Особенности функционирования пенсионной системы в условиях рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 15:36, реферат

Краткое описание

Суть накопительной пенсионной системы (НПС) - это сохранение и преумножение средств вкладчиков, т.е. инвестиции в реальное создание. Механизм ее функционирования заключается в следующем: работодатели ежемесячно перечисляют в форме обязательных пенсионных взносов 10% от оплаты труда, включая все виды заработной платы, разные премии, доплаты, надбавки. За счет данного источника формируются пенсионные скопления вкладчиков накопительных пенсионных фондов

Оглавление

Введение
1. Понятие накопительной пенсионной системы в Республике Казахстан ее развитие и становление
2. Источники формирования и направления использования средств пенсионных фондов
3 Проблемы накопления и диверсификации активов НПФ
4. Проблемы и перспективы развития накопительной пенсионной системы в Республике Казахстан
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 33.94 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

 

Восточно-Казахстанский  государственный технический университет

им. Д.М. Серикбаева

 

 

Кафедра: Экономическая теория и рынок

Дисциплина: Государственное регулирование экономики

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

Тема: Особенности функционирования пенсионной

системы в условиях рынка

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: Лаптева Ю.О

  Группа: 11-БЭ-1

                                       Принял: Пестунова Г.Б

 

 

 

г. Усть-Каменогорск

2013

Содержание

Введение

1. Понятие накопительной пенсионной системы в Республике Казахстан ее развитие и становление

2. Источники формирования и направления использования средств пенсионных фондов

 3 Проблемы накопления и диверсификации активов НПФ

4. Проблемы и перспективы развития накопительной пенсионной системы в Республике Казахстан

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Потребность в адекватном пенсионном обеспечении - это потребность каждого  человека нашей страны, а не только лиц пожилого возраста, так как  рано или поздно она коснется каждого  из нас.

Суть накопительной пенсионной системы (НПС) - это сохранение и преумножение средств вкладчиков, т.е. инвестиции в реальное создание. Механизм ее функционирования заключается в следующем: работодатели ежемесячно перечисляют в форме обязательных пенсионных взносов 10% от оплаты труда, включая все виды заработной платы, разные премии, доплаты, надбавки. За счет данного источника формируются пенсионные скопления вкладчиков накопительных пенсионных фондов

Для условий Казахстана можно предложить модель диверсификации активов между  различными их группами в зависимости  от уровней риска данных групп, то есть диверсификация осуществляется между  группами активов с высоким, средним  и низким уровнями риска. При этом основными показателями, на основе которых производится подбор, являются уровни риска текущей позиции  и уровни риска инвестиционного  решения. В Казахстане наиболее подходящим методом выбора активов является их группировка по уровню риска (высокий, средний, низкий) с последующей диверсификацией вложений в зависимости от данных показателя.

В настоящее время в республике создано и действует большое  количество внебюджетных фондов. В  зависимости от уровня управления фонды  подразделяются на государственные и региональные, по целевому назначению - на экономические и социальные.

Основные социальные фонды - это  пенсионный фонд, фонд социального  страхования, государственный фонд занятости населения, фонд медицинского страхования.

Накопительные пенсионные фонды (НПФ) могут быть: открытые, корпоративные.

Открытые накопительные пенсионные фонды осуществляют прием пенсионных взносов от вкладчиков независимо от места работы и жительства получателя.

Корпоративные накопительные пенсионные фонды создаются для получателей - работников одного или нескольких юридических лиц, являющихся учредителями и акционерами данного накопительного пенсионного фонда.

Негосударственные пенсионные фонды  в экономике развитых стран являются мощным средством стабилизации рынка, выступая в качестве постоянного  источника внебюджетных поступлений, активизирующих позитивные процессы в  экономическом и социальном развитии общества.

Казахстан первым среди стран СНГ  начал реформировать старую солидарную систему пенсионного обеспечения  граждан с переходом на накопительную  систему. Закон «О пенсионном обеспечении  в Республике Казахстан», принятый 20 июня 1997 года положил начало строительству  в стране накопительной пенсионной системы.

Становится все более очевидным, что важный недостающий компонент  в нынешнем пенсионном обеспечении - это отсутствие механизма страхования  активов частных пенсионных фондов. Поэтому в третьей главе выявлена взаимосвязь пенсионного фонда  и фонда социального страхования, т.е. долю участия страховых компаний в пенсионном обеспечении населения  Казахстана. Так как пенсионная система  на сегодняшний день в недостаточной  степени развита, также был рассмотрен не менее важный вопрос о совершенствовании  механизма реализации пенсионной реформы  Казахстана и зарубежный опыт развития пенсионной системы.

