Организация аудиторской проверки кассовых операций в ЗАО «Дельта»

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 23:30, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение теоретических аспектов и методики аудита кассовых операций.
В соответствии с целью работы поставлены следующие задачи:
- рассмотреть цель, задачи, информационную базу аудита кассовых операций, направления, этапы планирования процедур;
- привести примеры типичных злоупотреблений в сфере денежно-расчетных операций;
- провести аудит кассовых операций на примере ЗАО «Строй-комплект»;
- дать рекомендации по исправлению нарушений выявленных в ходе проверки и по совершенствованию ведения кассовых операций.

Оглавление

Введение 3
1 Теоретические основы методики аудита кассовых операций 4
1.1 Цель, задачи, информационное обеспечение аудита кассовых операций 4
1.2 Основные направления проверки кассовых операций 5
1.3 Планирование аудита кассовых операций, перечень аудиторских процедур 8
1.4 Типичные нарушения, выявляемые в ходе аудита кассовых операций 11
2 Организация аудиторской проверки кассовых операций в ЗАО «Дельта» 13
2.1 Составление образца договора на проведение аудита 13
2.2 Расчет показателя уровня существенности 14
2.3 Составление плана и программы проверки 15
2.4 Проверка правильности отражения в учете кассовых операций по ЗАО «Строй-комплект» и оформление рабочих документов аудитора 19
2.5 Составление образца аудиторского заключения по результатам проверки учета кассовых операций 22
3 Выводы и рекомендации по результатам проверки учета кассовых операций в ЗАО «Строй – комплект» 23
Заключение 25
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

готовая курсовая.docx

— 92.39 Кб (Скачать)


  • выплата заработной платы персоналу подтверждается по дебету счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» с привлечением расходных кассовых ордеров и платежных ведомостей;
  • выдача денежных средств в подотчет контролируется по дебету счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами» на основании приказов и авансовых отчетов;
  • оплата счетов поставщиков и других контрагентов подтверждается записями по счетам: 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» с привлечением счетов-фактур и договоров;
  • сдача выручки в банк подтверждается в зависимости от условий ее инкассации по дебету счетов: 57 «Переводы в пути», 51 «Расчетные счета» и данных расходных кассовых ордеров, препроводительных ведомостей и выписок банка;
  • прочие виды расходования наличных денежных средств подтверждаются записями по счетам: 58 «Финансовые вложения», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», 75 «Расчеты с учредителями», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.

В ходе изучения и проверки учетных записей аудитор устанавливает правильность указанных корреспонденций, выявляет нетиповые бухгалтерские записи, не соответствующие требованиям Плана счетов и Инструкции по его применению.

Если в кассе организации  хранятся денежные документы (почтовые марки, проездные билеты и др.), аудитору необходимо проверить:

1 правильность учета денежных документов (поступление и списание денежных документов оформляется кассовыми приходными и расходными документами и отражается в книге по движению денежных документов; кассир составляет отчет о движении денежных документов и сдает его главному бухгалтеру.

2 правильность составления бухгалтерских проводок по счету 50/3 «Денежные документы» и записей в книге по учету и движению денежных документов, изучить организацию аналитического учета денежных документов.

 

1.3 Планирование аудита  кассовых операций, перечень аудиторских процедур

Планирование - один из важнейших этапов аудита, так  как без разработки общей стратегии  и детального подхода невозможен качественный аудит.

Планирование  проверки кассовых операций включает:

а) планирование проверки по существу - составление комплекса вопросов.

 


б) планирование персонального состава, т.е. кто именно проверяет отдельные участки;

в) составление  календарного графика проверки, т.е. когда и с какими затратами  времени будут проводиться отдельные  аудиторские процедуры.

Планирование  аудита подразделяется на предварительное  планирование, подготовку и составление  общего плана и программы аудита.

Основные  работы по планированию аудита проводятся после согласия аудитора на выполнение договора.

По  итогам предварительного планирования аудиторская фирма окончательно решает вопрос о возможностях проведения аудита и заключения договора, определяет количественный и качественный состав группы специалистов для проведения аудита, а также стоимость аудиторских  услуг.

