Основы бухгалтерской отчетности

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 12:18, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение теоретических основ бухгалтерской отчетности в целом, в том числе более детальное исследование приложения к бухгалтерскому балансу, представление наглядного заполнения данной формы для четкого понимания темы.
Для достижения данной цели были определены следующие задачи:
- определение состава бухгалтерской отчетности и требования к ней;
- порядок составления приложения к бухгалтерскому балансу;
- исследование структуры данной формы;
- способы и источники формирования показателей отдельных разделов и их состав;
- взаимосвязь показателей данной формы отчетности с другими отчетами в составе бухгалтерской отчетности организации;

Файлы: 1 файл

курсовая по БФО.docx

— 52.80 Кб (Скачать)

 

 ВВЕДЕНИЕ        

Все организации любой организационно-правовой формы собственности обязаны  составлять на основе данных синтетического  и аналитического учета бухгалтерскую  отчетность, являющуюся завершающим  этапом учетного процесса. Бухгалтерская  отчетность в установленных формах содержит систему сопоставимых и  достоверных сведений о реализованной  продукции, работах и услугах, затратах на их производство, об имущественном  и финансовом положении организации  и результатах  ее хозяйственной  деятельности.       

Актуальность  темы курсовой работы заключается в  значимости приложения к бухгалтерскому балансу в составе отчетности организации, в том, что оно является важным элементом в разъяснении  показателей бухгалтерского баланса  для лучшего понимания хозяйственной  деятельности предприятия за отчетный период.       

Объектом  исследования курсовой работы избрано  приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5).       

Предметом курсовой работы определены роль и  значение, структура и основные показатели приложения к бухгалтерскому балансу.       

Целью курсовой работы является рассмотрение теоретических основ бухгалтерской  отчетности в целом, в том числе  более детальное исследование приложения к бухгалтерскому балансу, представление  наглядного заполнения данной формы  для четкого понимания темы.       

Для достижения данной цели были определены следующие задачи:      

- определение состава бухгалтерской  отчетности и требования к  ней;      

- порядок составления приложения  к бухгалтерскому балансу;      

- исследование структуры данной  формы;      

- способы и источники формирования  показателей отдельных разделов  и их состав;      

- взаимосвязь показателей данной  формы отчетности с другими  отчетами в составе бухгалтерской  отчетности организации;      

- формирование полной и достоверной  информации в форме №5;      

- обеспечение информацией, необходимой  внутренним и внешним пользователям  бухгалтерской отчетности для  контроля за соблюдением законодательства  Российской Федерации при осуществлении  организацией хозяйственных операций  и их целесообразностью, наличием  и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых  и финансовых ресурсов в соответствии  с утвержденными нормами, нормативами  и сметами;      

Проблемы, которые необходимо решить в первую очередь при решении задач, поставленных в курсовой работе, заключаются в  следующем:       

- часто меняющееся законодательство  по бухгалтерскому учету, которое  приводит к трудностям отражения  хозяйственной деятельности предприятия  в полной мере;      

- неполное отражение в нормативной  базе бухгалтерского учета проблем,  с которыми сталкивается бухгалтер  на практике;      

- сложность определения отдельных  показателей данной формы отчетности  для бухгалтера предприятия из-за  неполного предоставления указаний  по составлению формы №5, в  следствие чего может быть  некорректное отражение финансового  состояния организации;       

В основу методики курсовой работы положены приемы и способы, применяемые при  изучении конкретной формы отчетности в бухгалтерском учете. В частности  сбор, изучение, систематизация и анализ материалов по форме №5, формулировка выводов.       

Теоретическую основу курсовой работы составили фундаментальные  положения бухгалтерского учета, нормативные, инструктивные и справочные материалы  по бухгалтерскому учету, учебные пособия  отечественных экономистов, таких  как Камышанов П.И., Кутер М.И., Новодворский В.Д., Пономарева Л.В., Лупикова Е.В., Пашук Н.К. Кроме того были использованы практические материалы, накопленные в процессе обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие и состав бухгалтерской финансовой отчетности 

1.1. Понятие и состав бухгалтерской финансовой отчетности        

Отчетность  представляет собой систему показателей, отражающих результаты хозяйственной  деятельности организации за отчетный период. Отчетность включает таблицы, которые составляют по данным бухгалтерского, статистического и оперативного учета. Она является завершающим  этапом учетной работы.        

