Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 13:07, курс лекций
Рождение учета, его первые опыты скрыты от нас. Все, что мы можем утверждать, это то, что учет возник не сразу. Было время, когда он был не нужен, когда все сведения о хозяйстве свободно помешались в голове одного человека, и не потому, что этот человек имел хорошую память, а просто хозяйство было небольшое, и сведений о нем требовалось не слишком много. Экономические отношения развивались вместе с человеческим обществом. Чем выше прогресс, тем сильнее зависимость человека от него. Необходимость учета и контроля обуславливает актуальность и представляет интерес для изучения.
Принцип стоимости отвечает стандарту проверяемости. Стоимость можно проверить, так как она является результатом действий независимых покупателей и продавцов, договаривающихся о цене.
Проблема классификации — это запись хозяйственных операций в системе счетов. Выбор счетов влияет на финансовые результаты организации. Например, то, каким образом будет классифицировано приобретение мелкого инструмента — как расходы на ремонт или как покупка оборудования (средств) - отразится на величине прибыли.
Сама классификация
зависит не только от правильного анализа
сущности каждой хозяйственной операции
и ее воздействия на результаты работы
организации в целом, но также и от логической
конструкции системы (плана) счетов.
10. Система внутреннего контроля предприятия. Ответственность за налоговые нарушения
1. Планирование
и организация системы
Создание действенной системы внутреннего контроля (СВК) позволяет контролировать не только сохранность денежных средств и имущества, законность и целесообразность финансовых и хозяйственных операций, но и дисциплину персонала организации. Хотя бы минимальная СВК применяется почти во всех организациях, поскольку законодательство требует обязательного проведения инвентаризаций при смене руководителя предприятия, при смене материально ответственных лиц, а также на конец года перед составлением годового баланса. Система внутреннего контроля способствует сокращению экономических правонарушений.
Для успешной деятельности
организации необходим
Для этих целей в структуре организации может быть организован отдел "внутреннего аудита", которому передается часть функций по поддержанию СВК. Другие варианты: 1) назначение ревизора в соответствии с Правилами внутреннего распорядка; 2) создание ревизионной комиссии.
Система внутреннего контроля организации в соответствии с Правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита" (одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ от 25.12.96, протокол № 6) включает в себя три основных элемента: среда контроля, учетная система и процедуры (средства) контроля. Каждый элемент подразумевает наличие правил, методик, положений и документации, разработанных для достижения указанных выше целей. В сочетании все элементы системы контроля обеспечивают предприятию снижение риска в деловой и финансовой деятельности, а также в бухгалтерском учете. Работа органов внутреннего контроля строится на основе утвержденного плана, но при необходимости подвергается корректировке. Внутренний контроль может осуществляться:
- по
местам формирования затрат
- по их структурным подразделениям;
- по другим критериям.
Эффективность СВК напрямую зависит от надлежащей организации бухгалтерского учета, последовательной реализации принципов (требований), предъявляемых законодательством к ведению бухгалтерского учета. Систему бухгалтерского учета организации можно признать эффективной и соответственно отвечающей требованиям внутреннего контроля при наличии следующих условий:
- на
предприятии разработана, а
- между
сотрудниками разделены
- организована система документооборота; установлен порядок хранения документов, оформляющих хозяйственные операции. Работники предприятия строго соблюдают финансовую дисциплину; вовремя, в соответствии с графиком документооборота, отчитываются перед бухгалтерией за произведенные расходы;
- разработана
и внедрена система
- проводятся
внезапные инвентаризации
-, действует эффективная система обучения и подготовки кадров, обеспечивающая высокую квалификацию и честность работников организации. Система контроля должна быть экономически оправданной, то есть затраты на ее функционирование должны быть меньше потерь в случае ее отсутствия. Если система внутреннего контроля будет эффективно функционировать, это позволит сократить расходы на проведение внешнего аудита. При формировании действенной системы внутреннего контроля администрация обычно преследует в качестве целей обеспечение:
- надежной информацией, необходимой для успешного руководства деятельностью предприятия;
- сохранности
активов и документов, то есть
предотвращение хищений, порчи
и нецелевого использования
- эффективности
хозяйственной деятельности, то
есть: исключение посредством
- соответствия
принятым учетным принципам,
то есть обязательное исполнение
сотрудниками установленных на
предприятии инструкций и
правил, а также требований
- надежной системы бухгалтерского учета.
