Отчет по производственной практике в ОАО «КЧУС+К»

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 12:38, отчет по практике

Краткое описание

Открытое акционерное общество «Кирово-чепецкое управление строительства плюс К» является крупнейшей строительной организацией Кировской области и Волго-Вятского региона в целом. Правовое положение общества определяется Гражданским Кодексом Российской Федерации (РФ), Федеральным законом «Об акционерных обществах» от 26.12.95 г. № 208-ФЗ (ред. от 24.05.99 г. № 101-ФЗ), прочими законами РФ, иными правовыми актами РФ и уставом

Оглавление

1. Организационно - экономическая характеристика.
2. Организационная структура бухгалтерии.
3. Учетная политика предприятия.
4. Учет основных средств и нематериальных активов.
5. Учет производственных запасов.
6. Учет труда и его оплаты.
7. Учет продукции (работ, услуг) и калькулирование себестоимости продукции.
8. Учет реализации продукции, работ, услуг.
9. Учет денежных средств, расчетных и кредитных операций.
10. Учет ценных бумаг.
11. Учет финансовых результатов, фондов, резервов, капитала;
Заключение.

Файлы: 1 файл

ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ.doc

— 189.00 Кб (Скачать)

ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ

 

Кафедра бухгалтерского учета и аудита

 

ОТЧЕТ

 

о производственной практике №2

 

____________________________________________

название предприятия

 

Студентки гр.______                                                                                    _________________________

                                                              Ф.И.О.

Руководители практики:

* от предприятия                                                                                               _________________________

 

                                                        Ф.И.О., должность

 

*  от кафедры                                                                                                            _________________________

 

                                                        Ф.И.О., должность

 

                                                 Дата сдачи отчета___________

 

                                                 Дата защиты _______________

 

                                                 Оценка____________________

 

КИРОВ

2005

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Организационно - экономическая характеристика.

2. Организационная структура бухгалтерии.

3. Учетная политика предприятия.

4. Учет основных средств и нематериальных активов.

5. Учет производственных запасов.

6. Учет труда и его оплаты.

7. Учет продукции (работ, услуг) и калькулирование себестоимости продукции.

8. Учет реализации продукции, работ, услуг.

9. Учет денежных средств, расчетных и кредитных операций.

10. Учет ценных бумаг.

11. Учет финансовых результатов, фондов, резервов, капитала;

Заключение.

 

Приложения.

 

1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «КИРОВО-ЧЕПЕЦКОЕ УПРАВЛЕНИЕ СТРОИТЕЛЬСТВА ПЛЮС К»

 

      Открытое акционерное общество «Кирово-чепецкое управление строительства плюс К» является крупнейшей строительной организацией Кировской области и Волго-Вятского региона в целом. Правовое положение общества определяется Гражданским Кодексом Российской Федерации (РФ), Федеральным законом «Об акционерных обществах» от 26.12.95 г. № 208-ФЗ (ред. от 24.05.99 г. № 101-ФЗ), прочими законами РФ, иными правовыми актами РФ и уставом.

      Полное фирменное наименование организации – Открытое акционерное общество «Кирово-Чепецкое управление строительства плюс К», сокращенное – ОАО «КЧУС+К». Общество является собственником имущества, учитываемого на самостоятельном балансе, и несет ответственность по своим обязательствам в пределах принадлежащего ему имущества и имущественных прав.

      Юридический адрес организации:

      610035, г.Киров, ул. Производственная, 21.

      Предметом деятельности ОАО «КЧУС+К» в соответствии с Уставом является реализация продукции, выполнение работ и предоставление услуг по ценам и тарифам, установленным обществом самостоятельно, кроме случаев, предусмотренных законодательством. Целью акционерного общества является извлечение прибыли. ОАО «КЧУС+К» осуществляет строительно-монтажные работы как производственного, так и жилищного строительства, объектов соцкультбыта, реализацию продукции, услуг автотранспорта и механизмов, энергоресурсов; а также торговую деятельность через «Пункт заказов»; оказывает посреднические услуги по договору комиссии. Для выполнения всех вышеперечисленных работ и услуг в организации создано множество отделов и подразделений, в связи с чем ОАО «КЧУС+К» имеет достаточно сложную структуру управления (приложение 1).

      Для выполнения объемов строительно-монтажных работ созданы строительно-монтажные управления и хозрасчетные участки. Для производства  собственных строительных материалов в структуре ОАО «КЧУС+К» создано два структурных подразделения – завод железобетонных конструкций (ЗЖБиК) и деревообрабатывающий завод (ДОЗ), которые выпускают бетон товарный, сборный железобетон, раствор, дверную, оконную столярку, керамзитовый гравий, осуществляют намыв песка и гравия. В составе деревообрабатывающего завода организованы два лесозаготовительных участка, осуществляющих заготовку деловой древесины в Кирово-Чепецком районе и в п. Медведок (Нолинского района).

      Перевозки всех строительных материалов осуществляет структурное подразделение – Управление механизации и автотранспорта (УмиАТ), оно же обеспечивает строительными механизмами. Снабжение покупными строительными материалами обеспечивает Управление производственно-технологической комплектации (УПТК). Обслуживанием сетей по передаче тепло-электроэнергии занимается структурная организация Участок энергоснабжения и механизации (УЭМ).

      Органами управления общества являются: общее собрание акционеов; совет директоров; генеральный директор и возглавляемое им правление.

      Высшим органом общества является общее собрание его акционеров.

      В компетенцию совета директоров общества входит решение вопросов общего руководства деятельностью общества за исключением вопросов, отнесенных Уставом общества в компетенции общего собрания акционеров (внесение изменений и дополнений в Устав, принятие решения о реорганизации общества, принятие решения по предложению совета директоров о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии, избрание генерального директора и долгосрочное прекращение его полномочий, избрание по предложению совета директоров счетной комиссии утверждение аудитора, определение предельного размера объявленных акций).

      Руководство текущей деятельностью общества осуществляется генеральным директором (единоличным исполнительным органом) и правлением (коллегиальным исполнительным органом). Органом контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества является ревизионная комиссия.

 

      2. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА БУХГАЛТЕРИИ

 

          Бухгалтерия предприятия "КЧУС+К" является его самостоятельным структурным подразделением. Руководство бухгалтерией осуществляется главным бухгалтером, на основании Положения о централизованной бухгалтерии, утвержденного генеральным директором предприятия. Данным положением предусмотрена и также утверждена генеральным директором структура управления централизованной бухгалтерии предприятия.

      Согласно данной структуре, руководство всей бухгалтерской службой осуществляется главным бухгалтером, которому подчинены его заместители. Распоряжения главного бухгалтера передаются старшим бухгалтерам соответствующих отделов и групп.

        Состав бухгалтерии и соподчинённость работников приведены в приложении 2.

      В состав бухгалтерии входят следующие группы:

      материальная группа, отвечающая за учет приобретения материальных ценностей, их поступления и расходования. В этой же группе ведется учет основных средств;

      расчетная группа, осуществляющая учет затрат труда рабочих, исчисление заработной платы работникам, контроль за использованием фонда оплаты труда, учет всех расчетов с работниками предприятий, бюджетом, Фондом социального страхования;

      производственная группа, где ведется учет затрат на производство, калькулируется себестоимость продукции, составляется отчетность о производстве;

      группа учета готовой продукции, где осуществляется учет готовой продукции на складах и ее реализации;

      финансовая группа, работники которой ведут учет остальных операций и Главную книгу, составляют бухгалтерский баланс и другие формы финансовой отчетности.

      Согласно учетной политике, на предприятии ОАО «КЧУС+К» принята журнально-ордерная форма бухгалтерского учета, основными учетными регистрами при которой являются журналы-ордера, а также вспомогательные ведомости и соответствующие разработочные таблицы. Главная книга является одним из основных учетных регистров и предназначена для обобщения данных текущего учета, взаимной проверки правильности произведенных записей по отдельным счетам и для составления баланса.

      Обработка учетной информации на основе первичных бухгалтерских документов осуществляется в соответствии с графиком документооборота на ПК (частично) и в регистрах бухгалтерского учета: журналах, ведомостях, отчетах.

      Данная форма учета повышает контрольное значение учета, облегчает составление отчетов.

 

3. УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ОАО «КИРОВО-ЧЕПЕЦКОЕ УПРАВЛЕНИЕ СТРОИТЕЛЬСТВА ПЛЮС К»

 

      Учетная политика организации разработана в соответствии с требованиями нормативных документов: Федеральным законом № 129 от 21.11.96 г. «О бухгалтерском учете», Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.98 г. № 34н).

      Учетной политикой на 2005 год, в частности предусматривается:

      Бухгалтерский учет осуществляется бухгалтерской службой, как структурным подразделением, возглавляемым главным бухгалтером.

