Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 09:53, отчет по практике
«Алтай-Лада» стала первым предприятием, которое официально представило на территории Сибири продукцию тольяттинского завода «АвтоВаз». История этого автоцентра началась в 1973 году, тогда на месте нынешнего ОАО основали станцию техобслуживания автомобилей ВАЗ. Несмотря на то, что изначально она была ориентирована исключительно на автовладельцев из Алтайского края, сюда за помощью приезжали и жители других регионов.
1 ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «Алтай-Лада»…………………………………..…..7
1.2. Раскрытие информации об учетной политики организации………..…..…11
1.3. Краткие сведения о финансовом состоянии и результатах деятельности за 2010 год…………………………………………………………………………………..13
1.4. Характеристика торговой деятельности…………………….……………….14
2 Анализ финансового положения и эффективности деятельности ОАО "Алтай-Лада" за период с 01.01.2009 по 31.12.2011 г.…………………………………………………………………………………..….…..16
1. Анализ финансового положения ОАО "Алтай-Лада"………………..…..…16
1.1. Структура имущества и источники его формирования……………………16
1.2. Оценка стоимости чистых активов организации…………………………..18
1.3. Анализ финансовой устойчивости организации…………………………..19
1.3.1. Основные показатели финансовой устойчивости организации…….…..19
1.3.2. Анализ финансовой устойчивости по величине излишка (недостатка) собственных оборотных средств……………………………………………..…………22
1.4. Анализ ликвидности…………………………………………………………23
1.4.1. Расчет коэффициентов ликвидности…………………………..…………23
1.4.2. Анализ соотношения активов по степени ликвидности и обязательств по сроку погашения……………………………………………………………………..…24
2. Анализ эффективности деятельности ОАО "Алтай-Лада"…………………25
2.1. Обзор результатов деятельности организации…………………..………..25
2.2. Анализ рентабельности…………………………………………………..…26
2.3. Расчет показателей деловой активности (оборачиваемости)……….……28
3. Выводы по результатам анализа…………………………………………..….29
3.1. Оценка ключевых показателей……………… …………………………….29
3.2. Рейтинговая оценка финансового положения и результатов деятельности ОАО "Алтай-Лада"…………………………………………………………………..….30
4. Приложения……………………………………………………………………31
4.1. Определение неудовлетворительной структуры баланса………….……..31
4.2. Анализ кредитоспособности заемщика…………………………..………..31
4.3. Прогноз банкротства…………………………………………………………32
4.4. Расчет рейтинговой оценки финансового положения и результатов деятельности……………………………………………………………………………...33
3 АУДИТ…………………………………………………………………………….……35
1 Обязательный аудит…………………………………………………….……….35
2 Общие понятия о СВК в компании……………………………………….……36
2.1 Организация внутренней аудиторской проверки эффективности СВК бизнес-процессов компании……………………………………………………………37
2.2. Планирование аудиторской проверки эффективности СВК бизнес-процессов компании…………………………………………………………..………..38
2.3. Проведение аудиторских процедур…………………………………………41
2.4 Формирование результатов аудита…………………………………………43
2.5 Работа СВА с материалами аудита после утверждения окончательной редакции «Аудиторского отчета»………………………………….……………….45
3.Аудиторское заключение………………………………………….……
3 АУДИТ
1. Обязательный аудит
Обязательный аудит – ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности. Качественно провести обязательный аудит могут только опытные и высококвалифицированные аудиторы.
Обязательному аудиту подлежат:
предприятия, имеющие организационно-правовую форму открытого акционерного общества (аудит ОАО);
организации, относящиеся к кредитным или страховым организациям, обществам взаимного страхования, товарным или фондовым биржам, инвестиционным или государственным внебюджетным фондам, источником образования средств которого являются предусмотренные законодательством РФ обязательные отчисления, производимые физическими и юридическими лицами, либо к фондам, источниками образования средств которых являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;
предприятия, у которых объем выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает 50 млн рублей или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года 20 млн рублей;
организации, являющиеся государственным унитарным или муниципальным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, если финансовые показатели его деятельности соответствуют предыдущему пункту (для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта РФ финансовые показатели могут быть понижены);
предприятия, в отношении которых обязательный аудит предусмотрен Федеральным законом.
Для остальных предприятий предусмотрен инициативный аудит, т.е. решение о проведении аудиторской проверки принимается самостоятельно должностными лицами или акционерами организации.
