Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 00:34, курсовая работа
а понятием местные бюджеты скрывается огромное количество не только научных, но и практических проблем выдвигаемых самой жизнью. Прежде всего, необходимость исследования роли местного бюджета в социально-экономическом развитии региона обусловлена осуществлением в стране экономической реформы, которая отражается на социальной жизни населения, осуществлением бюджетной реформы и развитием бюджетного федерализма. Продолжение экономических реформ в России предъявляет особые требования к четкости функционирования бюджетных процессов.
Решение проблем становится также социально неотложным. Задержки по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы приводит к созданию критических ситуаций. Это приобретает системный характер, и никакие вливания средств в местные бюджеты не изменяют дел к лучшему. Несмотря на высокий профессиональный уровень законодателей, ученых и финансистов- практиков, в исследовании роли местного бюджета, межбюджетных отношений имеется немало «белых пятен».
Введение
Глава 1. Местные бюджеты
1.1 Экономическое содержание и значение местного бюджета
1.2 Основы правового регулирования бюджетного процесса
Глава 2. Характеристика бюджета и бюджетного процесса муниципального образования г. Кострома
2.1Анализ доходов местного бюджета г. Кострома
2.2Анализ расходов местного бюджета г. Кострома
2.3Проблемы формирования бюджета и пути преодоления дефицита бюджета муниципального образования г. Кострома
Заключение
Как видно из табл.1 общие доходы города Костромы в 2012 году сократились на 6,75% по сравнению с 2011 годом. Результаты оставляют желать лучшего: налоговые доходы в 2012г сократились на 275603 тыс.руб.; безвозмездные перечисления на 59476,7 тыс.руб. Однако несмотря на уменьшение налоговых доходов и безвозмездных перечислений, происходит существенное увеличение неналоговых доходов (они в свою очередь возросли на 28,06%!).
В таблице 2 представлена информация о доле отдельных видов доходов в общей структуре доходов города Костромы.
Таблица 2. Доля отдельных видов доходов в общей структуре доходов г. Костромы
Показатели |
2011г |
2012г |
Отклонения 2012/2011 (%) | ||
Тыс.руб |
Доля в % |
Тыс.руб |
Доля в % | ||
Налоговые доходы
Неналоговые доходы Безвозмездные перечисления |
2201559
379748
806072,6 |
65
11,2
23,8 |
1925956
486311
746595,9 |
61
15,4
23,6 |
-4
4,2
-0,2 |
Всего доходов |
3387379,6 |
100 |
3158862,9 |
100 |
- |
Как показывают результаты таблицы, доля налоговых платежей была и есть наибольшей в общей структуре доходов бюджета несмотря на ее снижение в 2012 году. Темп роста безвозмездных перечислений также снизился на 0,2%. В 2012 году произошел рост лишь неналоговых доходов, темп роста составил 4,2% к 2011 году. За счет каких же ресурсов изменились доли доходов в местный бюджет в разных группах? Выясним этот вопрос, проанализировав структуру каждой группы доходов, то есть их подгруппы.
В табл. 3. и 4. представлены данные о структуре налоговых доходов в местном бюджете г.Костромы.
Таблица 3.Структура налоговых доходов местного бюджета г Костромы
Показатели |
2011г |
2012г |
Отклонения(+/-) 2012/2011 | |
Тыс.руб |
% | |||
Налоги на прибыль |
1169936 |
1280801 |
110865 |
9,48 |
Налоги на совокупный доход |
526269 |
254095 |
-272174 |
-51,72 |
Налог на имущество |
387013 |
358725 |
-28288 |
-7,31 |
Государственная пошлина |
117749 |
31827 |
-85922 |
-73 |
Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам и сборам |
592 |
508 |
-84 |
-14,2 |
Всего налоговых доходов |
2201559 |
1925956 |
-275603 |
-12,52 |
Таблица 4. Доля отдельных видов доходов в структуре налоговых доходов г. Костромы
Показатели |
2011г |
2012г |
Отклонения 2012/2011 (%) | ||
Тыс.руб |
Доля в % |
Тыс.руб |
Доля в % | ||
Налоги на прибыль |
1169936 |
53,14 |
1280801 |
66,5 |
13,36 |
Налог на совокупный доход |
526269 |
23,9 |
254095 |
13,19 |
-10,71 |
Налог на имущество |
387013 |
17,58 |
358725 |
18,63 |
1,05 |
Государственная пошлина |
117749 |
5,35 |
31827 |
1,65 |
-3,7 |
Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам и сборам |
592 |
0,03 |
508 |
0,03 |
0 |
Всего налоговых доходов: |
2201559 |
100 |
1925956 |
100 |
- |
Как показывают результаты таблиц 3 и 4 наибольшим удельным весом в структуре налоговых платежей составляют налоги на прибыль: 53,14% - в 2011г., 66,5% - в 2012г.