      Положением об учетной политике предприятия утверждается рабочий план счетов    субсчетов бухгалтерского учета, применяемого на предприятии и в его структурных подразделениях.

      Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости. Изменение первоначальной стоимости допускается  в случаях достройки, дооборудования и переоценки. Начисление амортизации объектов основных средств производится линейным способом.

      Нематериальные активы принимаются к учету по первоначальной стоимости, под которой понимается сумма всех фактических затрат, связанных с приобретением, за исключением НДС и других возмещаемых налогов бухгалтерской проводкой Д-т 08 – К-т 60, 76, 71 и с К-та счета 08 в дебет балансового счета 04.

      Учет процесса приобретения и заготовления материально-производственных запасов осуществляется бес применения балансового счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей». Материально-производственные запасы (МПЗ) принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости. При отпуске МПЗ в производств и ином выбытии их оценка производится по среднескользящей себестоимости.

      Учет выпуска готовой продукции (работ, услуг) организован бес применения счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)». Готовая продукция учитывается по фактической производственной себестоимости.  Учет готовой продукции ведется на счете 43 «Готовая продукция».

      Предприятие не создает резервов под снижение стоимости материальных ценностей, на оплату отпусков, на ремонт основных средств, на выплату вознаграждений за работу по итогам года.

      Учет процесса реализации продукции, работ, услуг осуществляется на балансовом счете 90 «Продажи» в разрезе субсчетов. Реализация, ликвидация основных средств и реализация прочих активов производится через счет 91 «Прочие доходы и расходы» в разрезе субсчетов.

      Затраты на производство СМР ведутся с подразделением их на прямые затраты и накладные расходы. Прямые затраты собираются по дебету счета 20 «Основное производство»;  накладные расходы собираются на счете 26 «Общехозяйственные расходы», которые ежемесячно списываются в дебет балансового счета 20 «Основное производство» и балансового счета 90 «Продажи».

      Выручка от реализации продукции, работ, услуг в целях бухгалтерского учета определяется исходя из допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности.

      Сдача в аренду основных средств и другого имущества проводится в бухгалтерском учете по основному виду деятельности.

      Кредиторская задолженность отражается в отчетности без учета причитающихся на конец отчетного периода процентов. Дебиторская и кредиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, другие долги нереальные для взыскания, списываются по каждому обязательству на основании данных акта сверки и относятся на финансовые результаты.

      Прибыль, остающаяся в распоряжении общества после начисления налогов, распределяется общим собранием акционеров.

      Ведение бухгалтерского учета на предприятии осуществляется по журнально-ордерной форме бухгалтерского учета, основными учетными регистрами при которой являются журналы-ордера, а также вспомогательные ведомости и соответствующие разработочные таблицы. Главная книга является одним из основных учетных регистров и предназначена для обобщения данных текущего учета, взаимной проверки правильности произведенных записей по отдельным счетам и для составления баланса.

      Годовая бухгалтерская отчетность предприятия до предоставления её в соответствующие адреса подвергается аудиторской проверке,  осуществляемой независимой аудиторской организацией по договору и с аудиторским заключением утверждается на собрании акционеров.

      Налоговый учет обеспечивают работники бухгалтерии предприятия и работники бухгалтерии ООО «КЧУС» по договору оказания услуг.

 

4. УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

 

        К основным средствам ОАО «КЧУС+К» относятся: здания, сооружения, производственное оборудование, вычислительная техника, транспортные средства, производственный и хозяйственный инвентарь и др.

 

        Деление основных средств по отраслевому признаку, по принадлежности и по использованию обусловлено порядком включения изнашиваемой части в себестоимость продукции.

 

        По видам выделяют: здания и сооружения, машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, инструмент и инвентарь. Эта группировка вызвана наличием различного порядка амортизации.

 

        При инвентарной группировке обособляют инвентарный объект (обособленное сооружение, каждая рабочая машина).

 

        С целью рациональной организации учета основных средств им придают индивидуальный учетный признак. Это обусловлено тем, что ряд групп может иметь одинаковое производственное назначение, например, сварочные аппараты, но стоимость каждого или срок ввода разный, неодинакова и степень изношенности и т. д. Чтобы индивидуализировать в учете отдельные объекты, им присваивают инвентарные номера, фиксируемые в реестре. Данные номера указывают во всех документах, фиксирующих движение данного объекта, а также в регистрах аналитического учета.

 

      Для правильного учета основных средств важно верно их оценить. При постановке на учет объекты основных средств отражают по первоначальной стоимости. В ОАО  «КЧУС+К» наиболее распространенный способ поступления основных средств – за плату. В данном случае  в первоначальную стоимость основного средства входят суммы всех его фактических затрат, связанных с приобретением, сооружением и изготовлением. Под затратами, связанными с приобретением, подразумеваются не только суммы, выплачиваемые поставщику основного средства, но и ряд сопутствующих затрат: услуги посредников, информационные и консультационные услуги, сборы, невозмещаемые налоги, а также общехозяйственные расходы, непосредственно связанные с приобретением основного средства (командировочные и представительские расходы).

 

      Первоначально затраты по приобретению основных средств скапливаются на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы».

      Суммы, затраченные на покупку основного средства, возмещаются посредством амортизации в составе выручки от продаж.

      Начисление амортизации по основным средствам, вновь введенным в эксплуатацию:

        - начинается с 1 – го числа месяца, следующего за месяцем их введения в эксплуатацию;

        - прекращается с 1 – го числа месяца, следующего за месяцем их выбытия.

      Приостанавливать начисление амортизации по объектам основных средств в течение срока полезного использования нельзя. Если основное средство работает дольше установленного срока и полностью амортизировано, амортизация по нему не начисляется.

        Амортизация собирается накопительным образом на счете 02 «Амортизация основных средств» и начисляется проводкой:

 

        Д 20, 23, 25, 26, 29, 44 – К 02, т. е. амортизация одновременно относится на себестоимость продукции и в то же время накапливается на 02-м счете. Разница по одному и тому же основному средству между суммами на 01 и 02 счетах будет давать остаточную стоимость данного основного средства, т. е. ту сумму, которая еще не окупилась через амортизационные отчисления.

 

        На предприятии  применяется линейный способ начисления амортизации, т. е. равными долями в течение всего срока полезного использования.

 

        Оприходование  основных средств оформлялось следующей бухгалтерской записью:

 

        Д 08 «Вложение во внеоборотные активы» / К 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – 400 555,70 руб. оприходован  комплект мягкой кожаной мебели «Премьер»  от поставщиков;

 

        Д 19.1 «НДС по приобретенным основным средствам»  /  К 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»– 72 100,02 руб.;

 

        Д 01 «Основные средства» / К 08 «Вложение во внеоборотные активы» – 400 555,70 руб. принят в эксплуатацию объект основных средств;

 

        Д 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»   / К 51 «Расчетные счета» – 472 655,72 руб.;

 

        Д 68 «Расчеты по налогам и сборам» / К 19.1 «НДС по приобретенным основным средствам» – 72 100,02 руб.

 

        Выбытие основных средств – это неизбежный результат их использования. Объекты основных средств выбывают из организации в результате:

 

         • продажи объекта другому юридическому или физическому лицу;

         • списания в случае морального и (или) физического износа;

         • передачи объектов основных средств в виде вклада в уставный капитал других организаций;

         • ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях;

         • по другим причинам.

        Рассмотрим списание основных средств по причине физического износа. Для этого по решению директора (приложение 6) создается комиссия, в состав которой включают главного бухгалтера и материально-ответственных лиц.

 

      Далее на основании акта на списание основных средств необходимо сделать отметку о выбытии основного средства в инвентарной карточке. Инвентарные карточки по выбывшим объектам основных средств хранятся в течение срока, определяемого руководителем организации.

 

      Акт на списание основного средства  также является основанием для составления бухгалтерских проводок:

 

      Д 01.2 «Выбытие основных средств» /  К 01.1 «Основные средства в организации» – 18 860 руб. переведена первоначальная стоимость автомобиля;

 

      Д 02 «Амортизация основных средств»  /  К 01.2 «Выбытие основных средств» – 18 860 руб. переведена сумма амортизации автомобиля;

 

      Д 10 «Материалы» / К 91.1 «Прочие доходы по выбытию основных средств» – 1980 руб. оприходованы материалы от ликвидации автомобиля;

 

      Д 91.1 «Прочие доходы по выбытию основных средств» / К 99 «Прибыли и убытки» -  1 980 руб. списана прибыль от выбытия основного средства.

 

      Реализация, ликвидация основных средств производится в ОАО «КЧУС+К» через счет 91 «Прочие доходы и расходы» в разрезе субсчетов. Выручку от продажи основных средств учитывают на балансовом счете 76 «Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами».

