Классификация основных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 20:27, контрольная работа

Краткое описание

Основные средства — это часть имущества, используемая в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управления организацией в течение периода, превышающего 12 месяцев или обычный операционный цикл, если он превышает 12 месяцев.
В соответствии с ПБУ 6/01, которое введено в действие начиная с бухгалтерской отчетности 2001 г., при принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств необходимо единовременное выполнение следующих условий:

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 116.75 Кб (Скачать)

При поступлении  основных средств, по которым срок их службы истек, получатель такого объекта  устанавливает новый срок его  эксплуатации самостоятельно.

Организации, перешедшие с 01.01.03 г. на упрощенную систему  налогообложения, амортизационные  отчисления по основным средствам и  нематериальным активам не производят.

Затраты на приобретение основных средств в  период применения упрощенной системы  налогообложения налогоплательщик вправе списать на расходы в момент принятия объектов в эксплуатацию.

Если основные средства были приобретены до перехода на упрощенную систему налогообложения, то их стоимость списывается на расходы  в зависимости от срока их использования. Так, стоимость объектов со сроком полезного  использования до трех лет налогоплательщик вправе признать в качестве расхода  в течение одного года применения упрощенной системы налогообложения. Стоимость основных средств со сроком полезного использования от 3 до 15 лет признается в расходах в  течение 3 лет (в первый год — 50% стоимости  основных средств, во второй год — 30%, в третий год — 20%). Если срок использования  основных средств составляет более 15 лет, то признание его стоимости  в расходах будет осуществляться равными долями в течение 10 лет.

Для учета  амортизации основных средств используют пассивный счет 02 «Амортизация основных средств». Этот счет предназначен для  обобщения информации об амортизации, накопленной за время эксплуатации объектов основных средств.

Начисленную сумму по собственным основным средствам  производственного назначения отражают по дебету счетов издержек производства и обращения (23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» и др.) и кредиту счета 02 «Амортизация основных средств».

По основным средствам, сданным в текущую  аренду, сумма амортизации отражается по дебету счета 91 «Прочие доходы и  расходы» и кредиту счета 02 (если арендная плата формирует операционные доходы), а по основным средствам  непроизводственного назначения —  по дебету счета 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» и кредиту счета 02.

По объектам жилищного фонда, внешнего благоустройства  и другим аналогичным объектам (лесного  и дорожного хозяйства, специализированным сооружениям судоходной обстановки и т.п.), а также у некоммерческих организаций сумма износа начисляется  по нормам амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов в конце года на забалансовом счете 010 «Износ основных средств».

При выбытии  собственных основных средств сумму  амортизации по ним списывают  в дебет счета 02 «Амортизация основных средств» с кредита счета 01 «Основные  средства».

Аналитический учет по счету 02 «Амортизация основных средств» ведут по видам и отдельным  инвентарным объектам основных средств.

Накопление  и использование амортизационного фонда в бухгалтерском учете  не отражаются. В составе выручки  от продажи продукции (работ, услуг) амортизационные отчисления зачисляют  на расчетный счет или другие счета  предприятия и списывают с  этих счетов на финансирование капитальных  вложений в основные средства.

Как уже отмечалось, организация вправе выбирать способ начисления амортизации. Однако для  целей налогообложения начисление амортизационных отчислений по основным средствам осуществляется в соответствии со ст. 258 и 259 главы 25 НКРФ:

амортизируемое  имущество распределяется на 10 групп  в соответствии со сроками его  полезного использования;

налогоплательщик  начисляет амортизацию одним  из следующих методов:

а)линейный;

б)нелинейный.

При линейном методе сумма амортизации за месяц  определяется умножением первоначальной стоимости объекта на норму амортизации  для данного объекта, а при  нелинейном — умножением остаточной стоимости объекта на норму амортизации  для соответствующего объекта.

Линейный  метод начисления амортизации применяют  по зданиям, сооружениям, передаточным устройствам, входящим в 8—9-ю группы амортизируемого имущества. К остальному амортизируемому имуществу организация  вправе применять любой из двух указанных  методов начисления амортизации.

