Метод балансового обобщения в бухгалтерском учете

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 05:37, курсовая работа

Краткое описание

Документирование — первичная регистрация фактов хозяйственной деятельности (объектов бухгалтерского учета) в виде определенных форм учетных документов. Эти формы могут быть унифицированными — разрабатываться и утверждаться на федеральном уровне — и специальными — которые применяются в одной организации или в группе организаций, занятых в одном виде деятельности Инвентаризация — совокупность приемов и способов проверки соответствия фактического наличия имущества и реальности обязательств организации данным бухгалтерского учета. Принципиальное отличие от документирования состоит в том, что инвентаризации подлежат имущество и обязательства, уже числящиеся в учете организации.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ МЕТОДА БАЛАНСОВОГО ОБОБЩЕНИЯ
2. СТАТИЧЕСКИЕ И ДИНАМИЧЕСКИЕ БАЛАНСЫ
3. КАПИТАЛЬНОЕ {ОСНОВНОЕ) УРАВНЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО БАЛАНСА
4. БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ
5. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

метлд балансового обобщения в бух учете.doc

— 86.50 Кб (Скачать)

Решение, принятое о реорганизации в этот период, реализуется до конца текущего календарного года, и, следовательно, реорганизационные балансы не могут быть сформированы на базе отчетных годовых бухгалтерских балансов.

4. Вступительные балансы, составляемые с целью единовременного фиксирования данных о составе и стоимости имущества, а также о состоянии расчетов с учредителями на момент возникновения организации. Для обществ и товариществ, создаваемых в процессе реорганизации организаций, вступительным балансом является разделительный баланс. Вступительный баланс не может расцениваться как разновидность динамического баланса, так как основной Целью его формирования является не наблюдение за динамикой движения имуществ и обязательств, а закрепление первоначального финансового состояния вновь созданной организации. Разумеется, это не исключает использования данных вступительного баланса для анализа и оценки его показателей в сравнении с данными отчетных балансов, формируемых по истечении очередного отчетного периода,

     К динамическим балансам относятся следующие виды балансов:

1. Реформационные — составляемые в конце отчетного года с целью отследить реформацию данных о полученной прибыли. При этом некоторые счета бухгалтерского учета подлежат закрытию и по состоянию на начало следующего отчетного периода вступительного остатка не имеют. В процессе реформации баланса составляют как минимум два баланса: до и после реформации.

2. Ликвидационные — составляемые в процессе процедуры ликвидации организации. Необходимость составления нескольких последовательных балансов в данном случае обусловлена следующими обстоятельствами. Во-первых, на первоначальном этапе следует оценить состояние активов и обязательств организации и определить наиболее вероятную величину стоимости активов, которые в процессе ликвидации могут быть переданы кредиторам и участникам организации. Во-вторых, при распределении имущества ликвидируемой организации учитывается очередность погашения обязательств, установленная гражданским законодательством; кроме того,

участники организации получают право на свою часть активов только после того, как удовлетворены требования кредиторов. Таким образом, в процессе ликвидации должно быть сформировано как минимум три баланса: первый — после принятия решения о ликвидации и начале проведения соответствующих процедур, второй — после удовлетворения требований кредиторов и третий — по завершении процедуры ликвидации. Помимо этих балансов в ряде случаев целесообразным является составление промежуточных ликвидационных балансов — после удовлетворения требований кредиторов каждой очереди и после выплат участникам по каждой очереди (например, в акционерных обществах — по привилегированным и простым акциям).

3. Санируемые — составляемые в тех случаях, когда финансовые  показатели организации свидетельствуют о высокой вероятности наступления банкротства. Первый санируемый баланс составляется, как правило, независимым аудитором или финансовым аналитиком.

Последующие санируемые балансы формируют после  реализации отдельных мероприятий (или групп мероприятий), направленных на улучшение финансовых показателей и уменьшение риска банкротства.

4. Рабочие балансы, которые составляют по произвольным формам и используют, чтобы оперативно отслеживать динамику данных о различных сторонах производственной, торговой или управленческой деятельности. К числу таких балансов относятся оборотные балансы и оборотные ведомости, которые могут составляться по всему перечню имущества и обязательств или по отдельным видам взаимосвязанных активов или пассивов.

