Методы бухгалтерского учета

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 00:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – рассмотреть классификацию и сущность методов бухгалтерского учета.
Для достижения цели в работе поставлены следующие задачи:
рассмотреть понятие и принципы бухгалтерского учета;
определить сущность методов бухгалтерского учета;
изучить классификацию методов бухгалтерского учета;
проанализировать применение методов бухгалтерского учета на предприятии.
Объектом исследования являются методы бухгалтерского учета, а предметом исследования – область их применения.
Работа состоит из введения, двух глав – теоретической и практической, заключения, списка литературы и приложений.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕТОДОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИИ 5
1.1 Понятие, принципы и функции бухгалтерского учета на предприятии 5
1.2 Понятие и сущность методов бухгалтерского учета 9
1.3 Классификация методов бухгалтерского учета 12
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В ОАО ФАПК «ЯКУТИЯ» 18
2.1 Организация бухгалтерского учета в ОАО ФАПК «Якутия» 18
2.2 Организация первичного наблюдения в ОАО ФАПК «Якутия» 22
2.3 Организация стоимостного измерения в ОАО ФАПК «Якутия» 29
2.4 Организация текущей группировки в ОАО ФАПК «Якутия» 34
2.5 Организация итогового обобщения в ОАО ФАПК «Якутия» 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42
ПРИЛОЖЕНИЯ 44

Файлы: 1 файл

курсовая_методы_учета.docx

— 115.82 Кб (Скачать)

Кроме указанных видов деятельности ОАО ФАПК «Якутия» имеет право осуществлять любые виды коммерческой деятельности, не запрещенные законом.

Бухгалтерский учет в ОАО ФАПК «Якутия» ведется на основании действующих нормативных документов: Федерального закона РФ «О бухгалтерском учете»; Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации; действующими Положениями по бухгалтерскому учету (ПБУ); Плана счетов Финансово-хозяйственной деятельности предприятий и инструкцией по его применению.

Бухгалтерский учет в ОАО ФАПК «Якутия» осуществляется специализированным отделом – бухгалтерией.

Бухгалтерия Корпорации –  это достаточно большой аппарат, включающий 18 человек.

Ответственность за ведение  бухгалтерского учета несет главный бухгалтер Никифорова Е.В.

Функции бухгалтерии:

  • формирование учетной политики предприятия в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете и НК РФ;
  • подготовка и принятие рабочего плана счетов;
  • разработка форм документов внутренней бухгалтерской и налоговой отчетности;
  • обеспечение порядка проведения инвентаризации;
  • контроль за проведение хозяйственных операций;
  • организация бухгалтерского учета и отчетности
  • своевременное отражение на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с движение оборотных и внеоборотных активов;
  • оформление финансово-расчетных и банковских операций в установленные сроки;
  • ведение оперативного учета финансовых, расчетных и кредитных операций, выполняемых предприятием по счетам в банках;
  • организация работы по начислению и перечислению платежей и взносов по налогам и сборам в бюджеты и внебюджетные фонды;
  • обеспечение расчетов по заработной плате работников предприятия, выдача справок по заработной плате для назначения пенсий, перерасчета, центра занятости и др.;
  • учет расчетов с поставщиками и подрядчиками, прочими дебиторами и кредиторами, целевого финансирования, производственных запасов и товаров;
  • составление бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности в соответствии с действующим законодательством и предоставление ее в установленном порядке в соответствующие органы.

Форма ведения бухгалтерского учета автоматизированная, основанная на использовании электронно-вычислительной техники и программных продуктов 1С-Бухгалтерия, 1С-Торговля, 1С-Склад.

Применение машинно-ориентированных  форм учета обеспечивает механизацию  и во многом автоматизацию учетного процесса; высокую точность учетных  данных; оперативность данных учета; повышение производительности учетных  работников, освобождение их от выполнения простых технических функций  и предоставление большей возможности  заниматься контролем и анализом хозяйственной деятельности; увязку всех видов учета и планирования, поскольку они используют одни и те же носители информации.

Бухгалтерский учет ОАО ФАПК «Якутия» ведется согласно своей учетной политики, разработанной бухгалтером и принимаемой ежегодно Приказом Генерального директора.

Ответственность за организацию  бухгалтерского учета возлагается  на Генерального директора.

2.2 Организация первичного наблюдения в ОАО ФАПК «Якутия»

 

Элементами первичного наблюдения являются документация и инвентаризация.

Документооборотом на предприятии считается движение документов с момента их получения или создания до завершения исполнения, отправки адресату или сдачи их на хранение.

В ОАО ФАПК «Якутия» имеют место следующие этапы документооборота:

  • экспедиционная обработка документов, поступающих на фирму;
  • предварительное рассмотрение документов;
  • рациональное движение документов внутри организации;
  • обработка исполненных и отправляемых документов.

