Курс лекций по "Бухгалтерский учет"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 13:07, курс лекций

Краткое описание

Рождение учета, его первые опыты скрыты от нас. Все, что мы можем утверждать, это то, что учет возник не сразу. Было время, когда он был не нужен, когда все сведения о хозяйстве свободно помешались в голове одного человека, и не потому, что этот человек имел хорошую память, а просто хозяйство было небольшое, и сведений о нем требовалось не слишком много. Экономические отношения развивались вместе с человеческим обществом. Чем выше прогресс, тем сильнее зависимость человека от него. Необходимость учета и контроля обуславливает актуальность и представляет интерес для изучения.

Файлы: 1 файл

Краткий курс лекций по дисциплине БУ.doc

— 756.50 Кб (Скачать)

Для учета  движения материалов внутри предприятия  применяют одно - или многострочные  требования - накладные, которые составляют материально ответственные лица участка, отпускающего ценности, в двух экземплярах, один из которых остается на месте с распиской получателя, а второй с распиской лица, отпускающего ценности, передается получателю ценностей.

Отпуск  материалов сторонним организациям или хозяйствам своей организации, расположенным за ее пределами, оформляют  накладными на отпуск материалов на сторону, которые выписывает отдел снабжения  в двух экземплярах на основании  нарядов, договоров и других документов.

При перевозке  материалов автотранспортом вместо накладной применяют товарно - транспортную накладную.

Списание  материалов вследствие их непригодности  оформляют актом на списание материалов, который составляется специально созданной  комиссией с участием материально ответственного лица.

Вместо  первичных документов по расходу  материала можно использовать карточки учета материалов. С этой целью  представители цехов - получателей  расписываются в получении материалов в самих карточках, которые становятся в связи с этим оправдательными документами.

На фактически израсходованные материалы подразделение - получатель материалов составляет акт  расхода, в котором указываются  наименование, количество, учетная  цена и сумма по каждому наименованию, шифр заказа, на выполнение которого израсходованы материалы, нормативный и фактический расход материалов с указанием выявленных отклонений и их причин. В необходимых случаях в акте указывают количество изготовленной продукции либо объем выполненных работ. Кроме того, подразделения организации ежемесячно составляют отчеты о наличии и движении материальных ценностей и передают их в бухгалтерию.

В установленные  дни документы по приходу и  расходу материалов сдают в бухгалтерию  организации по реестру приемки - сдачи документов, составленному в двух экземплярах: первый сдается в бухгалтерию под расписку бухгалтера на втором экземпляре, а второй остается на складе.

Раскрытие информации о материально - производственных запасах

в бухгалтерской  отчетности 

Материально - производственные запасы отражаются в бухгалтерской отчетности в соответствии с их классификацией (распределением по группам) исходя из способа использования в процессе производства продукции, выполнения работ, оказания услуг, либо для управленческих нужд организации.

На конец  отчетного года запасы отражаются в  бухгалтерском балансе по стоимости, определяемой исходя из используемых способов оценки запасов.

Материально - производственные запасы, морально устаревшие, полностью или частично потерявшие свое первоначальное качество либо текущая рыночная стоимость которых снизилась, отражаются в бухгалтерском балансе за вычетом резерва под снижение стоимости материальных ценностей.

Материально - производственные запасы, принадлежащие  организации, но находящиеся в пути либо переданные под залог покупателю, учитываются в оценке, предусмотренной в договоре, с последующим уточнением фактической себестоимости.

В бухгалтерской  отчетности по материально - производственным запасам подлежит раскрытию, как  минимум, следующая информация:

- о способах  оценки запасов по их группам  (видам);

- о последствиях  изменений способов оценки запасов;

- о стоимости  запасов, переданных под залог;

- о величине  и движении резервов под снижение  стоимости материальных ценностей.

Документальное  оформление движения готовой продукции

Поступление из производства готовой продукции  оформляется накладными, спецификациями, приемными актами и другими первичными документами.

