Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2010 в 18:15, курсовая работа
Цель курсовой работы – анализ создания, разработки и применения международных стандартов аудита, как на международном уровне, так и на национальном.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
+ проанализировать роль международных стандартов аудита в современном мире;
рассмотреть международные организации, занимающиеся вопросами создания и применения МСА в аудиторской деятельности;
раскрыть сущность МСА, а также рассмотреть группировку МСА;
проанализировать и выявить особенности применения МСА в России;
сравнить международные стандарты аудита и российские правила (стандарты) по аудиторской деятельности, выявить проблемы их применения и пути решения данных проблем.
Введение……………………………………………………………….………2
1. Роль международных стандартов аудита в аудиторской деятельности…………………………………………………………..….….4
1. Место и роль МСА в системе экономических отношений………….….4
2. Факторы, влияющие на развитие МСА………….…………………….…7
3. Роль Международной федерации бухгалтеров в регулировании аудиторской деятельности…………………………………………….……8
2. Значение и применение международных стандартов аудита ……..…….11
2.1. Значение IAASB в области МСА.……......................................................11
2.2. Назначение, структура и группировка МСА………………….……….13
2.3. Применение МСА……………………………….……………….……….15
3. Анализ использования МСА в России………………………….……..16
3.1. МСА и российские правила аудиторской деятельности …………..…...16
3.2. Проблемы и тенденции внедрения МСА в России ……..………..……..19
Заключение……………………………………………………………………..23
Список использованной литературы………...…………….............................24
Приложение 1. Группировка МСА и их содержание………………………..30
Таблица 2.2.
Группировка международных стандартов аудита
Код | Название группы стандартов |
1 0 0 - 199 | Предисловие, глоссарий, концептуальная основа МСА |
200 - 299 | Обязанности |
300 - 399 | Планирование |
400 - 499 | Система внутреннего контроля |
500 - 599 | Аудиторские доказательства |
600 - 699 | Использование результатов работы третьих лиц |
700 - 799 | Аудиторские выводы и заключения |
800 - 899 | Специальные области аудита |
900 - 999 | Сопутствующие услуги |
Также в некоторых источниках можно увидеть и другую группировку международных стандартов аудита. Так МСА можно объединить в шесть групп[7].
В первой группе «Основные принципы и обязанности» содержатся семь стандартов, объединенных тем, что в них раскрываются обстоятельства, при которых на аудитора и руководство аудируемого лица возлагается определенные обязанности.
Вторая группа стандартов «Оценка рисков» посвящена порядку выбора стратегии аудита, изучения деятельности клиента, определения уровня существенности и оценке аудиторских рисков.
Документы третьей
и четвертой групп («Аудиторские
доказательства» и «
Правила составления аудиторских заключений по результатам аудита финансовой отчетности и проверки другой информации приведены в стандартах пятой и шестой группах – «Аудиторские выводы и заключения» и «Специализированные области».
Стандарты IAASB содержат:
Специальные процедуры;
Правила, пояснения, другие материалы, включая приложения.
Для
обеспечения правильного
Суть стандартов IAASB базируется на применении профессионального суждения. В исключительных случаях для выполнения задания возможно аргументированное аудитором отступление от базовых принципов и предписанных процедур. Любое ограничение применения того или иного специфического стандарта поясняется в его тексте.
Обеспечено единство структуры стандартов. Так, в МСА включают в себя:
а) введение, где
отражаются цель стандарта и задачи,
стоящие перед аудитором, а также
даются определения важнейших
б) разделы, излагающие суть стандарта;
в) приложения (для некоторых стандартов).
МСА применяются
лишь в отношении существенных аспектов
финансовой отчетности. Это означает,
что возможны отступления от МСА
в ситуациях с несущественными
показателями или обстоятельствами.
2.3. Применение МСА
Применение МСА может осуществляться в следующих вариантах:
МФБ признает существование национальных стандартов аудита во многих странах мира, стремится учесть различия и разрабатывает стандарты и положения аудита и сопутствующих услуг, которые могут быть приняты на международном уровне. Если национальные положения конкретного государства соответствуют стандартам IAASB, то услуги аудиторов, оказанные с соблюдением национальных стандартов, автоматически приравниваются к аудиту, проведенному в соответствии со стандартами и положениями IAASB. Если местные положения противоречат стандартам IAASB, то организации-члены МФБ должны прилагать усилия для включения в свои национальные стандарты аудита принципов, на которых базируются МСА.
Страны-члены МФБ, желающие принять МСА в качестве своих национальных стандартов, должны составить заявление, определяющее юридическую силу принимаемых стандартов и возможность их применения в конкретной стране.