В международной  практике используется классификация  балансов по видам оценки.: брутто-оценка и нетто-оценка. В российском бухгалтерском учете при составлении балансов используется нетто оценка. Различие между брутто- и нетто-оценкой состоит в том, что во втором случае некоторые данные бухгалтерского учета зачитываются между собой (взаимопогашаются — полностью или частично).

К числу таких показателей относится амортизация внеоборотных активов (в балансе такое имущество отражается по остаточной стоимости — за минусом начисленной амортизации), расчеты с дебиторами (в учете отражается за минусом сумм резерва сомнительных долгов), расчеты с филиалами и представительствами (в сводном балансе не отражается) и т.д. Если баланс формируется в брутто-оценке (что практиковалось в отечественном учете в дорыночный период), все бухгалтерские данные отражаются в соответствующих сторонах бухгалтерского баланса. 

    3. КАПИТАЛЬНОЕ {ОСНОВНОЕ) УРАВНЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО БАЛАНСА 

При формировании бухгалтерских данных используется капитальное, или основное, уравнение  бухгалтерского баланса, которое имеет вид:

Актив — Капитал + Обязательства.

Сумма капитала и обязательств организации носит название пассивов.

Экономический смысл приведенного уравнения состоит  в том, что приобретение имущества организации должно быть обеспечено наличием соответствующих источников: последние состоят из средств учредителей или участников (капитал) и кредиторской задолженности, срок погашения которой по каким-либо причинам отложен.

     По  некоторым видам кредиторской задолженности  погашение обязательств отсрочено законодательно. Такие виды обязательств носят название устойчивых пассивов и учитываются при определении источников финансирования оборотных средств организации наравне с собственными средствами. К числу таких пассивов относится, например, задолженность по суммам начисленной работникам организации заработной платы за прошедший месяц (вторую половину месяца). Дата выплаты заработной платы не совпадает ни с моментом реализации продукции, работ или услуг, ни с датой окончания отчетного месяца. Следовательно, в течение периода между окончанием отчетного месяца и установленным сроком выплаты (датой, когда организация обязана израсходовать денежные средства для погашения возникших обязательств) организация может использовать эти суммы для приобретения новых активов.

     Предполагается, что суммы оплаты труда, включенные в себестоимость продукции, работ или услуг, возмещены в суммах поступившей оплаты или учтенной дебиторской задолженности. К этой же категории пассивов относятся возмещаемые налоги, срок уплаты которых также отсрочен по сравнению с окончанием отчетного месяца. Из капитального уравнения также следует, что любое изменение капитала и обязательств должно сопровождаться увеличением или уменьшением составных частей имущества. Если осуществляются операции, в результате которых валюта баланса не меняется, а изменяется только структура активов, структура и размер пассивов изменяться не должны.

     В нормально работающей организации  размер обязательств организации, как правило, соответствует суммам, на получение которых могут рассчитывать кредиторы при ликвидации хозяйствующего субъекта с расчетом на удовлетворение их требований в полном объеме. Размер капитала в нормально работающей организации соответствует стоимости имущества, подлежащего передаче учредителям и участникам в случае ликвидации организации. Следует отметить, что в составе капитала учитывается не только уставный капитал (стоимость имущества, внесенного при создании организации), но и добавочный и резервный капитал, а также суммы нераспределенной прибыли. В том случае, если результат деятельности организации в предыдущие отчетные периоды был отрицательным, сумма полученного убытка при определении капитала учитывается со знаком минус.

     Приведенные следствия основного уравнения  используются также при определении  корреспондирующих счетов в процессе оформления бухгалтерских проводок.

     Из  капитального уравнения бухгалтерского баланса можно вывести другое, на основании которого определяется размер собственного капитала организации:

Капитал = Активы - Обязательства.

     Данное  уравнение используют для определения  размера собственного капитала организации  вообще и определения стоимости активов, приобретенных за счет собственных средств, в частности. Такое имущество называют чистыми активами организации — т.е. имущество, приобретенное за счет собственных средств организации (включая уставный капитал, прибыль и резервы).