Малые предприятия  в соответствии с Федеральным  законом «О государственной поддержке  малого предпринимательства» от 14.06.95 г. № 88-ФЗ могут применять ускоренную амортизацию основных производственных фондов, в два раза превышающую  нормы, установленные для соответствующих  видов основных средств. Наряду с  применением ускоренной амортизации  малые предприятия могут списывать  дополнительно как амортизационные  отчисления до 50% первоначальной стоимости  основных фондов со сроками службы свыше трех лет.

 

3.2. Особенности учета арендованных и сданных в аренду основных средств

По договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование  или во временное владение. В арендный период права и обязанности собственника остаются у арендодателя, к арендатору переходит лишь право владения и  пользования или владения имуществом. Арендодатель учитывает сданное  в аренду имущество на своем балансе  в составе собственных основных средств с соответствующей отметкой их выбытия в инвентарной карточке по учету основных средств. При значительном количестве объектов, сдаваемых в текущую аренду, такие карточки группируют в отдельную группу.

Передача  в аренду имущества производится по договору аренды и оформляется  приемно-передаточным актом. В договоре аренды предусматривают состав и  стоимость передаваемого в аренду имущества, сроки аренды, распределение обязанностей сторон по поддержанию имущества в состоянии, соответствующем условиям договора и назначению имущества, оговаривается срок их предстоящей службы, рассчитанной исходя из оценки имущества с учетом его фактического износа и действующих норм амортизационных отчислении, и величина арендной платы. Арендная плата за имущество включает в себя, как правило, средства, предусмотренные нормами отчислений на полное восстановление и сметами затрат на ремонт основных средств и часть прибыли, устанавливаемую договором на уровне, как правило, не ниже банковского процента (арендный процент).

В соответствии с ПБУ'9/99 и ПБУ 10/99 доходы и расходы  от сдачи имущества в аренду могут  учитываться в составе доходов  и расходов от обычных видов деятельности или в составе операционных доходов  и расходов.

При первом варианте сдача имущества в аренду признается обычным видом деятельности. Расходы по этой деятельности учитывают  на счетах учета производственных затрат (20, 26,44 и др.), а доходы — на счете  учета выручки от продажи (90).

При втором варианте сдача имущества в аренду не является предметом деятельности организации, и поэтому доходы и  расходы от сдачи имущества в  аренду учитывают на счете 91 «Прочие  доходы и расходы» в составе операционных доходов и расходов.

Произведенные затраты на ремонт сданных в текущую  аренду основных средств арендодатель списывает в дебет счета 91 «Прочие  доходы и расходы» с кредита материальных, расчетных и денежных счетов (10, 70, 69 и др.).

Начисление  амортизационных сумм по сданным  в аренду основным средствам арендодатель относит на уменьшение прибыли и  оформляет следующей записью:

Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы»

Кредит счета 02 «Амортизация основных средств».

Начисление  арендной платы за отчетный период отражается по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и по кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы». Выручка от услуг по сдаче в аренду имущества, в том  числе по лизингу, облагается НДС. Начисление НДС отражают по дебету счета 91 и  кредиту счета 68 «Расчеты по налогам  и сборам». Арендная плата, начисленная  авансом за будущие периоды, отражается по дебету счета 76 и кредиту счета 98 «Доходы будущих периодов». Поступившие  арендные платежи записывают в дебет  счетов 51 «Расчетные счета» или 52 «Валютные  счета» с кредита счета 76. При  начислении авансовых платежей на сумму  арендной платы, начисленной в виде текущего платежа, дебетуют счет 98 и  кредитуют счет 91.

На стоимость  произведенных арендатором капитальных  вложений в арендованные основные средства производится дооценка основных средств, которая приходуется по дебету счета 01 «Основные средства» с кредита  счета 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Арендатор учитывает  арендованные основные средства на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства»  по первоначальной стоимости, обозначенной в договоре аренды. Аналитический  учет ведется по объектам, принятым в аренду, и арендодателям.

На сумму  арендной платы, начисленной арендодателю, арендатор дебетует счета издержек производства и обращения (25 «Общепроизводственные  расходы» и др.) и кредитует счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Перечисленные суммы  арендной платы отражают по дебету счета 76 и кредиту счетов 51 «Расчетные счета» или 52 «Валютные счета».