График документооборота обеспечивает оптимальное количество подразделений и исполнителей, от которых поступает каждый первичный документ, определяет минимальный срок его нахождения в подразделении. Контроль за соблюдением исполнения графика документооборота осуществляется главным бухгалтером предприятия.

 Субъекты хозяйствования обязаны на основе данных бухгалтерского учета проводить инвентаризацию принадлежащего им имущества для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности, предоставлять финансовую отчетность согласно требованиям закона и их учредительных документов.

Главной целью инвентаризации является подтверждение фактического наличия и состояния имущества, соответствия данным бухгалтерского учета, урегулирование инвентаризационных разниц и отражение результатов инвентаризации в балансе предприятия.

Инвентаризации подлежит все имущество ОАО ФАПК «Якутия», а также имущество его отдельных структурных подразделений.

Поскольку до снятия фактических остатков должна быть закончена обработка всех документов по движению материальных ценностей (далее — ценности), а также определены остатки на день инвентаризации, поэтому инвентаризация (кроме внезапных инвентаризаций) обычно проводится на последнее число месяца (т. е. дата инвентаризации совпадает с датой баланса). В случае проведения внезапных инвентаризаций все товарно-материальные ценности подготавливаются к инвентаризации в присутствии инвентаризационной комиссии, в других случаях - заранее. Они должны быть сгруппированы, рассортированы и разложены по названиям, сортам, размерам, в порядке, удобном для подсчета.

Рассмотрим, как осуществляется инвентаризация в ОАО ФАПК «Якутия». Так как анализируемое предприятие – корпорация, в состав которой входят сама дирекция, рыбзавод, вино водочный завод, а также розничная сеть фирменных магазинов, то инвентаризация проводится по каждому объекту отдельно. В рамках курсовой работы рассмотрим инвентаризацию в отдельном магазине, входящим в состав ФАПК – магазине «Эрчим».

Приказом директора ФАПК «Якутия» назначается инвентаризационная комиссия. Обычно в ее состав входят заместитель главного бухгалтера, экономист ФАПК «Якутия» и товаровед магазина «Эрчим».

До начала проверки фактического наличия ценностей инвентаризационная комиссия совершает следующие действия: 

  • опломбирует подсобные помещения и другие места хранения ценностей, которые имеют отдельные входы и выходы; 
  • проверяет исправность всех весоизмерительных приборов; 
  • получает последние на момент инвентаризации реестры приходных и расходных документов или отчетов о движении товарно-материальных ценностей и денежных средств. 

Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы, прилагаемые к реестрам (отчетам) с указанием - «К инвентаризации на (дата)». Для бухгалтерии ОАО ФАПК «Якутия» эти документы являются основанием для определения остатков ценностей на начало инвентаризации по данным учета.

Лица, отвечающие за хранение ценностей, главным образом, продавцы и работники склада, дают расписки, о том, что до начала инвентаризации все приходные и расходные документы на ценности сданы в бухгалтерию, что все ценности, поступившие под их ответственность, оприходованы, а выбывшие, списаны на расход. Такие же расписки дают лица, имеющие подотчетные средства на приобретение или доверенности на получение ценностей.

Инвентаризация фактических остатков проводиться в присутствии материально ответственных лиц магазина «Эрчим».

Отметим, что в ОАО ФАПК «Якутия» несмотря на запрет проводить инвентаризацию в неполном составе инвентаризационной комиссии, 15 февраля 2010 года была проведена внезапная инвентаризация ТМЦ, находящихся на складе магазина «Эрчим», также не были соблюдены элементарные обязанности инвентаризационной комиссии: опломбировка подсобных помещений и других мест хранения ценностей, которые имеют отдельные входы и выходы, проверка исправности всех весоизмерительных приборов. Кроме того, ошибкой явилось то, что были занесены в опись данные об остатках ценностей со слов материально ответственных лиц, т.е. без проверки их фактического наличия.

Наличие ценностей при инвентаризации в магазине «Эрчим» обычно устанавливается путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера. Определение веса (объема) навалочных материалов проводиться на основании обмеров и технических расчетов. Акты обмеров и расчеты прилагаются к описям.

Если инвентаризация ценностей  в помещении, где они хранятся, не закончена в течение одного дня, она заканчивается в течение следующих дней. После того как инвентаризационная комиссия покинула это помещение, председатель инвентаризационной комиссии опечатывает его пломбиром. Во время перерыва в работе инвентаризационной комиссии инвентаризационные описи должны храниться в закрытом помещении, где проводится инвентаризация.

