Общие методические подходы к аудиторской проверке

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 17:52, контрольная работа

Краткое описание

Каждая аудиторская фирма самостоятельно устанавливает требования к формам аудиторских программ. Для разработки аудиторских программ могут использоваться пакеты прикладных программ, которые автоматизируют выбор схемы процедур независимого обследования в соответствии с особенностями клиента и осуществляют автоматизированный выбор проекта программы. В соответствии с планом и обстоятельствами клиента в выбранный проект программы вносятся необходимые изменения.

Оглавление

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ К АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКЕ…………………………………………………………………..3
1.1.Аудиторская программа и аудиторская выборка…………………………..3
1.2.Контроль качества работы аудиторов…………………………………..…11
1.3.Аудиторские доказательства……………………………………………….14
1.4.Методы аудиторской проверки…………………………………………….17
1.5.Аудиторские процедуры……………………………………………............21
1.6.Документирование аудита………………………………………………….25
1.7.Аудит в условиях компьютерной обработки данных……………………29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..35

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по аудиту.docx

— 65.63 Кб (Скачать)

Приемы третьей группы - это оценка прошлого, настоящего и будущего состояния  объектов аудита, логическое завершение процесса сопоставления. Оцениваются состояние ресурсов, целесообразность и законность хозяйственных операций, достоверность экономической информации, касающиеся событий и, соответственно, не отраженные в бухгалтерском учете. Методом учетной оценки обычно определяются размеры резервов по гарантийным обязательствам, резервов по сомнительным долгам, стоимость ценных бумаг и т.д.

Помимо указанных приемов аудитор  может привлекать внешние по отношению  к проверке методические положения, заимствованные из других наук (математические, экономические теории, теории бухгалтерского учета и финансов и др.). К технике аудита относится также оказание консультационных услуг (контроль, банковское обслуживание, оплата труда работников и т.д.).

Аудиторы самостоятельно определяют приемы и методы своей работы. Все  методы аудита условно можно разбить  на две группы: методы организации аудита в целом и конкретные методы проверки операций, сальдо счетов и т.п.

Методы организации аудита в целом включают в себя сплошную проверку, выборочную проверку, документальную проверку, фактическую проверку, аналитическую проверку, комбинированную проверку.

Конкретные методы проверки операций, счетов, документов:

1.Проверка арифметических расчетов клиента (пересчет). Пересчет - это проверка арифметической точности источников документов и бухгалтерских записей и выполнение независимых подсчетов.

2.Инвентаризация. Инвентаризация позволяет получить точную информацию о наличии имущества экономического субъекта и ориентировочную информацию о состоянии и стоимости такого имущества. Инвентаризации подлежат имущество клиента и его финансовые обязательства.

3.Проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций. Этот метод позволяет аудиторской организации осуществить контроль за учетными работами, выполняемыми бухгалтерией. Информация считается достоверной только в том случае, если она получена непосредственно в момент исследования этих операций.

4. Подтверждение. Для получения информации о реальности остатков на счетах учета денежных средств, счетов расчетов, счетов дебиторской и кредиторской задолженности аудиторская организация должна получить подтверждение в письменной форме от независимой (третьей) стороны.

Запросы на подтверждение рекомендуется  готовить в виде документа от имени  руководства экономического субъекта в адрес независимой (третьей) стороны. В них должно содержаться требование предоставить необходимую информацию непосредственно аудиторской организации.

5. Устный опрос персонала, руководства экономического субъекта и независимой (третьей) стороны. Устный опрос персонала, руководства экономического субъекта и независимой (третьей) стороны может проводиться на всех этапах аудиторской проверки. Результаты устных опросов должны быть записаны в виде протокола или краткого конспекта, в котором обязательно должны быть указаны фамилия того аудитора, который проводил опрос, а также фамилия, имя, отчество лица, которое было опрошено.

