Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 17:16, курсовая работа
Цель и задачи исследования
- разработка концептуальных теоретических и практических основ управления качеством и конкурентоспособностью продукции в агропромышленном комплексе, позволяющих обеспечить насыщение рынка качественной местной продукцией.
В соответствии с поставленной целью следующие задачи:
-раскрыть сущность, содержание качество продукции, конкурентоспособности предприятий;
-рассмотреть показатели качества;
-обобщить по управлению качеством продукции на предприятиях АПК;
-сформулировать и обосновать основные направления по созданию конкурентной среды в АПК в условиях национального проекта
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1.АНАЛИТЕЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАУРЫ
1.1.Понятие качества продукции
1.2.Качество продукции в агропромышленном комплексе (АПК)
1.3.Показатели качества и стандартизация продуктов сельского хозяйства
1.4.Понятие конкурентоспособности предприятия
ГЛАВА 2.КРАТКАЯ ПРИРОДНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1.Наименование и месторасположение предприятия
2.2.Природные условия
2.3.Климатические условия
2.4.Организационно-производственная структура
2.5.Специализация хозяйства, его главные и дополнительные отрасли
2.6. Основные экономические показатели 2007-2009 г.г
ГЛАВА 3.КАЧЕСТВО И КОНКУРЕТНТНОСПОСОБНОСТЬ ПРОДУКЦИИ СПК «КИСЕЛЕВСКИЙ»
ВЫВОД
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В этой связи возникает проблема экономически рациональных уровней конкурентоспособности товаров на их достижение. Все это повышает роль управления в целенаправленном воздействии на конкурентоспособность продукции.
Конкурентоспособность продукции – решающий фактор его коммерческого успеха на развитом конкурентном рынке. Это многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама и пр.). Иначе говоря, под конкурентоспособностью понимается комплекс потребительских и стоимостных (ценовых) характеристик товара, определяющих его успех на рынке, то есть преимущественно именно этого товара над другим в условиях широкого предложения товаров-аналогов. А так как за товарами стоят их изготовители, то можно с полным основанием говорить о конкурентоспособности предприятий, объединений, фирм, равно как и стран, в которых они базируются. Любой товар, поступающий на рынок, фактически проходит там проверку на степень удовлетворения общественных потребностей: каждый покупатель приобретает его тот товар, который максимально удовлетворяет его личные потребности, а вся совокупность – тот товар, который наиболее полно соответствует общественным потребностям, нежели конкурирующие с ним товары.
Отечественная экономическая литература не дает однозначного определения конкурентоспособности продукции. Наиболее глубокие отечественные исследования конкурентоспособности продукции были проведены А.Н. Литвиненко, М.А. Татьянченко, которые определили конкурентоспособность как «характеристику товара, отражающую его отличие от товара-конкурента, как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Показатель, выражающий такое отличие, определяет конкурентоспособность анализируемого товара по отношению к товару-конкуренту». Это определение нашло в последующем отражение в ряде работ в области конкурентоспособности продукции. В них было отмечено, что, во-первых, конкурентоспособность любой продукции может быть определена только в результате ее сравнения с другими товарами и, следовательно, является относительным показателем; во-вторых, конкурентоспособность по своей сути отражает отличие от товара конкурента по степени удовлетворения конкретной общественной потребности, в-третьих, при определении конкурентоспособности продукции необходимо учитывать затраты потребителя на покупку и использование товара для удовлетворения своей потребности. И поскольку у каждого покупателя свой индивидуальный критерий оценки удовлетворения собственных потребностей, конкурентоспособность приобретает еще и индивидуальный оттенок. Все характеристики изделия, выходящие за рамки этих интересов, рассматриваются при оценке конкурентоспособности, как не имеющие к ней отношения в данных конкретных условиях. Понятие «конкурентоспособность» тесно связана с понятием «конкуренция». Конкурентоспособность можно понимать, как способность поддерживать конкуренцию, противостоять конкуренции. В условиях конкурентного рынка деятельность любой хозяйственной единицы обязательно проходит двойной контроль. Внешний контроль производится конкурентами, но не непосредственно, а через конечные результаты рыночной деятельности. Конкуренция – самый дешевый и самый эффективный метод экономического контроля, который не имеет себе равных. Это важная динамичная сила, постоянно толкающая производителя на сокращение издержек производства и снижение цен, на увеличение производства и сбыта, борьбу за покупателя, на улучшение качества продукции.