Данные  отчетности используются внешними пользователями для оценки эффективности деятельности организации, а также для экономического анализа в самой организации. Вместе с тем отчетность не обходима для оперативного руководства хозяйственной  деятельностью и служит исходной базой для последующего планирования. Отчетность должна быть достоверной, своевременной. В ней должен обеспечиваться сопоставимость отчетных показателей с данными  прошлые периоды.        

Организации составляют отчеты по формам и инструкциям (указаниям), утвержденным Минфином и  Госкомстатом Российской Федерации. Единая система показателей отчетности организации позволяет составлять отчетные сводки по отдельным отраслям, экономическим районам, республикам  и по всему народному хозяйству  в целом       

В настоящее время организации  представляют в обязательном порядке  промежуточную и годовую бухгалтерскую  отчетность.        

Промежуточная бухгалтерская отчетность включает:

ф.№1 «Бухгалтерский баланс»;

ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках».         

 Кроме указанных форм в составе промежуточной бухгалтерской отчетности  организации могут представлять  иные отчетные формы (отчет  о движении денежных средств и др.), а также пояснительную записку, входящие в состав годовой отчетности.       

В соответствии с Законом «О бухгалтерском  учете» и ПБУ 4/99 годовая отчетность организаций (кроме бюджетных) состоит  из:

Бухгалтерский баланс (форма № 1);

Отчет о прибылях и убытках (форма  №2);

Отчет об изменениях капитала (форма  №3);

Отчет о движении денежных средств (форма №4);

Приложение к бухгалтерскому балансу ( форма №5);

Пояснительную записку;

Отчет о целевом использовании  полученных средств (форма №6) –  для общественных организаций и  объединений;

Специализированные формы бухгалтерской  отчетности, утвержденные для организаций  министерствами и ведомствами по согласованию с Минфином России;

Итоговую часть аудиторского заключения, выданного по результатам обязательного  по законодательству Российской Федерации  аудита бухгалтерской отчетности.       

Организации (предприятия), имеющие филиалы, представительства  и иные подразделения, при заполнении форм бухгалтерской отчетности должны включать во все формы отчетности показатели деятельности филиалов(представительств, иных подразделений). То есть такие  организации составляют единый отчет, который включает в себя как показатели собственной деятельности, так и  показатели деятельности филиалов и  представительств.        

Рекомендуемые формы бухгалтерской отчетности организаций, а также указания о  порядке их заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации. Другие органы, осуществляющие регулирование бухгалтерского учета, утверждают в пределах своей компетенции  формы бухгалтерской отчетности банков, страховых и других организаций и инструкции о порядке их заполнения, не противоречащие нормативным актам Министерства финансов Российской Федерации.       

Субъекты  малого предпринимательства, не применяющие  упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности и не обязанные  проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности, могут не представлять в составе  годовой бухгалтерской отчетности отчеты об изменениях капитала и движении денежных - средств, приложение к бухгалтерскому балансу (формы № 3, 4 и 5) и пояснительную  записку.       

Если  указанные субъекты малого предпринимательства  обязаны проводить аудиторскую  проверку достоверности бухгалтерской  отчетности, то они также могут  не представлять в составе годовой  бухгалтерской отчетности формы  № 3, 4 и 5, если отсутствуют соответствующие  данные.        

Некоммерческие  организации имеют право не представлять в со ставе годовой бухгалтерской  отчетности Отчет о движении денежных средств (форма № 4), а также при  отсутствии соответствующих данных — Отчет об изменениях капитала (форма № 3) и Приложения к бухгалтерскому балансу (форма № 5)  

 

1.2. Общие требования  к составлению бухгалтерской  финансовой отчетности.        

