Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 09:53, отчет по практике
«Алтай-Лада» стала первым предприятием, которое официально представило на территории Сибири продукцию тольяттинского завода «АвтоВаз». История этого автоцентра началась в 1973 году, тогда на месте нынешнего ОАО основали станцию техобслуживания автомобилей ВАЗ. Несмотря на то, что изначально она была ориентирована исключительно на автовладельцев из Алтайского края, сюда за помощью приезжали и жители других регионов.
1 ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «Алтай-Лада»…………………………………..…..7
1.2. Раскрытие информации об учетной политики организации………..…..…11
1.3. Краткие сведения о финансовом состоянии и результатах деятельности за 2010 год…………………………………………………………………………………..13
1.4. Характеристика торговой деятельности…………………….……………….14
2 Анализ финансового положения и эффективности деятельности ОАО "Алтай-Лада" за период с 01.01.2009 по 31.12.2011 г.…………………………………………………………………………………..….…..16
1. Анализ финансового положения ОАО "Алтай-Лада"………………..…..…16
1.1. Структура имущества и источники его формирования……………………16
1.2. Оценка стоимости чистых активов организации…………………………..18
1.3. Анализ финансовой устойчивости организации…………………………..19
1.3.1. Основные показатели финансовой устойчивости организации…….…..19
1.3.2. Анализ финансовой устойчивости по величине излишка (недостатка) собственных оборотных средств……………………………………………..…………22
1.4. Анализ ликвидности…………………………………………………………23
1.4.1. Расчет коэффициентов ликвидности…………………………..…………23
1.4.2. Анализ соотношения активов по степени ликвидности и обязательств по сроку погашения……………………………………………………………………..…24
2. Анализ эффективности деятельности ОАО "Алтай-Лада"…………………25
2.1. Обзор результатов деятельности организации…………………..………..25
2.2. Анализ рентабельности…………………………………………………..…26
2.3. Расчет показателей деловой активности (оборачиваемости)……….……28
3. Выводы по результатам анализа…………………………………………..….29
3.1. Оценка ключевых показателей……………… …………………………….29
3.2. Рейтинговая оценка финансового положения и результатов деятельности ОАО "Алтай-Лада"…………………………………………………………………..….30
4. Приложения……………………………………………………………………31
4.1. Определение неудовлетворительной структуры баланса………….……..31
4.2. Анализ кредитоспособности заемщика…………………………..………..31
4.3. Прогноз банкротства…………………………………………………………32
4.4. Расчет рейтинговой оценки финансового положения и результатов деятельности……………………………………………………………………………...33
3 АУДИТ…………………………………………………………………………….……35
1 Обязательный аудит…………………………………………………….……….35
2 Общие понятия о СВК в компании……………………………………….……36
2.1 Организация внутренней аудиторской проверки эффективности СВК бизнес-процессов компании……………………………………………………………37
2.2. Планирование аудиторской проверки эффективности СВК бизнес-процессов компании…………………………………………………………..………..38
2.3. Проведение аудиторских процедур…………………………………………41
2.4 Формирование результатов аудита…………………………………………43
2.5 Работа СВА с материалами аудита после утверждения окончательной редакции «Аудиторского отчета»………………………………….……………….45
3.Аудиторское заключение………………………………………….……
Результаты обследования и оценки рисков, проводимых СВА при годовом риск-ориентированном планировании; материалы прошлых аудиторских проверок; результаты оценки рисков, проводимой менеджментом (анализ Карт рисков) являются основой для формирования перечня рисков изучаемого бизнес-процесса.
Оценка рисков в ходе предварительного обследования проводится аудитором экспертно по двум показателям – вероятность реализации и значимость последствий от реализации данных рисков.
Схематично результаты оценки идентифицированных рисков можно представить в Карте рисков бизнес-процесса. При этом для наглядности используется метод цветовой зональности рисков:
красный цвет – высокие риски, требующие немедленного управления и предотвращения;
желтый цвет – средние риски, требующие постоянного мониторинга;
зеленый цвет – низкие риски, не требующие усиленного контроля.
В целях достижения общего мнения о фактической организации аудируемого процесса, его целей и целей предстоящей аудиторской проверки руководителю аудиторской группы следует согласовать данные вопросы с представителем (-ями) аудиторского предприятия /подразделения (как правило, владельцем процесса). Необходимо отметить, что «Задание на аудит» формируется руководителем аудиторской группы и после согласования с представителем аудируемого лица обязательно утверждается Руководителем СВА компании. Какие-либо последующие корректировки данного документа возможны только при согласовании с Руководителем СВА с объяснением причин необходимости данных корректировок и при условии информирования владельца процесса.
2.3. Проведение аудиторских процедур
Проведение аудиторских процедур предназначено для сбора достаточных надлежащих доказательств с целью формулирования обоснованных выводов, на которых основывается мнение аудиторов об эффективности СВК, выраженное в «Аудиторском отчете» и подкрепленное соответствующими рабочими документами.
