Метод балансового обобщения в бухгалтерском учете

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 05:37, курсовая работа

Краткое описание

Документирование — первичная регистрация фактов хозяйственной деятельности (объектов бухгалтерского учета) в виде определенных форм учетных документов. Эти формы могут быть унифицированными — разрабатываться и утверждаться на федеральном уровне — и специальными — которые применяются в одной организации или в группе организаций, занятых в одном виде деятельности Инвентаризация — совокупность приемов и способов проверки соответствия фактического наличия имущества и реальности обязательств организации данным бухгалтерского учета. Принципиальное отличие от документирования состоит в том, что инвентаризации подлежат имущество и обязательства, уже числящиеся в учете организации.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ МЕТОДА БАЛАНСОВОГО ОБОБЩЕНИЯ
2. СТАТИЧЕСКИЕ И ДИНАМИЧЕСКИЕ БАЛАНСЫ
3. КАПИТАЛЬНОЕ {ОСНОВНОЕ) УРАВНЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО БАЛАНСА
4. БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ
5. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

метлд балансового обобщения в бух учете.doc

— 86.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 
 

ВВЕДЕНИЕ

1. ПОНЯТИЕ МЕТОДА БАЛАНСОВОГО ОБОБЩЕНИЯ

2. СТАТИЧЕСКИЕ И ДИНАМИЧЕСКИЕ БАЛАНСЫ

3. КАПИТАЛЬНОЕ  {ОСНОВНОЕ) УРАВНЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО БАЛАНСА

4. БУХГАЛТЕРСКИЙ  БАЛАНС КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ

5. ПРАКТИЧЕСКОЕ  ЗАДАНИЕ

6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Принято выделять следующие правила (приемы и способы) бухгалтерского учета.

Документирование — первичная регистрация фактов хозяйственной деятельности (объектов бухгалтерского учета) в виде определенных форм учетных документов. Эти формы могут быть унифицированными — разрабатываться и утверждаться на федеральном уровне — и специальными — которые применяются в одной организации или в группе организаций, занятых в одном виде деятельности Инвентаризация — совокупность приемов и способов проверки соответствия фактического наличия имущества и реальности обязательств организации данным бухгалтерского учета. Принципиальное отличие от документирования состоит в том, что инвентаризации подлежат имущество и обязательства, уже числящиеся в учете организации.

Оценка — совокупность правил по определению стоимостного измерения имущества, поступающего в организацию, используемого в процессе осуществления производственной или торговой деятельности и списываемого с учета в результате выбытия, а также правил денежного измерения обязательств организации.

Калькулирование — аккумулирование расходов и затрат по установленным правилам с целью определения структуры и стоимости поступившего имущества и себестоимости произведенной продукции, выполненных работ или оказанных услуг. Необходимость калькулирования обусловлена тем, что стоимость внеоборотных активов и материально-производственных запасов является комплексным показателем, объединяющим ряд разнородных элементов.

Двойная запись — специфический прием бухгалтерского учета, в соответствии с которым любой объект отражается двумя записями в разных сторонах бухгалтерского счета. Применение этого метода необходимо вследствие двойственной экономической природы всех хозяйственных операций: с одной стороны, имеет место движение имущества или обязательств, с другой — изменение размера или структуры источников. Для бухгалтерских проводок, в результате которых стоимость имущества или обязательств не меняется, правило двойной записи базируется на необходимости одновременно отражать противоположные события — уменьшение стоимости одного вида имущества или обязательств и увеличение другого.

Бухгалтерский счет — обязательное применение системы первичных инструментов детализации бухгалтерской информации в соответствии с ее экономическим содержанием. Для ведения бухгалтерского учета применяется совокупность бухгалтерских счетов, предназначенных для учета отдельных видов имущества и обязательств организации.

Комплексное обобщение бухгалтерской  информации — в соответствии с которым бухгалтерская информация должна группироваться по установленным правилам в определенные сроки (годовая и периодическая отчетность) или при возникновении соответствующих условий (например, ликвидация организации). В бухгалтерском учете существует система отчетности, основные требования к составлению которой определяются на федеральном уровне.

Методы  и правила бухгалтерского учета  являются базой для разработки методологических основ бухгалтерского учета, для рациональной и правильной организации практического осуществления учетных процедур.  