 

      Рассмотрим пример выбытия основного средства при передаче имущества другой фирме: ОАО «КЧУС+К» продает ООО «Стройреконструкция» грузовой экскаватор. Передачу оформляют актом о приеме-передаче объекта основных средств.Счет-фактуру выписывают в двух экземплярах. Составим все проводки, связанные с продажей основного средства.

      Д 01.2 «Выбытие основных средств» / К 01.1 «Основные средства в организации» - 261 344 руб. переведена первоначальная стоимость экскаватора;

      Д 02 «Амортизация основных средств» / К 01.2 «Выбытие основных средств» - 261 344 руб. переведена сумма амортизации экскаватора;

          Д 76.5 «Расчеты с организациями» / К 91.1 «Прочие доходы по выбытию основных средств» - 90 000 руб. отражена выручка от продажи основного средства;

      Д 91.2 «Прочие расходы по выбытию основных средств»  / К 76 НДС – 13 728,81  руб. начислен НДС;

      Д 91.9 «Сальдо прочих доходов и расходов по прочим активам» / К 99 «Прибыли и убытки» – 76 271,19 руб. списана прибыль от выбытия экскаватора.

      Основным регистром аналитического учета основных средств являются инвентарные карточки (приложение 11). Инвентарные карточки составляются в бухгалтерии на каждый инвентарный номер в одном экземпляре. Инвентарные карточки формируют в инвентарную картотеку, в которой они разделены на группы по видам основных средств.

      Передача в аренду имущества производится по договору аренды. В 2004 году ОАО «КЧУС+К» сдает во временное пользование нежилое помещение – служебный кабинет ЗАО «Чепца-энергоремонт». В договоре аренды (приложение 12) указывают адрес, общую площадь и стоимость передаваемого объекта аренды, сроки аренды, распределение обязанностей сторон по поддержанию имущества в соответствующем состоянии и величина арендной платы. Доходы и расходы от сдачи имущества в аренду учитываются в составе доходов и расходов от обычных видов деятельности. Расходы учитываются на счетах учета производственных затрат, а расходы – на счете учета выручки от продаж (90).

      Нематериальные активы принимаются к учету по первоначальной стоимости, под которой понимается сумма всех фактических затрат, связанных с приобретением, за исключением НДС и других возмещаемых налогов бухгалтерской проводкой Д-т 08 – К-т 60, 76, 71 и с К-та счета 08 в дебет балансового счета 04.

      Аналитический учет нематериальных активов осуществляют в карточке учета нематериальных активов. Карточка применяется для учета всех видов нематериальных активов. Открывается она на каждый объект в отдельности.

 

5. УЧЕТ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ

 

      Материальные ценности учитываются в организациях по месту их хранения  (складской учет) и в бухгалтерии.

      Учет материалов на складе

      Поскольку строительные компании используют большое количество различных материалов, для правильной организации их запасов в ОАО «КЧУС+К» разрабатывается номенклатура материалов, которая включает определенные цифровые коды, номенклатурными номерами, наименования и характеристики материальных ценностей, их единицы измерения. Все ценности разбивают на учетные группы по их экономической принадлежности. Каждой группе в зависимости от количества входящих в нее наименований отводят определенную серию номенклатурных номеров с некоторым резервом для не учтенных в ценнике материалов. Номенклатура материальных ценностей, дополненная учетными ценами, называется номенклатурой – ценником.

      Центральные складские помещения ОАО «КЧУС+К» находятся в одном структурном подразделении – управлении производственно-технологической комплектации (УПТК). На складах ОАО «КЧУС+К» выполняется комплекс работ, связанных с приемкой материалов, размещением их по местам хранения, организацией хранения, подготовкой к производственному потреблению, отпуском материалов и их доставкой потребителям.

      Учет материалов на складе осуществляется заведующим складом, являющийся материально-ответственным лицом, которого принимают на работу по согласованию с главным бухгалтером организации. С кладовщиком заключается типовой договор о полной индивидуальной материальной ответственности (приложение 13).

      Аналитический учет на складах ведется в натуральном выражении по сортам и маркам в соответствии с установленной номенклатурой.

      Все поступающие на склад материальные ценности регистрируются на основании оформленных, на них приходных ордеров (приложение 14) в книге регистрации приходных ордеров. Данная книга заводится на весь отчетный год (приложение 15), сюда заносится номер приходного ордера и дата его составления, наименование материалов и поставщик, от которого они поступили. При отпуске материалов на сторону, а также подразделениям своей организации, в бухгалтерии получателя обеспечивают пропуском, дающим право на вывоз с территории базы отпущенных материальных ценностей (в организации действует пропускной режим).

      Учет движения и остатков материалов осуществляют в карточках учета материалов (форма № М-17) (приложение 16). Такая карточка открывается бухгалтерией на каждый номенклатурный номер, в ней указывается номер склада, наименование материала, марка, сорт, профиль, размер, единица измерения, номенклатурный номер, учетная цена и срок годности. Бланки карточек выдаются заведующему под расписку на основании реестра, в котором указаны их количество и регистрационные номера. Запись в карточках делается на основании первичных документов в день совершения операции. После каждой записи выводится остаток по каждому номенклатурному номеру соответствующих запасов. Если остаток материалов выше или ниже установленной нормы запасов, то заведующий складом сообщает об этом непосредственно в отдел снабжения УПТК.

      Карточки учета материалов хранятся в специальном ящике, который по окончанию рабочего дня закрывается на замок. Один раз в неделю работники материального отдела бухгалтерии проверяют правильность записей в карточках складского учета с одновременной проверкой оформления первичных документов. Остатки материалов, выведенные в карточках, подтверждаются подписью проверяющего. Затем заведующий складом составляет реестр сдачи приходных и расходных документов и передает его с приложением необходимых сопроводительных документов в бухгалтерию. Документы подбираются в пачки по группам и номенклатурным номерам запасов. По окончании месяца заведующий складом переносит количественные остатки из карточек складского учета в ведомость учета остатков материалов на складе, которая ведется по балансовым счетам материальных запасов, субсчетам, группам запасов и отдельных их видам.

      Учет производственных запасов  в бухгалтерии

      В бухгалтерии УПТК учет материалов ведется сальдовым методом, сущность которого состоит в следующем: на складе ведутся карточки учета материалов, информация в которых отражается в натуральном выражении, по окончании месяца количественные остатки из этих карточек переносятся материально-ответственными лицами в ведомость учета остатков материалов на складе (приложение 17), после проверки которой, производится таксировка производственных запасов по учетным ценам для получения стоимости по каждой группе материальных ценностей и общего итога по складу.

      На основании первичных документов по приходу и расходу в УПТК составляются оборотные ведомости. Ведомости ведутся по материально ответственному лицу в разрезе субсчетов и групп материальных ценностей в количественно – суммовом выражении. Оборотные ведомости являются регистрами аналитического учета по движению производственных запасов в организации. Все показатели отражаются в ведомостях в учетных ценах, потому что именно учетная цена является основополагающей предпосылкой применения сальдового метода учета. Она устанавливается самой организацией и фиксируется в номенклатуре-ценнике.

      Правильность ведения складского учета материалов проверяется путем сопоставления данных оборотной ведомости по каждой группе запасов с аналогичными данными ведомости учета остатков. Если обнаружены расхождения, то составляется сортовая оборотная ведомость в пределах той группы запасов, по которой выявлены расхождения.

      Ежемесячно итоговые данные оборотных ведомостей по приходу и расходу систематизируются в специальные документы «Обороты по счетам» (приложение 18) и поступают в центральную бухгалтерию организации, где переносятся бухгалтерами в соответствующие регистры синтетического учета – ведомости 10-с «Движение материальных ценностей» (приложение 19). Ведомости 10-с формируются в разрезе структурных подразделений организации и по балансовым счетам учета производственных запасов. В них показывается остаток материальных ценностей на начало месяца, поступление и расход в разрезе балансовых счетов, а также остаток материальных ценностей на конец месяца.

      На основании ведомостей 10-с в центральной бухгалтерии ОАО «КЧУС+К» составляется сводная оборотная ведомость в целом по организации. На основании данных ведомостей в центральной бухгалтерии определяются остатки на счетах учета производственных запасов в целом по организации.

      Итоговые данные кредитовых оборотов сводной оборотной ведомости заносятся в журнал-ордер №10-с, где определяется фактическая себестоимость строительно-монтажных работ. Фактической себестоимостью МПЗ признается сумма фактических затрат организации на приобретение и транспортные расходы по доставке материалов до центрального склада, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов.

      Только в центральной бухгалтерии организации в ведомости 10-с рассчитываются процент и суммы отклонений, учитываемых на счете 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей». На данном счете отражается разница между учетной и фактической себестоимостью приобретения.

      В качестве учетной цены в ОАО «КЧУС+К» принимается средняя себестоимость заготовления, которая отражается на счете 10 «Материалы». Активный, инвентарный, балансовый счет 10 «Материалы» предназначен для синтетического учета движения материалов в бухгалтерии ОАО «КЧУС+К». По дебету данного счета отражается поступление материалов, по кредиту выбытие.

