Основные принципы и техника составления годового бухгалтерского отчета

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 09:55, реферат

Краткое описание

Выдающийся русский ученый профессор А.П. Рудановский в середине 20-х годов XX века писал: "Пора понять, что баланс есть душа хозяйства, существование которой не менее реально, чем материального инвентаря хозяйства. Баланс можно постичь только умозрением и нельзя, как инвентарь осязать в натуре. Обычно хозяйственник познает в управляемом им хозяйстве только то, что осязает и, самое большое, видит своими глазами".
В соответствии со статьей 13 Закона "О бухгалтерском учете" все организации обязаны составлять бухгалтерскую отчетность на основе данных синтетического и аналитического учета.
Сформированная согласно предъявляемым к ней требованиям бухгалтерская отчетность позволяет оценить привлекательность организации с точки зрения вложения в нее инвестиций, приобретения акций и прочих ценных бумаг, заключения с ней договоров на поставку товаров, а также выполнение работ и оказание услуг.
Вместе с тем необходимо иметь в виду, что за несвоевременное представление и неправильное формирование отчетных показателей бухгалтерской отчетности установлена административная и налоговая ответственность согласно действующему законодательству. Отчётным годом при составлении бухгалтерской отчётности считается период с 1 января по 31 декабря календарного года включительно.

Оглавление

Введение
1. Основные принципы и техника составления годового бухгалтерского отчета
1.1 Содержание и порядок составления бухгалтерской отчетности, ее нормативное регулирование
1.2 Концепции бухгалтерской (финансовой) отчетности в России и международной практике
1.3 Качественные характеристики бухгалтерской отчетности
2. Состав годового бухгалтерского отчета
2.1 Бухгалтерский баланс (форма № 1)
2.2 Отчет о прибылях и убытках (форма №2)
2.2 Отчет о движении денежных средств (форма № 4) и другие формы бухгалтерской отчетности
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

111257.rtf

— 6.04 Мб (Скачать)

Главная задача корпораций, осуществляющих учет на основании МСФО, - доступ на открытые финансовые рынки, привлечение инвестиций, прежде всего за счет продажи собственных ценных бумаг. Соответствующим образом формулируется и главная задача КМСФО - добиться признания этих стандартов со стороны Международной организации комиссий по ценным бумагам. Поэтому наряду с МСФО активно разрабатываются и МСФОГС, которые по замыслу создателей преследуют следующие цели:

окончательное разделение бухгалтерского учета на финансовый, управленческий и налоговый;

обеспечение прозрачности финансовых потоков;

стандартизация приемов калькуляции затрат;

стандартизация подходов к профицитам (дефицитам) бюджетов;

обеспечение общих подходов к учету государственных капитальных вложений и собственности;

обеспечение тождественности базовых учетных принципов МСФО и МСФОГС для удобства профессиональных пользователей.

К настоящему времени актуальными являются 20 стандартов МСФОГС, а всего, по оценке специалистов, их потребуется около 50.

Применение МСФОГС позволяет упростить законодательную базу учета и пресечь бесконечный поток текущих инструкций, писем, указаний, которые нередко противоречат друг другу.

МСФОГС отражают уровень сложившихся в развитых экономиках рыночных отношений, имеют международное признание, обобщают лучшую современную мировую практику в области учета, и, что немаловажно, характеризуются относительно меньшей сложностью по сравнению с известными национальными стандартами и простотой восприятия для пользователей финансовой информации во всем мире, требуют меньших затрат на разработку и внедрение.

МСФОГС фактически уже приняты в основу реформирования российского бюджетного учета, так же как в настоящее время МСФО положены в основу реформирования отечественного бухгалтерского учета. Целый ряд требований МСФОГС закреплен Бюджетным кодексом Российской Федерации. Например, статьей 240 Бюджетного кодекса Российской Федерации определены объекты бюджетного учета: доходы бюджета, источники финансирования дефицита, расходы, операции, осуществляемые в процессе исполнения бюджета (с небольшими изменениями МСФОГС 1, 2, 18, 19).

Традиционно в Российской Федерации бюджетный учет подразделяется на два сектора: учет исполнения бюджетов и учет исполнения сметы доходов и расходов бюджетных учреждений, причем, последний в нормах Бюджетного кодекса Российской Федерации содержит требования МСФОГС 1, 2, 16, 17, 18, 19. Кроме того, статья 240 Бюджетного кодекса Российской Федерации предопределяет необходимость формирования Единого плана счетов бюджетного учета, в котором должны быть отражены все объекты учета, как исполнения бюджетов, так и исполнения смет бюджетных учреждений (МСФОГС 1, 2, 3,6).

В Единый план счетов бюджетного учета подлежат включению счета, характеризующие состояние и операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, недвижимым имуществом, не закрепленным за учреждениями (предприятиями) в оперативное управление (хозяйственное ведение). Указанные требования тесно перекликаются с МСФОГС 12 и 16.