В целях обеспечения достоверности  данных бухгалтерского учета   и  отчетности перед составлением годовой  отчетности организации обязаны  проводить инвентаризацию (анализ движения и сальдо) всех счетов бухгалтерского учета, в том числе имущества  и денежных обязательств.        

В формах бухгалтерской отчетности приводятся все предусмотренные в них  показатели. В случае не заполнения той или иной статьи (строки, графы) типовой формы бухгалтерской  отчетности ввиду отсутствия у организации  соответствующих активов, пассивов, операций эта статья (строка, графа) прочеркивается.       

Если  при составлении типовых форм бухгалтерской отчетности организацией выявляется недостаточность данных для формирования полного представления  об имущественном и финансовом положении  организации, а также финансовых результатах её деятельности, то в  бухгалтерскую   отчетность организации  включаются соответствующие дополнительные показатели.       

При этом организация имеет право  представлять формы бухгалтерской  отчетности на бланках, изготовленных  самостоятельно. В этом случае организация  должна соблюдать требования, предусмотренные  Положением по бухгалтерскому учету  «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/96), утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 8 февраля 1996 года № 10. Начиная с бухгалтерской  отчетности 2000 года был введен в  действие Приказ Минфина РФ от 6 июля 1999г. №43н «Об утверждении Положения  по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99. В представляемых формах бухгалтерской отчетности организации  могут не приводиться статьи ввиду  отсутствия у организации соответствующих  активов, пассивов, хозяйственных операций, для раскрытия информации могут  включаться дополнительные показатели. При этом должны быть сохранены коды строк по показателям, предусмотренным в типовых формах и сохраняемым организацией при заполнении , а также итоговые показатели и коды строк разделов и групп статей бухгалтерского баланса.             

Бухгалтерская отчетность должна быть составлена на русском языке.       

Бухгалтерская отчетность должна быть составлена в  валюте Российской Федерации.                   

Данные  вступительного баланса должны соответствовать  данным утвержденного заключительного  баланса за период, предшествующий отчетному. В случае изменения вступительного баланса на начало отчетного периода  причины следует объяснить. Изменения  в бухгалтерской отчетности относящиеся  как к текущему периоду, так и  к прошлому, уже утвержденному, производятся в отчетности того периода, в котором  были обнаружены искажения ее данных. Исправления в бухгалтерской  отчетности подтверждаются подписью лиц, подписавших ее с указанием даты исправления.         

Отчетным  годом для всех организаций является календарный год - с 1 января по 31 декабря  включительно. Для вновь созданных  организаций первым отчетным годом  считается период с даты их государственной  регистрации по 31 декабря соответствующего года, а для созданных после 1 октября  – по 31 декабря  следующего года.       

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету организации, за исключением  бюджетных, обязаны представлять бухгалтерскую  отчетность в течение 90 дней и не ранее 60 дней по окончании отчетного  года.       

Следует отметить, что все организации, за исключением бюджетных,  представляют годовую бухгалтерскую отчетность учредителям, участникам организации  или собственникам её имущества, а также территориальным органам  государственной статистики по месту  её регистрации.       

В соответствии с законодательством  РФ, бухгалтерская отчетность может  представляться другим органам исполнительной власти, банкам и иным заинтересованным пользователям. В частности, необходимость  представления бухгалтерской отчетности в налоговый орган по месту  учета налогоплательщика обусловлена  содержанием статьи 23 первой  части  Налогового кодекса РФ.                       

Бухгалтерская отчетность организации является открытой для заинтересованных пользователей, которые могут с ней ознакомиться  и получать ее копии.                   

В соответствии с Положением по ведению  бухгалтерского учета представляемая годовая бухгалтерская отчетность должна быть утверждена в порядке, установленном  учредительными документами организации. Так, например, в соответствии с Федеральными законами от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ  «Об  обществах с ограниченной  ответственностью»  и от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ  « Об акционерных  обществах» утверждение бухгалтерского баланса общества входит в компетенцию  общего собрания участников (акционеров).                    

Информация о работе Основы бухгалтерской отчетности