Для дачи максимально точного и полного аудиторского заключения, специалисты-аудиторы досконально проверят:
правильность оформления первичных бухгалтерских документов;
правильность применения соответствующего Плана бухгалтерских счетов;
правильность начисления налогов;
правильность формирования финансовых результатов;
правильность составления бухгалтерской и налоговой отчетности;
соблюдение различных норм бухгалтерского и налогового учета.
В ходе проведения аудита, предприятия получают консультации по ведению финансово-хозяйственной деятельности, а так же по решению задач управленческого учета.
Ежеквартальные аудиторские проверки помогут не «запускать» учет, своевременно выявлять и устранять ошибки, что сведет к минимуму риск потерь при проведении налоговой проверки.
Стоимость услуг по проведению обязательного или инициативного аудита определяется индивидуально с учетом специфики финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Результатом работы будет Аудиторское заключение, а также Письменная информация руководству клиента, в которой специалисты подробно опишут все замечания и рекомендации.
2. Общие понятия о системе внутреннего контроля в компании
СВК - совокупность организационной структуры управления, мер, методик и процедур, принятых и постоянно осуществляемых Советом директоров, исполнительными и контрольными органами, должностными лицами и иными сотрудниками компании, направленных на:
совершенствование деятельности компании и органов его управления;
обеспечение результативности и эффективности финансово-хозяйственной деятельности компании;
сохранность активов;
предотвращение внутренних и внешних рисков;
обеспечение надежности и достоверности всех видов отчетности Общества;
соблюдение требований законодательства и внутренних документов и регламентов Общества.
Надежная СВК является ключевым элементом корпоративного управления компанией, который позволяет менеджменту принимать адекватные решения, направленные на:
совершенствование организации бизнеса,
оперативное выявление, предотвращение и ограничение операционных, финансовых и других видов рисков, и
обеспечивать разумную уверенность в достижении стратегических целей компании и ее акционеров.
Современные системы построения внутреннего контроля, формируемые в соответствии с требованиями как российских, так и зарубежных принципов корпоративного управления, акцентируют ответственность высшего руководства компании за формирование надежной СВК и поддержание надлежащего ее функционирования. При этом многие компании в настоящее время имеют в своей структуре Службу внутреннего аудита (далее - СВА). Внутренний аудит, являясь одним из незаменимых инструментом собственников компании и Совета директоров при организации корпоративного управления и контроля, представляет собой наиболее развитую форму внутреннего контроля в компании.
Основными задачами, стоящими перед СВА, являются:
обеспечение соответствия принципам корпоративного управления;
оценка надежности и эффективности СВК в компании, а так же оказание консультационной поддержки менеджменту компании на этапе разработки систем и процедур СВК;
оценка системы управления рисками;
оценка эффективности и экономичности управления бизнес-процессами.
Схема взаимодействия Совета директоров, СВА и менеджмента компании в рамках организации СВК представлена на рисунке 1.
Рис. № 1 - Схема взаимодействия СВА и менеджмента компании
Необходимо отметить, что в действующем законодательстве и современной методической литературе по вопросам организации внутреннего контроля и аудита не определена методика проведения внутренних аудиторских проверок эффективности СВК компании, результатами которых и должны быть объективная оценка и предложения по оптимизации действующей СВК компании.
2.1. Организация внутренней аудиторской проверки эффективности СВК бизнес-процессов компании
Следует определить, что аудиторская проверка в контексте данной статьи представляет собой мероприятие, заключающееся в сборе, оценке и анализе аудиторских доказательств, касающихся СВК бизнес-процесса, подлежащего аудиту, и имеющее своим результатом выражение мнения аудитора о степени надежности СВК этого бизнес-процесса.
Проведение внутренней аудиторской проверки инициируется Руководителем СВА компании на основе раннее утвержденного плана работы СВА либо по отдельному внеплановому поручению уполномоченного лица.
Процесс проведения внутренней аудиторской проверки СВК бизнес-процессов компании включает в себя несколько этапов (рис.2.), а именно:
планирование аудиторской проверки, в том числе проведение предварительного обследования;
проведение аудиторских процедур:
оценка дизайна контроля,
оценка исполнения контрольных процедур (тестирование),
анализ элементов СВК (в том числе оценка контрольной среды),
общая оценка эффективности СВК;
формирование результатов аудиторской проверки;
работа СВА с материалами аудиторской проверки после утверждения окончательной редакции «Аудиторского отчета», в том числе мониторинг исполнения рекомендаций СВА.
