Налоговая политика РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 08:24, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение особенностей налогообложения предприятий.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе были поставлены и решены следующие задачи:
рассмотрены теоретические основы налогообложения предприятий;
проведен анализ практики налогообложения Унитарного муниципального предприятия общественного питания и торговли «Вариант»;
определены основные направления налоговой политики.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы налогообложения………………………….…6
1.1 Законодательная база налогообложения в РФ……………………………..6
1.2 Система налогов и сборов…………………………………………………..10
1.3 Налогоплательщики, их права и обязанности……………………………..14
Глава 2. Практика налогообложения унитарного муниципального предприятия…………………………………………………………………...…19
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия…….....…19
2.2 Уплата предприятием налогов…………………………………………...…24
2.3 Налоговая политика предприятия………………………………………..…37
Глава 3. Основные направления совершенствования налоговой политики....44
Заключение…………………………………………………………………...…..59
Список литературы…………………………………………………………...….63

Файлы: 1 файл

курсовая по экономика предприятия.doc

— 304.50 Кб (Скачать)

Сумма налога в части, подлежащей зачислению в ФСС России, уменьшается на расходы, связанные  с государственным социальным страхованием работников (выплату пособий по временной нетрудоспособности, оплату стоимости путевок и т.д.).

Налогом, подлежащим уплате в ФСС России, не облагаются любые  вознаграждения, выплачиваемые работникам по договорам гражданско-правового характера (например, договору подряда или поручения), а также авторским договорам.

Фирмы ежемесячно уплачивают авансовые взносы по ЕСН. В конце  года рассчитывается общая сумма  ЕСН к уплате во внебюджетные фонды  и федеральный бюджет. Если эта сумма окажется больше суммы уплаченных авансовых платежей, разницу нужно доплатить.

Налог начисляется по регрессивной ставке. Это означает, что чем выше сумма облагаемого  дохода, приходящаяся на одного сотрудника, тем меньше ставка налога. Доходы, полученные сотрудниками от других фирм, не учитываются.

Сумму единого социального  налога, начисленную в федеральный  бюджет, уменьшают на сумму начисленных  фирмой за тот же период взносов  на обязательное пенсионное страхование.

Взносы на обязательное пенсионное страхование начисляются на те же выплаты, на которые начисляют единый социальный налог.

Льготы, установленные  по ЕСН, при расчете страховых  взносов в Пенсионный фонд не учитывают.

Для определения величины взноса по отдельному работнику, умножается соответствующий его возрасту страховой тариф на сумму дохода, полученного этим работником.

Муниципальное унитарное торговое предприятие ежемесячно уплачивает авансовые платежи по страховым  взносам с заработной платы работников.

В Муниципальном унитарном торговом предприятии установлен тариф страхового взноса в размере 0,2%.

Взнос в ФСС России уплачивается ежемесячно в срок, установленный  для получения в банке средств  на выплату зарплаты за истекший месяц.

Расходы по уплате взноса уменьшают  налоговую базу по налогу на прибыль организаций.

Применение  организацией общего режима налогообложения  наряду со специальным режимом создает  определенные трудности при определении  налогооблагаемой базы по ЕСН. Если страховые  взносы в ПФ начисляются на весь фонд оплаты труда, то ЕСН начисляется лишь на ту часть заработной платы, которая приходится на общий режим налогообложения, при чем работник может быть задействован в деятельности облагаемой как общим режимом налогообложения, так и специальным.

В Муниципальном унитарном  торговом предприятии единым налогом  на вмененный доход облагаются следующие  виды деятельности:

  • торговля продовольственными товарами, оплаченными за наличный расчет;
  • торговля промышленными товарами, оплаченными за наличный расчет;
  • оказание транспортных услуг.

Уплата налога на вмененный  доход является разновидностью основных специальных налоговых режимов. Однако данный налоговый режим имеет  существенную специфику.

Муниципальное унитарное  торговое предприятие осуществляет несколько видов деятельности, три из которых подпадает под налогообложение единым налогом на вмененный доход. В этом случае организация применяет общий или упрощенный режим налогообложения, а в отношении последнего вида деятельности исчисляет единый налог на вмененный доход.

Единый налог на вмененный доход - это система налогообложения отдельного вида деятельности, при которой налог уплачивается с заранее объявленного (вмененного) дохода (показателя).

Система налогообложения  в виде единого налога на вмененный  доход для отдельных видов деятельности применяется Муниципальным унитарным торговым предприятием в отношении следующих видов предпринимательской деятельности:

- розничной торговли, осуществляемой через магазины  и павильоны с площадью торгового  зала по каждому объекту организации торговли не более 150 квадратных метров, палатки, лотки и другие объекты организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади.

