Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 19:22, курсовая работа
Целью работы является изучение и характеристика безналичных расчетов.
Задачи данной курсовой работы - рассмотреть безналичные расчеты, их основные формы, принципы организации и учет безналичных расчетов, выявить проблемы организации и найти пути их решения.
Введение……………………………………………………………..3
Глава 1. Организация и формы безналичных расчетов…………..5
1.1. Понятия и виды безналичных расчетов…………………………………5
1.2. Принципы организации безналичных расчетов………………….........15
Глава 2. Анализ безналичных расчетов и их учет………………..17
2.1. Анализ проведения безналичных расчетов…………………………….17
2.2. Операционный учет безналичных расчетов……………………………22
Глава 3. Проблемы и направления совершенствования безналичных расчетов……………………………………………………………...30
Заключение …………………………………………………………34
Список использованных источников……………………………..37
Д 99999
К 90902 «Расчетные документы, не оплаченные в срок»
Расчеты аккредитивами
Наиболее сложной формой безналичных расчетов являются расчеты по аккредитивам. Так как указанная форма расчетов используется в российской банковской практике достаточно редко, то часто банки допускают или пропускают ошибки, не выявляют вовремя мошеннические операции.
Расчеты по аккредитиву начинает банк, обслуживающий плательщика после предъявления плательщиком аккредитива. Если аккредитив покрытый, то банк, обслуживающий плательщика (банк-эмитент), выполняет следующие проводки:
Д расчетного счета плательщика
К 30102 «Корреспондентский счет в Банке России» на сумму аккредитива
Контроль за расчетами банк-эмитент ведет на счете 90907 «Выставленные аккредитивы»:
Д 90907
К 99999
Если на расчетном счете плательщика недостаточно денежных средств для выставления аккредитива, то банк-эмитент может выдать ему кредит, что отразится проводкой:
Д 45204 «Кредит, предоставленный коммерческому клиенту на срок свыше 30 дней»
К расчетного счета плательщика
Далее банк-эмитент выполняет операцию по перечислению средств в банк, исполняющий аккредитив.
В исполняющем
банке, получив аккредитивные
Д 30102 «Корреспондентский счет в Банке РФ»
К 40901 «Аккредитивы к оплате»
После получения комплекта документов от получателя и их проверки платеж с аккредитивного счета будет совершен проводкой:
Д 40901
К расчетного счета получателя
Если банк-эмитент по поручению своего клиента открывает ему гарантированный аккредитив, то это означает, что он дает право банку, исполняющему аккредитив, произвести платеж со своего открытого в этом банке корреспондентского счета в пользу получателя, если будут выполнены условия аккредитива.
Выдача гарантии в банке-эмитенте отразится проводкой:
Д 99998
К 91315 «Выданные гарантии и поручительства»
Банк, исполняющий аккредитив, получив такую гарантию, совершает проводку:
Д 91414 «Полученные гарантии и поручительства»
К 99999
Совершение платежа после проверки документов, подтверждающих условия аккредитива, в исполняющем банке отразится проводкой:
Д 30109 «Корреспондентские счета Лоро»
К «Расчетный счет получателя»
Закрытие аккредитива
в исполняющем банке
Расчеты чеками
Бланки чеков хранятся в банке и учитываются как документы строгой отчетности на внебалансовом счете № 91207 «Бланки строгой отчетности», а при выдаче бланка выполняется проводка:
Д 99999
К 91207
Чекодатель не вправе отозвать чек до истечения установленного срока для его оплаты.
Предъявление чека в банк, обслуживающий чекодержателя, является датой предъявления чека к оплате чекодержателем.
Чеки,
выпускаемые коммерческими
Расчеты по инкассо
Расчеты по инкассо предусматривают выполнение расчетов на основе платежных требований и инкассовых поручений.
Платежные требования применяются в расчетах за поставленные товары, выполненные работы и оказанные услуги, а также в других случаях, предусмотренных договором. Расчеты платежными требованиями могут осуществляться как с акцептом, так и без акцепта.
Плательщик имеет право досрочно акцептовать документ путем предоставления в банк заявления в произвольной форме с подписями лиц, ответственных по счету, и оттиском печати плательщика. В этом случае банк извлекает документ из картотеки проводкой:
Д 999999
К 90901 «Документы, ожидающие оплаты»
После этого производится списание средств со счета плательщика балансовой проводкой:
Д расчетного счета плательщика
К 30102 «Корреспондентский счет в Банке России»
Плательщик имеет право отказаться полностью или частично от оплаты платежного требования. При этом он заполняет заявление об отказе от акцепта, в котором указывается пункт договора, дата договора и мотив отказа от оплаты. В банк предъявляется два экземпляра отказа от акцепта, на каждом из которых указываются подписи ответственных лиц по счету плательщика и оттиск печати организации. Правильность заполнения заявления и соответствие текста условиям договора проверяет сотрудник банка.