     В том случае, когда размер чистых активов становится меньше размера объявленного уставного капитала, общество или товарищество должно либо уменьшить уставный капитал, либо изменить организационно-правовую форму, либо ликвидироваться.

4. БУХГАЛТЕРСКИЙ  БАЛАНС КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ 

Общая характеристика бухгалтерского баланса  необходима, чтобы увязать правила  ведения бухгалтерского учета с  его целями. Более подробно содержание баланса как отчетной формы и  правила формирования отдельных показателей рассмотрены в соответствующих главах. Бухгалтерский баланс является основным отчетным документом и представляет наибольший интерес для всех пользователей бухгалтерской информации. Он характеризует финансовое положение организации по состоянию на отчетную дату.

     Каждый  объект бухгалтерского учета имеет двойственный характер. С одной стороны, движение активов организации и осуществление хозяйственных операций влечет за собой изменение структуры, объема или состава имущества. С другой стороны, эти же операции ведут к изменению состава, структуры и размера источников приобретения и движения имущества. Поэтому баланс представляет собой документ, состоящий из двух взаимосвязанных частей — актива и пассива. В активе баланса отражается наличие имущества организации, а в пассиве —источники его образования. Так как две стороны баланса представляют собой денежную оценку одного и того же процесса с разных точек зрения, то общие суммы данных, отраженных в пассиве и активе баланса, должны быть равны между собой. Эта сумма называется валютой баланса. Наличие актива и пассива баланса обуславливает необходимость разработки и ведения счетов для отдельного учета имущества организации и источников его поступления. В бухгалтерском балансе активы и обязательства должны представляться с подразделением в зависимости от срока обращения (погашения) на краткосрочные и долгосрочные. Имущество организации может иметь различную форму:

•материальную —объекты основных средств, материально производственные запасы; нематериальную —объекты нематериальных активов, дебиторская задолженность суммы уплаченного налога на добавленную стоимость и т.п.;

•денежную —наличные деньги в кассе, безналичные  средства на расчетных счетах, валютные средства на валютных счетах и т.п.

     Кроме того, в отношении активов организации  используется термин ликвидность, который показывает, насколько быстро можно реализовать то или иное имущество для погашения обязательств организации. При этом максимальной (абсолютной) ликвидностью обладают денежные средства, минимальной —объекты основных средств и иные внеоборотные активы.

     Соответственно, источники поступления активов  подразделяются на собственные и  заемные. Последние делятся на краткосрочные и долгосрочные. Среди краткосрочных займов и обязательств выделяют обусловленные процессом производства и реализации продукции (работ, услуг) —например, начисление заработной платы или задолженность поставщикам и подрядчикам —и осуществляемые для пополнения недостатка в оборотных средствах —кредиты банков и займы, взятые у других организаций.

     Все это обуславливает необходимость разработки универсальной учетной формы, позволяющей, с одной стороны, контролировать движение активов и источников их поступления, а с другой —отражать как увеличение, так и уменьшение и активов, и обязательств.

     Количество  таких форм должно соответствовать такой детализации данных, которая дает возможность однозначно определять принадлежность имущества или источников к определенной группе, а также производить финансовый и статистический анализ полученных данных.

     Такой универсальной формой является бухгалтерский счет (или счет бухгалтерского учета). Как уже указывалось, учет всех хозяйственных операций ведется по принципу двойной записи. В бухгалтерском балансе, являющемся отчетной формой, данные сгруппированы по нескольким счетам бухгалтерского учета, которые имеют схожий экономический смысл, причем данные по нескольким счетам объединяются не только по разделам, но и по отдельным строкам баланса.

     Форма бухгалтерского баланса за прошедшие  годы неоднократно корректировалась в связи с изменениями нормативной базы бухгалтерского учета. В настоящее время информация в бухгалтерском балансе объединена в пять разделов по принципам, описанным выше. Активы организации группируются в зависимости от срока их участия в процессе производства, реализации продукции, работ или услуг.

Информация о работе Метод балансового обобщения в бухгалтерском учете