      Учет поступления материалов

      Основной источник поступления материалов в ОАО «КЧУС+К» - закупка у поставщиков. Организации поставщики выписывают на отгруженную продукцию счета – фактуры, поступающие в УПТК (приложение 20). Выписываемые на поступившие материалы первичные приходные документы вместе со счетами – фактурами и накладными (приложение 21) передаются в бухгалтерию, после чего выписывается платежное поручение, выдается вексель или проводится взаимозачет. Также в бухгалтерии УПТК на основании полученных данных непосредственно по подразделению составляется журнал-ордер № 6. В центральной бухгалтерии на основании данных журналов-ордеров подразделений, вносимых в компьютер, формируется журнал-ордер № 6 в целом по организации (приложение 22). Для учета расчетов с поставщиками и подрядчиками в ОАО «КЧУС+К» открывается счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (приложение 23).

      При расчетах с поставщиками материалов ОАО «КЧУС+К» производит оплату не только стоимости материалов, но и налога на добавленную стоимость по приобретенным материальным ценностям (НДС). Для учета НДС в организации ведется журнал регистрации счетов–фактур и книга покупок (для регистрации счетов-фактур с целью определения суммы НДС) (приложение 24). Никаких учетных регистров по «входящему» НДС в организации не ведется. Сумма НДС ежемесячно рассчитывается руководителем материальной группы по всей организации в целом и на основе данного расчета отражается в Главной книге.

      Учет выбытия

      Производственные запасы в ОАО «КЧУС+К» используются непосредственно для строительства объектов, выполнения строительно-монтажных и ремонтных работ и услуг, обслуживания производства, хозяйственных нужд. Ненужные запасы организацией реализуются.

      Отпущенные в строительное производство и на другие нужды материалы списывают с кредита материальных счетов в дебет соответствующих счетов издержек производства и на другие счета (20,23,25,91) в течение месяца по твердым учетным ценам.

      По мере списания материальных ценностей отклонения со счета 16 (наценка УПТК и транспортные расходы) также списываются на основании расчетов по среднему проценту на тот балансовый счет, куда были списаны материальные ценности. Средний процент в организации рассчитывается следующим образом: (остаток на начало периода по счету 16 + оборот по дебету счета 16) / (остаток на начало периода по счету 10 + оборот по дебету счета 16). Таким образом, собранные затраты по заготовке материальных ценностей распределяются только на переданные в производство и реализованные ценности, а не на всю величину производственных запасов.

      В бухгалтерском учете расход материалов отражается в учетных ценах, а стоимость материалов с учетом отклонения фиксируется в авизо (документах, которые оформляются для учета расчетов со структурными подразделениями) (приложение 25).

      Особенности учета спецодежды

      Спецодежда, спецобувь и средства индивидуальной защиты учитываются в ОАО «КЧУС+К» на счете 10 «Материалы» субсчете «Инвентарь и хозяйственные принадлежности». Затраты на покупку спецодежды, спецобуви и средств индивидуальной защиты относятся на себестоимость строительно-монтажных работ как расходы по обеспечению нормальных условий труда. Спецодежда выдается работникам ОАО «КЧУС+К» в пределах норм. Стоимость выданной спецодежды не включается в совокупный налогооблагаемый доход работника, не начисляется на ее стоимость и единый социальный налог. Пока не прошел срок службы спецодежды, организация обеспечивает ее стирку, чистку, ремонт и дезинфекцию. Эти расходы включаются в ОАО «КЧУС+К» в себестоимость строительных работ. Если спецодежда пришла в негодность до того, как окончился срок ее службы, организация выдает работнику новую. Однако если спецодежда испорчена по вине работника, то ее стоимость взыскивается с него. При увольнении из организации, работник сдает выданную ему спецодежду на склад. Однако если работник изъявляет желание оставить спецодежду у себя, то он возмещает организации ее стоимость. При налогообложении операций со спецодеждой есть свои особенности: при реализации спецодежды ее остаточная стоимость увеличивается на сумму НДС в размере 18%; если задолженность за спецодежду удерживается из выплат, причитающихся работнику, то налог с продаж не начисляется, если же работник вносит плату за спецодежду в кассу организации, в этом случае налог с продаж необходимо начислить. Синтетический и аналитический учет спецодежды, спецобуви и предохранительных приспособлений ведется аналогично остальным материалам – в ведомости 10-с и оборотных ведомостях.

      Корреспонденция счетов (бухгалтерские проводки) по учету производственных запасов отражены в таблице 1.

      Таблица 1. – Корреспонденции счетов по учету производственных запасов

 

      |Содержание хозяйственной операции                                                  |Дебет                        |Кредит                       |

|1                                                                                  |2                            |3                            |

|1. Поступили материалы от поставщиков                                              |10/1                         |60                           |

|2. Выделяется НДС                                                                  |19/3                         |60                           |

|3. Списывается НДС по приобретенным материалам                                     |68                           |19/3                         |

|4. Поступили материалы от собственных структурных подразделений                    |10/1                         |79/2                         |

|5. Приобретены канцтовары из подотчетных сумм                                      |10/6                         |71                           |

|6. Внутреннее перемещение материалов                                               |10/1                         |10/1                         |

 

Продолжение таблицы 1

 

|1                                                                                  |2                            |3                            |

|7. Готовая продукция для собственных нужд                                          |10/6                         |43                           |

|8. Материалов получены от разных кредиторов                                        |10/1                         |76/5                         |

|9. Отпущены материалы на нужды:                                                    |                             |                             |

|- основного производства                                                           |20                           |10/1                         |

|- вспомогательного производства                                                    |23                           |10/6                         |

|10. Списаны материалы на общепроизводственные нужды                                |                             |                             |

|                                                                                   |25                           |10/6                         |

|11. Списаны материалы на общехозяйственные нужды                                   |                             |                             |

|                                                                                   |26                           |10/6                         |

|12. Списаны материалы на освоение нового производства                              |                             |                             |

|                                                                                   |97                           |10/1                         |

|13. Реализованы материалы сторонним организациям                                   |41                           |10/1                         |

|                                                                                   |90                           |41                           |

|14. Реализованы неликвидные материалы                                              |91                           |10/6                         |

|15. Списаны материалы на нужды профилактория «Радуга»                              |                             |                             |

|                                                                                   |29                           |10/6                         |

|16. Материалы переданы структурным подразделениям                                  |                             |                             |

|                                                                                   |79/2                         |10/1                         |

|17. Отклонения в стоимости материалов, отпущенных структурным подразделениям       |                             |                             |

|                                                                                   |16                           |79/2                         |

|18.Отклонения в стоимости списаны:                                                 |                             |                             |

|- на основное производство                                                         |20                           |16                           |

|- на вспомогательное производство                                                  |23                           |16                           |

|- на общепроизводственные нужды                                                    |25                           |16                           |

|- на общехозяйственные нужды                                                       |26                           |16                           |

|                                                                                   |                             |                             |

|                                                                                   |                             |                             |

 

      6. УЧЕТ ТРУДА И ЕГО ОПЛАТЫ

 

      Расходы организации, связанные с оплатой труда, и другие выплаты работникам подразделяют на три части:

      фонд заработной платы включает оплату за отработанное время, за неотработанное время (оплату ежегодных и дополнительных отпусков), единовременные поощрительные и другие выплаты (премии, годовое вознаграждение за выслугу лет, материальная помощь);

      выплаты социального характера (компенсации и социальные льготы);

      расходы, не относящиеся к фонду заработной платы и выплатам социального характера: доходы по акциям, взносы в единый социальный налог и на обязательное социальное страхование, командировочные расходы.

      Для осуществления табельного учета и контроля трудовой дисциплины применяют табель учета использования рабочего времени (приложение 26,27). Табельный учет охватывает всех работников организации. Каждому из них присваивается определенный табельный номер, который указывается во всех документах по учету труда и заработной платы. Сущность табельного учета заключается в ежедневной регистрации явки работников на работу, с работы, всех случаев опозданий и неявок с указанием их причин, а также часов простоя и часов сверхурочной работы.

      Для определения суммы заработной платы, подлежащей выдаче на руки работникам, необходимо определить сумму заработка работников за месяц и произвести из этой суммы необходимые удержания (приложение 28), которые можно разделить на две группы: обязательные удержания и удержания по инициативе организации. Обязательными удержаниями являются налог на доходы физических лиц, по исполнительным листам. По инициативе организации через бухгалтерию из заработной платы работников могут быть произведены следующие удержания: долг за работником; в погашение задолженности по подотчетным суммам; ранее выданные аванс и выплаты; за ущерб, нанесенный производству; за порчу, недостачу или утерю материальных ценностей; за брак и т. д.

