Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 17:45, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение отчетности малых предприятий, её состав содержание и порядок составления.
Задачи курсовой работы:
1) Определить понятия отчетности малых предприятий;
2) Рассмотреть теоретические основы составления отчётности малых предприятий;
3) Выделить сущность составления отчётности малых предприятий;
4) Проанализировать нормативную базу составления отчётности малых предприятий;
5) Рассмотреть подготовительную работу по составлению отчётности малых предприятий;
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОСТАВЛЕНИЯ ОТЧЕТНОСТИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 5
1.1 Сущность составления отчётности малых предприятий 5
1.2 Нормативная база составления отчётности малых предприятий 8
1.3 Организация бухгалтерского учета малого предприятия 13
ГЛАВА 2: СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК СОСТАВЛЕНИЯ ОТЧЕТНОСТИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 19
2.1 Особенности учета и отражения в балансе внеоборотных и оборотных активов, капитала, обязательств 19
2.2 Формирование финансового результата и раскрытие в отчетности 29
2.3 Приложения к балансу и пояснительная записка 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45
Приказом Минфина
России от 02.07.2010 № 66н изменены
формы бухгалтерского баланса
и отчета о прибылях и убытках,
Из всех форм удалена графа,
в которую вносится код показателя,
но при представлении
В формы бухгалтерского баланса
и отчета о прибылях и убытках
добавлена графа "Пояснения", где
указывается номер
В Приложении № 3 Приказа приводится пример оформления пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках.
Минфин России рекомендует некоммерческим организациям (за исключением общественных организаций, которые не осуществляют предпринимательскую деятельность и не имеют оборотов по продаже товаров, работ, услуг) применять форму отчета о целевом использовании полученных средств при формировании соответствующих пояснений.
В п. 6 Приказа Минфина
России от 02.07.2010 № 66н для субъектов
малого предпринимательства
Так, в бухгалтерский баланс
и отчет о прибылях и убытках
включаются показатели только по группам
статей (без детализации показателей
по статьям), а в приложениях приводится
только наиболее важная информация, без
знания которой невозможна оценка финансового
положения организации или
Однако малые предприятия по своему усмотрению могут формировать отчетность и в общем порядке.
В положении по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в Российской Федерации установлено, что субъекты малых предприятий должны составлять бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал и год нарастающим итогом с начала отчетного года, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. При этом месячная и квартальная бухгалтерская отчетность является промежуточной.
Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, о его изменениях, а также финансовых результатах ее деятельности.
В бухгалтерской отчетности данные по числовым показателям приводятся минимум за два года - отчетный и предшествовавший отчетному году (кроме отчета, составляемого за первый отчетный год).
Если данные за период, предшествовавший отчетному году, несопоставимы с данными за отчетный период, то первые из названных данных подлежат корректировке исходя из правил, установленных нормативными актами. Каждая существенная корректировка должна быть раскрыта в пояснительной записке вместе с указанием ее причин.
Если данные за период, предшествовавший отчетному году, несопоставимы с данными за отчетный период, то первые из названных данных подлежат корректировке исходя из правил, установленных нормативными актами. Каждая существенная корректировка должна быть раскрыта в пояснительной записке вместе с указанием ее причин.
Настоящее Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчётность организации» (ПБУ 4/99) устанавливает состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации [12].
Положение не применяется при формировании отчетности, разрабатываемой организацией для внутренних целей, отчетности, составляемой для государственного статистического наблюдения, отчетной информации, представляемой кредитной организации в соответствии с ее требованиями, и составления отчетной информации для иных специальных целей, если в правилах подготовки такой отчетности и информации не предусматривается использование настоящего Положения.
Настоящее Положение применяется Министерством финансов Российской Федерации при установлении:
1) типовых форм бухгалтерской отчетности и инструкции о порядке составления отчетности;
2) упрощенного порядка формирования бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций;
3) особенностей формирования сводной бухгалтерской отчетности;
4) особенностей формирования бухгалтерской отчетности в случаях реорганизации или ликвидации организации;
5) порядка публикации бухгалтерской отчетности.
Малое предприятие составляет и представляет бухгалтерскую отчетность в порядке, предусмотренном Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации [6; стр. 4], и Положением по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации"[8, с. 98].
В случае установления Минфином
России других форм отчетной информации
о характере использования
В соответствии с Положением
по ведению бухгалтерского учета
и бухгалтерской отчетности в
Российской Федерации годовая
Годовая бухгалтерская отчетность представляется в адреса и сроки в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете".
В случае незаполнения той или иной статьи (строки, графы) типовой формы бухгалтерской отчетности ввиду отсутствия у организации соответствующих активов, пассивов, операций эта статья (строка, графа) прочеркивается.
