Организация учета и анализ дебиторской и кредиторской задолженности (на примере ООО «МП «КУРС»»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 21:00, дипломная работа

Краткое описание

Целью данного дипломного проекта является организация учета и анализ дебиторской и кредиторской задолженности.
Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты организации учета дебиторской и кредиторской задолженности предприятия;
- провести анализ и дать оценку составу, структуре и динамике дебиторской и кредиторской задолженности ООО «МП «КУРС»»; - обозначить основные мероприятия по совершенствованию организации учета дебиторской и кредиторской задолженности на предприятии; - разработать комплекс мер.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТА И АНАЛИЗА ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Сущность дебиторской и кредиторской задолженности……………….……4
1.2 Организация синтетического и аналитического учета и отражения информации о дебиторской и кредиторской задолженности в бухгалтерской отчетности………………………………………………………………….
1.3 Особенности списания дебиторской и кредиторской задолженности…….
1.4 Методика анализа дебиторской и кредиторской задолженности
2 УЧЕТ И АНАЛИЗ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «МП «КУРС»»
2.1 Бухгалтерский учет на предприятии ООО «МП «КУРС»»
2.2 Документальное оформление дебиторской задолженности на предприятии ООО «МП «КУРС»»
2.3. Документальное оформление кредиторской задолженности на предприятии ООО «МП «КУРС»»
2.4 Анализ учета дебиторской и кредиторской задолженности на предприятии ООО «МП «КУРС»»
3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТА ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ
3.1 Мероприятия по совершенствованию организации бухгалтерского учета дебиторской и кредиторской задолженности на предприятии
3.2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Файлы: 1 файл

БУХУЧЕТ.docx

— 198.71 Кб (Скачать)

Расчёты с поставщиками и  подрядчиками осуществляются после  отгрузки ими товарно-материальных ценностей, выполнения работ или  оказания услуг либо одновременно с  ними с согласия организации или  по её поручению.

Для обобщения информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками предназначен счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Учет на счете 60 ведется методом начисления, то есть все операции, связанные с расчетами за приобретенные материальные ценности, принятые работы или потребленные услуги, отражаются независимо от времени оплаты.

Аналитический учет по счету 60 ведется по каждому предъявленному счету, а расчетов в порядке плановых платежей – по каждому поставщику и подрядчику.

В бухгалтерском учете операции по приобретению и оплате материальных ценностей (работ, услуг) отражаются в порядке, представленном в таблице 2.

Таблица 2 - Порядок отражения в учете организации операций по приобретению и оплате материальных ценностей (работ, услуг)

Содержание  хозяйственной операции

Дт

Кт

Отражена задолженность  перед поставщиком материальных ценностей

08,10, 41 и др.

60

Отражена задолженность  перед подрядчиком по выполненным работам, оказанным услугам

20, 26, 44 и др.

60

Сумма НДС включается поставщиками и подрядчиками в счета на оплату и отражается у покупателя

19

60


 

В тех случаях, когда счет поставщика был акцептован и оплачен до поступления груза, а при приемке на склад поступивших материальных ценностей обнаружилась их недостача сверх предусмотренных в договоре величин, а также, если при проверке счета поставщика или подрядчика были обнаружены арифметические ошибки и несоответствие цен, обусловленных договором, счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» кредитуется на соответствующую сумму в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 76-2 «Расчеты по претензиям».

У поставщиков зачастую нет  никаких гарантий, что продукция  будет оплачена вовремя. В этом случае договоры на поставку продукции (работ, услуг) заключаются на условиях предоплаты. В этом случае в счёт предстоящей  поставки материальных ценностей (выполнения работ, оказания услуг) организация должна перечислить аванс поставщику или подрядчику.

Выданные авансы учитывают  по дебету счёта 60 с кредита счетов учёта денежных средств (51, 52 и др.).

В современных условиях получили распространение сделки, в которых  организация оплачивает поставщику (подрядчику) приобретённые товары (выполненные работы или оказанные  услуги) по истечении какого-то времени (в рассрочку). В соответствии со ст. 822 ГК РФ, стороны могут заключить  договор товарного кредита, предусматривающий  обязанность одной стороны предоставить другой стороне вещи, определённые родовыми признаками. При этом к  такому договору применяется нормы, установленные кодексом в отношении договора о кредите, если иное не предусмотрено договором товарного кредита.

