Курс лекций по "Бухгалтерский учет"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 13:07, курс лекций

Краткое описание

Рождение учета, его первые опыты скрыты от нас. Все, что мы можем утверждать, это то, что учет возник не сразу. Было время, когда он был не нужен, когда все сведения о хозяйстве свободно помешались в голове одного человека, и не потому, что этот человек имел хорошую память, а просто хозяйство было небольшое, и сведений о нем требовалось не слишком много. Экономические отношения развивались вместе с человеческим обществом. Чем выше прогресс, тем сильнее зависимость человека от него. Необходимость учета и контроля обуславливает актуальность и представляет интерес для изучения.

Файлы: 1 файл

Краткий курс лекций по дисциплине БУ.doc

— 756.50 Кб (Скачать)

2) разработать  и утвердить около 20 новых положений (стандартов) по бухгалтерскому учету и пересмотреть существующие на основе международных учетных стандартов, а также новые планы счетов бухгалтерского учета для коммерческих и бюджетных организаций;

3) разработать:

- методические указания (инструкции и рекомендации) по бухгалтерскому учету в разрезе положений, в том числе методические рекомендации по учету затрат на производство, реализацию продукции, работ, услуг;

- типовые  методические рекомендации по  организации бухгалтерского учета на малых предприятиях с учетом требований международных стандартов;

пересмотреть:

- регистры  бухгалтерского учета для коммерческих  и бюджетных организаций, кредитных  учреждений и профессиональных  участников рынка ценных бумаг,  управляющих компаний и инвестиционных фондов;

- первичную  учетную документацию с учетом  требований рыночной экономики  и международных стандартов;

4) для  улучшения кадрового обеспечения  переработать программы обучения  специалистов разных уровней:

- начального (бухгалтер - счетовод);

- среднего (бухгалтер - техник);

- высшего  (бухгалтер - экономист);

- профессиональных  бухгалтеров (главные бухгалтеры, финансовые менеджеры, аудиторы).

Кроме того, должны постоянно пересматриваться программы переподготовки сотрудников  бухгалтерских служб, разрабатываться учебно - методическая литература, осуществляться аттестация профессиональных бухгалтеров, разрабатываться нормы профессиональной этики; 

5) в  области международного сотрудничества  намечены вступление в Комитет  по международным бухгалтерским стандартам финансовой отчетности, взаимодействие с международными и национальными специализированными организациями, в том числе с Координационным советом по методологии бухгалтерского учета стран СНГ. Важная роль в улучшении международного сотрудничества отводится созданному в декабре 1997 г. Международному центру по реформе бухгалтерского учета.

В работе по всем направлениям реформирования бухгалтерского учета будет принимать  активное участие Институт профессиональных бухгалтеров (ИПБ) России.

Ряд положений Программы в области совершенствования методологического обеспечения системы бухгалтерского учета, обеспечения достоверного и полного раскрытия бухгалтерской отчетности и развития бухгалтерской профессии, подготовки и повышения квалификации специалистов бухгалтерского учета конкретизированы Письмом Правительства Российской Федерации от 13 апреля 2001 г. N КА-П13-06573 "Меры по реализации в 2001 - 2005 годах Программы реформирования бухгалтерского учета". Данным Письмом, например, предусмотрена разработка шести новых и переработка ряда уже имеющихся положений по бухгалтерскому учету. 

Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России 

Общие положения. Концепция одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету  при Министерстве финансов РФ и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров 29 декабря 1997 г. Она определяет основы построения системы бухгалтерского учета в современных условиях хозяйствования и ориентирована на рыночную экономику и использование опыта других стран, международных принципов учета и отчетности, последние достижения науки и техники. Концепция призвана:

- обеспечивать  заинтересованных специалистов  информацией об общих подходах  к организации и ведению бухгалтерского  учета;

- быть  основой поэтапной разработки новых и пересмотра действующих нормативных документов по бухгалтерскому учету;

- способствовать  принятию решений по вопросам, еще не урегулированным нормативными  документами;

- помогать  потребителям бухгалтерской информации  в понимании данных, содержащихся в бухгалтерской отчетности.

Концепция не заменяет нормативные документы  по бухгалтерскому учету. Если какое-либо положение Концепции противоречит положению законодательного или  нормативного акта по бухгалтерскому учету, то исполнению подлежит положение законодательного или нормативного акта.

Концепция определяет основы организации и  ведения бухгалтерского учета для  предприятий всех видов деятельности, отраслей и организационно - правовых форм. Граждане, осуществляющие предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица, и иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность на территории РФ, могут вести учет лишь для целей налогообложения. Для субъектов малого предпринимательства могут устанавливаться упрощенные формы реализации отдельных положений Концепции, не противоречащие цели бухгалтерского учета.

Цель  бухгалтерского учета. Целью бухгалтерского учета является формирование информации для внешних и внутренних пользователей. Применительно к внешним пользователям  цель бухгалтерского учета - формирование информации о финансовом положении организации, финансовых результатах и изменениях в финансовом положении, полезной широкому кругу заинтересованных пользователей при принятии решений.

Применительно к внутренним пользователям целью бухгалтерского учета является формирование информации, необходимой руководству организации для принятия управленческих решений, планирования, анализа и контроля производственной и финансовой деятельности. Информацию для внутренних пользователей, характеризующую финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и изменения в финансовом положении, целесообразно использовать при формировании информации и для внешних пользователей.