      В ОАО «КЧУС+К» применяют расчетные и платежные ведомости. В расчетной ведомости (приложение 29) содержатся все расчеты по определению сумм заработной платы, подлежащих выплате работникам. Платежную ведомость используют лишь для выплаты заработной платы.

      Синтетический учет расчетов по оплате труда ведется по каждому табельному номеру, исходя из присвоенного разряда, оклада.

      Аналитический учет ведется на счете 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».

      Операцию по начислению и распределению оплаты труда оформляют следующей бухгалтерской записью:

      Д 20, 23, 25,29,28,44,91,97 / К 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».

      Начисление оплаты труда по операциям, связанным с заготовлением и приобретением производственных запасов, оборудования к установке и осуществлением капитальных вложений, отражают по дебету счетов 07 «Оборудование к установке», 08 «Вложение во внеоборотные активы», 10 «Материалы» и кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».

      В соответствии со второй частью Налогового кодекса Российской Федерации с 1 января 2001 г. вводится единый социальный налог, зачисляемый в государственные внебюджетные фонды – Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования РФ и предназначенный для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь. Сумма налога исчисляется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого фонда и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы.

      Пособия по временной нетрудоспособности и другие выплаты за счет средств органов социального страхования отражают по дебету счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» и кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». Счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» имеет следующие субсчета:

      69/1 – расчеты по социальному страхованию;

      69/2 – расчеты по пенсионному обеспечению (базовая часть);

      69/3 – расчеты по обязательному медицинскому страхованию;

      69/4 – расчеты с фондом занятости;

      69/5 – расчеты по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;

      69/6 – расчеты с ПФ (страховая часть);

      69/7 – расчеты с ПФ (накопительная часть).

      В ОАО «КЧУС+К» ежемесячно составляется ведомость отчислений на заработную плату (приложение 30).

       1) ФСС  485,19 * 3,2% = 15,53

       2) ФОМС  485,19 * 0,8% = 3,88

       3) ТОМС   485,19 * 2% = 9,70

       4) Страховая часть  485,19 * 14% =  67,93

       5) Накопительная часть  4850,19 * 6% = 29,11

      Пособия по временной нетрудоспособности выплачивают рабочим за счет отчислений на социальное страхование. Основанием для выплаты пособий являются больничные листы, выдаваемые лечебными учреждениями (приложение 31). Размер пособия по временной нетрудоспособности рассчитывается в ведомости расчета оплаты по больничному листу (приложение 32).

      Пример: Пескичев А. А. заболел в апреле, больничный лист с 26 апреля по 5 мая. С 1 января 2004 года согласно Федеральному закону №166 – ФЗ от 08.12.2003г. пособия по временной нетрудоспособности исчисляются из среднего заработка за последние 12 месяцев перед месяцем заболевания. Рассчитаем заработную плату за последние 12 месяцев.

      Итого: 21 027,75

      Всего часов: 1801

      Среднечасовой заработок = 21 027,75 / 1801 = 11,68

       15 * 11,68 +  16 * 11,68 +  23 * 11,68 = 630,72

      Д69/1 – К70   630,72

      Отпускные и выходные пособия исчисляются из среднего заработка, который рассчитывается согласно Постановлению №213 от 11. 04. 2003г. «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы».где, в частности, оговорено, какие виды выплаты входят в средний заработок, период расчета среднего заработка и порядок определения среднего дневного и среднего часового заработка. Для всех средних, кроме отпуска, период – 12 месяцев, отпуск – 3 месяца.

      В ведомости расчета отпускных (приложение 33) рассчитывается  средний дневной заработок. Если месяц отработан полностью, то для расчета берется 29,6 дней, если не полностью, то по формуле: Ко  * 1,4, где

      Ко – количество отработанных дней;

      1,4 – коэффициент = 7 / 5, т.е. количество дней недели / количество раб. дней.

      Пример: Обухов В. А. увольняется в  отпуск в мае. Считаем среднюю заработную плату за 3 предшествующих месяца:

      Февраль 1 533,59

      Март 1 725,00

      Апрель 1 725,00

      Итого: 4 983,59

      Сверяем с планом рабочего времени и по табелю учета полностью ли он отработал.

      По плану: февраль – 23 дня; март – 25 дней; апрель – 26 дней.

      По факту: февраль – 16 дней; март – 25 дней; апрель – 26 дней.

      В феврале время отработано не полностью, для расчета берем 22,4 (16 * 1,4)

      Итого отработано 81,6 дня (22,4+29,6+29,6).

      4 983,59 / 81,6 = 61,07 – средний дневной заработок

      61,07 * 10,5 = 641,24

       Д 23 «Вспомогательное производство» / К 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» – 641,24 руб.

      Из данной суммы удерживается 13% налога – 641,24 * 13% = 83,36 при выдаче по расходному ордеру или по платежной ведомости

      Д 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» – К 50 «Касса» - 557,88 руб.

      Взыскание алиментов производится со всех видов дохода, кроме сумм материальной помощи, единовременных премий. Поступившие в бухгалтерию исполнительные листы регистрируют в специальном журнале. О поступлении исполнительных документов бухгалтерия сообщает судебному исполнителю и взыскателю. Размер алиментов указывается в контрольном листе (приложение 34). Ежемесячно составляют список алиментов, где указывают процент и суммы удержаний (приложение 35). На несовершеннолетних детей в размере: на 1 ребенка – 1/4, на 2 детей – 1/3, на 3 детей и более – 50% заработка, но не менее суммы установленной законодательством.

 

7. УЧЁТ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ) И КАЛЬКУЛИРОВАНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ

 

      Под себестоимостью продукции понимают выраженные в денежной форме затраты на ее производство и реализацию. Одно из основных условий получения достоверной информации о себестоимости продукции – четкое определение состава производственных затрат.

      Учет затрат по строительным работам в ОАО «КЧУС+К» осуществляется подрядным способом. При подрядном способе производства выполненные и оформленные в установленном порядке строительные работы отражаются у застройщика-заказчика на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» по договорной стоимости согласно оплаченным или принятым к оплате счетам (приложение 36, 37).

          Учет затрат на производство СМР ведется по следующим статьям расходов: «Материалы», «Расходы на оплату труда рабочих», «Расходы по содержанию и эксплуатации строительных машин и механизмов», «Накладные расходы».

      По статье «Материалы» отражают затраты на используемые непосредственно при выполнении строительных работ материалы, детали, топливо, электроэнергию, пар, воду и другие виды материальных ресурсов.

      По статье «Расходы на оплату труда рабочих» указывают все расходы по оплате труда производственных рабочих (включая рабочих, не состоящих в штате) и линейного персонала при включении его в состав работников участков (бригад), которые заняты непосредственно на строительных работах.

      В статью «Расходы по содержанию и эксплуатации строительных машин и механизмов» включают затраты на оплату труда рабочих, занятых управлением строительными машинами; стоимость материальных ресурсов, включая топливо и энергию; амортизационные отчисления на полное восстановление строительных машин; затраты на проведение ремонтов строительных машин и механизмов и прочие затраты, связанные с эксплуатацией строительных машин и механизмов.

      По статье «Накладные расходы» отражают административно-хозяйственные расходы (расходы на содержание и эксплуатацию вычислительной техники, почтово-телеграфные расходы); расходы на обслуживание работников строительства; расходы на организацию работ на строительных площадках; прочие накладные расходы (платежи по обязательному страхованию; расходы, связанные с рекламой в пределах утвержденных норм).

      Затраты на производство СМР ведутся с подразделением их на прямые затраты и накладные расходы. Прямые  затраты собираются по дебету счета 20 «Основное производство» и состоят из статей: «Материалы», «Заработная плата», «Механизмы и автотранспорт». Накладные расходы собираются на счете 26 «Общехозяйственные расходы», которые ежемесячно списываются в дебет балансового счета 20 «Основное производство» и балансового счета 90 «Продажи».

      Затраты на производство продукции вспомогательных хозяйств собираются по дебету счета 20 «Основное производство» по группам однородной продукции. Затраты по балансовым счетам 23 «Вспомогательное производство», 26 «Общехозяйственные расходы» в течение месяца собирают на дебете в конце месяца распределяют между видами продукции, учтенными на счете 20, пропорционально выполнению плана. Затраты по балансовому счету 25 «Общепроизводственные расходы» собирают по каждому цеху и в конце месяца закрывают на счет 20 «Основное производство».

      Затраты по содержанию вспомогательных производств собираются на счете 23 «Вспомогательное производство». Фактические затраты, относящиеся к накладным расходам, собираются на счете 26 «Накладные расходы», который закрывается в конце месяца на счет 23 «Вспомогательное производство».

      Расходы, произведенные в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в учете на счете 97 «Расходы будущих периодов». Сроки и направления списания расходов будущих периодов определяют условиями в соответствии с которыми произведены данные расходы.