Правила формирования в бухгалтерском учете информации о затратах, связанных с выполнением обязательств по полученным займам и кредитам (в том числе, товарному и коммерческому кредиту), установлены ПБУ 15/08. В соответствии с ПБУ 15/08, основная сумма долга учитывается организацией-заемщиком в стоимостной оценке вещей, предусмотренных договором, в момент их фактической передачи. Для обобщения информации о полученных краткосрочных кредитах используется счет 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам». Причитающиеся по полученным кредитам проценты к уплате отражаются по кредиту счета 66 в корреспонденции с дебетом счета 91-2. Данные проценты необходимо учитывать обособленно.

Возврат организацией-заемщиком  аналогичных товаров отражается в его бухгалтерском учете как уменьшение (погашение) указанной кредиторской задолженности. Расходы при этом не возникают, так как согласно п. 3 ПБУ 10/99, выбытие активов в погашение полученного кредита или займа не признается расходом организации.

На практике случается, что поставщик является одновременно и покупателем товаров (работ, услуг) организации. В этом случае можно произвести взаимозачет задолженностей. Понятие взаимозачетной операции определено в ст. 410 ГК РФ. В соответствии с данной статьей взаимозачетная операция – это способ полного или частично погашения обязательства путем зачета встречного однородного требования, срок которого наступил либо срок которого не указан или определён моментом востребования.

В бухгалтерском  учете взаимозачет отражается в  порядке, представленном в таблице 3.

Таблица 3 – Порядок отражения взаимозачётов задолженностей

Содержание  хозяйственной операции

Дт

Кт

Произведен взаимозачет  задолженностей (если поставщик является одновременно и покупателем товаров (ра6от, услуг) организации)

60

62, 76


 

В некоторых случаях  проведение взаимозачета не допускается, например, если это запрещено договором.

Цена товара в  договоре может быть установлена  в любой иностранной валюте или условных денежных единицах. Так как на территории России расчеты производятся только в рублях, то цена, установленная в иностранной валюте или условных единицах, должна быть пересчитана в рубли.

В договоре купли-продажи  может быть предусмотрено условие, что, товар оплачивается в рублях по курсу иностранной валюты на день перечисления денег покупателем.

В такой ситуации необходимо:

  • отразить задолженность перед поставщиком на момент перехода 
    к организации права собственности на материальные ценности (по 
    курсу иностранной валюты, действующему на этот момент);
  • скорректировать (увеличить или уменьшить) задолженность исходя из суммы денежных средств, фактически перечисленных поставщику.

Если курс иностранной  валюты на дату оплаты материальных ценностей будет выше, чем на дату их оприходования, то необходимо увеличить задолженность перед поставщиком. Курсовая разница, возникшая после того, как товарно-материальные ценности были приняты к учету, отражается в учете в порядке, представленном в таблице 4.

Таблица 4 – Порядок отражения в учёте организации отрицательной разницы

Содержание  хозяйственной операции

Дт

Кт

 Доначислена задолженность перед поставщиком по оплате материальных ценностей

91-2

60

 Доначислена сумма НДС, подлежащая уплате поставщику (если приобретенные материальные ценности облагаются этим налогом)

19

60


 

Если курс иностранной  валюты на дату оплаты товара будет  ниже, чем на день его оприходования, то задолженность перед поставщиком должна быть уменьшена.

Чтобы отразить уменьшение задолженности, необходимо сделать  сторнировочную запись, как показано в таблице 5.

Таблица 5 – Порядок отражения в учёте организации положительной курсовой разницы

Содержание  хозяйственной операции

Дт

Кт

Сторнирована  задолженность перед поставщиком по оплате материальных ценностей

91-2

60

Сторнирована  сумма НДС, подлежащая уплате поставщику

19 (сторно)

60   (сторно)


 

При отгрузке продукции покупателям возникающая дебиторская задолженность отражается по цене продажи продукции на счёте 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками».