Рис. №2 - Этапы проведения внутренней аудиторской проверки эффективности СВК бизнес-процессов компании
2.2. Планирование аудиторской проверки эффективности СВК бизнес-процессов компании
Планирование аудиторской проверки способствует тому, чтобы важным областям в ходе аудита было уделено необходимое внимание, чтобы были выявлены потенциальные проблемы и работа была выполнена с оптимальными затратами, качественно и своевременно. Планирование позволяет эффективно распределять работу между членами аудиторской группы, участвующими в аудиторской проверке, а также координировать такую работу.
Для эффективного планирования предстоящей аудиторской проверки следует проводить предварительное обследование аудируемого объекта (бизнес-процесса). Задачей данного обследования является изучение фактических целей аудируемого бизнес-процесса, его структуры или изменений в нем, произошедших со времени прошлой проверки. Также должное внимание необходимо уделить оценке уровня материальности аудируемого бизнес-процесса, что позволит объективно говорить о существенности последствий неэффективной организации СВК данного процесса для компании в целом.
Аудиторы на этапе предварительного обследования:
проводят анализ внутренней нормативной документации (далее – ВНД), регламентирующей организацию аудируемого процесса;
проводят ознакомление с базами данных и программным обеспечением, обслуживающих рассматриваемый бизнес-процесс;
анализируют результаты прошлых аудиторских проверок данного бизнес-процесса (в случае их наличия);
идентифицируют и интервьюируют владельца и других участников процесса по вопросам организации процесса;
анализируют фактические цели процесса на предмет их соответствия стратегии развития компании и принципам целеполагания (конкретизация, измеримость, согласованность, релевантность, временная ограниченность достижения);
формируют фактическую схему организации рассматриваемого бизнес-процесса, с указанием существующих контрольных процедур;
анализируют результаты оценки рисков, проводимой менеджментом компании (в случае ее наличия);
анализируют систему оценки и показателей, используемых для определения эффективности и экономичности процесса.
По итогам анализа полученной информации о рассматриваемом бизнес-процессе и формирования адекватного понимания его фактического функционирования руководитель службы должен принять решение о дальнейшем проведении аудита или решение об отказе от проведения проверки.
При этом решение об отказе от проведения проверки в настоящее время и причины данного решения должны быть доведены до лица, инициировавшего данную проверку. Обычно решение об отказе от проведения проверки в настоящее время принимается в случае если:
оценка дизайна контроля и ограниченное тестирование на этапе проведения предварительного обследования дают положительный результат о приемлемой надежности СВК;
по результатам предварительного обследования установлено, что риски бизнес-процесса несущественны или сам процесс нематериален;
в ходе проведения предварительного обследования стало известно, что в настоящее время существенно изменяется структура изучаемого бизнес-процесса.
В случае принятия положительного решения о проведении проверки эффективности СВК бизнес-процесса в настоящее время по итогам предварительного обследования аудитор должен точно определить ключевые аспекты (в том числе сроки и объемы) предстоящего аудита и проинформировать о них аудируемое лицо. В качестве инструмента для достижения поставленной цели рекомендуется использовать рабочий документ «Задание на аудит».
Аудитор должен отчетливо понимать сам и уметь пояснить аудируемому лицу цели предстоящей проверки. Точное определение границ аудита снижает риск непреднамеренного смещения внимания аудитора в ходе проведения проверки на смежные и наименее проблемные области.
По итогам изучения внутренних нормативных документов по анализируемому бизнес-процессу и интервью с владельцем и прочими участниками процесса аудитор должен оценить насколько цели, формализованные в регламентах, политиках и др. или обозначенные владельцем процесса, соответствуют стратегии развития компании и общим правилам целеполагания. Помимо этого аудитор должен оценить критерии, используемые менеджментом для определения эффективности и экономичности бизнес-процессов. Особое внимание аудитору следует уделить тому, как действующая система мотивации владельца и участников процесса соотносится с определенными целями процесса. В случае если цели бизнес-процесса не формализованы и владелец процесса также затрудняется их четко сформулировать, аудитор должен на основе собственных теоретических и практических знаний и навыков (в том числе на основе бенчмаркинга) предложить цели для данного процесса и показатели для их измерения и согласовать их с владельцем процесса.
Одним из ключевых результатов грамотно проведенного предварительного обследования является адекватное понимание аудитором фактической организации анализируемого бизнес-процесса (последовательность процедур, ответственные за исполнение, фактические сроки исполнения) и объективная оценка уровня его регламентации.