6. Проверка документов. Документальная информация может быть внутренней, внешней, либо внутренней и внешней одновременно. Документы, подготовленные и обработанные внутри экономического субъекта, являются внутренними. Более убедительными, чем внутренние, являются внешние документы, - подготовленные и отправленные экономическому субъекту третьими лицами. Проверка документов заключается в том, что аудитор должен убедиться в реальности определенного документа. Для этого рекомендуется выбрать определенные записи в бухгалтерском учете и проследить отражение операции в учете вплоть до того первичного документа, который должен подтверждать реальность и целесообразность выполнения этой операции.

Проверка документов может быть формальной (правильность заполнения всех реквизитов; наличие неоговоренных исправлений, подчисток, дописок в тексте и в цифрах; подлинность подписей должностных и материально ответственных лиц), арифметической (правильность подсчетов в документах, т.е. правильность показанных итогов в первичных документах, учетных регистрах и отчетных формах) и проверкой документов по существу (законность и целесообразность операции; правильность отнесения на счета и статьи).

7. Прослеживание. Под прослеживанием понимается процедура, в ходе которой аудитор проверяет некоторые первичные документы, проверяет отражение данных первичных документов в регистрах синтетического и аналитического учета, находит заключительную корреспонденцию счетов и убеждается в том, что соответствующие хозяйственные операции правильно (или неправильно) отражены в бухгалтерском учете [11].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Аналитические процедуры.

Под аналитическими процедурами подразумеваются  анализ и оценка полученной информации, исследование важнейших финансовых и экономических показателей  проверяемого экономического субъекта с целью выявления необычных  и неверно отраженных в бухгалтерском  учете фактов хозяйственной деятельности, а также выяснение причин таких  ошибок и искажений.

Понятие и характеристика аудиторских  процедур приведены в отдельном разделе Федерального правила (стандарта) № 5 «Аудиторские доказательства» [6].

Аналитические процедуры, представляющие собой один из видов аудиторских  процедур по существу, - это выявление, анализ и оценка соотношений между  финансово-экономическими показателями деятельности проверяемого экономического субъекта. Их проводят в соответствии с Федеральным правилом (стандартом) №20 «Аналитические процедуры»[9].

Задачами аналитических  процедур также являются:

-изучение деятельности  экономического субъекта;

-оценка финансового положения  экономического субъекта и перспектив  непрерывности его деятельности;

-выявление фактов искажения  бухгалтерской отчетности;

-сокращение числа детальных  аудиторских процедур;

-обеспечение тестирования  в целях получения ответов  на возникшие вопросы.

Аналитические процедуры  могут выполняться на протяжении всего процесса аудита. Применение аналитических процедур позволяет  повысить качество аудита и сократить  затраты времени на его проведение.

На этапе планирования аудита выполнение аналитических процедур способствует пониманию деятельности проверяемого экономического субъекта, выявлению областей потенциальных рисков и более точному определению степени аудиторского риска.

На этапе непосредственного  проведения аудиторской проверки аудитор  может выполнять аналитические  процедуры при исследовании необычных  отклонений показателей бухгалтерской  отчетности экономического субъекта.

На этапе завершения аудита аналитические процедуры применяются  для окончательной проверки наличия  в отчетности существенных искажений  или других финансовых проблем. В  результате могут быть выявлены области, требующие дополнительных аудиторских  процедур.

В процессе проведения проверки аудитор может применять следующие  аналитические процедуры:

а) сравнение фактических показателей бухгалтерской отчетности с плановыми (сметными) показателями, определенными экономическим субъектом;

б) сравнение фактических показателей бухгалтерской отчетности с прогнозными показателями, самостоятельно определенными аудитором;

в) сравнение показателей бухгалтерской отчетности и связанных с ними относительных коэффициентов отчетного периода с нормативными значениями, устанавливаемыми действующим законодательством или самим экономическим субъектом;

г)сравнение показателей бухгалтерской отчетности со среднеотраслевыми данными;

д) сравнение показателей бухгалтерской отчетности с небухгалтерскими данными (данными, не входящими в состав бухгалтерской отчетности);

е) анализ изменений с течением времени показателей бухгалтерской отчетности и относительных коэффициентов, связанных с ними и др.

Вид аналитических процедур зависит от цели их проведения, доступности  и адекватности информации, необходимой  для их проведения, вида деятельности экономического субъекта, а также  от профессионального суждения самого аудитора.