Применение системы  налогообложения в виде единого  налога на вмененный доход для  отдельных видов деятельности является обязательным.

Ввиду своей специфики  единый налог на вмененный доход  требует точного определения  отдельных понятий. Прежде всего, это  необходимо для определения налоговой  базы, а также видов деятельности, подпадающих под обложение данным налогом. Специальное закрепление понятий согласуется с п. 1 ст. 11 Налогового кодекса РФ. В соответствии с указанным положением понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в Налоговом кодексе РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ.

В отношении единого  налога на вмененный доход в ст.346.27 Налогового кодекса РФ предусмотрено  специальное определения основных понятий, которое и должно применяться для целей налогообложения.

Корректирующие коэффициенты базовой доходности - коэффициенты, показывающие степень влияния того или иного фактора на результат предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом.

При изменении  корректирующих коэффициентов, новые  показатели должны применяться для  исчисления единого налога только с  начала следующего налогового периода (п. 8 ст. 346.29 Налогового кодекса РФ).

Решением Совета народных депутатов г. Хабаровска корректирующий коэффициент К- 2 установлен 0,02.

Для определения величины единого налога на вмененный доход  предприятие умножало базовую доходность, которая определяется по каждому  виду деятельности на величину физического  показателя и на корректирующие коэффициенты.

Базовая доходность для  розничной торговли равна 1800, а для  транспортных услуг – 6000. Величина физического показателя в розничной  торговле – торговая площадь продовольственного отдела – 14 кв м, промышленного отдела – 9 кв м, в транспортных услугах  – 3 единицы транспорта.

Налоговым периодом по единому  налогу признается квартал.

Ставка единого налога устанавливается в размере 15 процентов  величины вмененного дохода.

В соответствии с п. 2 ст. 346.32 Налогового кодекса РФ сумма  единого налога, исчисленная за налоговый период, уменьшается налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, осуществляемое в соответствии с законодательством РФ, уплаченных за этот же период времени при выплате налогоплательщиками вознаграждений своим работникам, занятым в тех сферах деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается единый налог. При этом сумма единого налога не может быть уменьшена более чем на 50 процентов по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

Уплата единого налога производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода. При этом следует отметить, что обязанность по уплате единого налога на вмененный доход возникает только в случае осуществления соответствующего вида предпринимательской деятельности.

Форма налоговой декларации и порядок ее заполнения утверждены приказом Минфина РФ.

Суммы единого налога зачисляются на счета органов  федерального казначейства для их последующего распределения в бюджеты всех уровней и бюджеты государственных внебюджетных фондов в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

Налог на добавленную  стоимость. В рамках работы по совершенствованию  налога на добавленную стоимость  с 2009 г. введена единая декларация по налогу на добавленную стоимость и общий порядок возмещения этого налога. МУП « Искра» уменьшает суммы налога, начисленные по операциям, облагаемым налогом по ставкам в размере 10 или 18%, на суммы налога по материальным ресурсам, использованным при производстве и реализации товаров, как облагаемых налогом по ставке 10 или 18%, так и по ставке в размере 0%, без специального решения налогового органа. Это позволяет производить зачет соответствующих сумм налога, предъявленных при приобретении товаров, использованных для осуществления операций, облагаемых по нулевой ставке, в течение одного налогового периода.

С 1 января 2008 г. налоговый период по налогу на добавленную  стоимость установлен как квартал.

Принятие указанных  норм упростило процедуру применения нулевой ставки налога и налоговых вычетов и в ряде случаев привело к сокращению сроков возмещения налога и уменьшению налоговой отчетности.

Начиная с 2008 года представлять налоговые декларации в электронном виде обязаны все  налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предыдущий год превышает 100 человек, а не 250, как это было в 2007 году (абз. 2 п. 3 ст. 80 НК РФ).

 

2.3 Налоговая политика предприятия

 

Налоговая политика является одним из важнейших элементов  финансовой стратегии хозяйствующего субъекта, и ее основное предназначение заключается в повышении эффективности расходов, взаимоувязанных с общей целевой установкой конкретного хозяйствующего субъекта.

Для предприятия  налоговая политика должна включать достаточно обширный спектр элементов (табл. 2.6).

Разработку  налоговой политики организации, как  и принятие любого управленческого  решения, необходимо осуществлять с  учетом системы факторов внешней  и внутренней бизнес-среды. Любое  предпринимательство в значительной мере зависит от воздействия факторов внешней среды и в первую очередь от характеристик налоговой системы и общей экономической ситуации в стране и регионе.