При разработке общего плана и программы  аудита определяется и стратегия  аудиторской проверки.

Вся предоставленная для проверки информация подразделяется на отдельные участки, которые классифицируются по степени риска и размерам границ существенности.

На  следующем этапе необходимо определить, по каким участкам проводится системная  проверка, по каким - проверка отдельных  элементов. На это решение влияют результаты аналитических процедур и оценки систем бухгалтерского учета  и внутреннего контроля.

Разработка  и составление общего плана аудита. Во время разработки общего плана  проверки необходимо с учетом степени  риска определить аудиторские процедуры  для тех позиций годовой бухгалтерской  отчетности, которые не подлежат системной  проверке.

После выбора отдельных  аудиторских процедур определяется объем позиций отчетности, предназначенных  для проведения выборочной проверки, т.е. объем информации для выборок.

Общий план и программа аудита должны быть оформлены и завизированы в порядке, установленном внутрифирменными стандартами.

На стадии предварительного планирования необходимо выяснить следующие  важные вопросы, в результате чего, можно будет определить, сколько  аудиторов и на какой период требуется  для проведения проверки кассовых операций организации:

Сколько касс в  организации;

 


Имеет ли организация структурные подразделения  и, как осуществляются расчеты с  подразделениями в части выдачи заработной платы, сдачи наличности и т.п. Если организация имеет  структурные подразделения, находящиеся  в удаленных от головной организации  местах, то передача денежных средств  может осуществляться следующими способами:

Денежные  средства перечисляются на счет в  банке. Кассир структурного подразделения  получает денежные средства и приходует  их в кассу структурного подразделения.

Денежные  средства для выплаты заработной платы перечисляются на банковские карточки работников структурного подразделения;

Денежные  средства перевозятся уполномоченными  лицами. В данном случае должна быть обеспечена надлежащая охрана, которая  будет сопровождать уполномоченного  представителя. Поскольку этот вариант  не дает полной гарантии сохранности  денежных средств его применение нецелесообразно.

Инкассация - перевоз денежных средств специальными организациями.

Ведется одна или несколько кассовых книг у организации и подразделений;

Какие операции проводятся через кассу (расчеты  с подотчетными лицами, расчеты с  персоналом по оплате труда, расчеты  с покупателями и заказчиками, расчеты  с поставщиками и подрядчиками и  т.п.);

Сколько расчетных  счетов у организации;

Осуществляются  ли расчеты с использованием иностранных  валют и сколько валютных счетов у организации;

После проведения предварительной экспертизы аудиторская организация определяет объем операций, осуществляемых по кассе организации, а затем метод  проверки: сплошной или выборочный.

Перечень аудиторских  процедур:

- правильность  документального оформления кассовых  операций;

- сохранность  наличных денежных средств в кассе;

- соблюдение  установленного лимита остатка  денежных средств в кассе;

- правильность  применения контрольно-кассовой  техники (ККТ) при осуществлении  расчетов с населением;

- полнота и  своевременность оприходования денежных средств и отражение данных хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета;

-


 правильность  списания денег в расход и  отражение данных хозяйственных  операций на счетах бухгалтерского  учета;

- организация  хранения свободных денежных  средств в кассах организации.

 

1.4 Типичные  нарушения, выявляемые в ходе  аудита кассовых операций

 

Практика аудиторских  проверок свидетельствует, что наиболее распространенными нарушениями, выявляемыми в ходе проверки кассовых операций, являются:

  • формальная регистрация приходных и расходных кассовых ордеров и оформление их ненадлежащим образом;
  • несоблюдение предельного размера расчетов наличными с юридическими лицами;
  • некорректное отражение кассовых операций в учетных регистрах;

расчеты наличными с населением за готовую продукцию, товары, выполненные  работы и оказанные услуги (без  применения контрольно-кассовой техники, без регистрации контрольно-кассовой техники в налоговых органах).