Одной из основных аудиторских процедур, направленных на получение адекватных выводов о надежности и эффективности функционирования СВК бизнес-процесса, является тестирование фактических процедур управления рисками, присущих анализируемому процессу.
Тестирование надежности СВК направлено на определение аудитором вероятности достижения цели контрольной процедуры, с помощью которой владелец анализируемого риска может эффективно управлять данным риском. При этом цель контрольной процедуры определяется аудитором либо на основе анализа ВНД по процессу, интервью с владельцем процесса, либо самостоятельно на основе «лучших практик» организации данных процессов в аналогичных компаниях.
Как правило, тестирование проводится аудитором выборочным методом. Объем выборки должен обеспечивать достаточную уверенность аудитора в том, что выводы, сделанные на основе анализа выборочных данных будут приемлемы для всего объема данных (генеральной совокупности), из которого произведена выборка. Объем выборки может определяться с применением специальных формул, полученных на основе теории вероятности и математической статистики, либо определяться на основе профессионального суждения аудитора.
При проведении тестирования аудитор располагает довольно широким спектром инструментов - процедур, исполнение которых позволит сформировать объективные выводы об эффективности СВК, как то: сравнение / сопоставление, анализ данных и др.
По результатам тестирования аудитор должен дать оценку надежности действующей СВК бизнес-процесса в части управления анализируемым риском, с указанием возможных последствий от реализации данного риска (с учетом экстраполяции результатов проверки выборочных данных на всю генеральную совокупность). В случае необходимости аудитор формирует рекомендации по построению или оптимизации действующей СВК для достижения целей бизнес-процесса.
В качестве инструмента для отражения процедуры тестирования СВК рекомендуется использовать рабочий документ «Аудиторский тест».
После проведения предварительного обследования и тестирования фактических процедур управления рисками, присущих анализируемому бизнес-процессу, аудитор должен сформировать общее мнение о надежности и эффективности действующей СВК изучаемого процесса. В качестве инструмента для достижения поставленной цели рекомендуется использовать рабочий документ «Оценка дизайна контроля».
Необходимо конкретизировать, что дизайн внутреннего контроля бизнес-процесса представляет собой фактическое содержание и место расположение контрольных процедур в структуре процесса.
В ходе проведения оценки дизайна контроля аудитор использует следующие приемы, результаты которых отражает в вышеуказанном рабочем документе:
формирование идеальной схемы бизнес-процесса («как должно быть»). Схема идеального процесса формируется таким образом, чтобы гарантировать достижение целей данного процесса.
сравнение фактической схемы бизнес-процесса («как есть») с идеальной;
анализ наличия и эффективности контрольных процедур , предусмотренных в регламентирующих и распорядительных документах по аудируемому процессу;
анализ наличия, качества исполнения и эффективности контрольных процедур, фактически присущих процессу;
сравнение содержания и качества исполнения фактических процедур контроля с требованиями ВНД по бизнес-процессу;
оценка эффективности процедуры с помощью статистического анализа происшествий за длительный период (3-5 лет);
бенчмаркинг и поиск «лучшей практики» для оптимизации контрольных процедур.
Кроме того, оценка дизайна контроля должна проводиться с учетом стоимости как отдельной контрольной процедуры, так и затрат на создание и поддержание всей СВК. Рекомендации по созданию и оптимизации действующей СВК должна быть обоснована с точки зрения стоимостного анализа «выгоды – затраты». В случае функционирования нескольких контрольных процедур, направленных на управление одним риском или зависимыми рисками, следует провести оценку различных вариантов использования контрольных процедур для исключения излишних (дублирующих) процедур.
Аудитор на основе результатов оценки дизайна контроля бизнес-процесса должен совместно с менеджментом компании выработать рекомендации по построению и оптимизации действующей системы внутреннего контроля анализируемого процесса. Рекомендации аудитора, в основном, направлены на:
повышение качества исполнения контрольной процедуры, формализованной в ВНД компании, в том числе и за счет построения эффективной системы мотивации сотрудников-исполнителей данной контрольной процедуры (в случае если формализованная контрольная процедура эффективна, но имеются отклонения при ее фактическом исполнении);
легализацию фактически исполняемой контрольной процедуры (в случае если фактически реализуемая контрольная процедура эффективна, но не предусмотрена требованиями ВНД);
разработку и формализацию контрольной процедуры и контроля за ее надлежащим исполнением (в случае если контрольная процедура не предусмотрена ВНД и фактические действия сотрудников не позволяют эффективно управлять риском).
После проведения всех необходимых аудиторских процедур и формирования общего мнения о надежности СВК изучаемого бизнес-процесса на основе полученных аудиторских доказательств аудитор приступает к обобщению полученных результатов и формированию «Аудиторского отчета».
2.4. Формирование результатов аудита
Мнение о надежности действующей СВК изучаемого бизнес-процесса, выраженное в письменной форме, представляется аудитором в «Аудиторском отчете».