Отпуск  готовой продукции покупателям  оформляется, как правило, накладными. В качестве типовой формы накладной можно использовать форму N М-15 "Накладная на отпуск материалов на сторону".

В зависимости  от отраслевой специфики организации  могут применять специализированные формы накладных и других первичных  документов с указанием в них  обязательных реквизитов.

Основанием  для выписки накладных являются распоряжения руководителя организации  или уполномоченного лица, а также  договор с покупателем (заказчиком).

Методическими рекомендациями по учету МПЗ рекомендуется  следующий порядок учета отпуска готовой продукции:

1. Накладные  формы N М-15 выписываются на складе  или в отделе сбыта в четырех  экземплярах, и все они передаются  в бухгалтерию для регистрации  в журнале регистрации накладных  на отпуск готовой продукции  и подписи их главным бухгалтером или лицом, им уполномоченным.

2. Из  бухгалтерии подписанные накладные  возвращаются в отдел сбыта  (или другое аналогичное подразделение  организации). Один экземпляр накладной  передается кладовщику (или другому  материально ответственному лицу), второй служит основанием для выписки счета - фактуры, третий и четвертый передаются получателю готовой продукции. На всех экземплярах накладной получатель обязан расписаться в получении.

3. При  вывозе продукции через пропускной  пункт один экземпляр накладной  (четвертый) остается у службы охраны, а третий экземпляр передается получателю в качестве сопроводительного документа на груз.

4. Служба  охраны записывает накладные  в журнал регистрации грузов  и затем передает их в бухгалтерию  по описи, где делают отметки  о вывозе в журнале регистрации накладных на вывоз (продажу) готовой продукции.

5. Счета  - фактуры рекомендуется выписывать  по форме, установленной Постановлением  Правительства РФ от 19 января 2000 г. N 46 "О внесении изменений  в Порядок ведения журналов  учета счетов - фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость", в двух экземплярах. Первый экземпляр не позднее 10 дней с даты отгрузки продукции высылается или передается покупателю, а второй остается у организации - поставщика для отражения в книге продаж и начисления НДС.

Раскрытие информации о готовой продукции  и товарах в бухгалтерской  отчетности

Элементами  учетной политики по готовой и  отгруженной продукции являются:

- выбор  способа оценки готовой и отгруженной  продукции;

- выбор  способа учета выпуска готовой продукции (без учета использования счета 40 и с использованием данного счета);

- признание  момента продажи по работам  долгосрочного характера (без  использования счета 46 и с использованием  данного счета).

В соответствии с пп.22 и 24 ПБУ 5/01 на конец отчетного периода товары отражаются в бухгалтерском балансе по стоимости, определяемой исходя из используемых способов оценки товаров при их выбытии (по себестоимости единицы, средней себестоимости, способу ФИФО, способу ЛИФО). Исключением из этого правила являются товары, учитываемые по продажной стоимости.

Товары, морально устаревшие, полностью или  частично потерявшие свое первоначальное качество либо текущая рыночная стоимость  которых снизилась, отражаются в  бухгалтерском балансе за вычетом  резерва под снижение стоимости материальных ценностей (п.25 ПБУ 5/01).

В бухгалтерской  отчетности подлежит раскрытию, как  минимум, следующая информация:

- о способах  оценки товаров;

- о последствиях  изменения способов оценки товаров;

- о стоимости  товаров, переданных в залог;

- о величине  и движении резервов под снижение  стоимости материальных запасов.

Сведения  о расходах на продажу за отчетный и предыдущие годы содержатся в отчете о прибылях и убытках (форма N 2).

В составе  информации об учетной политике организации в бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию порядок признания расходов на продажу.

Учет  численности работников, отработанного  времени и выработки 

Для учета  личного состава, начисления и выплат заработной платы используют унифицированные  формы первичных учетных документов, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 6 апреля 2001 г. N 26.

