Особенности составления сводной отчетности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 12:05, курсовая работа

Краткое описание

Одним из перспективных направлений развития бизнеса в настоящее время является создание групп предприятий, связанных между собой экономически, но одновременно остающихся самостоятельными юридическими лицами, - концернов или холдинговых фирм, в которых одна компания, называемая головной или материнской, контролирует одну или несколько других.

Оглавление

Введение-------------------------------------------------------------------------------------3
Назначение и теоретические аспекты составления сводной бухгалтерской отчетности--------------------------------------------5
Теоретические основы составления сводной отчетности по российским стандартам---------------------------------------5
1.2 Понятие сводной отчетности и принципы ее составления------------9
1.3 Методика составления сводного отчета о прибылях и убытках----13
2. Особенности формирования сводной финансовой отчетности в международной практике-------------------------16
2.1 Порядок разработки сводного отчета о прибылях и убытках в международной практике----------------------------------16
2.2 Методика разработки сводного отчета о прибылях и убытках в соответствии с МСФО------------------------------20
2.3 Сопоставление методик разработки сводного отчета о прибылях и убытках в соответствии с РПБУ и МСФО------------21
3. Практика разработки сводного отчета о прибылях и убытках на предприятии----------------------------------------28
Заключение---------------------------------------------------------------------------------36
Список используемой литературы-----------------------------------------------------38
Приложения---------------------------------------------------------------------------------40

Файлы: 1 файл

Курсовая по БФО(5 курс).docx

— 102.43 Кб (Скачать)

Таким образом, сводная отчетность составляется в рамках одного собственника или для статистического обобщения, а консолидированная – несколькими  собственниками по совместно контролируемому  имуществу.

Основными пользователями сводной финансовой  отчетности являются:

- совет директоров (наблюдательный совет) и исполнительный орган (дирекция, правление) головной организации;

- учредители (участники)  головной организации;

-  совет директоров (наблюдательный  совет) и исполнительный орган  (дирекция, правление) дочерних и зависимых обществ;

- аналитики и инвестиционные  консультанты;

- профессиональные участники  рынка ценных бумаг;

- кредиторы;

- поставщики;

- покупатели;

- иные заинтересованные  лица.

При составлении сводной  бухгалтерской отчетности головная организация и дочерние общества должны использовать единую учетную политику в отношении оценки аналогичных статей имущества и обязательств, доходов и расходов и пр.

В сводную бухгалтерскую  отчетность объединяется бухгалтерская отчетность головной организации и дочерних обществ, составленная за один и тот же отчетный период и на одну и ту же отчетную дату.

Головная организация  придерживается принятой формы сводного бухгалтерского баланса, сводного отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним от одного отчетного периода к другому. Изменение избранных форм сводного бухгалтерского баланса, сводного отчета о прибылях и убытках и  пояснений к ним раскрывается в пояснениях к данным формам отчетности с указанием причин, вызвавших это изменение.

Объем и порядок, включая  сроки представления бухгалтерской отчетности дочерних и зависимых обществ головной организации (в том числе дополнительной информации, необходимой для составления сводной бухгалтерской отчетности), устанавливает головная организация.

Наименование каждой составляющей сводной бухгалтерской отчетности должно содержать слово «сводный» и название Группы.

Сводная бухгалтерская отчетность представляется учредителям (участникам) головной организации. Иным заинтересованным пользователям сводная бухгалтерская  отчетность представляется в случаях, установленных законодательством  Российской Федерации, или по решению  головной организации.

Головной организации  целесообразно составлять сводную  бухгалтерскую отчетность не позднее 30 июня следующего за отчетным года, если иное не установлено законодательством РФ или учредительными документами этой организации.

Сводную бухгалтерскую отчетность подписывают руководитель и главный бухгалтер (бухгалтер) головной организации.

По решению участников Группы сводная бухгалтерская отчетность может публиковаться в составе публикуемой бухгалтерской отчетности головной организации. [8, c 224]

При формировании сводной (консолидированной) бухгалтерской отчетности Группы взаимосвязанных  организаций большое значение имеет  качество исходной информации, имеющейся  в распоряжении для проведения процедур консолидации. Для составления достоверной  сводной отчетности, отвечающей требованиям  всех заинтересованных пользователей  и в  соответствии с международными стандартами исходная информация о финансовом положении и хозяйственной деятельности организаций, входящих в состав Группы, должна быть построена на определенных принципах и методах (отвечать определенным требованиям).