Аналитический учет по счету 62 ведется по каждому предъявленному покупателям (заказчикам) счету (договору, сделке), а при расчетах плановыми платежами – по каждому покупателю и заказчику. При этом построение аналитического (или управленческого) учета должно обеспечивать возможность получения следующих необходимых данных:

- по покупателям и заказчикам по расчетным документам, срок оплаты

которых не наступил;

- по покупателям и заказчикам по не оплаченным в срок расчетным документам;

- по авансам полученным;

- по векселям, срок поступления денежных средств по которым не 
наступил;

- по векселям, по которым денежные средства не поступили в срок.

Задолженность покупателя (заказчика) организация должна отражать независимо от того, получила ли она деньги за проданные товары (выполненные работы, оказанные услуги) или нет.

В бухгалтерском  учете операции по реализации продукции (товаров, работ, услуг) и оплаты задолженности денежными средствами отражаются в порядке, представленном в таблице 6.

Таблица 6 – Порядок отражения операций по реализации продукции (товаров, работ, услуг) и оплаты задолженности денежными средствами

Содержание  хозяйственной операции

Дт

Кт

1 Отражена задолженность покупателя за отгруженную продукцию (после того, как к покупателю перешло право собственности на них)

62

90-1

2 Отражена задолженность заказчика за выполненные работы (после того как заказчик их принял)

62

90-1, 91-1

3 Отражена сумма НДС от стоимости реализованной продукции

90-3

68

4 Списана фактическая себестоимость отгруженной продукции

90-2

43

5 Выявлен финансовый результат от реализации продукции (прибыль)

90-9

99

6 Поступили средства от покупателя (заказчика) в оплату продукции, товаров, работ, услуг

50,51, 52,10

и др.

62


На счёте 62 отражают суммы  полученных авансов и предварительной  оплаты за поставленную продукцию (работы, услуги), а также возникающие суммовые и курсовые разницы. Суммы полученных авансов и предварительной оплаты учитывают по дебету счетов учёта  денежных средств и кредиту счёта 62. При этом суммы полученных авансов  и предварительной оплаты учитывают  на счёте 62 обособленно.

Положительные суммовые разницы, возникающие по обычным видам  деятельности, отражают по дебету счёта 62 и кредиту счёта 90 «продажи». Отрицательные суммовые разницы оформляют по этим счетам сторнировочной записью.

Положительные курсовые разницы  учитывают по дебету счёта 62 и кредиту  счёта 91 «Прочие доходы и расходы», а отрицательные – по дебету счёта 91 и кредиту счёта 62.

Сомнительным  долгом признается дебиторская задолженность организации, не погашенная в установленные договором сроки и не обеспеченная соответствующими гарантиями.

Резервы сомнительных долгов создаются на основе проведенной инвентаризации дебиторской задолженности.

Величина резерва  определяется по каждому сомнительному  долгу в зависимости от финансового состояния организации-должника и оценки вероятности погашения ею долга.

На сумму создаваемых  резервов сомнительных долгов дебетуют счет 91 «Прочие доходы и расходы» и кредитуют счет 63 «Резервы по сомнительным долгам». Списание невостребованных долгов, признанных сомнительными, отражают по дебету счета 63 с кредита счетов 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Списанные долги должны учитываться в течение пяти лет на забалансовом счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов».

По окончании отчетного  года суммы резервов сомнительных долгов, созданные в предыдущем отчетном году и не использованные в отчетном периоде, присоединяются к прибыли отчетного года и записываются в дебет счета 63 с кредита счета 91 «Прочие доходы и расходы».

Дебиторская задолженность, по которой созданы резервы сомнительных долгов, отражается в балансе в оценке нетто, т.е. за вычетом сумм указанных резервов. Вследствие этого в бухгалтерском балансе сумма резервов сомнительных долгов отдельно не отражается.

Для учёта различных расчётных  отношений с другими предприятиями, организациями, отдельными лицами используют счёт 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами».

К счету 76 могут  быть открыты следующие субсчета:

  1. «Расчеты по имущественному и личному страхованию»;
  2. «Расчеты по претензиям»;
  3. «Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам»;
  4. «Расчеты по депонированным суммам» и др.

Информация о работе Организация учета и анализ дебиторской и кредиторской задолженности (на примере ООО «МП «КУРС»»)