Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 19:22, курсовая работа
Целью работы является изучение и характеристика безналичных расчетов.
Задачи данной курсовой работы - рассмотреть безналичные расчеты, их основные формы, принципы организации и учет безналичных расчетов, выявить проблемы организации и найти пути их решения.
Введение……………………………………………………………..3
Глава 1. Организация и формы безналичных расчетов…………..5
1.1. Понятия и виды безналичных расчетов…………………………………5
1.2. Принципы организации безналичных расчетов………………….........15
Глава 2. Анализ безналичных расчетов и их учет………………..17
2.1. Анализ проведения безналичных расчетов…………………………….17
2.2. Операционный учет безналичных расчетов……………………………22
Глава 3. Проблемы и направления совершенствования безналичных расчетов……………………………………………………………...30
Заключение …………………………………………………………34
Список использованных источников……………………………..37
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АНЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
НОВОСИБИРСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
БИЗНЕС-КОЛЛЕДЖ
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Банковские операции
на тему:
«Организация и формы безналичных расчетов»
Новосибирск 2010
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Организация и формы безналичных расчетов…………..5
1.1. Понятия и
виды безналичных расчетов……………
1.2. Принципы организации безналичных расчетов………………….........15
Глава 2. Анализ безналичных расчетов и их учет………………..17
2.1. Анализ проведения
безналичных расчетов…………………………
2.2. Операционный
учет безналичных расчетов……………
Глава 3. Проблемы
и направления совершенствования безналичных
расчетов…………………………………………………………
Заключение …………………………………………………
Список использованных источников……………………………..37
Приложения
Введение
Одной из основных функций банков является осуществление расчетов и организация платежного оборота в масштабах всей экономики.
Безналичный денежный оборот является основной частью денежного и платежного оборота, где движение денег происходит в виде перечислений по счетам в кредитных учреждениях или зачетов взаимных требований.
В настоящее время осуществление расчетов наличными денежными средствами ограничено. Гражданский кодекс устанавливает, что выбор наличной или безналичной формы расчетов напрямую связан с характером производимой операции, а также с правовым статусом участников. Расчеты юридических лиц, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением последними предпринимательской деятельности, по общему правилу, осуществляются в безналичном порядке.
Актуальность темы курсовой работы не вызывает сомнения, так как в настоящее время Россия находится в такой экономической ситуации, когда глобальное реформирование платежной системы совпало по времени с процессом компьютеризации всех сфер человеческой деятельности.
Данная работа направлена на изучение системы безналичных расчетов, имеющая огромное значение в условиях серьезного кризиса неплатежей: задержка платежей в каком - либо одном звене затрагивает работу большого числа хозяйствующих субъектов, что отражается на важнейших показателях их производственной и коммерческой деятельности.
Целью работы является изучение и характеристика безналичных расчетов.
Задачи данной курсовой работы - рассмотреть безналичные расчеты, их основные формы, принципы организации и учет безналичных расчетов, выявить проблемы организации и найти пути их решения.
Работа состоит из трех глав:
Первая
глава содержит основные понятия и положения,
связанные с проведением безналичных
расчётов, характеризует основные принципы
их организации. Во второй главе – общие
правила проведения расчетов по корреспондентским
счетам кредитных организаций. Задача
третьей главы – проблемы безналичных
расчетов и пути их решения.
Глава
1. Организация и формы
безналичных расчетов
Любое предприятие совершает денежные расчеты и как покупатель и как продавец. Предприятие осуществляет также денежные расчеты с рабочими и служащими, рассчитывается с бюджетом и банком. Совокупность всех денежных платежей составляет платежный оборот. Значительная часть платежного оборота предприятий осуществляется безналичным путем, т.е. совершением записей (проводок) по счетам в банках.
Безналичные расчеты – это денежные расчеты, осуществленные посредством перечисления по счетам кредитной организации и путем зачета взаимных требований.
Осуществляются
безналичные расчеты через
Списание денежных средств со счета осуществляется по распоряжению го владельца, на основании расчетных документов, составленных в соответствии с требованиями.
