующему законодательству Российской Федерации;
описать правила ведения учета расчетов по налогам и сборам на предприятиях Российской Федерации.
Актуальность данной темы заключается в том, что в условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Файлы: 1 файл

Финишный вариант.docx

— 72.77 Кб (Скачать)

     Введение

     Налоги  являются необходимым звеном экономических  отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Они являются одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства. Особенно наглядно это проявляется в период перехода от командно-административных методов управления к рыночным отношениям, когда в условиях сузившихся возможностей государства оказывать воздействие на экономические процессы, налоги становятся реальным рычагом государственного регулирования экономики.

       Задача моей курсовой работы  заключается в следующем:

  •  раскрыть основные виды налогов, уплачиваемых предприятиями согласно действующему законодательству Российской Федерации;
  • описать правила ведения учета расчетов по налогам и сборам на предприятиях Российской Федерации.

     Актуальность  данной темы заключается в том, что  в условиях рыночных отношений и  особенно в переходный к рынку  период,  налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

       Целью курсовой работы является  анализ теоретической основы  налогового обложения и наблюдение за их практической реализацией в налоговой системе России.

 

     

     1. Налогообложение – один из  важнейших факторов развития рыночной экономики

     1.1.Налоговая система Российской Федерации

     Налоговая система – система, состоящая из следующих элементов: налоговых органов, налогового законодательства и практика его применения, совокупности налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке [4, стр. 775].

     В настоящее время налоговая система  России основана на следующих принципах: единства налоговой системы; подвижности; стабильности; множественности налогов; однократности налогообложения; равенства и справедливости налогообложения.

     1. Единство налоговой системы.

     Не  допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров, работ, услуг или финансовых средств, а также создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

     2. Принцип подвижности гласит, что  налог и некоторые налоговые  механизмы могут быть оперативно изменены в сторону уменьшения или увеличения налогового бремени в соответствии с объективными нуждами и возможностями государства.

     3. Согласно принципу стабильности, налоговая система должна действовать в течение ряда лет вплоть до налоговой реформы. При этом налоговая реформа должна проводиться только в исключительных случаях и в строго определенном порядке.

     4.  Принцип множественности налогов  означает, что налоговая система  государства должна быть основана  на совокупности дифференцированных  налогов и объектов обложения. Комбинация различных налогов и объектов обложения должна образовывать такую систему, которая отвечала бы требованию перераспределения налогового бремени между налогоплательщиками.

     5. Принцип однократности налогообложения  означает, что один и тот же  объект налогообложения может  облагаться налогом одного вида  только один раз за определенный  Законом период налогообложения.

     6. Принцип равенства и справедливости  налогообложения означает, что налоги  и сборы не могут иметь дискриминационный  характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

     Налоговый кодекс РФ является основным нормативным  правовым актом, закрепившим основополагающие положения о налогообложении. 

     1.2. Налоги как экономическая категория

     Налог может быть определен как основанная на законе денежная форма отчуждения собственности с целью обеспечения  расходов публичной власти, осуществляемая на началах обязательности, безвозвратности  и индивидуальной безвозмездности. Такой подход к определению налога был сформулирован Конституционным Судом РФ еще до принятия первой части Налогового кодекса РФ (НК РФ).  Сам же Налоговый кодекс РФ определяет налог как обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований [2, ст.8].

     В соответствии с Конституцией РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы [1, ст. 57] .

     Отчуждение  государством в фискальных целях  денежных средств, принадлежащих организациям и физическим лицам, составляет сущность налога. Уплату налога можно рассматривать как социальную обязанность, вытекающую из права частной собственности.

     Налоговое предписание определяет для налогоплательщика  меру его обязанностей, а для государственного налогового органа – меру дозволенных действий в сфере налогообложения. Налоговое правоотношение, возникающие на базе соответствующей налоговой нормы, носит односторонний характер. Его элементами выступают, с одной стороны, обязанность налогоплательщика уплатить законно установленные налоги и сборы и, с другой стороны, – право государства в лице налоговых и иных фискальных органов (например, таможенных) органов требовать своевременной и полной их уплаты.

     Налог устанавливается государством в  одностороннем порядке через принятие  соответствующих законов. Непосредственное взимание налога согласовывается с парламентом как с представителем народа, при этом оно не согласовывается с каждым отдельным членом общества. Более того, законодательство содержит запрет на использование референдума и иных инструментов непосредственной демократии для установления налогов и регулирования налоговых отношений. Так, согласно ст.3 Федерального конституционного закона от 10 января 1995г. № 2-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» вопросы о налогах не могут выноситься на всероссийский референдум.

     Признаками  налога являются [11, стр.3]:

     1. Обязательность уплаты налога. Обязанность  уплачивать законно установленные налоги является конституционно-правовой обязанностью. Выполнение обязанности по уплате налога гарантируется возможностью применения по отношению к неплательщику мер принуждения, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.

