Основные принципы, этапы и техника составления годового бухгалтерского отчета

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2011 в 17:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение годовой бухгалтерской отчетности. Следует также рассмотреть принципы и технику составления всех форм отчетности, входящих в ее состав и проведение необходимой работы перед ее составлением.

Оглавление

Введение.

Значение бухгалтерской (финансовой) отчетности в деятельности организации и требования при ее составлении. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3

1. Состав годового бухгалтерского отчета. Подготовительный этап

к составлению годового отчета. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4

2. Основные принципы и техника составления годового бухгалтерского отчета:

2.1 Бухгалтерский баланс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7

2.2 Отчет о прибылях и убытках . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12

2.3 Отчет об изменениях капитала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15

2.4 Отчет о движении денежных средств . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17

2.5 Приложение к бухгалтерскому балансу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19

2.6 Отчет о целевом использовании полученных средств . . . . . . . . . . . . . . . . . 20

2.7 Пояснительная записка и заключение аудитора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . 21

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .23

Список используемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . .24

Файлы: 1 файл

1.1 часть.docx

— 43.18 Кб (Скачать)

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Бухгалтерская (финансовая) отчетность»

На тему «Основные  принципы, этапы и техника составления  годового бухгалтерского отчета»

Выполнил студент  3 курса

учетно-экономического факультета

специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.

Значение бухгалтерской (финансовой) отчетности в деятельности организации и требования при  ее составлении. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  . . . . . . .  .3

1. Состав годового  бухгалтерского отчета. Подготовительный  этап

к составлению  годового отчета. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4

2. Основные принципы  и техника составления годового  бухгалтерского отчета:

2.1 Бухгалтерский  баланс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7

2.2 Отчет о  прибылях и убытках . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12

2.3 Отчет об  изменениях капитала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15

2.4 Отчет о  движении денежных средств . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17

2.5 Приложение  к бухгалтерскому балансу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19

2.6 Отчет о  целевом использовании полученных  средств . . . . . . . . . . . . . . . . .  20

2.7 Пояснительная  записка и заключение аудитора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . 21

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  . . . . . . . .23

Список используемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . .24

Приложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  . . . . . ..25

Практическая  часть курсовой работы 
 

ВВЕДЕНИЕ

Выдающийся русский  ученый профессор А.П. Рудановский в середине 20-х годов XX века писал: «Пора понять, что баланс есть душа хозяйства, существование которой не менее реально, чем материального инвентаря хозяйства. Баланс можно постичь только умозрением и нельзя, как инвентарь осязать в натуре. Обычно хозяйственник познает в управляемом им хозяйстве только то, что осязает и, самое большое, видит своими глазами».

В соответствии со статьей 13 Закона «О бухгалтерском  учете» все организации обязаны  составлять бухгалтерскую отчетность на основе данных синтетического и  аналитического учета.

Сформированная  согласно предъявляемым к ней  требованиям бухгалтерская отчетность позволяет оценить привлекательность  организации с точки зрения вложения в нее инвестиций, приобретения акций  и прочих ценных бумаг, заключения с  ней договоров на поставку товаров, а также выполнение работ и  оказание услуг.

Вместе с тем  необходимо иметь в виду, что за несвоевременное представление  и неправильное формирование отчетных показателей бухгалтерской отчетности установлена административная и  налоговая ответственность согласно действующему законодательству. Отчётным годом при составлении бухгалтерской  отчётности считается период с 1 января по 31 декабря календарного года включительно. Для вновь созданных организаций  первым отчётным периодом признаётся период с даты их государственной  регистрации по 31 декабря. Если же организация  создана после 1 октября, то для неё  отчётным периодом будет период с  момента регистрации по 31 декабря  следующего года (статья 14 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском  учёте»).

Бухгалтерская отчетность служит основным источником информации о деятельности организации, так как бухгалтерский учет собирает, накапливает и обрабатывает экономически существенную информацию о хозяйственных  операциях и результатах хозяйственной  деятельности.

От современного бухгалтера, вовлеченного в процесс  составления отчетности, требуется  знание не только теории бухгалтерской  отчетности и нормативных документов по ее формированию, но и методики практического  применения норм, закрепленных в Законе «О бухгалтерском учете» и других нормативных актах.

Целью курсовой работы является рассмотрение годовой  бухгалтерской отчетности. Следует  также рассмотреть принципы и  технику составления всех форм отчетности, входящих в ее состав и проведение необходимой работы перед ее составлением.

1. Состав годового бухгалтерского отчета . Подготовительный этап к составлению годового отчета.

Бухгалтерская отчетность как единая система данных о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении  составляется на основе данных бухгалтерского учета. Состав бухгалтерской отчетности зависит от вида экономического субъекта.

В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», а также положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99 и Приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 13 января 2000г. № 4н бухгалтерская отчетность состоит:

• бухгалтерский  баланс – форма №1;

• отчет о  прибылях и убытках – форма  №2;

• пояснения  к отчетности:

o отчет об изменениях капитала – форма №3;

o отчет о движении денежных средств – форма №4;

o приложение к бухгалтерскому балансу - форма №5;

o отчет о целевом использовании полученных средств – форма №6 (для некоммерческих организаций);

• пояснительная  записка;

• специализированные внутриотраслевые формы, установленные  действующим законодательством;

• аудиторское  заключение, подтверждающее достоверность  бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с Федеральными законами подлежит обязательному аудиту.

Перед тем как  приступить к составлению бухгалтерской  отчетности, предприятия обязаны  провести инвентаризацию. Порядок установлен Приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49. На каждом предприятии должна быть создана постоянно действующая  инвентаризационная комиссия. В ее состав необходимо включить представителей администрации, работников бухгалтерии, а также других специалистов (инженеров, экономистов, техников и т.д.). В инвентаризации могут принимать участие и  аудиторы.