Основы  организации бухгалтерского учета. Для достижения указанных целей бухгалтерского учета предполагается, что он будет осуществляться в соответствии с допущениями имущественной обособленности, непрерывности деятельности организации, последовательности применения учетной политики и временной определенности фактов хозяйственной деятельности.

При формировании бухгалтерской информации налоговая  система рассматривается как  один из пользователей этой информации. Для этого пользователя должны быть подготовлены данные о деятельности организации, на основе которых и из которых возможно сформировать показатели, необходимые для осуществления налогообложения.

Формирование  информации, удовлетворяющей потребности  заинтересованных пользователей, обеспечивает руководство организации. Оно отвечает за эту информацию и представление ее заинтересованным пользователям.

Содержание  информации, формируемой в бухгалтерском  учете. Для удовлетворения общих  потребностей заинтересованных пользователей  в бухгалтерском учете формируется  информация о финансовом положении  организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении.

Финансовое  положение организации определяется ее активами, структурой обязательств и капитала организации, а также  способностью адаптироваться к изменениям в среде функционирования. Информация о финансовом положении организации формируется, главным образом, в виде бухгалтерского баланса.

Информация  о финансовых результатах деятельности организации необходима для оценки потенциальных изменений в ресурсах при прогнозировании способности  вызывать денежные потоки на основе имеющихся ресурсов. Данная информация формируется в основном в отчете о прибылях и убытках.

Информация  об изменениях в финансовом положении  организации дает возможность оценить  ее инвестиционную, финансовую и текущую (операционную) деятельность в отчетном периоде. Данная информация обеспечивается, главным образом, отчетом о движении денежных средств.

Содержание, порядок формирования и способы  представления информации для внутренних пользователей определяются руководством организации.

Требования  к информации, формируемой в бухгалтерском  учете. Информация, формируемая в  бухгалтерском учете, должна быть полезной пользователям, т.е. быть уместной, надежной и сравнимой.

Информация  уместна, если ее наличие или отсутствие оказывает или способно оказывать влияние на решения пользователей, помогая им оценить прошлые, настоящие или будущие события, подтверждая или изменяя ранее сделанные оценки. На уместность информации влияют ее содержание и существенность. Существенной признается информация, отсутствие или неточность которой может повлиять на решения заинтересованных пользователей.

Информация  надежна, если она не содержит существенных ошибок. Чтобы быть надежной, информация должна объективно отражать факты хозяйственной  деятельности, а сами факты должны отражаться в бухгалтерском учете исходя не только из их правовой формы, но и их экономического содержания и условий хозяйствования.

Информация (кроме информации об объектах специального назначения) должна быть нейтральной, т.е. не быть односторонней. Информация не является нейтральной, если посредством отбора или формы представления она влияет на решения и оценки заинтересованных пользователей с целью достижения предопределенных результатов или последствий.

При формировании информации в бухгалтерском учете нужно придерживаться определенной осмотрительности в суждениях и оценках в условиях неопределенности таким образом, чтобы активы и доходы не были завышены, а обязательства и расходы не были занижены. При этом не допускаются создание скрытых резервов, намеренное занижение активов или доходов и намеренное завышение обязательств или расходов.

Информация, формируемая в бухгалтерском  учете, должна быть полной (с учетом ее существенности и сопоставимости затрат на сбор и обработку).

Информация об организации должна быть сравнимой за разные периоды времени для определения тенденций в изменении финансового положения и финансовых результатов организации. Заинтересованные пользователи должны также иметь возможность сопоставлять информацию о разных организациях, чтобы сравнивать их финансовое положение, финансовые результаты и изменения в финансовом положении. Для обеспечения сравнимости информации заинтересованные пользователи должны быть проинформированы об учетной политике организации, изменениях в ней и влиянии этих изменений на финансовое положение и финансовые результаты организации.

При формировании информации в бухгалтерском учете  должны приниматься во внимание все  факторы, ограничивающие уместность и  надежность информации. Одним из таких  факторов является своевременность информации.

Польза, извлекаемая из формируемой в  бухгалтерском учете информации, должна быть сопоставима с затратами  на подготовку этой информации.

Состав  информации, формируемой в бухгалтерском  учете для внешних пользователей. Элементами информации о финансовом положении организации, отраженной в бухгалтерском балансе, являются активы, обязательства и капитал.

Активы - это хозяйственные средства, контроль над которыми организация получила в результате свершившихся фактов хозяйственной деятельности и которые должны принести ей экономические выгоды в будущем. Будущие экономические выгоды - это потенциальная возможность активов прямо или косвенно способствовать притоку денежных средств в организацию. Считается, что актив принесет в будущем экономические выгоды организации, когда он может быть:

а) использован  обособленно или в сочетании  с другими активами в процессе производства продукции, работ, услуг, предназначенных для продажи;

б) обменен  на другой актив;

в) использован  для погашения обязательств;

г) распределен  между собственниками организации.

Материально - вещественная форма актива и юридические  условия его использования не являются критериями отнесения ее к  активам.

Обязательство - это существующая на отчетную дату задолженность организации, которая является следствием свершившихся проектов ее хозяйственной деятельности и расчеты по которой должны привести к оттоку активов. Обязательство может возникнуть в силу действия договора или правовой нормы, а также обычаев делового оборота.

Информация о работе Курс лекций по "Бухгалтерский учет"