Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 09:55, курсовая работа
Цель дипломной работы – изучение теоретического материала и действующих в настоящее время законодательных актов в сфере учета основных средств и рассмотрение организацию основных средств на примере предприятия ТОО «Смирновский элеватор»
Задача дипломной работы - раскрыть экономическое понятие как «основные средства», а именно:
- раскрыть полностью понятия, классификацию и оценку «основных средств»;
- учет поступления основных средств;
- раскрыть механизм учета износа и амортизации основных средств;
- учет реализации и выбытия основных средств;
- рассмотреть учет аренды и ремонта основных средств;
Учет текущей аренды имеет следующие особенности:
1) Затраты связанные с обслуживанием и эксплуатацией основных средств, а также амортизацию арендодатель отражает на счетах расходов;
2) Доходы арендодателя от аренды актива должны быть распределены на равномерной основе, независимо от схемы платежей;
3) Амортизационная политика о амортизируемым арендованным активам должна быть последовательной и совместимой с обычной амортизационной политикой, используемой арендодателем при амортизации аналогичных активов;
4) Первоначальные прямые затраты, понесенные арендодателем в процессе обсуждения условий и подготовки договора текущей аренды, должны быть добавлены к балансовой стоимости арендованного актива и признаваться как расходы на протяжении всего срока аренды тем же методом, что и доход от аренды;
5) Отражение стимулов, которые арендодатель предоставляет арендатору для заключения договора, следует осуществлять в уменьшении доходов от аренды на протяжении срока действия договора.
Корреспонденция счетов по учету текущей аренды основных средств представлена ниже в таблице 5.
Таблица 5
Корреспонденция счетов по учету текущей аренды основных средств
№ | Содержание хозяйственных операций | Дебет | Кредит |
1 | 2 | 3 | 4 |
Отражение операции у арендатора | |||
1 | Начислена арендная плата за отчетный период: - в части амортизации арендуемого имущества - в части арендуемого процента - начислена сумма НДС |
8410,7210,7110
7450 1420 |
3360,4150
3360,4150 3360,4150 |
2 | Перечисленная арендная плата арендодателю | 3360,4150 | 1010,1030 |
3 | НДС отнесен в зачет | 3130 | 1420 |
4 | Списаны расходы по текущей аренды на уменьшение итогового дохода | 5610 | 7450 |
Отражение операции у арендодателя | |||
5 | Переданы в аренду основные средства | 2410 (основные средства переданные в аренду) | 2410 (собственные основные средства)
|
6 | Начислена арендная плата | 1260,2160 | 6260 |
7 | Начислена сумма НДС | 1260,2160 | 3130 |
8 | Начислена амортизация арендованных активов | 7450 | 2420 |
9 | Поступила арендная плата | 1010,1030 | 1260,2160 |
10 | Возвращение арендатором актива в конце срока аренды | 2410 (собственные основные средства) | 2410 (основные средства переданные в аренду) |
11 | Финансовый результат - расходы - доходы |
5610 6260 |
7450 5610 |
Финансируемая аренда – это передача арендатору большей части выгод и рисков, связанных с правом собственности на имущество, при этом арендатор арендованное имущество отражает на своем балансе. Арендатор обладает правом выкупа арендуемого имущества по фиксированной цене или по цене, определяемой в конце срока аренды, если:
1) Срок аренды превышает 80% срок полезного функционирования арендованного имущества;
2) В конце срока аренды остаточная стоимость арендуемого актива составляет менее 20% его текущей стоимости в начале аренды;
3) Дисконтированная стоимость арендных платежей за весь арендный период превышает 90 % текущей стоимости арендуемого имущества;
4) К концу аренды право собственности на арендуемый актив может передаваться или не передаваться арендатору.
Вытекающие из финансируемой аренды права и обязательства отражаются в балансе в начале срока аренды по одной и той же стоимости. Арендные платежи состоят из платы за финансирование и платы, сокращающей балансовую стоимость арендного обязательства.
Учет финансовой аренды у арендатора. Арендатор должен отражать финансовую аренду в качестве актива и обязательства в бухгалтерском балансе по суммам, равным на начало срока аренды справедливой стоимости арендуемого имущества, или по дисконтированной стоимости минимальных арендных платежей, если она ниже. При расчете дисконтированной стоимости минимальных арендных платежей коэффициентом дисконтирования является процентная ставка, заложенная в аренду, если ее, возможно измерить, если нет, то должна использоваться расчетная ставка процента на заемный капитал.
Учет финансовой аренды у арендодателя. Приобретение активов арендодателем у поставщиков для дальнейшей передачи в финансовую аренду отражается на счетах запасов по фактической стоимости. При передачи предмета аренды арендатору проводиться бухгалтерская запись с кредита счета «Запасы» в дебет счета «Дебиторская задолженность». Учет дебиторской задолженности содержит три учетных этапа:
1) Первоначальную оценку дебиторской задолженности;
2) Последующий учет;
3) Прекращение учета.
Арендодатели должны представлять их как дебиторскую задолженность, в сумме равной чистой инвестиции в аренду. Первоначальные прямые затраты, понесенные арендодателем за исключением случаев, когда арендодателем является производитель или дилер, запрещается относить на расходы периода сразу после того, как они были понесены.
Учет лизинговых операций. По договору финансовой аренды (договору лизинга) арендодатель приобретает в собственность у третьего лица имущество, а затем передает его во временное пользование и владение арендатору, которому оно необходимо для осуществления предпринимательской деятельности.