  1. ПОНЯТИЕ МЕТОДА БАЛАНСОВОГО ОБОБЩЕНИЯ
 

Термин  баланс в переводе с французского буквально означает весы. Балансом называют равновесие между какими-то двумя факторами, событиями или показателями. Понятие баланс широко применяется в самых различных областях, например в топливно-энергетическом комплексе или в прогнозировании развития экономики страны на перспективу. В экономической науке термин баланс чаще всего встречается в следующих сочетаниях.

• баланс производственных мощностей — используется при определении потребности  в оборудовании и иных видах активной части основных средств;

• баланс производственных возможностей — используется при экономическом планировании и применяется для выбора наиболее оптимального сочетания расхода отдельных видов ресурсов; баланс рабочего времени — характеризует ресурсы рабочего времени работников предприятия и их расход на разные виды работ;

• баланс платежный — соотношение денежных платежей, поступающих в страну из-за границы, и всех ее платежей за границу в течение определенного периода времени (год, квартал, месяц); применяется при осуществлении бюджетного процесса, а также при планировании объемов экспортно-импортных операций; межотраслевой баланс — экономико-математическая модель в виде системы линейных уравнений, характеризующих связи меж ду выпуском продукции в одной отрасли (в стоимостном измерении) и затратами;

• бухгалтерский  баланс — система показателей, сгруппированных в сводную таблицу, характеризующих в денежном выражении состав, размещение, источник и назначение средств предприятия на отчетную дату.

Общее во всех приведенных понятиях то, что  информация группируется одновременно по двум признакам — связанным или не связанным между собой. В результате данные представляют в виде двусторонней таблицы, при этом сумма показателей в обеих сторонах таблицы должна быть одинаковой. Такой подход позволяет установить связи между отдельными группами данных, проанализировать динамику их изменения и проследить тенденцию процессов, влияющих на финансовое состояние организации. Сбор и группировка данных, основанная на использовании двойственного отражения информации, называется балансовым обобщением. При этом предполагается, что количественно одну и ту же операцию оценивают дважды — по каждому выбранному признаку

Балансовое  обобщение предполагает и соответствующую  организацию текущих учетных  записей — таким образом, чтобы  в результате любой проведенной и отраженной в учете хозяйственной операции балансовое равенство не нарушалось. Например, приобретение имущества приводит к увеличению общей стоимости имущества, но одновременно увеличивается и размер пассивов — посредством увеличения суммы обязательств организации. Внесение вкладов в уставный капитал организации отражается в итоге посредством увеличения размера активов и увеличения размера собственного капитала организации. Напротив, списание денежных средств с расчетного счета сопровождается уменьшением обязательств на ту же сумму.

Помимо  записей, затрагивающих обе стороны бухгалтерского баланса, могут иметь место и проводки, оформляемые в рамках одной стороны. Например, передача материалов в производство свидетельствует об изменении структуры активов, но их общая стоимость не меняется. Более подробно типы бухгалтерских проводок рассмотрены ниже.

В бухгалтерском  учете используется как понятие  баланс, означающее применение балансового  обобщения к обработке любой информации, так и понятие бухгалтерский баланс , под которым понимают обобщение и группировку информации по установленным принципам, представленной в унифицированном виде.  

2. СТАТИЧЕСКИЕ  И ДИНАМИЧЕСКИЕ БАЛАНСЫ 

Все бухгалтерские  балансы принято разделять на две большие группы: статические и динамические.

Статические балансы составляют на какую-либо дату или при наступлении какого-либо события. В статических балансах бухгалтерскую информации показывают на заранее установленную или определенную дату, и, следовательно, в таких балансах отражается состояние активов и обязательств организации не в динамике, а как результат деятельности организации за какой-либо период. Для обеспечения сравнимости данных с предыдущими периодами в статических балансах могут предусматриваться графы (или строки) для отражения подобной информации. Наиболее распространенным видом статического баланса является отчетный бухгалтерский баланс, представляемый по результатам деятельности организации за отчетный год.