1. Понятие накопительной пенсионной системы в Республике Казахстан ее развитие и становление

Радикальные изменения в экономической  политике Казахстана, начавшиеся с  обретением республикой независимости  и предопределенные необходимостью создания государства с социально  ориентированной рыночной экономикой, обусловили формирование принципиально  новых общественных отношений.

Индексация пенсий - необходимый  атрибут любой зрелой пенсионной системы. Она призвана предупреждать  падение реальной стоимости пенсии особенно в условиях инфляции. Индексация должна также обеспечивать нормальное соотношение пенсии с заработной платой, имея в виду рост последней.

В числе главных ориентиров пенсионной политики в рыночной экономике к  функциям государства Н. А. Назарбаев  отнес, прежде всего, законодательное  обеспечение деятельности накопительных  пенсионных фондов. Здесь несколько  слов следует сказать о страховании  финансовых обязательств таких фондов. В Казахстане накопительные пенсии обеспечиваются методом капитализации  собранных средств и обслуживаются  независимыми частными (негосударственными) фондами, поэтому они подлежат значительному  регулированию со стороны государства  путем страхования их финансовых обязательств.

Сохранение средств вкладчиков - это проблема в первую очередь самого пенсионного фонда, но и государство не остается в стороне: действуя в интересах вкладчиков, оно устанавливает определенные правила, способствующие сохранению указанных средств.

Уместно заметить, что пенсионное обеспечение затрагивает интересы очень многих людей, в оборот поступают  огромные деньги, вследствие чего не исключена возможность злоупотреблений. Поэтому государство в таких случаях, как правило, создает специальную службу, осуществляющую контроль за соблюдением норм, установленных участниками пенсионного фонда. У нас такой службой является Агентство по регулированию и надзору за финансовыми рынками и финансовыми организациями (АФН). Основной его миссией является правовое, организационное и институциональное обеспечение функционирования накопительной пенсионной системы и создание условий для защиты пенсионных накоплений населения

Важную роль в области пенсионного  реформирования Глава государства  отводит партии "Нур Отан". В прошлом году, выступая на XI внеочередном съезде политобъединения, Президент заявил о неизменности курса на создание экономически процветающего государства с прочными социальными гарантиями для каждого гражданина, в связи с чем поставил перед НДП конкретные задачи - в течение ближайших лет увеличить ВВП на душу населения до 13 тысяч долларов, обеспечить рост среднемесячных доходов населения как минимум в два раза, средний размер пенсий - в два с половиной раза и довести его до 26 тысяч тенге, а размер государственной базовой пенсии - до половины от прожиточного минимума.

Итак, пенсионная реформа в Казахстане состоялась. В то же время сегодня  в накопительной пенсионной системе  имеются проблемы, которые необходимо решать. Думается, что сегодня у  нас есть все необходимые условия  для такого кардинального совершенствования  существующей модели пенсионного обеспечения, в результате которого будет обеспечено дальнейшее существенное укрепление материального  положения пенсионеров. При этом государство должно взять на себя лишь часть задачи в виде поэтапного увеличения базовой пенсии.

Наиболее целесообразным и соответствующим  уровню развития государства представляется создание "трехвидовой" системы пенсионного обеспечения. На мой взгляд, новая модель пенсионного обеспечения должна состоять из обязательного и добровольного видов пенсионного страхования, которые формируются за счет обязательных и добровольных пенсионных взносов. По наполнению пенсия будущего получателя в новой модели будет представлена тремя видами: гарантированная социальная, обязательная солидарно-индивидуальная и добровольная. При этом "социальная пенсия" должна финансироваться из государственного бюджета. А "обязательная солидарно-индивидуальная пенсия" - назначаться наемным работникам при наступлении социальных рисков, то есть пенсионного основания. Предлагаемая обязательная смешанная накопительная пенсия может формироваться из таких источников финансирования, как солидарная часть накопительной пенсии за счет ежемесячных обязательных отчислений работодателями и индивидуальная часть накопительной пенсии, вносимая самими наемными работниками путем ежемесячных обязательных отчислений из заработной платы.

Третий вид - это добровольная пенсия, которая вносится самим наемным работником или же его родственниками путем регулярных отчислений из заработной платы. Следует отметить, что ежемесячные обязательные отчисления наемными работниками аккумулируются на индивидуальном пенсионном счете (ИПС) в НПФ, то есть будут представлять собой персонифицированные средства.

Система добровольного пенсионного  страхования в зависимости от источников финансирования может подразделяться на три группы: первая - индивидуальное пенсионное страхование, вторая - пенсионное страхование, при котором пенсия формируется только за счет взносов  работодателей, и третья - страхование, при котором взносы в пенсионный фонд осуществляют как сами работники, так и их работодатели.