      На счете 26.1 собирают накладные расходы СМР и на счете 26.2 – накладные расходы вспомогательного производства.

      Номенклатура статей  цеховых и общехозяйственных расходов приведена в приложениях 38,39. Полный расчет себестоимости шпатлевки латексной приведен в приложении 40.

      Часть продукции является товаром и учитывается согласно учетной политике на счете 43 «Готовая продукция» (без применения счета 40 «Выпуск продукции»):

       Д 43 «Готовая продукция» / К 20 «Основное производство».

      Оставшаяся часть – полуфабрикаты  передается для дальнейшей переработки другому подразделению:

      Д 21 «Полуфабрикаты собственного производства» / К 21  «Полуфабрикаты собственного производства».

      Учет выпуска готовой продукции осуществляется на счете 43 «Готовая продукция». Счета 44 «Расходы на продажу» и 26 «Общехозяйственные расходы» раскручиваются только на отгруженную продукцию.

      В отделе учета затрат ведется журнал  полной стоимости и себестоимости отгруженной продукции, из которого видно себестоимость фактическую и действующую.

      Учет затрат на производство осуществляется в журнале-ордере № 10 (приложение 41). Журнал-ордер № 10 составляется на основании ведомостей  и таблиц распределения сырья, материалов, заработной платы, услуг вспомогательных производств, расчетов по амортизационным отчислениям.

      В журнале-ордере 10 отражаются лишь кредитовые обороты материальных и расчетных счетов, которые относятся в дебет счетов затрат на производство. Кредитовые обороты материальных и расчетных счетов, которые относятся в дебет непроизводственных счетов, регистрируют в журнале-ордере № 10/1. Общие итоги обоих журналов-ордеров разносят затем по счетам Главной книги.

      Данные журналов-ордеров № 10 и 10/1 используют для составления расчета затрат по элементам и расчета себестоимости продукции по статьям калькуляции.

 

      8. УЧЕТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ)

 

       Учет выпуска готовой продукции (работ, услуг) в ОАО «КЧУС+К» организуется без применения счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)». Готовая продукция учитывается по фактическим затратам, связанным с ее изготовлением (по фактической производственной себестоимости).

       Оприходование готовой продукции оформляют бухгалтерской записью по дебету счета 43 «Готовая продукция» и кредиту счета 20 «Основное производство».

       Приобретение товаров, учет которых ведется на счете41 «Товары» отражают в учете по покупным ценам. Затраты по заготовке и доставке товаров до центральных складов включаются в стоимость приобретения.

       Отгруженную или сданную на месте готовую продукцию в зависимости от условий поставки, оговоренных в договоре на поставку продукции, списывают по учетным ценам с кредита 43 «Готовая продукция» в дебет счетов 45 «Товары отгруженные» или 90 «Продажи». По окончании месяца  определяют отклонения фактической себестоимости отгруженной продукции от стоимости ее по учетным ценам и списывают с кредита счета 43 дополнительной проводкой или способом «красное сторно» в дебет счетов 45 или 90.

       Готовую продукцию, переданную другим организациям для реализации на комиссионных началах, списывают с кредита счета 43 в дебет счета 45 «Товары отгруженные».

      Корреспонденция счетов по учету  выпуска готовой продукции отражены в таблице 2.

 

      Таблица 2. - Корреспонденции счетов по учету выпуска готовой продукции

 

|Содержание хозяйственной операции                                     |Дебет                               |Кредит                              |

|1. Оприходована готовая продукция                                     |43                                  |20, 23, 29                          |

|2. Оприходованы полуфабрикаты собственного производства,              |43                                  |21                                  |

|предназначенные для реализации в составе готовой продукции            |                                    |                                    |

|3. Произведена дооценка готовой продукции                             |43                                  |91                                  |

|4. Произведена уценка готовой продукции                               |91                                  |43                                  |

|5. переведена в состав материалов готовая продукция, предназначенная  |10                                  |43                                  |

|для собственных нужд                                                  |                                    |                                    |

|6. Возвращена готовая продукция в цех для дороботки                   |20,23,28                            |43                                  |

 

      В группе выписки счетов ведется книга продаж (приложение 42) и журнал учета выставленных счетов-фактур.

      Регистрация счетов-фактур в книге продаж производится в хронологическом   порядке  в том  налоговом  периоде,   в  котором возникает налоговое обязательство.

      Книга  продаж  прошнурована,  а ее страницы  пронумерованы и скреплены печатью. Контроль  за правильностью ведения книги продаж осуществляется руководителем организации.

      Для учета коммерческих расходов на предприятии используют активный счет 44 «Расходы на продажу». По дебету этого счета учитывают расходы на продажу с кредита соответствующих материальных, расчетных и денежных счетов:

      счета 10 «Материалы» - на стоимость израсходованной тары;

      счета 23 «Вспомогательные производства» - на стоимость услуг по отправке продукции со склада на склад покупателя автотранспортом предприятия;

      счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - на стоимость услуг по отправке продукции покупателю, оказанных сторонними организациями;

      счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» - на оплату труда работников, сопровождающих продукцию, и других счетов.

      Аналитический учет по счету 44 ведут в ведомости учета общехозяйственных расходов, расходов будущих периодов.

      По истечении каждого месяца расходы на продажу списывают на себестоимость проданной продукции. На отдельные виды продукции они относятся прямым путем, а при невозможности распределяются пропорционально их производственной себестоимости.

      Списание расходов на продажу оформляют бухгалтерской записью:

      Д 90 «Продажи» / К 44 «Расходы на продажу».

      Учет процесса реализации продукции, работ, услуг осуществляется в ОАО «КЧУС+К» на балансовом счете 90 «Продажи» в разрезе субсчетов.

      Расчеты по предъявленным покупателям и заказчикам к оплате расчетным документам за отгруженную продукцию, выполненные работы и оказанные услуги, учитываются на балансовом счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

      На суммы оплаты за отгруженную продукцию, выполненные работы и оказанные услуги организация предъявляет расчетные документы покупателю или заказчику и производит следующую бухгалтерскую запись:

      Д 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» / К 90 «Продажи».

      Аналитический учет по счету 62 ведется в журнале-ордере по счету 62 (приложение 41). Учет ведут по каждому предъявленному покупателем или заказчиком счете, а при расчетах в порядке плановых платежей – по каждому покупателю или заказчику (приложение 42).

      Документами, служащими основанием для расчетов между заказчиками и подрядчиками являются оформленные акты приемки выполненных строительных и монтажных работ.

      Финансовый результат определяется в каждом конкретном случае в зависимости от условий договора на строительство.

      Порядок бухгалтерских записей по продаже продукции при условии, что выручка в течение определенного времени не может быть признана в бухгалтерском учете, приведен в таблице 3.

      Таблица 3. - Корреспонденция счетов по продаже продукции

|Содержание хозяйственной операции                                         |Дебет                           |Кредит                          |

|1. Отгружена продукция по производственной себестоимости                  |45                              |43                              |

|2. Списываются расходы по продаже                                         |45                              |44                              |

|3. Отражен момент признания выручки от продажи продукции                  |62                              |90                              |

|4. Списывается производственная себестоимость отгруженной продукции       |90                              |45                              |

|5. Списываются расходы по продаже                                         |90                              |44                              |

|6. Отражена сумма НДС, исчисленная по реализованной продукции при         |90                              |76                              |

|реализации «по оплате»                                                    |                                |                                |

|7. Поступили платежи за реализованную продукцию                           |51, 52                          |62                              |

|8. Отражена задолженность перед бюджетом по НДС                           |76                              |68                              |

|9. Отражена задолженность перед бюджетом по НДС при реализации «по        |90                              |68                              |

|отгрузке»                                                                 |                                |                                |

|10. Погашена задолженность перед бюджетом по НДС                          |68                              |51,52                           |

|11. Списывается финансовый результат от продажи:                          |                                |                                |

|- прибыль                                                                 |                                |99                              |

|- убыток                                                                  |90                              |90                              |

|                                                                          |99                              |                                |

|                                                                          |                                |                                |

 

        9. УЧЕТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДТВ, РАСЧЕТНЫХ И КРЕДИТНЫХ ОПЕРАЦИЙ

 

      Учет кассовых операций

 

      Денежные средства организаций находятся в кассе в виде наличных денег и  на счетах в банках.

      Для осуществления расчетов наличными деньгами организация имеет кассу и ведет кассовую книгу по установленной форме.

      Касса работает с приходными и расходными ордерами (приложение 43,44). В книге регистрации приходных и расходных кассовых ордеров обязательно проставление даты, №, суммы и  балансового счета.