Начисление  арендной платы за будущие периоды  отражают по дебету счета 97 «Расходы будущих  периодов» и кредиту счета 76. Текущие  начисления арендной платы списываются  с кредита счета 97 в дебет счетов издержек производства и обращения.

Если по условиям договора аренды капитальный ремонт основных средств производится арендатором  и за его счет, то затраты на его  осуществление списывают с кредита  соответствующих материальных и  расчетных счетов в дебет счетов издержек производства или счета 97 «Расходы будущих периодов». Со счета 97 затраты частями списывают на счета издержек производства.

Если капитальный  ремонт осуществляет арендатор за счет арендодателя, то затраты по его  осуществлению относят в дебет  счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» с кредита счета 97 или соответствующих материальных и расчетных счетов (23 «Вспомогательные производства», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и др.).

Договором аренды может быть предусмотрено осуществление  капитальных вложений арендатором  в арендованные основные средства. Капитальные вложения арендатора, осуществленные за счет арендодателя, списываются  у него в дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Если договором  предусмотрены капитальные вложения в арендованные основные средства за счет средств арендатора, то по окончании  срока аренды они безвозмездно передаются арендодателю. Передача оформляется  бухгалтерскими записями на безвозмездную  передачу основных фондов

3.3. Учет доходных вложений в материальные ценности

Доходные вложения в  материальные ценности — это инвестиции в приобретение имущества, предназначенного для сдачи в аренду и напрокат. Имущество может передаваться в аренду и напрокат с правом выкупа после окончания срока аренды (договора на прокат) или на условиях возврата собственнику имущества.

Инвестиции в приобретение имущества, предназначенного для сдачи в аренду и напрокат, учитывают на счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности». Этот счет предназначен для обобщения информации о наличии и движении вложений организации в часть имущества, здания, помещения, оборудование и другие ценности, имеющие материально-вещественную форму, предоставляемые организацией за плату во временное пользование с целью получения дохода Материальные ценности, предназначенные для сдачи в-аренду и напрокат, принимаются к бухгалтерскому учету на счет 03 с кредита счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» по первоначальной стоимости исходя из фактически произведенных затрат на их приобретение, включая расходы по доставке, монтажу, установке.

Передачу имущества в аренду (при условии учета сданного имущества на балансе организации-собственника) и напрокат отражают записями по счету 03.

По переданному в аренду и  напрокат имуществу начисляют амортизацию, отражаемую по дебету счетов учета затрат (20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы» и т.п.) и кредиту счета 02 «Амортизация основных средств». Начисленная сумма амортизации по указанным объектам учитывается обособленно от суммы амортизации по остальным основным средствам.

При выбытии имущества, сданного в аренду и напрокат (продаже, списании, частичной ликвидации, безвозмездной передаче и т.п.) оно списывается со счетов 03 и 02 такими же бухгалтерскими записями, как и основные средства.

Для учета выбытия имущества, учитываемого на счете 03, к нему может открываться субсчет «Выбытие материальных ценностей». В дебет этого субсчета переносят первоначальную стоимость выбывающего объекта, а в кредит — сумму накопленной амортизации. Остаточную стоимость объекта списывают со счета 03 на счет 91 «Прочие доходы и расходы».

Бухгалтерские записи при  выбытии имущества, предназначенного для сдачи в аренду, и предметов проката при использовании субсчета «Выбытие материальных ценностей»:

1) Дебет счета 03 «Доходные  вложения в материальные ценности»,

субсчет «Выбытие материальных       на первоначальную

ценностей»

Кредит  счета 03 «Доходные вложения      стоимость

в материальные ценности»

2) Дебет счета 02 «Амортизация основных средств»    на Сумму

Кредит  счета 03, субсчет «Выбытие материальных

ценностей»       амортизации

3) Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы»    на остаточную

Кредит  счета 03, субсчет «Выбытие

материальных  ценностей»       стоимость

При списании имущества, выбывшего  в результате стихийных бедствий, остаточная стоимость имущества списывается в дебет счета 99 «Прибыли и убытки». Недостающие и испорченные объекты списывают на счет 84 «Недостачи и потери материальных ценностей».

Информация о работе Классификация основных средств