1. Принцип полноты: все активы, обязательства, расходы будущих периодов, доходы будущих периодов консолидированной Группы принимаются в полном объеме, независимо от доли материнской компании. Доля меньшинства показывается в балансе отдельной статьей под соответствующим заголовком.

2. Принцип собственного капитала: поскольку материнская компания и дочерние предприятия рассматриваются как единая экономическая единица, собственный капитал определяется по балансовой стоимости акций консолидируемых предприятий, а также финансовых результатов деятельности этих предприятий и резервов.

3. Принцип справедливой и достоверной оценки:  сводная отчетность должна быть представлена в ясной и удобной для понимания форме и давать правдивую и достоверную картину активов, обязательств, финансового положения, прибылей и убытков предприятий, входящих в группу и рассматриваемых как единое целое.

4. Принцип постоянства использования методов консолидации и оценки и принцип функционирующего предприятия: методы консолидации должны применяться продолжительное время при условии, что предприятие является функционирующим, т.е. не намеревается прекращать свою деятельность в обозримом будущем. Отклонения допустимы в исключительных случаях, причем они должны быть раскрыты в приложениях к отчетности с соответствующим обоснованием. Этот принцип распространяется как на формы, так и на методы составления консолидированной отчетности.

5. Принцип существенности: этот принцип предусматривает раскрытие таких статей, величина которых может повлиять на принятие или перемену решения о финансово-хозяйственной деятельности компании.

6. Единые методы оценки: активы, пассивы, расходы будущих периодов, прибыли и затраты консолидированной компании должны быть учтены во всей полноте. Не имеет значения, как они представлены в текущем учете и отчетности предприятий, входящих в Группу, поскольку материнская компания не налагает запрет и не осуществляет избирательные учетные подходы. Важно, чтобы при консолидации активы и пассивы материнской компании и дочерних предприятий были оценены по единой методологии, применяемой материнской компанией. Методы оценки по законодательству, которое соблюдает материнская компания, должны применяться при составлении консолидированной отчетности.

7. Единая дата составления: консолидированная отчетность должна составляться на дату баланса материнской компании. Показатели отчетности дочерних предприятий также должны быть пересчитаны на дату консолидированной отчетности.

Большая часть рассмотренных  выше принципов, на которых строится консолидированная отчетность, в соответствии с международными стандартами нашла отражение и в российских нормативных документах, регулирующих составление сводной бухгалтерской отчетности [7, c 152].

 

1.3   Методика составления сводного отчета о прибылях и убытках

До составления сводной бухгалтерской  отчетности выверяют и регулируют все  взаиморасчеты и финансовые взаимоотношения  головной организации и дочерних обществ, а также между дочерними  обществами.

Бухгалтерская отчетность головной организации  и дочерних обществ объединяется путем построчного суммирования аналогичных активов, обязательств, капитала,  доходов и расходов. При этом для формирования финансовой информации о Группе  как о едином целом необходимо: 

- исключить балансовую стоимость  инвестиций материнской компании  в каждую дочернюю компанию  и соответствующие части капитала  каждой дочерней компании, принадлежащие  материнской компании;

- скорректировать прибыль Группы исходя из суммы чистой прибыли сведенных дочерних обществ, причитающейся материнской компании, т.е. за минусом суммы чистой прибыли, приходящейся на долю, которой материнская компания не владеет прямо или косвенно;

- отразить в сводном балансе  группы отдельно от обязательств  и капитала материнской компании  долю в чистых активах сведенных  дочерних компаний, не принадлежащую  прямо или косвенно   материнской  компании;

- исключить любую задолженность  по расчетам внутри группы; операции, совершенные внутри группы; нереализованную  прибыль и нереализованные убытки  от таких операций, за исключением  случаев, когда затраты не могут  быть возмещены.

Из сводного отчёта о прибылях и  убытках исключается выручка  от реализации продукции (товаров, работ, услуг) между головной организацией и дочерними обществами, а также  между дочерними обществами одной  головной организации, и затраты, приходящиеся на эту реализацию.

Исключаются также любые иные доходы, расходы, прибыли и убытки, возникающие  в результате операций между головной организацией и дочерними обществами одной головной организации.

При инвестировании менее 100% в капитал  покупаемого предприятия возникает  так называемая доля меньшинства. Это  доля сторонних акционеров, которая  в консолидированной отчетности должна отражаться отдельно от капитала Группы. Доля меньшинства в прибылях (убытках) дочерних предприятий за отчетный период должна быть определена и отдельно представлена в отчете о прибылях и убытках.