Для
оказания помощи тем странам, которые
принимают национальные стандарты,
соответствующие требованиям
Создатели документа упоминают, что часто национальные стандарты создаются в виде документов, аутентичных МСА, с небольшими отличиями или даже без отличий. Данное практическое руководство описывает, в каких случаях IAASB будет считать такие национальные стандарты соответствующими международным. Надо заметить, что IAASB не одобряет прямых заявлений о соответствии МСА в текстах национальных стандартов. В практическом руководстве сказано, что IAASB будет рассматривать национальные стандарты как соответствующие МСА, если они отвечают следующим требованиям:
национальные
стандарты, за исключением разрешенных
модификаций, должны включать все требования
и правила МСА соответствующей категории.
3.
АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ
АУДИТА В РОССИИ
3.1. Взаимосвязь МСА и российских правил (стандартов) аудиторской деятельности
Аудит в России появился сравнительно недавно и создавался с целью защиты интересов собственников.
В настоящее время в России результатами аудиторских проверок пользуют не только собственники, но и государственные органы: годовая отчетность сдается фирмой вместе с аудиторским заключением, если она подлежит обязательному аудиту.
Аудиторские
организации России в достаточной
степени укрепили свои позиции. Однако
для повышения
На сегодня
в России существуют три общедоступных
комплекта аудиторских
1) дословный перевод МСА на русский язык издания 1999г., одобренный Международной ассоциацией бухгалтеров, которая выпускает данные стандарты;
2) Правила (стандарты)
аудиторской деятельности, одобренные
Комиссией по аудиторской
3) стандарты
аудита, подготовленные специалистами
Российской коллегии аудиторов,
Хотелось бы отметить, что для того чтобы российский аудит отвечал международным требованиям не важно, какие именно из трех перечисленных выше комплектов стандартов применяют аудиторские фирмы. Важно, чтобы эти фирмы действительно работали по стандартам, поскольку в основе всех трех комплектов лежат МСА, адаптированные или не адаптированные к российской специфике. Если удастся добиться того, чтобы все российские фирмы, которые ставят свои подписи под официальными аудиторскими заключениями, соблюдали стандарты и это подтверждалось результатами объективных проверок, то потребовался бы минимум усилий для устранения «косметических» различий между стандартами и полного перехода на работу в соответствии с МСА.
Все стандарты можно разделить на три группы:
1)
российские Правила (стандарты)
2)
российские Правила (стандарты)
3) российские
Правила (стандарты)
Следует отметить, что российские правила (стандарты) аудиторской деятельности создавались в основном как аналог МСА. На момент принятия Федерального закона «Об аудиторской деятельности» имелось 37 правил (стандартов) аудиторской деятельности и одна методика, одобренные Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ, из которых 31 документ был создан на основе аналогичных МСА, а оставшиеся разработаны с учетом специфики аудиторской деятельности в России по вопросам, требующим дополнительной регламентации либо обособленного рассмотрения.
В настоящее время осуществляется процесс реформирования как стандартов IAASB, так и российских федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности (ФПСАД). Процесс пересмотра и принятия ФПСАД, естественно, осуществляется более медленными темпами, нежели процесс реформирования стандартов IAASB. В системе нормативного регулирования аудиторской деятельности на сегодняшний день сложилась ситуация, что пересмотренные правила (стандарты), утвержденные в качестве ФПСАД, разрабатывались с учетом устаревшей версии МСА и Положений о международной аудиторской практике (ПМАП). В 2003г. начался глобальный пересмотр документов IAASB, связанных с внедрением новых стандартов, основанных на риске, что потребовало внесения изменений в большую часть существующих МСА и ПМАП. В результате российское аудиторское законодательство значительно отстало от международных норм и требует доработки. Кроме того, ФПСАД в отличие от документов IAASB:
не классифицируются по группам;
среди стандартов числятся документы, аналогичные ПМАП, хотя они, по версии МФБ, не должны иметь силы стандарта;
не содержат ссылок на соответствующие документы, регулирующие бухгалтерский учет и отчетность (ПБУ, методические рекомендации и т.д.), тогда как в документах IAASB имеются аналогичные ссылки на МСФО, что способствует унифицированному восприятию тождественных понятий и обеспечивает единство подходов аудитора и бухгалтера при осуществлении профессиональной деятельности.
Было
бы логично ликвидировать
Поскольку формирование
Основными причинами разработки правил (стандартов) аудиторской деятельности, не имеющих аналогов среди МСА, являются особенности национального законодательства об аудиторской деятельности в России, а действия ПСАД, аналогичных упраздненным документам IAASB, предполагается прекратить по окончании процесса разработки и принятия ФПСАД.