Лизингодатель обязуется приобрести в собственность обусловленный договором лизинга предмет лизинга у продавца и передать его лизингополучателю за определённую плату, на определённый срок и на определённых условиях во временное владение и пользование для предпринимательской деятельности.
Лизингополучатель обязуется уплачивать регулярные периодические платежи, подлежащие уплате в соответствии с договором лизинга, которые рассчитываются с учетом возмещения всей или существенной части (не менее 80%) стоимости предмета лизинга по цене на момент заключения договора лизинга.
В финансовой отчетности арендатора следует раскрывать: общую стоимость имущества, взятого в финансируемую аренду, текущие и долгосрочные обязательства по аренде имущества, право выбора на продление аренды или выкупа имущества, непредвиденные арендные платежи и другие непредвиденные обязательства, вытекающие из договора.
В финансовой отчетности арендодателя следует раскрывать: валовые капиталовложения в финансируемую аренду; нереализованный доход от сданного в аренду имущества; негарантированную остаточную стоимость сданного в аренду имущества; стоимость активов, а также связанные с ней накопленные амортизационные отчисления за отчетный период по видам активов.
1.6 Переоценка основных средств
Основные средства в балансе любого предприятия составляют значительный удельный вес, оказывая тем самым влияние на многие показатели, используемые при финансовом анализе деятельности субъекта.
В результате переоценки получают полные и точные данные о наличии и структуре основных средств, их реальной восстановительной стоимости и степени износа. Переоценка основных средств создает для предприятия экономически обоснованные условия определения себестоимости продукции, рентабельности, а также формирования инвестиционных ресурсов для активного обновления основных фондов, что особенно важно в условиях рыночных отношений. Материалы по переоценки основных средств могут служить обоснованной базой для уточнения норм амортизации с учетом роста технического прогресса, создания необходимых условий для совершенствования современного воспроизводства, сохранности и лучшего использования основных средств.
Для проведения переоценки основных средств создается комиссия, аналогично инвентаризационной. До начало проведения переоценки основных фондов производится их инвентаризация в установленном порядке. Исходными данными для переоценки основных фондов является их первоначальная стоимость.
По усмотрению хозяйствующего субъекта переоценка могут подлежать собственные и долгосрочно арендуемые основные средства, оборудование к установке, находящееся на складе, незавершенное капитальное строительство. Правительством Республики Казахстан предоставлено предприятием право осуществлять индексацию основных фондов путем прямого пересчета их первоначальной стоимости применительно к ценам, складывающимся на день переоценки на соответствующие виды основных средств и подтвержденным документами и экспертными заключениями о рыночной стоимости указанных фондов.
По мере эксплуатации актива сумма переоценки переносится на нераспределенный доход в размерах, определяемых в соответствии с применяемым методом начисления амортизации, которая отражается следующей корреспонденцией счетов представленной ниже в таблице 6.
Таблица 6
Корреспонденция счетов по переоценки основных средств
№ | Содержание хозяйственных операций | Дебет | Кредит |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Переоценка основных средств 1) увеличение стоимости основных средств: - на сумму дооценки основных средств - на сумму дооценки износа 2) уменьшение стоимости основных средств: - уценка первоначальной стоимости - корректировка износа |
2410
5420
7470
2420 |
5420
2420
2410
6280 |
2 | По мере эксплуатации сумма переоценки списывается на нераспределенный доход | 5420 | 5510 |
В бухгалтерском учете сумма переоценки увеличивает непосредственно первоначальную стоимость основных средств по соответствующему балансовому счету 2410 «Основные средства» и одновременно отражается по балансовому счету 5420 «Резерв на переоценку основных средств».
Таким образом, цель проведения переоценки – достоверно определить текущую стоимость объектов основных средств, а не применять периодически коэффициенты инфляции к нереальной, зачастую завышенной стоимости объектов.
1.7 Инвентаризация основных средств
Целью инвентаризации основных средств является установление фактического наличия основных средств, определение их качественного состояния, проверка наличия технической документации, уточнение данных бухгалтерского учета и выявление неиспользуемых объектов основных средств, которые могут быть проданы, переданы безвозмездно другим предприятиям или списаны по актам в связи с непригодностью.
Инвентаризация основных средств проводится в соответствии с Инструкцией о порядке проведения инвентаризации основных средств, ТМЗ, денежных средств и расчетов в организациях и предприятиях торговли, другими нормативными актами и учетной политикой торговой организации, не реже одного раза в год перед составлением финансовой отчетности, а также при смене материально ответственных лиц и при реорганизации торговых организации и предприятий.
До начала инвентаризации необходимо проверить наличие и состояние инвентарных карточек, инвентарных описей; наличие и состояние технических паспортов или другой технической документации; наличие документов на основные средства, сданные или принятые субъектом в аренду или на ответственное хранение. При отсутствии документов необходимо обеспечить их получение или оформление.
Инвентаризационная комиссия в обязательном порядке производит тщательный осмотр всех объектов и предметов основных средств, и их технического состояния, и заносят в инвентаризационные описи полное их наименование, назначение, основные технические или эксплуатационные данные, инвентарный и заводской номер, номер паспорта и др.
Здания и сооружения вносятся в опись по показателям «Инвентарной карточки учета основных средств» где следует указать их назначение, основные материалы, из которых сделан фундамент, объем, площадь, конструкция, число этажей и т.д.
По оборудованию, машин и установкам в описи указывается: на каком заводе изготовлены, год выпуска, назначение, модель, тип марки и т.д.
По механическим транспортным средствам в описи указывается: комплектование транспортных средств, марка, тип кузова, завод изготовитель, год выпуска, номер двигателя, первоначальная стоимость, номерные знаки и т.д.