Аналитические процедуры  могут применяться как к сводной  бухгалтерской отчетности, так и  к отчетности дочерних организаций  и структурных подразделений, выделенных на отдельный баланс.

Надежность результатов  аналитических процедур зависит  от правильности оценки аудитором степени  риска необнаружения, внутрихозяйственного риска и риска средств контроля.

На основе результатов  аналитических процедур определяются статьи финансовой отчетности, наиболее подвергшиеся изменениям в течение  отчетного года, а также изменения, не характерные для деятельности экономического субъекта в отчетном периоде. Результатами аналитических процедур является выявление аудитором наличия или отсутствия необычных отклонений показателей бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

Процесс исследования отклонений должен начинаться с опроса руководства  экономического субъекта. Ответы руководства  должны быть подтверждены аудиторскими доказательствами или соответствовать  знаниям аудитора о деятельности экономического субъекта. Кроме того, аудитор должен рассмотреть возможность  проведения других аудиторских процедур, основанных на результатах опросов  руководства. При этом аудитор может  использовать данные, подготовленные самим экономическим субъектом.

Анализируя величину необычных  отклонений, аудитор использует критериальные значения, основанные на нормативных документах, внутрифирменных инструкциях по определению уровня существенности или на профессиональном суждении самого аудитора. Если необычные отклонения превышают уровень, который аудитор считает приемлемым, то должна быть исследована величина расхождения. В том случае, если эту величину трудно выразить в абсолютных значениях, аудитор использует величины, выраженные в процентах. Результаты анализа необычных отклонений, а также результаты планирования и выполнения аналитических процедур аудитор должен отразить в рабочей документации по проведению проверки.

Результаты выполнения аналитических  процедур должны быть использованы для  получения аудиторских доказательств, необходимых при составлении аудиторского заключения, а также для подготовки письменной информации аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита [2].

 

    1.  Документирование аудита.

Единые требования к составлению  документации в процессе аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности установлены  Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности № 3 «Документирование аудита» [4].

Согласно требованиям данного  стандарта, аудиторская организация  и индивидуальный аудитор должны документально оформлять все  сведения, которые важны с точки зрения предоставления доказательств, подтверждающих аудиторское мнение, а также доказательств того, что аудиторская проверка проводилась в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

Под термином «документация» понимаются рабочие документы и материалы, подготавливаемые аудитором и для  аудитора либо получаемые и хранимые аудитором в связи с проведением аудита.

Аудитор должен составлять рабочие  документы в достаточно полной и  подробной форме, необходимой для  обеспечения общего понимания аудита.

В рабочих документах следует отражать информацию о планировании аудиторской работы, характере, временных рамках и объеме выполненных аудиторских процедур, их результатах, а также о выводах, сделанных на основе полученных аудиторских доказательств. В рабочих документах должно содержаться обоснование аудитором всех важных моментов, по которым необходимо выразить свое профессиональное суждение, вместе с выводами аудитора по ним.

Аудитор вправе определять объем документации по каждой конкретной аудиторской проверке, руководствуясь своим профессиональным мнением. Отражение в составе документации каждого рассмотренного аудитором в ходе проверки документа или вопроса не является необходимым. Вместе с тем объем документации аудиторской проверки должен быть таков, чтобы в случае, если возникнет необходимость, передать работу другому аудитору, не имеющему опыта работы по этому заданию.

Форма и содержание рабочих документов определяются характером аудиторского задания; требованиями, предъявляемым к аудиторскому заключению; характером и сложностью деятельности аудируемого лица; характером и состоянием систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица и другими факторами.

Рабочие документы должны быть составлены и систематизированы таким образом, чтобы отвечать обстоятельствам  каждой конкретной аудиторской проверки и потребностям аудитора в ходе ее проведения. Формы рабочей документации самостоятельно разрабатываются аудиторской организацией, если акты, регулирующие аудиторскую деятельность в Российской Федерации, не предписывают такие формы. Для повышения эффективности аудита допускается использовать в ходе проверки графики, аналитическую и иную документацию подготовленные аудируемым лицом.

Информация о работе Общие методические подходы к аудиторской проверке