В ОАО ФАПК «Якутия» при инвентаризации ценностей применяют типовую форму «Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей № __», которая составляется при снятии натуральных остатков товарно-материальных ценностей по каждому отдельному месту хранения (складу, участку), объекту, находящихся на ответственном хранении у материально ответственных лиц.

Отметим, что бланки инвентаризационной описи могут  быть заполнены как ручным способом, так и средствами вычислительной и другой оргтехники, но поскольку  в ОАО ФАПК «Якутия» учет ведется автоматизировано (компьютерная и другая оргтехника), все бланки документов заполняются при помощи вычислительной техники (кроме графы «Фактическое наличие»). В инвентаризационной описи наименование ценностей и их количество подается с указанием номенклатурного номера и в единицах измерения, принятых в учете. На последней странице инвентаризационной описи указываются прописью число порядковых номеров ценностей и общее количество в натуральных измерениях всех ценностей, записанных на этой странице, независимо от того в каких единицах измерения (штуках, метрах, килограммах и т. п.) они отражены. 

При изучении инвентаризационных описей в ОАО ФАПК «Якутия» за 2008 – 2010 гг. были выявлены следующие недостатки. В ноябре 2008 г. были допущены переправленные цифры, хотя по закону в инвентаризационной описи никакие помарки и подчистки ее допускаются. Исправление ошибок производиться в описи только путем зачеркивания неправильных записей и написания сверху правильных. Исправления оговариваются и подписываются всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами. В инвентаризационных описях запрещается оставлять незаполненные строки. На последних листах описи незаполненные строки подчеркиваются. В ОАО ФАПК «Якутия» цифры были переправлены с помощью корректирующей жидкости, что является нарушением.

Следующая ошибка – не все инвентаризационные описи содержали подписи всех трех членов комиссии. Хотя по закону такие описи подписываются всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами. При этом материально ответственные лица дают расписку, в которой подтверждается, что проверка ценностей произошла в их присутствии, что они не имеют к членам комиссии никаких претензий и что они принимают на ответственное хранение перечисленные в описи ценности. В ОАО ФАПК «Якутия» в 2009 г. такие расписки не были взяты, что также является нарушением закона.

В ОАО ФАПК «Якутия» при проведении ежегодной инвентаризации активов и обязательств, для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности предприятия, материалы инвентаризации (описи, акты, сверочные ведомости, протоколы) оформляются в одном экземпляре. Материалы инвентаризации предоставляются бухгалтерии предприятия и являются основанием для отражения результатов инвентаризации в бухгалтерском учете.

Председатель и члены инвентаризационной комиссии несут в установленном порядке ответственность за внесение в описи заведомо неправильных данных об отличительных признаках (тип, сорт, марка и др.), количестве, сумме и состоянии имущества, средств и обязательств, подлежащих инвентаризации; за своевременное проведение инвентаризации и правильное оформление соответствующих материалов.

Обобщение результатов инвентаризации, подготовка предложений и заключений инвентаризационной комиссии по урегулированию установленных разниц в ОАО ФАПК «Якутия» обычно производится в пятидневный срок после предоставления всех инвентаризационных описей (актов).

 Результаты инвентаризации, утвержденные руководителем ОАО ФАПК «Якутия», отражаются в бухгалтерском учете на дату окончания проведения инвентаризации.

 Следует также отметить, что в ОАО ФАПК «Якутия» осуществляются контрольные проверки инвентаризации, которые должны проводиться постоянно   действующей инвентаризационной комиссией  с участием членов рабочих инвентаризационных комиссий и материально ответственных лиц после окончания инвентаризации, но обязательно до открытия склада (кладовой, секции и т. п.), где проводилась инвентаризация. При этом проверяются наиболее ценные и пользующиеся повышенным спросом материальные ценности, значащиеся  в описи.

В теории при выявлении значительных расхождений между данными инвентаризационной описи и данными контрольной проверки назначается новый состав рабочей инвентаризационной комиссии для проведения повторной сплошной инвентаризации ценностей. При этом руководитель предприятия должен немедленно по докладу постоянно действующей инвентаризационной комиссии рассмотреть вопрос об ответственности первого состава рабочей инвентаризационной комиссии, допустившей нарушения при проведении инвентаризации ценностей. При изучении материалов инвентаризации в ОАО ФАПК «Якутия» такие расхождения не выявлены.

Результаты контрольных проверок инвентаризаций в ОАО ФАПК «Якутия» оформляются актом контрольной проверки инвентаризации ценностей. Регистрацию проведенных контрольных проверок осуществляет главный бухгалтер ОАО ФАПК «Якутия» в специальной Книге регистрации контрольных проверок инвентаризации.

Информация о работе Методы бухгалтерского учета