Безусловно, в ходе дальнейшего  совершенствования пенсионного  законодательства должны быть изучены  и учтены мировой опыт, а также  мнения ведущих отечественных научно-исследовательских учреждений, неправительственных организаций, ученых-правоведов, экспертов различных отраслей права, не говоря уже о вкладе в этот процесс государственных органов.

Суть накопительной пенсионной системы - это сохранение и преумножение средств вкладчиков, т.е. инвестиции в реальное производство. Механизм её функционирования заключается в следующем: работодатели ежемесячно перечисляют в форме обязательных пенсионных взносов 10% от оплаты труда, включая все виды заработной платы, различные премии, доплаты, надбавки. За счет данного источника формируются пенсионные накопления вкладчиков накопительных пенсионных фондов. Вкладчики или их работодатели могут вносить в дополнение к обязательным пенсионным взносам добровольные пенсионные взносы, размер которых не ограничен; они вносятся единовременно или многократно, регулярно или нерегулярно, наличными деньгами или перечисленными.

Пенсионные взносы направляются в  Государственный накопительный  пенсионный фонд или негосударственный  накопительный пенсионный фонд по выбору вкладчика, которому на основании пенсионного  договора открывается индивидуальный пенсионный счет и личный номер - социальный индивидуальный код (СИК).

Накапливаемые взносы вкладчиков пенсионные фонды передают через уполномоченный банк (кастодиан) компании по управлению пенсионными активами (КУПА), которая размещает средства в ценные бумаги, депозиты банков и другие финансовые инструменты. Полученный при размещении доход называется инвестиционным доходом, распределяется по индивидуальным счетам вкладчиков в соответствии с суммой накопленных средств. Таким образом, формируется индивидуальные пенсионные накопления вкладчиков, выплачиваемые им при наступлении пенсионного возраста.

2. Источники формирования и направления использования средств пенсионных фондов

Накопительный пенсионный фонд является самостоятельной банковской системой, что подразумевает собой независимость  от государственного бюджета, т.е. его  средства не входят в состав бюджета. Источниками же формирования средств  данного фонда являются:

1)ежемесячные перечисления в  форме обязательных пенсионных  взносов 10% от оплаты труда;

2)добровольные пенсионные взносы  граждан, а также пенсионные  взносы в пользу третьего лица;

3)инвестиционный доход, получаемый  при размещении средств вкладчиков пенсионного фонда.

Накопительные пенсионные фонды сконцентрировали более одного миллиарда долларов США, которому в нашей стране практически нет применения. Между тем цель-то реформы была ведь не только в механическом накоплении вкладов, но и в их разумном инвестировании, что на долгие годы гарантировало бы будущим пенсионерам дивиденды. Суть накопительной пенсионной системы - это инвестиции в реальное производство.

Судьба пенсионных вкладов полностью зависит от «поведения» государственных ценных бумаг. Очевидно, предпринимательская деятельность фонда явилась бы выходом из положения. Если учесть, что пенсионные взносы долгосрочные, то нет опасности, что накопительный пенсионный фонд не сможет выплатить свои финансовые обязательства перед вкладчиками. Поэтому необходимо разрешить фондам заниматься предпринимательской деятельностью хотя бы до стабилизации экономики страны.

3. Проблемы накопления и диверсификации активов накопительной пенсионной системы

Пенсионные активы - деньги, ценные бумаги, иные финансовые инструменты, предназначенные для обеспечения  и осуществления пенсионных выплат и переводов, а также изъятий  из накопительных пенсионных фондов в порядке, определенном законодательством  Республики Казахстан.

Одна из главных проблем пенсионной системы - недостаточная диверсификация пенсионных активов в разрезе  финансовых инструментов и валют. Практически  все пенсионные активы инвестируются  в Казахстане, качество пенсионного  портфеля постепенно снижается и, с  точки зрения внешних управляющих, качество портфелей казахстанских  фондов, по сравнению с портфелями западных фондов, несопоставимо ниже. Например, инфраструктурные облигации, в целом являющиеся привлекательным  инструментом для длинных инвестиций, не обеспечены достаточными гарантиями. Если первый проект строительства железнодорожной линии Шар - Усть-Каменогорск на первый взгляд действительно может покрыть все расходы, связанные с выпуском инфраструктурных облигаций, то в дальнейшем могут реализовываться проекты, где риски покрытия денежных потоков по выплате купонов могут быть выше, учитывая их недостаточно коммерческий характер и длительность осуществления.

Информация о работе Особенности функционирования пенсионной системы в условиях рынка