Таким образом, уже сам по себе рыночный фактор служит действенным средством, заставляющим производить товары требуемого в конкретный момент уровня качества. Но этим не исчерпывается роль конкурентного рынка. Он оказывает мощное воздействие на конкретные экономические, организационно-управленческие и контрольные функции изготовителей, направленные на решение проблем конкурентоспособности.Развитие рынка и повышение его требований к товарам, усиление на нем роли покупателей – все это заставляет совершенствовать формы и методы решения проблемы конкурентоспособности, механизма управления конкуреноспособностью продукции.
Важными по значимости факторами воздействия на конкуренцию являются:
1. Разработка и выпуск новых изделий.
2. Комплексное исследование рынка.
3. Организация работы торгового аппарата.
4. Реклама и стимулирование сбыта.
5. Усовершенствование выпускаемой продукции.
6. Политика цен.
7. Совершенствование организационной структуры управления.
Конкуренцию, конкурентов и их стратегию изучают теми же методами,
Что и рынки. Для рыночного успеха важны все составляющие, но особо значимыми являются следующие:
Главные факторы конкурентоспособности чужих товаров;
Деятельность в области и стимулировании сбыта;
Практика присвоения торговых марок товарам;
Привлекательность упаковки товара;
Организация сервиса;
Сбыт и его организация;
Каналы товародвижения.
В условиях равновесия на рынке главным фактором конкурентоспособности является качество продукции.
ГЛАВА 2.Краткая природно-экономическая характеристика предприятия.
СПК «Киселевский» расположен в восточной части Знаменского района, Омской области. Общая земельная площадь, закрепленная за СПК – 13925 га. Площадь сельскохозяйственных угодий – 5756 га, из них пашни – 3040 га. В состав СПК – входит один населенный пункт – деревня Киселево.
Общая численность населения – 501 человек, в том числе трудоспособного – 231, работающих – 191 человек.
Расстояние от Киселево до районного центра с.Знаменское – 5 километров, город Тара – 45 километров, города Омска – 350 километров. Связь с районным и областным центрами и городом Тарой осуществляется по асфальтированной дороге областного значения.
2.2.Природные условия
По почвенно – климатическим условиям территория землепользования СПК «Киселевский» относится к таежной зоне. Климат резко континентальный. Характерны для зоны короткий вегетационный период, недостаток тепла летом, низкие температуры зимой, достаточная (в отдельные годы избыточная) влагообеспеченность. Среднегодовое количество осадков, по многолетним наблюдениям составляет 450 мм. Количество выпадающих осадков, по многолетним наблюдениям составляет 450 мм. Количество выпадающих осадков преобладает над количеством испаряющейся влаги, что является причиной высокой заболоченности территории.
Безморозный период 90-115 дней. Заморозки появляются 10-20 сентября и прекращаются 24-26 мая. Средняя температура самого холодного месяца января – 22,2° С. Снеговой покров обильный с продолжительностью 170 -180 дней. Лето довольно теплое, со средней температурой самого теплого месяца – июля 18,9° С. Основное количество осадков выпадает в летний период. Рельеф территории землепользования – приречные увальные возвышения и заболоченные равнинные водоразделы. Что обусловлено расположением земель СПК на водоразделе реки Иртыш.
Гидрографическую сеть территории слагают река Иртыш (длина отрезка 12,8 км, ширина около 0,5 км); довольно крупное озеро Глухое, находящееся в центре заболоченной, древней поймы реки Иртыш; а также большие и малые ручьи, соединяющие эти озера с рекой Иртыш или вытекающие из болот и впадающие в озера.
Преобладающие почвы – серые слабосолоделые, серые осолоделые; на пастбищах и сенокосах пойменно-аллювиально-слоистые, лугово-болотные, луговоподзолистые.
Природно-климатические условия и наличие большого количества естественных сенокосов и пастбищ, определяет направление развития производства. СПК занимается животноводством. Дополнительной отраслью является производство зерна. Продукция животноводства занимает 77,7 % товарной продукции СПК «Киселевский», определяет результативность производства в целом по СПК.
На перспективу в целях повышения эффективности отрасли животноводства предусматривается специализация в животноводстве на производство молока.
Сельскохозяйственный кооператив. Существуют 2 вида членства – член и ассоциированный член.