При определении эффективности системы внутреннего контроля следует учитывать влияние следующих факторов:
- круг
работников, участвующих в формировании
информации на предприятии, степень
их ответственности за
- наличие
технических средств контроля, технологии
контроля и системы
- профессионализм и компетентность персонала, четко прописанные права и обязанности сотрудников;
- разделение соответствующих обязанностей (по хранению активов, их учету, по совершению сделок);
- контроль за сохранностью и правильностью ведения документации (наличие регистрационных номеров, составление первичного документа во время совершения операции или сразу же после их завершения, простота и ясность);
- фактический
контроль за активами и
- внеплановые
проверки выполнения
Для контроля за
работой предприятия
- определение квалификации сотрудников;
- оценку системы обработки информации и составления отчетов;
- анализ достигнутых результатов финансовой деятельности и сравнение их с запланированными;
- изучение
деятельности отдельных
Важное значение
имеет порядок осуществления
внутреннего управленческого
Документальное оформление поступления и расхода материальных запасов
Сырье и материалы поступают от поставщиков, подотчетных лиц, закупивших материалы в порядке наличного расчета, от списания пришедших в негодность основных средств и собственного производства.
Экспедитор организации принимает на станции прибывшие материалы по количеству мест и массе. При обнаружении им признаков, вызывающих сомнение в сохранности груза, он может потребовать от транспортной организации проверки груза. В случае обнаружения недостачи мест или массы, повреждения тары, порчи материалов составляется коммерческий акт, который служит основанием для предъявления претензий к транспортной организации или поставщику.
Для получения материалов со склада иногородних поставщиков экспедитору выдают наряд и доверенность, в которых указывают перечень материалов, подлежащих получению. При приемке материалов экспедитор производит не только количественную, но и качественную приемку.
Принятые
грузы экспедитор доставляет на склад
предприятия и сдает
При отсутствии расхождений между данными поставщика и фактическими данными разрешается осуществлять оприходование материалов без выписки приходного ордера. В этом случае на документе поставщика проставляют штамп, в оттисках которого содержатся основные реквизиты приходного ордера. Количество первичных документов при этом сокращается.
В тех случаях, когда количество и качество прибывших на склад материалов не соответствуют данным счета поставщика, приемку материалов производит комиссия и оформляет акт о приемке материалов, который служит основанием для предъявления претензии поставщику.
Если перевозку материалов осуществляют автотранспортом, то в качестве первичного документа применяют товарно - транспортную накладную.
Поступление на склад материалов собственного изготовления, отходов производства и др. оформляют одно - или многострочными требованиями - накладными, которые выписывают цехи - сдатчики в двух экземплярах. Материалы, полученные от разборки и демонтажа зданий и сооружений, приходуются на основании акта об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений.
Подотчетные лица приобретают материалы в организациях торговли, у других организаций и кооперативов, на колхозном рынке или у населения за наличные деньги. Документом, подтверждающим стоимость приобретенных материалов, является товарный счет или акт (справка), составляемый подотчетным лицом.
Материалы отпускают со склада организации на производственное потребление, хозяйственные нужды, на сторону, для переработки и в порядке реализации излишних и неликвидных запасов. Порядок документального оформления отпуска материалов зависит прежде всего от организации производства, направления расхода и периодичности их отпуска.
Расход материалов, отпускаемых в производство и на другие нужды ежедневно, оформляют лимитно - заборными картами. Один экземпляр лимитно - заборной карты вручают цеху - получателю, другой - складу. Кладовщик записывает количество отпущенного материала и остаток лимита в обоих экземплярах карты и расписывается в карте цеха - получателя. Представитель цеха расписывается в получении материалов в карте, находящейся на складе. Лимитно - заборная карта может выписываться в одном экземпляре. В этом случае получатель расписывается в получении материалов непосредственно в карте складского учета, а в лимитно - заборной карте расписывается лицо, ответственное за отпуск материалов со склада.
Отпуск материалов со складов производят в пределах установленного лимита. Сверхлимитный отпуск материалов и замену одного материала другим (при отсутствии материала на складе) оформляют выпиской отдельного требования - накладной на замену (дополнительный отпуск материалов). Если материалы со склада отпускаются нечасто, то их отпуск оформляют одно - или многострочными требованиями - накладными на отпуск материалов, которые выписываются цехом - получателем в двух экземплярах: первый, с распиской кладовщика, остается в цехе; второй, с распиской получателя, - у кладовщика.