Если отказ от акцепта поступает на часть суммы, то, проверив правильность заполнения заявления о частичном отказе от акцепта, банк также извлекает документ из картотеки № 1. В документе обводится чернилами прежняя сумма, а над ней указывается сумма совершаемого платежа. Платеж производится по балансовым счетам:
Д расчетного счета плательщика
К 30102
Банки приостанавливают списание средств в бесспорном порядке в следующих случаях:
Если на счете клиента отсутствуют денежные средства, то документ попадает в картотеку № 2, и взыскание средств производится в соответствии с действующей очередностью платежей.
Межбанковские расчеты возникают тогда, когда плательщик и получатель средств обслуживаются разными банками. Существуют 2 основных вида отношений: централизованный (расчеты между банками осуществляются через корсчета, открытые в ЦБ РФ) и децентрализованный (расчеты между банками осуществляются напрямую).
В соответствии с централизованным видом расчета все КБ при учреждении открывают счет 30102. По дебету отражаются поступления средств в пользу КБ, по кредиту списание денежных средств КБ в погашение различных платежей.
Расчеты банков напрямую возможны путем открытия корсчетов. Банк инициатор корр. отношений называется банк-респондент, он открывает в другом КБ активный счет НОСТРО. Банк, поддерживающий кор. отношения, называется банк-корреспондент, он принимает счет другого КБ, отражает привлечение в пассиве баланса и регистрирует счет ЛОРО.
Для учета счетов НОСТРО используются счета 30110, 30114, 30118.
Учет счетов ЛОРО ведется на специальных счетах: 30109, 30116, 30117.
Операционный учет начинается с банка, клиенты которого являются плательщиками. Заканчивается – в банке, клиенты которого являются получателями.
Средства в расчетах:
40901 аккредитивы к оплате
40903 средства для расчетов чеками
514 векселя КО
515 прочие векселя
523
выпущенные векселя и
52406 векселя к исполнению.
Если
платежное требование оплачивается
с акцептом, то исполняющий банк,
обслуживающий плательщика, после получения
платежного требования из банка-эмитента,
помещает документ в картотеку №1, открываемую
на счете 90901 « Документы, ожидающе оплаты».
Глава
3. Проблемы и направления
совершенствования
безналичных расчетов
В настоящее время наиболее сложной стала проблема налаживания расчетно-платежной системы и проблема неплатежей в экономике. Неплатежи являются одной из причин увеличения дефицита бюджета.
Можно остановиться на следующих проблемах: задержки расчетов банками, предприятиями, РКЦ; скорость совершения платежей; очередность платежей; проблемы вексельного обращения.
С введением расчетов банков через корсчета появляется много проблем: сбои и задержки расчетов в РКЦ, связанные в основном с большим потоком бумажных носителей с финансово-денежной информацией; нарушения в расчетах по вине самих КБ.
Скорость платежа в значительной мере обусловлена его срочностью. Современная электронная техника и особенно автоматизированные каналы связи придают новое качество понятью срочности платежа: создается возможность соединить сроки отдельных стадий платежа воедино. Сокращение времени прохождения платежей достигается рядом коммерческих банков путем внедрения технологий, новых платежных инструментов, активизации внедрения электронного документооборота и др.
3) Очередность платежей.
Регулирование очередности платежей – один из острых вопросов. Платежи подразделяются на 3 вида: периодические платежи в доходы бюджеты, по зарплате, электроэнергию и другие платежи в погашение кредиторской задолженности; авансовые платежи.
В периоды кризиса очень важны надежность и быстрота проведения платежей. Однако не каждый банк в состоянии следовать этим принципам. В условиях кризиса система расчетов страдает из-за недоверия друг к другу. Это отражается на всех видах безналичных расчетов.
Для
масштабного внедрения
4) Карточные платежные системы имеют еще более сложную процедуру проведения платежа, поскольку до платежной составляющей необходимо провести авторизацию и процессинг. В качестве участников карточных систем к нескольким банкам добавляется столько же процессинговых компаний. Карточные системы, добившись быстрого обмена сообщениями с получателем о принципиальной возможности провести платеж, собственно сам платеж осуществляют за несколько дней.
Для
решения этой проблем необходимо
развивать систему
5) Проблема вексельного обращения главным образом связана с нерешенными правовыми вопросами. Постоянно расширяется правовая, нормативная база, Отсутствуют методики для банков при предоставлении кредита в форме вексельного. Кроме того проблема еще заключается и в неэффективности механизма взыскания денежных средств по векселям (он не соответствует задачам, которые должен выполнять: оперативности и простоте обращения денежно-кредитных средств).
Важной особенностью современной системы безналичных расчетов является автоматизация процессов прохождения документов на разных стадиях обработки. Почти полностью исключена ручная работа при составлении расчетно-денежных документов. Автоматизирован учет и контроль поступающих для дальнейшей обработки, документов. Автоматизирован и процесс проводки платежей по счетам как внутри учреждений банков, так и между ними.
Особое
место в совершенствовании
Суть инновационных изменений в этой сфере можно свести к следующему: «многоканальная деятельность» при сочетании новых и традиционных технологий и инструментов; самообслуживание; дистанционное обслуживание; использование Интернета (виртуальные банковские и финансовые технологии управления банковским счетом); создание телефонных центров; предоставление новых банковских продуктов (услуг) на базе новых технологий.
Информация о работе Организация и формы безналичных расчетов