      В кассе есть кассовая книга. Каждая операция в кассовой книге отражает: № документа, от кого получено и кому выдано, остаток на начало дня. В итоге: сколько расход и сколько приход в течение дня и остаток на конец дня, в т. ч. на заработную плату с подписью и расшифровкой подписи кассира, количество расходных и приходных ордеров. На следующий день отчет (приложение 45) приходит в бухгалтерию, где бухгалтер по учету кассовых операций проверяет, делает проводки, сверяет суммы, все вносит в компьютер. На конец месяца  формируется анализ счета 50 «Касса» (приложение 46).

      Учет операций по расчетному счету

      Расчетные счета ОАО  «КЧУС+К» открыты в различных банках для расчета с дебиторами и кредиторами, поставщиками и покупателями. Для учета расчетов по счету 51 «Расчетные счета» ежемесячно формируется анализ счета 51 (приложение 47).

      Наиболее распространенной формой безналичного расчета являются расчеты платежными поручениями (приложения 48). Платежным поручением является распоряжение владельца счета обслуживающему его банку перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств.

       Перечисление оформляется проводкой (приложение 49):

      Д 10, 62, 66 – К 51. Для перечисления денег выписывается счет-фактура, например, за работу сторонней организации.

      Деньги перечисляют на основании служебной записки (или счет-факту), платежного поручения на оплату.

      Поступление денежных средств оформляется проводкой:

      Д 51 – К 62, 76, 66 на основании платежного поручения.

      О состоянии расчетного счета банк уведомляет выпиской из лицевого счета (приложение 50) с приложением платежных поручений.

      Учет кредитов и займов

          Для получения кредита (обычного) необходимо:

        1. Заявка на получение кредита.

      Заявку (3 экземпляра) подписывают  руководители и обязательна печать: 2 экземпляра – в банк, 1 – на предприятии.

      2. Анкета заполняется руководителями.

      3. План доходов и расходов  заполняет плановый отдел по запросу финансового отдела.

   4. На основании плана доходов и расходов заполняется прогноз движения денежных средств. Все документы подписываются руководителем и проставляется печать.

      Затем все эти документы отправляют в банк. Банк высылает кредитный договор (приложение 51) и заявку о принятии условий кредита, а также договор о залоге под этим же номером, опись предметов залога. К каждому кредитному договору составляется дополнительное соглашение (при неуплате процентов банк может с любого счета снять эти проценты).

      Для учета операций по получению и погашению кредитов используют пассивные счета 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам». Полученные суды отражают по кредиту этих счетов в корреспонденции со счетами по учету денежных средств и расчетов, а погашение ссуд – по дебиту счетов в корреспонденции по счетам денежных средств.

      Аналитический учет кредитов банка организуют по их видам, банкам, предоставившим кредиты, и отдельным кредитам.

      Для учета бухгалтер ведет справки по кредитам по состоянию на начало каждого месяца и заполняет журнал-ордер №4 (приложение 52). При невозможности погашения кредита в срок в банк пишется письмо о пролонгации, в котором указывается № кредитного договора, дата и срок пролонгации (не более срока, на который взяли кредит) с подписями руководителей.

      Учет расчетов с бюджетом

      Начисленные налоги и сборы в ОАО «КЧУС+К» отражаются по кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам»  и дебету различных счетов в зависимости от источников возмещения налогов. По данному признаку различают следующие налоги:

• Относимые на счета продажи (90, 91) – НДС, налог с продаж;

• Включаемые в себестоимость продукции, работ, услуг и капитальные вложения (дебетуются счета 08, 20, 23, 25, 29, 97, 44) – налог на землю, на воду, на добычу полезных ископаемых, на загрязнения окружающей среды, на приобретение транспортных средств;

• Уплачиваемые за счет прибыли до ее налогообложения (дебет счета 91, кредит счета 68) – налог на имущество, налог на рекламу.

• Уплачиваемые из прибыли (дебет счета 99, кредит счета 68) – налог на прибыль.

      По всем налогам, уплачиваемым в бюджет в организации, формируется оборотная ведомость по платежам в бюджет (приложение 53).

      Учет расчетов с подотчетными лицами

      Подотчетные суммы учитывают на активном синтетическом счете 71 «Расчеты с подотчетными лицами». Выдачу денежных авансов подотчетным лицам отражают по дебету счета 71 и кредиту счета 50 «Касса».

      Расходы, оплаченные из подотчетных сумм, списывают с кредита счета 71 в дебет счетов 10 «Материалы», 26 «Общехозяйственные расходы» и др. в зависимости от характера расходов. Возвращенные в кассу остатки неиспользованных сумм списывают с подотчетных лиц в дебет счета 50 «Касса». Аналитический учет расходов с подотчетными лицами ведут по каждой авансовой выдаче (приложение 54).

      Учет расчетов с работниками предприятия по прочим операциям

      Для обобщения информации о всех видах расчетов с работниками, кроме расчетов по оплате труда и с подотчетными лицами в ОАО «КЧУС+К» используют синтетический счет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям». К этому счету в организации открыт субсчет:

      73.2 «Расчеты по возмещению материального ущерба».

      На субсчете 73.2 «Расчеты по возмещению материального ущерба» учитывают расчеты по возмещению материального ущерба, причиненного работником организации в результате хищений и недостач товарно-материальных ценностей, брака.

      Суммы, подлежащие взысканию с работников организации, списывают в дебет счета 73.2 с кредита счетов 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей», 98 «Доходы будущих периодов», 28 «Потери от брака». Взыскание с работников суммы удержаний относят в кредит счета 73.2 и дебет счетов 70 (на сумму удержаний из заработной платы), 91 (при отказе во взыскании ввиду необоснованного иска) и др.

      Аналитический учет по счету 73 ведут по работникам организации.

      Учет расчетов с прочими дебиторами и кредиторами и порядок  списания просроченной задолженности

      Для учета расчетных отношений с другими предприятиями, организациями, отдельными лицами используют активно-пассивный счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

      К счету 76 открыты субсчета 76.2 «Расчеты по претензиям», 76.4 «Расчеты по депонированным суммам» и др.

      На субсчете 76.2 «Расчеты по претензиям» отражают расчеты по претензиям, предъявленным поставщикам, подрядчикам, транспортным и другим организациям, а также по предъявленным штрафам, пеням и неустойкам. В дебет этого счета списывают причиненный организации ущерб по вине поставщиков, подрядчиков, учреждений банков с кредита счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство», 91 «Прочие доходы и расходы».

      Суммы удовлетворенных претензий списывают с кредита счета 76.2 в дебет счета 51 «Расчетные счета».

      Аналитический учет по субсчету 76.2 ведут по каждому дебитору и отдельным претензиям.

      На субсчете 76.4 «Расчеты по депонированным суммам» учитывают расчеты с работниками организации по невыплаченным в установленный срок суммам из-за неявки получателей.

      Депонированные суммы отражают по кредиту счета 76.4 и дебету счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». При выплате депонированных сумм получателю кредитуют счета учета денежных средств и дебетуют счет 76.4.

      Аналитический учет по субсчету 76.4 ведут по каждому дебитору и кредитору.

      По истечении срока исковой давности дебиторская и кредиторская задолженности подлежат списанию.

      Списание задолженности оформляется приказом руководителя (приложение 55) и  бухгалтерской записью:

      Д 91 «Прочие доходы и расходы» – К 62, 76.

      Списание долга в убыток вследствие неплатежеспособности должника учитывается в организации за бухгалтерским балансом в течение пяти лет с момента списания для наблюдения за возможностью её взыскания в случае изменения имущественного положения должника.

      При поступлении средств по ранее списанной дебиторской задолженности дебетуют счета учета денежных средств (50, 51) и кредитуют счет 91 «Прочие доходы и расходы». Одновременно на указанные суммы кредитуют забалансовый счет 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов».

      Кредиторская задолженность по истечении срока исковой давности списывается на финансовые результаты:

      Д 60, 76 – К 91 «Прочие доходы и расходы».

      Учет внутрихозяйственных расчетов

      Для расчетов головной организации ОАО «КЧУС+К» с обособленными подразделениями используют счет 79 «Внутрихозяйственные расчеты».

      Счет 79 является активным, поэтому отпущенные подразделениям материальные ценности списывают у организации с кредита материальных счетов (10, 43) в дебет счета 79.4 «Расчеты с профилакторием», а полученные от подразделений ценности приходуют по дебету материальных счетов с кредита счета 79.4.

      Аналитический учет по счету 79 ведут по каждому обособленному подразделению организации. Регистром синтетического учета является журнал-ордер № 9 (приложение 56).

 

      10. УЧЕТ ЦЕННЫХ БУМАГ

 

      Финансовые вложения в ОАО «КЧУС+К» учитывают на активном счете 58 «Финансовые вложения», к которому открыты следующие субсчета:

      58.1 «Паи и акции»;

      58.2 «Долговые ценные бумаги»;

      58.3 «Предоставленные займы»;

      58.4 «Вклады по договору простого товарищества».