Перед началом  проверки фактического наличия имущества  комиссия должна получить последний  отчет о движении материальных ценностей  и денежных средств. А материально-ответственные  лица должны дать расписки о том, что  все расходные и приходные  документы на имущество сданы  в бухгалтерию или переданы комиссии, и все ценности, поступившие под  их ответственность, оприходованы, а  выбывшие - списаны в расход. Аналогичные  расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества.

Согласно статьи 12 Закона «О бухгалтерском учете», в ходе инвентаризации необходимо проверить и документально подтвердить наличие, состояние и оценку имущества и обязательств. Чтобы выполнить данное требование закона, необходимо провести:

o инвентаризацию основных средств; проверяя наличие основных средств, комиссия должна осмотреть объекты и занести в описи их назначение, инвентарные номера и основные технические характеристики. Основные средства вносятся в описи (по наименованиям в соответствии с прямым назначением объектам);

o инвентаризацию товарно-материальных ценностей; товарно-материальные ценности (производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы) заносятся в описи по каждому отдельному наименованию с указанием вида, группы, количества и других необходимых данных (артикула, сорта и др.).

Комиссия в  присутствии заведующего складом (кладовой) и других материально-ответственных  лиц должна пересчитать, перевесить или перемерить имеющиеся на предприятии  материальные ценности.

o инвентаризацию незавершенного производства;

o инвентаризацию денежных средств, финансовых вложений и расчетов; Инвентаризация кассы проводится в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации (утверждено Решением совета директоров Банка России от 22 сентября 1993 г. № 40). Комиссия должна проверить сохранность: наличных денег, ценных бумаг, денежных документов (билетов, путевок и проч.).

Наличие в кассе  бланков ценных бумаг и документов строгой отчетности нужно проверять  по видам бланков

o инвентаризацию резервов предстоящих расходов и платежей. При инвентаризации резервов предстоящих расходов и платежей комиссия должна проверить правильность и обоснованность созданных в организации резервов:

- на предстоящую  оплату отпусков работникам;

- на выплату  ежегодного вознаграждения за  выслугу лет;

- на выплату  вознаграждений по итогам работы  организации за год;

- расходов на  ремонт основных средств;

- производственных  затрат по подготовительным работам  в связи с сезонным характером  производства;

- предстоящих  затрат по ремонту предметов  проката и др.

Проводя инвентаризацию, комиссия должна проверить, правильно  ли были рассчитаны суммы резервов и обоснованно ли переносятся  остатки на начало следующего отчетного  года.

Все организации  должны применять формы первичной  учетной документации по учету результатов  инвентаризации, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. N 88.

В том случае, если комиссия обнаружила расхождения  между фактическими остатками материальных ценностей, выявленными при проверке, и остатками, учтенными на счетах бухгалтерского учета, должна быть составлена сличительная ведомость. Составляя  такую ведомость, необходимо учитывать  пересортицу товарно-материальных ценностей.

Однако, проведение инвентаризации, не достаточно для  того, чтобы приступить к составлению  годового отчета.

В конце отчётного  периода по всем счетам главной книги  подсчитываются дебетовые и кредитовые обороты. При этом по большинству  счетов выводится конечное сальдо. Так как счета 26 «Общехозяйственные расходы», 25 «Общепроизводственные расходы», 28 «Брак в производстве», 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)», 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» ежемесячно закрываются, то их обороты по дебету и кредиту равны, а сальдо на конец отчётного периода отсутствует.

Также следует  провести реформацию баланса, то есть обнулить счета 90 "Продажи", 91 "Прочие доходы и расходы" и 99 "Прибыли  и убытки".

В течение года каждый месяц, сопоставляя обороты  по счету 90, бухгалтер определяет финансовый результат от обычных видов деятельности.

Дебет 90.9 «Прибыль/убыток от продаж» Кредит 99 - отражена прибыль за отчетный месяц;

Дебет 99 Кредит 90.9- отражен убыток за отчетный месяц.

В конце года все субсчета, открытые к счету 90, нужно закрыть внутренними записями на субсчет "Прибыль/убыток от продаж". В результате на 1 января нового года по всем субсчетам счета 90 "Продажи" будет нулевой остаток.

Аналогично необходимо закрыть счет 91 "Прочие доходы и  расходы". На этом счете в течение  года собираются операционные и внереализационные доходы и расходы. При этом каждый месяц бухгалтер, сопоставляя обороты по этому счету, списывает финансовый результат от данных операций на счет 99.

Дебет 91.9 "Сальдо прочих доходов и расходов" Кредит 99 - отражена прибыль за отчетный месяц.

Дебет 99 Кредит 91.9- отражен убыток за отчетный месяц.

В конце года счет 91 следует закрыть внутренними  проводками на субсчет "Сальдо прочих доходов и расходов".

После этого  нужно закрыть счет 99 "Прибыли  и убытки". Сальдо счета 99 равно  чистой прибыли (или убытку) текущего года.

Это сальдо переносится  на счет 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)".

После проведения инвентаризации и закрытия счетов, не имеющих остатков на конец отчетного  периода (это счета 23, 25, 44 и т.п.), следует  сделать исправительные или дополнительные записи (если это необходимо). И только после этого можно приступать к составлению годового бухгалтерского отчета и заполнению форм отчетности (перед этим следует провести необходимые  расчеты и заполнить документы, содержащие справочную информацию).

Информация о работе Основные принципы, этапы и техника составления годового бухгалтерского отчета