Если при составлении
малым предприятием типовых форм
бухгалтерской отчетности выявляется
недостаточность данных для формирования
полного представления о
При этом малое предприятие имеет право представлять формы бухгалтерской отчетности на бланках, изготовленных самостоятельно. В этом случае малое предприятие должно соблюдать требования, предусмотренные Положением по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации". В представляемых формах бухгалтерской отчетности могут не приводиться статьи ввиду отсутствия у малого предприятия соответствующих активов, пассивов, хозяйственных операций, для раскрытия информации могут включаться дополнительные показатели. При этом должны быть сохранены коды строк по показателям, предусмотренным в типовых формах и сохраняемым малым предприятием при заполнении, а также итоговые показатели и коды строк разделов и групп статей бухгалтерского баланса.
При составлении бухгалтерской
отчетности следует руководствоваться
Инструкцией о порядке
Обязанность вести бухгалтерский
учет установлена Федеральным
Приказом Минфина России от 21.12.1998 № 64н утверждены Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства (далее - Рекомендации). Этот документ был разработан задолго до утверждения нового Плана счетов, поэтому руководствоваться им следует в части, не противоречащей вышедшим позднее нормативным актам.
В соответствии с Законом № 129-ФЗ ответственность за организацию бухгалтерского учета на малых предприятиях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители малых предприятий.
Руководитель малого предприятия может в зависимости от объема учетной работы:
1) создать бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
2) ввести в штат должность бухгалтера;
3) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета специализированной организации (централизованной бухгалтерии) или бухгалтеру - специалисту;
4) вести бухгалтерский учет лично.
Рабочий План счетов бухгалтерского учета, формы применяемых первичных учетных документов, порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств утверждаются учетной политикой малого предприятия.
Малые предприятия могут
применять для документирования
хозяйственных операций формы первичных
документов, содержащиеся в альбомах
унифицированных форм первичной
учетной документации, ведомственные
формы, а также самостоятельно разработанные
формы, содержащие соответствующие
обязательные реквизиты, предусмотренные
Законом № 129-ФЗ и обеспечивающие
достоверность отражения в
К обязательным реквизитам первичных учетных документов относятся: наименование документа, дата составления, наименование организации, от имени которой составлен документ, содержание хозяйственной операции, измерители хозяйственной операции в натуральном и стоимостном выражении, наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи указанных лиц.
Для обобщения, классификации
и накопления информации, содержащейся
в принятых к бухгалтерскому учету
первичных учетных документах, и
отражения ее на счетах бухгалтерского
учета и в бухгалтерской
Пунктом 6 Рекомендаций малому
предприятию рекомендуется
1) единой журнально-ордерной формы счетоводства для предприятий, утвержденной Письмом Минфина СССР от 8 марта 1960 г. № 63;
2) журнально-ордерной формы счетоводства для небольших предприятий и хозяйственных организаций, утвержденной Письмом Минфина СССР от 6 июня 1960 г. № 176;
4) упрощенной формы бухгалтерского учета согласно Типовым рекомендациям [20].
Малое предприятие самостоятельно выбирает форму бухгалтерского учета из утвержденных соответствующими органами, исходя из потребностей и масштаба своего производства и управления, численности работников. Так, малым предприятиям, занятым в материальной сфере производства, рекомендуется использовать регистры, предусмотренные в журнально - ордерной форме счетоводства. Малые предприятия, занятые торговлей и иной посреднической деятельностью, могут использовать регистры из упрощенной формы бухгалтерского учета, при необходимости применяя отдельные регистры для учета определенных ценностей, преобладающих в их деятельности (товарно - материальных запасов, финансовых активов и т.п.), из единой журнально - ордерной формы счетоводства.
При этом малое предприятие
может приспосабливать
1) единой методологической основы бухгалтерского учета, предполагающей ведение бухгалтерского учета на основе принципов начисления и двойной записи;
2) взаимосвязи данных аналитического и синтетического учета;
3) сплошного отражения всех хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета на основании первичных учетных документов;
4) накапливания и систематизации данных первичных документов в разрезе показателей, необходимых для управления и контроля хозяйственной деятельности малого предприятия, а также для составления бухгалтерской отчетности.
Малые предприятия, совершающие незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более нескольких десятков в месяц), не осуществляющие производства продукции и работ, связанного с большими затратами материальных ресурсов, могут вести учет всех операций путем их регистрации только в Книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности по форме № К-1 (форма Книги учета фактов хозяйственной деятельности Приказом Минфина России от 21.12.1998 № 64н, далее - Книга) [20].
Книга является регистром аналитического и синтетического учета. На ее основании можно определить наличие имущества и денежных средств, а также их источников у малого предприятия на определенную дату и составить бухгалтерскую отчетность.
Типовые рекомендации по организации бухучета наряду с Книгой, для учета расчетов по оплате труда с работниками и по налогу на доходы физических лиц с бюджетом, требуют ведения также ведомости учета заработной платы по форме № В-8 (форма также утверждена Приказом Минфина России от 21.12.1998 № 64н).