Цели финансовой отчетности в общественном секторе (МСФОГС 1) направлены на то, чтобы представить информацию для принятия решений, а также на обязательность отчета за предоставленные ресурсы. Необходимо также отметить, что некоторые вопросы деятельности общественного сектора урегулированы так же в рамках МСФО. Отмеченное практически полностью относится к сфере деятельности государственных корпораций, за исключением тех, которым закон запрещает извлекать прибыль от оказания услуг населению (у нас в стране в настоящее время отсутствуют, но их появление вероятно, например, в сфере ЖКХ).

Россия и МСФО

Переход России на МСФО - это важный шаг в процессе построения взаимного доверия между Россией и международным сообществом. Увеличение корпоративной прозрачности будет означать, что инвестиции станут менее рискованными для инвесторов, а значит, более дешевыми.

Вместе с тем переход на МСФО нельзя рассматривать как единственную цель реформирования российского учета и отчетности. В действительности реформа должна быть гораздо глубже и заключаться в построении эффективной надстройки над новым типом хозяйственных отношений. В итоге должна быть создана среда, обеспечивающая формирование полезной и объективной информации о финансовом положении и результатах деятельности компаний. Невозможность перехода на МСФО "в один день" обусловлена необходимостью осуществления целого комплекса взаимосвязанных мероприятий. Так, анализ возможностей интеграции российского бизнеса в международные структуры, создания эффективной защиты национальных интересов в сфере экономики показывает, что уже сейчас Россия столкнулась с проблемами дефицита профессионалов с международными сертификатами в области бухучета, финансовой отчетности и аудита.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 года № 238 была утверждена Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, цель которой - приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности. Данной Программой намечена разработка предписаний (стандартов) по финансовой отчетности, содержащих основную часть требований международных стандартов.

Программой предусмотрено ввести с 2003 года требование к организаторам торговли на рынке ценных бумаг - включать в котировальные листы первого уровня ценные бумаги только тех компаний, которые представляют консолидированную финансовую отчетность, подготовленную в соответствии с требованиями МСФО и проаудированную в соответствии с требованиями российского законодательства либо в соответствии с международными стандартами аудита (далее - МСА). С 2006 года будет введено требование - допускать к торговле ценные бумаги только тех компаний, которые представляют консолидированную финансовую отчетность, подготовленную в соответствии с требованиями МСФО и проаудированную в соответствии с требованиями российского законодательства либо МСА. Данное требование означает, что в 2006 году указанные компании должны будут представить проаудированную консолидированную отчетность по МСФО за 2005 год, включая сравнительную информацию за 2004 год.

В связи с тем, что значительная доля крупнейших российских компаний - эмитентов ценных бумах - в целях листинга на американском фондовом рынке составляет отчетность по GAAP, для них вводится переходный период. Немедленный переход на МСФО для этих компаний сопряжен с очень значительными затратами, не всегда оправданными с точки зрения пользователей их отчетностью.

Следует отметить, что американские стандарты отчетности GAAP имеют тенденцию сближения с МСФО. Об этом свидетельствуют совместные консультации двух органов, устанавливающих стандарты, - Совет по стандартам отчетности США и Правление КМСФО. Кроме того, начиная с 2001 года, в Правлении КМСФО действует постоянный проект по сближению МСФО с национальными стандартами финансовой отчетности, прежде всего, с GAAP. Ожидается, что к 2005 году различия между этими двумя системами отчетности будут максимально сглажены. Таким образом, переход российских компаний, которые в настоящее время пользуются стандартами GAAP, на МСФО после 2005 года будет существенно упрощен.

Однако существует ряд других проблем. До настоящего времени в России не урегулирован правовой статус отчетности по МСФО, не принято решение о составлении индивидуальной финансовой отчетности и консолидированной отчетности по МСФО для компаний с котируемыми ценными бумагами и выборе стандартов для компаний с некотируемыми акциями, нет признанной органами власти и КМСФО официальной редакции МСФО на русском языке, и, наконец, отсутствует система контроля за достоверностью отчетности.

б) в результате саморегулирования путем введения требования обязательного аудита консолидированной финансовой отчетности, составленной по МСФО.

Кроме того, необходимо создание профессионального органа, который осуществлял бы мониторинг отчетности, представляемой российскими компаниями по МСФО. Такой орган целесообразно создать на самом раннем этапе внедрения МСФО, т.е. уже в 2003 году. Мониторинг не сможет обеспечить реальный контроль над процессом представления отчетности по МСФО, но позволит выявить основные проблемы при составлении отчетности, а также компании, нарушающие требования МСФО. Информация о компаниях, допустивших нарушения, и о самих нарушениях должна быть публична.