Типичные ошибки при заполнении приходных и расходных кассовых ордеров:

- не указывается название  организации;

- не проставляются или  исправляются номера кассовых  ордеров, не соблюдается правило  сквозной нумерации с начала  года;

- неправильно указывается  или не указывается дата;

- не проставляется или  неправильно указывается корреспондирующий  счет;

- после совершения операции  на ордере не проставляются  отметки «погашено» или «оплачено»;

- отсутствуют необходимые  подписи и печати;

- отсутствуют росписи  получателей денежных средств;

- все поступления и  выдачи наличных денег предприятия  учитываются в кассовой книге.  Каждое предприятие должно вести  только 1 кассовую книгу, которая  должна быть пронумерована, прошнурована  и опечатана. Количество листов  в кассовой книге заверяется  подписями руководителя и главного  бухгалтера данного предприятия.

Типичные ошибки при заполнении кассовой книги:

- не проставляется или  неправильно указывается корреспондирующий  счет;

- не всегда проставляется  сумма остатка денег на начало  дня;

- ошибки при подсчете  итоговых сумм и остатка;


-иногда записи ведутся  помесячно, вместо того, чтобы  вести их ежедневно или раз  в 3-5 дней;

- в практике встречаются  случаи когда ведется не одна  кассовая книга, в соответствии  с законодательством, а несколько,  чаще в каждом структурном  подразделении своя ( однако данные нарушения в аудиторском заключении не указываются).

Типичные ошибки, выявленные при проведении аудита кассовых операций:

- неполное оформление  первичных документов (нет подписей  директора, руководителя, главного  бухгалтера, не указана дата, номер  документа, код организации и  т.д.);

- неоприходование и присвоение поступивших денежных сумм(из банка, от физических лиц и юридических лиц и т.д.);

- излишнее списание денег  по кассе, неоднократное использование  одних и тех же документов;

- списание сумм без  оснований и по подложным документам;

- искажение остатка на  начало и конец дня путем  неправильного подсчета итогов  в кассовых документах и кассовых  отчетов;

- некорректное отражение  кассовых операции в регистрах  синтетического и аналитического  учета;

- присвоение сумм, законно  и незаконно начисленных разным  лицам и организациям;

- присвоение депонированной  заработной платы и средств  по другим основаниям;

- расчеты суммами наличных  денег, превышающими предельную  величину;

- расчеты с начислением  наличных денег без применения  контрольно – кассовых машин,  без регистрации в налоговых  органах;

- сверхлимитное накопление  денежных средств в кассе. Отсутствие подтверждения банка о лимите кассы по данному предприятию (организации);

- для проведения ревизии  кассы не назначается приказом  руководителя предприятия специальная  комиссия;

- в нарушение приказа  руководителя предприятия на  предприятии внезапные ревизии  кассы не проводились;

- отсутствие договора  о полной материальной ответственности  с кассиром;

- на предприятии в установленном  порядке не ведется кассовая  книга;

- в нарушение порядка  ведения кассовых операций в  РФ кассир при закрытии платежных  ведомостей реестр депонированных  сумм не составляет.

 

 


2 Организация аудиторской проверки кассовых операций в ЗАО «Дельта»

 

2.1 Составление образца договора на оказание аудиторских услуг

Договор на проведение аудита является официальным документом, регламентирующим взаимоотношения между аудиторской  организацией и экономическим субъектом. Договор на проведение аудита фактически ничем не отличаться от обычных договоров  аудиторской деятельности. Как и  другие договоры, он юридически отражает и фиксирует согласованные интересы сторон-участниц, в данном случае заказчика  — клиента и исполнителя —  аудитора.

Однако договор на аудит  имеет существенное отличие от других договоров в предпринимательстве. Качество проведения аудиторской проверки, бесконфликтные отношения аудитора с клиентом во многом зависят от того, какой договор будет заключен.

Подготовка договора начинается после предварительного знакомства с деятельностью экономического субъекта, а затем принимается  решение о возможности оказания аудиторских услуг. Этапы подготовки договора включают определение трудоемкости, стоимости и сроков проведения аудита, потребности в привлечении консультантов  и экспертов. Если договор не сопровождается письмом-обязательством, то в тексте договора излагается подробное описание условий будущего сотрудничества, прав и обязанностей сторон.

Информация о работе Организация аудиторской проверки кассовых операций в ЗАО «Дельта»