Приказ (распоряжение) о приеме работника  на работу (форма N Т-1) и приказ (распоряжение) о приеме работников на работу (форма N T-1а) применяются для оформления и учета принимаемых на работу по трудовому договору (контракту). Составляются лицом, ответственным за прием, на всех лиц, принимаемых на работу в организацию.

Личная  карточка работника (форма N Т-2) и личная карточка государственного служащего (форма N Т-2ГС) заполняются на лиц, принятых на работу на основании приказа о приеме на работу, трудовой книжки, паспорта, военного билета, документа об окончании учебного заведения и других документов, предусмотренных законодательством, а также сведений, сообщенных о себе работником. Личная карточка государственного служащего (форма N Т-2ГС) применяется для учета лиц, замещающих государственные должности государственной службы.

Штатное расписание (форма N Т-3) применяется  для оформления структуры, штатного состава и штатной численности организации.

Учетная карточка научного, научно - педагогического  работника (форма N Т-4) применяется в  научных, научно - исследовательских, научно - производственных, образовательных  и других учреждениях и организациях, осуществляющих деятельность в сфере образования, науки и технологии, для учета научных работников. На каждого научного и научно - педагогического работника ведется также личная карточка (форма N Т-2).

Приказ (распоряжение) о переводе работника  на другую работу (форма N Т-5) и приказ (распоряжение) о переводе работников на другую работу (форма N Т-5а) используются для оформления и учета перевода работника (работников) на другую работу в организации.

Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска  работнику (форма N T-6) и приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работникам (форма N Т-6а) применяются для оформления и учета отпусков. На основании приказа делаются отметки в личной карточке, лицевом счете и производится расчет заработной платы, причитающейся за отпуск, по форме N Т-60 "Записка - расчет о предоставлении отпуска работнику".

График  отпусков (форма N Т-7) предназначен для  отражения сведений о времени  распределения ежегодных оплачиваемых отпусков работникам всех структурных  подразделений организации на календарный  год по месяцам.

Приказ (распоряжение) о прекращении действия трудового договора (контракта) с  работником (форма N Т-8) и приказ (распоряжение) о прекращении действия трудового  договора (контракта) с работниками (форма N Т-8а) применяются для оформления и учета увольнения работника (работников). На основании приказа делается запись в личной карточке, лицевом счете, трудовой книжке, производится расчет с работником по форме N Т-61 "Записка - расчет при прекращении действия трудового договора (контракта) с работником".

Приказ (распоряжение) о направлении работника  в командировку (форма N Т-9) и приказ (распоряжение) о направлении работников в командировку (форма N Т-9а) применяются  для оформления и учета направлений  работника (работников) в командировки. При необходимости указываются источники оплаты сумм командировочных расходов, другие условия направления в командировку.

Командировочное удостоверение (форма N Т-10) является документом, удостоверяющим время пребывания работника  в служебной командировке.

Служебное задание для направления в командировку и отчет о его выполнении (форма N Т-10а) используются для оформления и учета служебного задания для направления в командировку, а также отчета о его выполнении.

Приказ (распоряжение) о поощрении работника (форма N Т-11) и приказ (распоряжение) о поощрении работников (форма N Т-11а) применяются для оформления и учета поощрений за успехи в работе.

Табель  учета использования рабочего времени  и расчета заработной платы (форма N Т-12) и табель учета использования  рабочего времени (форма N Т-13) применяют для осуществления табельного учета и контроля трудовой дисциплины. Форма N Т-12 предназначена для учета использования рабочего времени и расчета заработной платы, а форма N Т-13 - только для учета использования рабочего времени. При использовании формы N Т-13 оплату труда начисляют в лицевом счете (форма N Т-54), расчетной ведомости (форма N Т-51) или расчетно - платежной ведомости (форма N Т-49).

Информация о работе Курс лекций по "Бухгалтерский учет"