      По дебету счета 58 отражают финансовые вложения организации с кредита соответствующих счетов (51 «Расчетные счета», 10 «Материалы»). С кредита счета 58 списывают финансовые вложения на счет 91 «Прочие доходы и расходы».

      Уставный капитал Общества составляет 15 048 тысяч рублей, который сформирован за счет выпуска 300 959 акций номинальной стоимостью 50 рублей каждая, в том числе 246 607 обыкновенных акций и 54 352 – привилегированных акций.

       Все акции Общества являются именными. Их движение отражают в книге регистрации акций  с указанием в ней данных о каждой именной акции, времени ее приобретения и о количестве акций у отдельных акционеров.

      Учет движения акций осуществляют на счете 58.1 «Паи и акции». Приобретение акций отражают по дебету счета 58.1, а продажу – по кредиту.

      Решение о выплате годовых дивидендов, размере дивиденда, форме его выплаты по акциям каждой категории и дата выплаты принимается общим собранием акционеров по рекомендации Совета директоров общества.

 

      11. УЧЕТ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ, ФОНДОВ, РЕЗЕРВОВ, КАПИТАЛА

 

          Для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности, а также для определения финансового результата предназначен счет 90 «Продажи».

      На момент признания выручки в бухгалтерском учете оформляют запись:

      Д 62 «Расчеты с покупателями»     -     К 90, субсчет «Выручка».

      Сумма себестоимости проданных изделий, работ и услуг относится в дебет счета 90, субсчет «Себестоимость продаж». Одновременно кредитуются счета: 20 «Основное производство», 41 «Товары», 43 «Готовая продукция», 44 «Расходы на продажу», 45 «Товары отгруженные».

      Счет 90 используется не только для исчисления результата продажи, но и для формирования накопительных итогов к отчету о прибылях и убытках.

      По окончании каждого месяца субсчет 90-9 «Прибыль/убыток от продаж» закрывается перечислением сумм на счет 99 «Прибыли и убытки». При составлении годовой  бухгалтерской отчетности после перенесения сальдо с субсчета 90-9 на счет 99 оформляются заключительные записи по закрытию всех других субсчетов счета 90. Для этого оборотами со всех субсчетов списываются соответствующие сальдо на субсчет 90-9 субсчета 90-2, 90-3, 90-4, 90-5 закрываются записями по кредиту в дебет субсчета 90-9. В результате по состоянию на 1 января нового года ни один из субсчетов счета 90 «Продажи» сальдо не имеет.

      Аналитический учет по счету 90 ведется по каждому виду проданных товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг.

      На 91 счете «Прочие доходы и расходы» отражаются операционные и внереализационные доходы и расходы.

      Аналогично субсчета к счету 91 ежемесячно закрываются и результат выводится проводками:

              Д 91.9 «Сальдо прочих доходов и расходов» – К 99  «Прибыли и убытки» отражена прибыль за отчетный месяц.

      В конце года бухгалтер сопоставляет годовые дебетовые и кредитовые обороты по счету 99. Если предприятие по итогам года получает прибыль, в учете делается проводка:

      Д 99 «Прибыли и убытки» - К 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» отражена чистая (нераспределенная) прибыль отчетного года.

      Аналитический учет по счету 99 должен обеспечить формирование данных, необходимых для составления отчета о прибылях и убытках. Синтетический учет по счету 99 «Прибыли и убытки» ведется в журнале-ордере 15 (приложение 57).

      Таблица 4. - Корреспонденция счетов по операциям учета финансовых результатов и использования прибыли

|Содержание хозяйственной операции                                         |Дебет                            |Кредит                           |

|1. Оприходованы излишки ТМЦ, а также незавершенного производства,         |08, 10, 20, 21, 23, 29, 41, 43   |91                               |

|выявленные при инвентаризации                                             |                                 |                                 |

|2. Отражена прибыль от продажи различного имущества                       |90, 91                           |99                               |

|3. Получены доходы от участия в других организациях и сдачи в аренду      |50,51                            |91                               |

|имущества, дивиденды по акциям, поступления от ранее списанной дебиторской|                                 |                                 |

|задолженности и прибыли прошлых лет                                       |                                 |                                 |

 

      Продолжение таблицы 4

|4. Отражены признанные и присужденные суммы штрафов, пеней, неустоек за   |76                               |91                               |

|несоблюдение другими организациями договорных обязательств                |                                 |                                 |

|5. Списаны штрафы, пени, неустойки, не признанные арбитражем              |91                               |76                               |

|6. Списаны убытки отчетного года                                          |84                               |99                               |

|7. Списана нераспределенная прибыль отчетного года                        |99                               |84                               |

|8. Списан убыток от продажи различного имущества                          |99                               |90, 91                           |

|9. Начислен налог на прибыль                                              |99                               |68                               |

|10. Начислен резерв на оплату отпусков                                    |20, 23, 25, 26                   |96                               |

|11. Начислены отпускные суммы работника                                   |96                               |70                               |

|12. Отпущены в производство безвозмездно поступившие материалы            |20, 23, 25, 26                   |10                               |

|                                                                          |98                               |91                               |

 

      Для обобщения информации о наличии и движении сумм нераспределенной прибыли используют активно-пассивный счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

      Прибыль, остающаяся в распоряжении общества после начисления налогов, распределяется общим собранием акционеров. Решение о выплате годовых дивидендов, размере дивиденда, форме его выплаты по акциям каждой категории и дата выплаты принимается общим собранием акционеров по рекомендации Совета директоров общества.

      На суммы начисленных доходов учредителям дебетуют счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» и кредитуют счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и 75 «Расчеты с учредителями». Аналогичная запись осуществляется при начислении промежуточных доходов.

      Отчисления в резервный капитал отражают по дебету счета 84 и кредиту счета 82 «Резервный капитал».

      Уставный капитал Общества определяет минимальный размер имущества, гарантирующий интересы его кредиторов, и составляет 15 048 тысяч рублей, который сформирован за счет выпуска 300 959 акций номинальной стоимостью 50 рублей каждая, в том числе 246 607 обыкновенных акций и 54 352 – привилегированных акций.

      Уставный капитал общества может быть увеличен путем увеличения номинальной стоимости акций или размещения дополнительных акций. Увеличение уставного капитала отражается по кредиту счета 80 «Уставный капитал» и дебету счетов денежных средств и другого имущества, а уменьшение по дебету счета 80 и кредиту счетов 75 «Расчеты с учредителями» (на сумму уменьшения номинальной стоимости акций).

      В ОАО «КЧУС+К» создается резервный фонд в размере не менее 5 % от его уставного капитала.

      Для получения информации о наличии и движении резервного капитала используют пассивный счет 82 «Резервный капитал». Отчисления в резервный капитал отражаются по кредиту счета 82 и дебету счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». Использование резервного фонда отражается по дебету счета 82 и кредиту счетов – потребителей резервного капитала:

      Счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»  - на суммы, направленные на покрытие убытка за отчетный год;

      Счета 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» или 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» - на погашение облигаций акционерного общества.

      Добавочный капитал был сложен до 2000 года за счет безвозмездно полученного имущества. Добавочный капитал учитывается на пассивном счете 83 «Добавочный капитал».

 

  Заключение

 

      Задачами   практики в бухгалтерии ОАО «КЧУС+К» было общее ознакомление  с предприятием, изучение структуры учетного аппарата и организации учета и контроля. В процессе практики я получила общее представление  о ведении первичного, сводного синтетического и аналитического учета на участках бухгалтерии, осуществляющих учет основных средств, производственных запасов, труда и заработной платы, учет затрат, учет денежных средств, учет расчетных и кредитных операций.

      Ведение бухгалтерского учета на предприятии осуществляется по журнально-ордерной форме бухгалтерского учета, основными учетными регистрами при которой являются журналы-ордера, а также вспомогательные ведомости и соответствующие разработочные таблицы. Главная книга является одним из основных учетных регистров и предназначена для обобщения данных текущего учета, взаимной проверки правильности произведенных записей по отдельным счетам и для составления баланса.

      Для дальнейшего улучшения работы централизованной бухгалтерии ОАО «КЧУС+К» необходимо: обеспечить более тесную взаимосвязь всех подразделений бухгалтерии во избежание серьезных ошибок в бухгалтерском учете, а также для своевременного устранения выявленных ошибок; обеспечить рабочие места всех бухгалтеров и экономистов персональными ЭВМ и необходимыми программами для сокращения объема ручного труда и высвобождения времени для анализа.

      Личный вывод: полученные на первых курсах теоретические знания были закреплены практическими навыками работы под руководством опытных руководителей в каждой группе учета.  Данная практика помогла получить более полное представление о работе бухгалтера, особенно такого большого предприятия как ОАО «КЧУС+К».

Информация о работе Отчет по производственной практике в ОАО «КЧУС+К»