     2. Индивидуальная безвозмездность  налогового платежа. Уплата налога  не приводит к возникновению  корреспондирующей обязанности  государства оказать налогоплательщику  встречную услугу, совершить в  его пользу какие-либо действия  и т.п.

     3. Публичные цели налогообложения.  Налоги уплачиваются в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований. В свою очередь налогообложение является признаком, отличительной чертой государства. С известной долей условности можно сказать, что налогообложение обеспечивает платежеспособность субъектов публичной власти.

     4. Денежная форма налогового платежа.  Налоги уплачиваются, как правило, в денежной форме. Уплата налогов может производиться в наличной или безналичной форме. Средством платежа по общему правилу выступает валюта Российской Федерации – рубль. 

     1.3. Функции налогов

     Экономическая сущность налогов проявляется через  их функции, которые реализуются непосредственно в процессе налогообложения: отражают систему отношений и взаимосвязи государства и отдельного налогоплательщика. Функция (лат. functio - исполнение, совершение) представляет собой внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений. Каждая из выполняемых налогом функций проявляет внутреннее свойство, признаки и черты данной экономической категории, а также показывает, каким образом реализуется общественное назначение налога.

     Рассмотрим  суть и механизмы налоговых функций [10,стр.143] .

     Фискальная  функция (лат. fiscus - государственная  казна) является основной функцией налога. Фискальная функция носит всеобъемлющий характер, распространяется на все физические и юридические лица, которые, согласно действующему налоговому законодательству, обязаны платить налоги. Она изначально характерна для любого налога, для любой налоговой системы любого государства. И это естественно, ведь главное предназначение налога – образование государственного денежного фонда путем изъятия части доходов организаций и граждан для создания материальных условий функционирования государства и выполнения им собственных функций - обороны страны и защиты правопорядка, решения социальных, природоохранных и ряда других задач.

     Наиболее  тесно с фискальной функцией связана  распределительная функция налога, выражающая его экономическую сущность как особого централизованного фискального инструмента распределительных отношений. Суть данной функции заключается в том, что с помощью налогов через бюджет и установленные законом внебюджетные фонды, государство перераспределяет финансовые ресурсы из производственной сферы в социальную, осуществляет финансирование крупных межотраслевых целевых программ, имеющих общегосударственное значение.

     Как активный участник распределительных  и перераспределительных процессов налоги не могут не оказывать существенного воздействия на сам процесс воспроизводства. Здесь находит свое проявление стимулирующая функция налогов. Ее практическая реализация осуществляется через систему налоговых ставок и льгот, налоговых вычетов и налоговых кредитов, финансовых санкций и налоговых преференций. Немаловажное значение в реализации этой функции имеет и налоговая система сама по себе: вводя одни налоги и отменяя другие, государство стимулирует развитие определенных производств, регионов и отраслей, одновременно сдерживая развитие других.

     Налоги  в существенной мере влияют на уровень  и структуру совокупного спроса, который в свою очередь может содействовать как развитию производства, так и его сдерживанию. От уровня налогов зависит во многом соотношение между издержками производства и ценой продукции, которое является определяющим для производства. Очень часто государство широко использует протекционистские мероприятия, направленные на поддержку отечественных производителей с помощью высоких импортных таможенных пошлин.

     С помощью налогов государство  целенаправленно влияет на развитие экономики и ее отдельных отраслей, структуру и пропорции общественного воспроизводства, накопление капитала, ресурсосбережение, платежеспособный спрос населения и др. В этом проявляется тесная связь стимулирующей функции налогов с распределительной функцией.

     С распределительной и фискальной функциями тесно связана контрольная функция налогов. Механизм этой функции проявляется, с одной стороны, в проверке эффективности хозяйствования и, с другой стороны, в контроле за действенностью проводимой экономической политики государства. Контрольная функция позволяет осуществлять всесторонний контроль за полнотой и своевременностью поступления налогов в государственный бюджет. Одновременно эффективная контрольная функция налогов препятствует уклонению от уплаты налогов и подрывает финансовую основу теневой экономики, поскольку уплата налогов с доходов означает признание их законности, и напротив, сокрытие доходов от налогообложения в силу их нелегального характера преследуется государством.

       Именно контрольная функция обеспечивает  необходимый уровень устойчивой мобилизации налоговых доходов в государственный бюджет, который должен быть достаточным хотя бы на минимальном уровне для качественного выполнения государством конституционных функций. 

     1.4. Виды налогов в Российской Федерации

     В соответствии с НК РФ [2, ст. 12] в Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.    

     Федеральными  признаются налоги и сборы, устанавливаемые  Налоговым кодексом и обязательные к уплате на всей территории РФ.

     К федеральным налогам и сборам относятся [2, ст. 13]:

     1) налог на добавленную стоимость;

Информация о работе Отражение налогов в бухгалтерском финансовом учёте