Порядок оформления, приема, обработки электронных платежных документов и осуществления расчетных операций с их использованием регулируется отдельными нормативными актами Банка России.
Безналичное обращение
В зависимости от вида расчетных документов, способа платежа и организации документооборота в банке, у плательщиков и получателей средств различают следующие основные формы безналичных расчетов:
Расчеты платежными поручениями
Это
- самая распространенная в настоящее
время форма безналичных
Платежное поручение представляет собой поручение предприятия обслуживающему банку о перечислении определенной суммы со своего счета (рис.1). Эта форма расчетов имеет тенденцию более широко использоваться в условиях рыночной экономики.
Расчеты платежными поручениями используются для совершения широкого спектра платежей: с их помощью рассчитываются с поставщиками и подрядчиками в случае предоплаты, органами пенсионного и страхового фондов, с работниками при переводе заработной платы на их счета в другие банки, при налоговых и иных платежах, при уплате банку комиссионных и т. д.
Платежные
поручения действительны в
По договоренности сторон платежи поручениями могут быть срочными, досрочными и отсроченными. Срочный платеж совершается при авансовых платежах, то есть до отгрузки товара; после отгрузки товара; либо при частичных платежах при крупных сделках. Досрочный и отсроченный платежи возможны в рамках договорных отношений без ущерба для финансового положения сторон.
Расчеты платежными поручениями (Приложение 1)
1 – плательщик передает в свое учреждение банка платежное поручение;
2 – банк списывает деньги со счета плательщика и передает их в банк получателя с платежным поручение для зачисления на его расчетный счет;
3 – банк зачисляет поступившие на его корреспондентский счет деньги, на счет получателя;
4 – плательщик получает в виде выписки со своего счета подтверждение о списании денежных средств с его счета.
5- банк сообщает получателю в виде выписки из расчетного счета подтверждение о зачислении на его счет денежных средств.
Преимущества данной формы расчетов:
Недостатки данной формы расчетов:
Аккредитивная форма расчетов
Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство банка, выдаваемое им по поручению клиента произвести поставщику платеж при условии предоставления им документов, предусмотренных в аккредитиве, и при выполнении других условий аккредитива.
Если банк, выставивший аккредитив (банк-эмитент), по поручению плательщика (покупателя) переводит средства в другой банк - банк поставщика, то для осуществления платежа при выполнении всех условий, предусмотренных в аккредитиве, в банке поставщика открывается отдельный балансовый счет «Аккредитивы».
Виды аккредитивов:
Покрытый – предполагает, что покупатель предварительно под сделку депонирует средства в банке поставщика.
Непокрытый – предполагает, что банк поставщика и банк покупателя постоянно сотрудничают и оперативность оплаты не вызывает сомнения.
Отзывной – предполагает, что покупатель в случае отгрузки ему некачественного товара может отозвать задепонированные средства из банка поставщика.
Безотзывной – не предполагает возврат депонента, даже если отгружен некачественный товар.
Аккредитивная форма расчетов (Приложение 1)
1 – покупатель предоставляет в банк-эмитент заявление на открытие аккредитива;
2 – банк-эмитент открывает аккредитив и направляет его через авизирующий банк поставщику;
3 – авизирующий банк извещает поставщика об открытии в его пользу аккредитива;
4 – поставщик исполняет договорные отношения по поручению покупателя;
5 – поставщик оформляет и поставляет в авизирующий банк комплект документов для получения платежа по аккредитиву;
6 – авизирующий банк направляет банку-эмитенту комплект, полученных от поставщика;
7 –банк-эмитент проверяет полученные документы и при выполнении всех услуг аккредитива оплачивает их;
8 – банк-эмитент передает оплаченные документы покупателю;
9- авизирующий банк зачисляет поставщику причитавшуюся ему сумму средств.
Преимущества данной формы расчетов:
Недостатки данной формы расчетов:
Расчеты чеками
Информация о работе Организация и формы безналичных расчетов