МСФО в деятельности Счетной палаты Российской Федерации

Мировая практика показывает, что главное внимание высших органов государственного финансового контроля должно быть уделено контролю за деятельностью органов внутреннего контроля исполнительной власти, оценке показателей, положенных в основу властных решений. Учитывая, что в МСФО отражен лучший международный опыт и тенденции развития учета, было бы целесообразно использовать данные стандарты при оценке деятельности отечественных органов внутреннего контроля.

Прямое применение МСФО в контрольной деятельности Счетной палаты возможно, например, в рамках:

проверки экономичности деятельности администрации в соответствии с обоснованными принципами, практикой и политикой управления, а также продуктивности использования трудовых, финансовых и прочих ресурсов, включая проверку информационных систем, результатов производственной деятельности, состояния внутреннего контроля, а также методов и процесса устранения проверяемым объектом выявленных недостатков;

проверки ежегодного исполнения федерального бюджета за истекший год для формирования предложений по оптимизации учетных операций, проводящихся Минфином России в соответствии с внутренними приказами;

использования в качестве логической структуры информационных баз данных.

 

1.3 Качественные характеристики бухгалтерской отчетности

 

Надежность выводов, полученных внешними пользователями на основе бухгалтерской отчетности, предопределяется требованиями, предъявляемыми к качеству содержащихся в ней данных деловым миром. Во избежание неправильного информирования пользователей включаемые в отчеты сведения предварительно подвергаются проверке на предмет их соответствия действующим положениям и нормативных актов. Эта работа выполняется непосредственно в организации, а также аудиторами, имеющими лицензии на проведение аудиторских проверок. В аудиторском заключении дается общая оценка публикуемых отчетных данных и финансового положения организации.

Бухгалтерская отчетность должна быть доступной для понимания, а содержащаяся в ней информация полезной для пользователей.

 


Отчетная информация считается уместной, если она способна повлиять на стоимостную оценку или на решение, принимаемое в настоящее время или на будущее.

На уместность информации, представленной в бухгалтерской отчетности, оказывают влияние следующие основные факторы:

 

 

Для пользователей более ценной является та информация, которую они имеют в нужный момент. Запоздалая информация, имеет небольшое практическое значение. Достоверность информации гарантирует ее пользователям не только объективное отражение тех событий, которые она должна представлять, но и отсутствие существенных ошибок и отклонений.

На достоверность (надежность) информации, представляемой в бухгалтерских отчетах, оказывают влияние следующие основные факторы:

 

 

Перед тем как приступить к составлению бухгалтерской отчетности, предприятия обязаны провести инвентаризацию. Порядок установлен Приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49. На каждом предприятии должна быть создана постоянно действующая инвентаризационная комиссия. В ее состав необходимо включить представителей администрации, работников бухгалтерии, а также других специалистов (инженеров, экономистов, техников и т.д.). В инвентаризации могут принимать участие и аудиторы.

Перед началом проверки фактического наличия имущества комиссия должна получить последний отчет о движении материальных ценностей и денежных средств. А материально-ответственные лица должны дать расписки о том, что все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии, и все ценности, поступившие под их ответственность, оприходованы, а выбывшие - списаны в расход. Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества.


 

 

Согласно статьи 12 Закона "О бухгалтерском учете", в ходе инвентаризации необходимо проверить и документально подтвердить наличие, состояние и оценку имущества и обязательств. Чтобы выполнить данное требование закона, необходимо провести:

инвентаризацию основных средств; проверяя наличие основных средств, комиссия должна осмотреть объекты и занести в описи их назначение, инвентарные номера и основные технические характеристики. Основные средства вносятся в описи (по наименованиям в соответствии с прямым назначением объектам);

инвентаризацию товарно-материальных ценностей; товарно-материальные ценности (производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы) заносятся в описи по каждому отдельному наименованию с указанием вида, группы, количества и других необходимых данных (артикула, сорта и др.).

Комиссия в присутствии заведующего складом (кладовой) и других материально-ответственных лиц должна пересчитать, перевесить или перемерить имеющиеся на предприятии материальные ценности.

инвентаризацию незавершенного производства;

инвентаризацию денежных средств, финансовых вложений и расчетов; Инвентаризация кассы проводится в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации (утверждено Решением совета директоров Банка России от 22 сентября 1993 г. № 40). Комиссия должна проверить сохранность: наличных денег, ценных бумаг, денежных документов (билетов, путевок и проч.).

Наличие в кассе бланков ценных бумаг и документов строгой отчетности нужно проверять по видам бланков

инвентаризацию резервов предстоящих расходов и платежей. При инвентаризации резервов предстоящих расходов и платежей комиссия должна проверить правильность и обоснованность созданных в организации резервов:

на предстоящую оплату отпусков работникам;

на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет;

на выплату вознаграждений по итогам работы организации за год;

расходов на ремонт основных средств;

производственных затрат по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства;

предстоящих затрат по ремонту предметов проката и др.

Информация о работе Основные принципы и техника составления годового бухгалтерского отчета