 

 

Таблица 2.6 - Элементы налоговой  политики предприятия

Элементы 

Содержание 

Цель 

Выбор организационно- правовой формы, юридического адреса

Оценка комплекса факторов, в  том числе отношений конкурентов  с налоговыми органами Обоснование  адекватности организационной формы  целям и задачам хозяйствующего субъекта

Возможность выбора специального режима налогообложения, оперативного решения вопроса о реструктуризации

Взаимодействие  с налоговыми органами

Формирование графика представления  налоговой отчетности с закреплением ответственных лиц 

Соблюдение сроков представления  отчетности и оперативности реагирования на запросы налоговых органов

Мониторинг  налогового законодательства для целей  оперативного реагирования

Подписка на основные периодические  издания по вопросам налогового законодательства Приобретение компьютерных программ

Возможность самостоятельного решения вопросов налогообложения законодательства (без привлечения оплатных консультантов)

Анализ  законодательно установленных условий  для применения налоговых льгот 

Изучение налогового законодательства

Оптимизация налоговой нагрузки

Выбор наиболее привлекательных для предприятия форм расчетов и содержания хозяйственных договоров

Закрепление в договорах финансовых санкций, предоплаты, авансирования  Анализ возможных схем договорных отношений  для целей их оптимизации в  интересах предприятия 

Сокращение величины штрафных санкций в расчете на 1 рубль реализации, ускорение оборачиваемости дебиторской задолженности

Налоговое планирование

Организация планирования по центрам  налоговых затрат (выручка от продаж, себестоимость, финансовые результаты и др.)

Управление налоговой нагрузкой  по центрам налоговых затрат

Поиск возможных направлений диверсификации бизнеса в целях оптимизации  величины налоговой нагрузки

Исследование конъюнктуры рынка, условий внешней бизнес-среды  Соизмерение с возможностями  предприятия

Наращивание абсолютных и относительных  показателей доходности

Инвестиционная  политика, политика распределения прибыли  и инвестирования ресурсов в активы

Анализ ожидаемого уровня доходности от инвестирования финансовых ресурсов

Прирост рентабельности инвестиций

Организация обучения и повышения квалификации специалистов, ответственных за формирование финансовой и налоговой политики предприятия 

Формирование плана повышения  квалификации и переподготовки кадров, ответственных за формирование и  реализацию финансовой и налоговой политики

Совершенствование налоговой политики


 

В зависимости  от уровня налоговой нагрузки, определяемой в виде относительной величины от дохода или от добавленной стоимости, представляется возможным идентифицировать четыре типа налоговой политики предприятия: идеальная, консервативная, компромиссная и агрессивная (табл. 2.7).

 

Таблица 2.7 - Характеристики типов налоговой политики предприятия

Типы  политики

Налоговая нагрузка на выручку от продаж, %

Налоговая нагрузка на добавленную стоимость, %

Характеристики 

Идеальная

До 15

До 30

Политика строится в рамках ведения  бухгалтерского учета, использования  прямых налоговых льгот. Требует  высокого профессионального уровня главного бухгалтера и адекватной организации  бухгалтерской службы. Наиболее сложные вопросы рассматриваются с привлечением налоговых консультантов. При незначительных оборотах возможно заключение договора с аудиторской фирмой на бухгалтерское обслуживание

Консервативная

16 - 35

31 - 50

Политика рассматривается как обязательный элемент общей финансовой политики, к разработке и реализации которой привлекаются специалисты, выделенные в специальную службу. Для решения наиболее сложных вопросов заключается договор с аудиторской фирмой на абонентское обслуживание

Компромиссная

36 - 65

51 - 75

Политика подразумевает стратегическое планирование деятельности по всем направлениям, включая прогнозирование сумм налогового изъятия. Ведется постоянная работа с налоговыми адвокатами и консультантами. Систематически осуществляется мониторинг состояния системы налогообложения в ее взаимосвязи с хозяйственными результатами

Агрессивная

66 и выше 

76 и выше 

Рассматривается вопрос о смене  налоговой юрисдикции или перепрофилирования деятельности


 

По мнению специалистов в области налогообложения субъектов предпринимательства, последние отдают предпочтения специальным налоговым режимам, что обеспечивает занятость 13,6 млн. человек (или около 20% численности занятого населения по отраслям экономики страны). Наиболее привлекательной является упрощенная система налогообложения. При обосновании налоговой политики у таких предприятий ( как правило, малых) возникает необходимость выбора и закрепления объекта налогообложения (доходы или доходы за минусом расходов).

Информация о работе Налоговая политика РФ