Органы управления – общее собрание, наблюдательный совет, правление или председатель.
Численность участников ограничена лишь нижним пределом 5 человек.
Рассмотрим структуру управления СПК «Киселевский». Высшим органом управлением является общее собрание. Председатель осуществляет непосредственное руководство СПК. Расположим звенья управленческой структуры в виде схемы (Приложение А).
Общее собрание является высшим органом управления, и имеет право рассматривать любые организационные вопросы, касающихся хозяйственной деятельности общества, в том числе отмена или утверждение остальных инстанций или их решения.
Председатель общества избирается общим собранием простым большинством голосов, сроком на пять лет, с правом переизбрания; Основная функция: оперативное управление процессом производства и полное распоряжение имуществом общества
В подчинении председателю общества находятся главные специалисты хозяйства, которые организуют производственный процесс и осуществляет контроль на своем участке работы
В подчинении председателю кооператива находятся главные специалисты хозяйства, которые организуют производственный процесс и осуществляют контроль на своем участке работы.
Главные специалисты:
Главный бухгалтер;
Главный агроном;
Главный экономист;
Заведующий отделом кадров;
Специализация сельского хозяйства представляет собой форму общественного разделения труда. Она характеризует степень обеспеченности и выделения различных видов труда в обществе и зависит, прежде всего, от уровня развития производственных сил. Чем выше уровень развития производительных сил, тем больше разделен и специализирован труд, тем выше общественные связи между отдельными отраслями и производствами.
СПК «Киселевский» занимается производством зерновых, а также производством и реализацией молока, мяса КРС - отрасль животноводства. Для определения специализации хозяйства рассмотрим размер и структуру товарной продукции СПК «Киселевский» (Таблица 1). По данным таблицы продукция растениеводства представлена зерновыми и прочей продукцией растениеводства и замечено их снижение в период с 2007-2009 гг (Приложение Б).
Расчет: 2007год:
Скотоводство 669 ÷ 2.615 × 100 % =25,59
Молоко 1911÷ 2615× 100% =73,08
Прочая 35 ÷ 2615 × 100% = 1,34
______________________________
2008 год:
Скотоводство 18÷ 1531× 100% = 1,18
Мясо 541÷ 1534 × 100 % = 35,34
Молоко 965÷ 1531× 100 % = 63,02
Прочая 7 ÷ 1531 × 100 % = 0,46
______________________________
2009 год:
Скотоводство 295÷ 1998 × 100% = 14,76
Молоко 1158÷ 1998× 100 % = 57,96
Прочая 54 ÷ 1998 × 100 % =27,28
______________________________
Перспективный план развития отрасли растениеводства.
Общая земельная площадь СПК пока остается неизменной. В соответствии со специализацией СПК, направленной на увеличение поголовья скота и производства молока, намечаемым повышением урожайности всех сельских культур и разработанными мероприятиями по повышению продуктивности сенокосов и пастбищ, намечены следующие изменения в структуре использования пашни. Увеличивается площадь под зерновые культуры и чистыми парами, расширяются посевы гороха и озимой ржи. Производится плодородие почвы, вносится навоз на 21 %.
Использование осушенных земель, используется осушение земли.
На 75 га – 150 га сена с них убрано, 150 кормов.
Не по назначению используются 29 га пашни.
Урожайность. Правильное определение урожайности сельхоз. Культур на перспективу – одно из условий реальности плана.
Севообороты. По состоянию на год составления плана СПК имеет два полевых и два кормовых севооборота. В связи с тем, что существующая система севооборотов не удовлетворяет современным требованиям агротехники, по схеме чередования культур не соблюдается. Поэтому имеется необходимость разработки новой схемы севооборотов.
Улучшение естественных угодий.
Для повышения продуктивности естественных кормовых угодий предусматривается мероприятие по коренному и поверхностному улучшению сенокосов и пастбищ. Планируется, что сенокосы и пастбища будут улучшатся коренным образом не реже одного раза в 10 лет. В качестве предварительных культур предлагается посев озимой ржи и зернобобовых смесей.
В промежутках между коренными улучшениями необходимо производить поверхностные путем боронования, подсева изреженных участков и удобрения.
Удобрения одним из главных факторов получения высоких и устойчивых урожаев сельскохозяйственных культур – является обеспеченность растений питательными веществами.
Информация о работе Качество и конкурентоспособность продукции СПК «Киселевский» Знаменского района