Для формирования объективного окончательного мнения о действующей СВК процесса и снижения риска ошибок аудитора при проведении проверки рекомендуется предварительно формировать «Проект аудиторского отчета». Данный документ используется как предварительный черновой вариант «Аудиторского отчета», который предоставляется на согласование владельцу и участникам аудируемого бизнес-процесса, которые:
в случае наличия аргументированных документально подтвержденных возражений и замечаний предоставляют в СВА «Протокол разногласий по результатам аудита»;
в случае согласия с изложенными аудитором информацией и выводами предоставляют в СВА «План корректирующих мероприятий по результатам аудита», который должен предусматривать описание мероприятий, ответственных, сроки выполнения.
«Лучшей практикой» при согласовании материалов аудита является процедура проведения завершающего совещания между аудиторами и представителями аудируемого лица по уточнению окончательных мнений и позиций сторон по предмету проверки.
Стандартная форма «Аудиторского отчета» законодательно не определена. Поэтому данный рабочий документ СВА формируется аудитором по форме, разработанной непосредственно в самой компании, но должен отвечать требованиям объективности, ясности, лаконичности, конструктивности и своевременности.
Следует отметить, что положительно зарекомендовало себя на практике выделение в «Аудиторском отчете» отдельных тематических блоков - вводной и описательной частей.
В вводной части «Аудиторского отчета» аудитор представляет общую информацию о проверке, как то:
цель, объект и предметы проверки;
состав аудиторской группы, сроки проведения проверки.
Описательная часть «Аудиторского отчета» является наиболее объемным и информативным блоком, содержащим все результаты аудита.
Для привлечения внимания высшего руководства компании к наиболее важным аспектам, выявленным при аудите, а также для упрощения процесса формирования отчетности СВА о деятельности службы рекомендуется обособить:
наиболее существенные выводы о недостатках организации анализируемого бизнес-процесса и системы внутреннего контроля;
рекомендации аудитора по устранению причин и снижению последствий наиболее высоких рисков, присущих данному процессу и оказывающих негативное влияние на достижение целей компании.
Для удобства восприятия заинтересованными пользователями результатов аудита целесообразно придерживаться следующей схемы представления информации:
описание предмета проверки (подпроцесса);
описание и оценка рисков, присущих данному подпроцессу;
описание и оценка фактически используемого воздействия на риски;
результаты фактически используемого воздействия на риск (по результатам аудиторского тестирования);
описание причин, обусловивших реализацию рисков;
описание и оценка последствий от реализации рисков;
рекомендации аудитора по управлению данными рисками за счет построения и оптимизации СВК данного подпроцесса.
Необходимо отметить, что если в ходе согласования «Проекта аудиторского отчета» достичь единого мнения с аудируемым не удалось, в окончательном «Аудиторском отчете» следует также указать мнение аудируемого с пояснением, почему его возражения не были приняты аудитором.
При формировании «досье аудита»6 необходимо к «Аудиторскому отчету» прилагать «Протокол разногласий по результатам аудита» и «План корректирующих мероприятий по результатам аудита».
Порядок подписания «Проекта аудиторского отчета» и «Аудиторского отчета» и доведения данных документов до заинтересованных пользователей должен быть регламентирован в ВНД, регулирующих организацию функции внутреннего аудита в компании. Как правило, данные рабочие документы по проверке авторизируются руководителем СВА, который и принимает решение о направлении данных документов заинтересованным пользователям.
Обычно окончательная версия «Аудиторского отчета» предоставляется:
заказчику аудита – лицу, инициировавшему данную проверку;
владельцу аудируемого бизнес-процесса;
другим заинтересованным пользователям на усмотрение руководителя СВА компании.
Следует отметить, что направление СВА окончательной редакции «Аудиторского отчета» заинтересованным пользователем является лишь промежуточным этапом проведения аудиторской проверки эффективности СВК бизнес-процессов. Только последующая совместная работа СВА и менеджмента компании может обеспечить надлежащее формирование и внедрение надежной СВК бизнес-процессов, обеспечивающую разумную уверенность в достижении стратегических целей компании и ее акционеров.
2.5. Работа СВА с материалами аудита после утверждения окончательной редакции «Аудиторского отчета»
Работу СВА с материалами аудита после утверждения и доведения окончательной редакции «Аудиторского отчета» заинтересованным пользователям можно разделить на два типа:
работа СВА с менеджментом компании по построению и оптимизации СВК бизнес-процессов;
работа СВА с материалами аудита для удовлетворения собственных потребностей службы.
Работа СВА с менеджментом компании по построению и оптимизации СВК бизнес-процессов
Основное направление совместной работы СВА с менеджментом компании по построению и оптимизации СВК бизнес-процессов связано с контролем исполнения плана корректирующих мероприятий, необходимость которых была выявлена по результатам аудита. Контроль может осуществляться посредством: