Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 17:24, реферат
Для того чтобы туризм начал развиваться в каком-либо регионе, необходимо наличие в этом регионе туристских ресурсов, в первую очередь ресурсов рекреационных. Основные факторы, влияющие на развитие регионального туризма, можно разделить на статичные и динамичные. К статичным относится совокупность природно-географических факторов.
Основные факторы влияющие на формирование и развитие туристского региона
Для того чтобы туризм начал развиваться в каком-либо регионе, необходимо наличие в этом регионе туристских ресурсов, в первую очередь ресурсов рекреационных. Основные факторы, влияющие на развитие регионального туризма, можно разделить на статичные и динамичные. К статичным относится совокупность природно-географических факторов. Они имеют непреходящее, неизменное значение. Человек приспосабливает их к туристским потребностям, делает их более доступными для использования. Природно-климатические и географические факторы региона находят выражение в красивой, богатой природе, климате, рельефе местности, подземных богатствах (минеральные воды, пещеры и т.д.). Культурно-исторические факторы (памятники архитектуры, истории и т.д.) тоже в значительной мере можно отнести к статичным.
К динамичным относятся демографические, социально-экономические, материально-технические и политические факторы. Они могут иметь различную оценку, значение, меняющееся во времени и пространстве. Кроме вышеуказанного деления, факторы, воздействующие на туризм, делятся на внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные). Эти факторы не связаны непосредственно с туризмом.
Внешние факторы воздействуют на региональный туризм посредством демографических и социальных изменений. Данная группа факторов включает:
· возраст населения региона;
· увеличение числа работающих женщин и изменение дохода на каждую семью;
· рост пропорции одиноких людей;
· тенденции к более позднему вступлению в брак и образованию семьи;
· рост числа бездетных
пар в составе населения
· уменьшение иммиграционных ограничений;
· увеличение оплаченных командировок и более гибких графиков рабочего времени;
· более ранний выход на пенсию, увеличение осознания туристских возможностей.
Оплаченные командировки,
гибкие графики рабочего времени
ведут к расширению каникулярных
периодов, изменяют облик делового
туризма, границы сезонности. Отсюда
большая продолжительность
В настоящее время проявляется
рассогласование между
К числу внешних факторов, воздействующих на региональный туризм, относятся также экономические и финансовые факторы: улучшение (ухудшение) экономической и финансовой ситуации, увеличение (снижение) персонального дохода: более высокая (низкая) туристская активность в зависимости от выделенной на отдых части доходов, возрастание (снижение) доли общественно выделяемых средств на покрытие расходов на туризм и путешествия. [19]
К социально-экономическим
факторам, влияющим на увеличение масштабов
регионального туризма, относится
повышение уровня образования, культуры,
эстетических потребностей населения.
Как элемент эстетических потребностей
можно рассматривать стремление
людей познакомиться с бытом,
историей, культурой, условиями жизни
в различных странах. Кроме того,
к внешним факторам относятся
изменения политического и
Главные из них связаны
с развитием средств
К внутренним факторам относятся
также факторы туристского
1. Процессы спроса, предложения
и распространения (в качестве
особенности современных
2. Возрастание роли сегментации
рынка (появление новых
3. Возрастание роли координации
деятельности в туризме и
4. Возрастание роли средств
массовой информации и связей
с общественностью в
5. Возрастание роли кадров
в туризме (увеличение
6. Возрастание роли частного
туристского бизнеса (создание
условий, при которых на рынке
действует ограниченное число
больших транснациональных
Перечисленные выше факторы подразделяются на экстенсивные, интенсивные и сдерживающие (негативные).
К экстенсивным факторам относятся: рост численности работников, увеличение количества вовлекаемых в хозяйственный оборот материальных ресурсов, строительство новых объектов туризма с техническим уровнем существующих.
Интенсивные факторы - повышение
квалификации персонала, развитие профессионально-
К сдерживающим факторам, отрицательно влияющим на развитие регионального туризма, относятся: кризисы, рост внешней задолженности, политическая нестабильность, рост цен на предметы потребления, безработица, забастовки, криминогенная обстановка, финансовая нестабильность (инфляция, стагнация валют), сокращение объемов личного потребления, неблагополучие экологической ситуации, банкротство туристских фирм, ужесточение туристских формальностей, невыполнение турфирмами своих обязательств и т.д.
Примером влияния негативных факторов на развитие регионального туризма может служить ситуация в сфере мирового туризма, сложившаяся в результате энергетического кризиса, разразившегося в конце 70-х гг. В результате экономического спада возникли: нестабильность тарифов на обслуживание (особенно на транспорте); рост цен на туристское обслуживание в целом; ухудшение гостиничного сервиса; сокращение дальности поездок, их продолжительности и расходов на них; снижение спроса на поездки за границу. Особенно значительное влияние данные факторы оказывают на такие виды туризма, как социальный и молодежный, являющиеся особо уязвимыми в таких условиях.
Негативные факторы оказывают сильнейшее влияние на развитие регионального туризма и в настоящее время. Причем существенной особенностью ситуации является то, что кризисные явления возникли главным образом во внутреннем туризме, в то время как туризм выездной продолжает развиваться. В условиях нарушения баланса между этими видами туризма из страны вывозится валюта, которая могла бы инвестироваться в развитие материально-технической базы внутреннего туризма. Необходимы срочные меры по преодолению факторов, оказывающих негативное влияние на развитие туризма в данный момент.
Особое место среди факторов, оказывающих влияние на развитие туризма, занимает фактор сезонности. В зависимости от сезона объем туристской деятельности может иметь большие колебания. Туристские организации и учреждения предпринимают ряд мер, направленных на уменьшение сезонных спадов, например введение сезонной дифференциации цен (повышенные цены в разгар сезона, умеренные - для межсезонья и пониженные - для несезонного времени; разница в величине тарифов на проживание в гостиницах в зависимости от сезона может достигать 50%), развитие тех видов туризма, которые не подвержены сезонным колебаниям (конгрессный, деловой и т.д.).Рекреационные ресурсы - это природные и антропогенные геосистемы, тела и явления природы, артефакты, которые обладают комфортными свойствами и потребительной стоимостью для рекреационной деятельности и могут быть использованы для организации отдыха и оздоровления определенного контингента людей в фиксированное время с помощью существующей технологии и имеющихся материальных возможностей. [27]
Организация развития туризма
в стране должна основываться на преимущественном
развитии видов и форм туризма, позволяющих
максимально и комплексно использовать
имеющиеся туристские ресурсы. Высокий
потенциал развития туризма, который
характеризуется объемом и
Степень развития регионального
туризма определяется в значительной
мере оснащенностью территории материальными
возможностями для проживания туристов,
торгово-ресторанной сетью и
Трудовые ресурсы создают
возможности обеспечения
При формировании туристской инфраструктуры материальная База, предназначенная для размещения туристов, занимает одно из первых мест. Спецификой гостиничного хозяйства является то, что здесь создаются услуги нематериального характера, которые предоставляются непосредственно потребителям. По этой причине в процессе обслуживания сравнительно малое участие принимают предметы труда, зато решающую роль играют средства труда и живой труд. При анализе средств труда выясняется, что здесь преобладают постройки, помещения, оснащение, санитарно-техническое оборудование, т.е. «пассивные» фонды. Здесь также ограничены возможности механизации процесса обслуживания. Более благоприятные условия для механизации операций существуют при резервировании мест и учете услуг, а также в некоторых вспомогательных видах деятельности. В то же время строения, здания, составляющие основную часть материально-технической базы средств размещения, сравнительно медленно морально и физически изнашиваются и в течение продолжительного периода обслуживают процесс размещения.
Широкое развитие гостиничных цепей с их сетью собственных и франшизных членов породило новую систему централизованного бронирования, в результате которой большая часть гостиничной квоты (60-70%) находится под контролем централизованной системы бронирования компаний. Остающееся число номеров может бронироваться непосредственно гостиницей. Такая система предоставляет большие преимущества гостинице, страхуя ее от спада и повышая доходность номерного фонда в неблагоприятные периоды года. При этом она предъявляет требования к технической оснащенности системы компьютерного бронирования мест размещения.
Список литературы
1. Александрова А.Ю.
2. Балабанов И.Т. Экономика туризма: учеб. пособие / И.Т. Балабанов, А.И. Балабанов. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 153 с.
3. Биржаков М.Б. Введение в туризм: [учебник] / М.Б. Биржаков. – СПб.: «Издательский дом Герда», 20011. – 257 с.
4. Гуляев В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие / В.Г. Гуляев. – М.: Финансы и статистика, 2010. – 304 с.
Информация о работе Основные факторы влияющие на формирование и развитие туристского региона