В сводном отчете о прибылях и  убытках деятельности показатель доли меньшинства отражает величину финансового  результата деятельности дочернего  общества, не принадлежащую головной организации. Доля меньшинства для составления сводного отчета о прибылях и убытках определяется исходя из величины нераспределенной прибыли или непокрытого убытка дочернего общества за отчетный период и процента не принадлежащих головной организации голосующих акций в их общем количестве (доли не принадлежащей головной организации уставного капитала в его общей величине).

В сводном отчете о прибылях и  убытках показатель доли меньшинства  показывается отдельной статьей "Доля меньшинства" по вписываемой строке, а доходы и расходы, формируемые финансовый результат деятельности Группы - за минусом доли меньшинства.

Если показатель доли меньшинства  в убытках дочернего общества за отчетный период больше показателя доли меньшинства в капитале этого  общества на отчетную дату, то на сумму  исчисленной разницы между этими  показателями расчетно подлежит уменьшению величина резервного капитала, а при  его недостаточности - добавочного  и затем уставного капитала дочернего  общества, включаемых в сводную бухгалтерскую  отчетность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Особенности формирования сводной финансовой отчетности в международной практике

2.1 Порядок разработки сводной отчетности в международной практике

Начало третьего тысячелетия  для российского бухгалтерского учета связано с продолжением важной работы по его переводу на международные  нормы. Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) была принята постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 283. Целью реформирования системы бухгалтерского учета является приведение национальной системы в соответствие с требованиями международных стандартов финансовой отчетности.

В системе международных  стандартов финансовой отчетности (МСФО) имеется несколько стандартов, посвященных  методологическим аспектам составления  сводной отчетности. Среди них МСФО 27 «Консолидированная и отдельная финансовая отчетность», МСФО 28 «Инвестиций в ассоциированные предприятия»,  МСФО 31 «Участие в совместном предпринимательстве», МСФО 32 «  Финансовые инструменты: представление информации», МСФО 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка».

Основные понятие, раскрывающие финансовые и экономические взаимоотношения  внутри группы, приведены в МСФО 27 «Консолидированная и отдельная финансовая отчетность», к ним относятся:

Консолидированная финансовая отчетность - финансовая отчетность группы, представленная как финансовая отчетность единого хозяйствующего субъекта.

Контроль - право определять финансовую и операционную политику предприятия с целью извлечения выгод от его деятельности.

Группа - материнское предприятие и все его дочерние предприятия.

Неконтролирующая  доля - часть прибыли или убытка и чистых активов дочернего предприятия, приходящаяся на доли участия в капитале, которыми материнское предприятие не владеет прямо или косвенно через дочерние предприятия.

Материнское предприятие - предприятие, имеющее одно или несколько дочерних предприятий.

Отдельная финансовая отчетность - составляемая материнским предприятием, инвестором ассоциированного предприятия или участником совместно контролируемого предприятия финансовая отчетность, в которой инвестиции учитываются на основе непосредственной доли в капитале, а не на основе представленных в отчетности финансовых результатов и чистых активов объектов инвестиций.

Дочернее предприятие - предприятие, в том числе неакционерное предприятие, такое, как партнерство, которое контролируется другим предприятием, называемым материнским предприятием.

          Международный стандарт МСФО 27 применяется для составления сводной финансовой отчетности Группы предприятий, находящихся под контролем материнской компании, а также для учета дочерних компаний в отдельной финансовой отчетности материнской компании.

 При подготовке консолидированной финансовой отчетности предприятие объединяет финансовую отчетность материнского предприятия и его дочерних предприятий построчно путем сложения аналогичных статей активов, обязательств, капитала, доходов и расходов. Затем, для того, чтобы консолидированная финансовая отчетность представляла финансовую информацию о группе как о едином хозяйствующем субъекте, выполняются следующие действия:

  • балансовая стоимость инвестиции материнского предприятия в каждое дочернее предприятие и принадлежащая материнскому предприятию доля в капитале каждого дочернего предприятия взаимоисключаются;
  • определяются неконтролирующие доли в прибылях или убытках консолидируемых дочерних предприятий за отчетный период;
  • неконтролирующие доли в чистых активах консолидируемых дочерних предприятий определяются отдельно от доли, принадлежащей акционерам материнского предприятия. Неконтролирующая доля в чистых активах состоит из:

Информация о работе Особенности составления сводной отчетности