Динамические  балансы предназначены для отражения изменений показателей в деятельности организации за какой-либо период. Большая часть динамических балансов предназначена для оперативного управления производственной или торговой деятельностью организации. Примерами таких балансов являются оборотные ведомости или шахматные оборотные балансы. Как правило, информация в таких балансах обобщается ежемесячно. Такой период существенно короче, нежели отчетный период для формирования промежуточной отчетности, и, следовательно, ежемесячное составление балансов может дать более полную и оперативную информацию о движении активов организации и изменениях в состоянии расчетов. Так как составление динамических балансов преследует цель обеспечить руководство организации информацией для принятия текущих решений, реализуемых в течение сравнительно короткого (не выше одного месяца) временного отрезка, следует считать, что большая часть динамических балансов, хотя и формируется на основе бухгалтерской информации, все-таки относится к категории управленческого или производственного (оперативного) учета.

К категории Динамических балансов относят также ликвидационные балансы, которые составляются, как минимум, трижды в течение процедуры ликвидации хозяйствующего субъекта. В теории бухгалтерского учета используют различные подходы к классификации бухгалтерских балансов по их видам. Наиболее рациональным представляется распределение всех балансов на статические и динамические и классификация по различным признакам внутри этих групп.

     К статическим балансам относятся:

1. Отчетные балансы, в число которых входят годовые и промежуточные (квартальные). Сроки представления таких балансов устанавливаются законодательно (Законом о бухгалтерском учете); формы отчетных балансов, а также порядок обобщения, группировки и детализации бухгалтерской информации, отражаемой в таких балансах, определяются нормативными документами Минфина России.

В частности, общие требования к составу отчетности и показателей, включаемых в отчетность, определены ПБУ4/99. Кроме того, Мин фин регулярно разрабатывает и утверждает методические рекомендации по составлению годовой и промежуточной бухгалтерской отчетности, эти рекомендации также являются нормативными документами.

2. Сводные и отдельные  балансы, которые составляют и представляют в рамках группы взаимосвязанных организаций или организации, имеющие филиалы и представительства, дочерние и зависимые общества. Данный тип балансов в определенной степе ни относится к отчетным, так как сводная бухгалтерская отчетность представляется в порядке и в сроки, установленные для обычной бухгалтерской отчетности. В некоторых случаях может возникнуть необходимость составления и представления балансов и в другие сроки, однако такие случаи являются исключением из общего правила. Отдельные балансы представляют дочерние и зависимые общества, филиалы и представительства, выделенные на обособленный баланс, а также организации, данные о финансовом состоянии которых по существующим правилам должны включаться в отчетность головной организации. Соответственно, сводная отчетность составляется и представляется головной организацией. Разновидность сводного баланса — сводно-консолидированный баланс.

3. Реорганизационные  балансы — балансы, составляемые в связи с реорганизацией хозяйственных обществ и товариществ. Разновидностями этого вида балансов являются:

• объединительные  балансы, в которых аккумулируется информация о деятельности обществ или товариществ, прошедших реорганизацию в форме объединения;

• разделительные балансы, которые представляют собой  два или более балансов, составленных на основе разделения хозяйственных обществ или товариществ или выделения одних обществ и товариществ из других.

Как правило, данные объединительных балансов представляют собой арифметическую сумму данных балансов объединяемых организаций по соответствующим группам имущества и обязательств. Сумма данных по строкам разделительных балансов, как правило, соответствует данным баланса реорганизуемой организации по соответствующим строкам.

Реорганизационные балансы составляют по формам, установленным  для отчетных балансов. Разница состоит  в причинах и сроках составления балансов. Необходимость составления реорганизационного баланса обусловлена не требованием законодательных и нормативных документов, а решением общего собрания хозяйственного  общества или товарищества (или иного органа, уполномоченного принимать соответствующие решения). Что касается сроков составления и представления балансов, а также даты, на которую они составляются, то оптимальным было бы проведение реорганизации коммерческих организаций по состоянию на начало года, следующего за отчетным. Однако это практически невозможно: решение о реорганизации обществ или товариществ принимается, как правило, общим собранием учредителей или участников, а подобные собрания проводят по результатам финансово-хозяйственной деятельности организации за соответствующий отчетный год после составления, утверждения и представления бухгалтерской отчетности — т.е. чаще всего в течение второго квартала года, следующего за отчетным.

Информация о работе Метод балансового обобщения в бухгалтерском учете