В 2011г. доходы от налога на прибыль составили - 1169936 тыс. руб., а в 2012г. доходы составили 1280801тыс. руб., что на 110865 тыс. руб. больше, доля налога в общей структуре налоговых платежей выросла на 13,36%.
Налоги на прибыль складываются из налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц. Наибольшие доходы в г. Костроме - от налога на доходы физических лиц. Поэтому следует предположить, что чем больше будут доходы у жителей г. Костромы, тем больше будут доходы в местный бюджет. Но это проблема, конечно, не только местных органов самоуправления и местных работодателей, но и экономической и социальной политики федеральных органов власти.
К сожалению, отметим, что управление формированием доходной части местных бюджетов доходами от налоговых платежей в очень малой степени зависит от органов местного самоуправления, так как налоговые ставки устанавливают федеральные органы в законодательном порядке и изменить ее местным органам невозможно. На втором месте по удельному весу в структуре доходов от налоговых платежей занимают налоги на имущество: на имущество физических лиц и имущество предприятий. Как показывают результаты табл. 3 и 4, доходы от налогов на имущество в г. Костроме и их доля в общей структуре налоговых доходов имеют тенденцию к увеличению: в 2011г. они составили 387013 тыс. руб. (17,58%), в 2012г. платежи от налогов на имущество немного сократились - они составили 358725 тыс. руб.(18,63%), но все же удельный вес в структуре налоговых доходов увеличился на 1,05%. Немалый удельный вес в структуре налоговых доходов занимает налог на совокупный доход, который имеет тенденцию к уменьшению. Если в 2011г. доход от данных налогов составлял 526269 тыс. руб., то в 2012г. - всего 254095 тыс. руб., что на 51,72% меньше. Местным органам самоуправления следует больше проводить разъяснительную работу среди предпринимателей, шире развивать возможности для малого бизнеса, которому этот налог выгоден.
Серьезно сократилась доля налога от взимания Госпошлины. Если в 2011году доход по этому виду налоговых доходов составил117749 тыс. руб, то в 2012 году только 31827 тыс. руб, что на 73% меньше. Это говорит о сокращении исковых и иных заявлений и жалоб, подаваемых в суды общей юрисдикции, сокращении госпошлин за совершение нотариальных действий, за государственную регистрацию актов гражданского состояния и т.п.
Помимо налоговых доходов в структуре местного бюджета определенное место занимают и неналоговые платежи. Их структура представлена в таблице 5. Таблица 5. Структура неналоговых доходов местного бюджета г. Костромы
Показатели |
2011г |
2012г |
Отклонения (+/-) 2012/2011 | |
Тыс. руб |
% | |||
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной соб-ти |
218035 |
236137 |
18102 |
8,3 |
Платежи при пользовании природными ресурсами |
1841 |
1944 |
103 |
5,6 |
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат гос-ва |
5800 |
9075 |
3275 |
56,5 |
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов |
102631 |
160750 |
58119 |
56,6 |
Административные платежи и сборы |
2823 |
2400 |
-423 |
-15 |
Штрафы, санкции, возмещение ущерба |
46513 |
72049 |
25536 |
54,9 |
Прочие неналоговые доходы |
2105 |
3956 |
1851 |
88 |
Всего неналоговых доходов: |
379748 |
486311 |
106563 |
28,06 |
Результаты табл. 5 показывают положительную динамику роста данной группы дохода. В 2011г. доходы от использования имущества, находящегося в Государственной и муниципальной собственности составляли 218035,0 тыс. руб., а в 2012г. - 236137,0 тыс. руб., прирост составил 18102 тыс.руб.
Так же в 2012 году значительно увеличились неналоговые доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства (рост составил 56,5%);доходы от продажи материальных и нематериальных активов (рост составил56,6%). Неналоговые доходы по штрафам, санкциям, возмещениям ущерба увеличились на 25536 тыс.руб.
Как уже отмечалось выше, большой удельный вес в структуре общих доходов местного бюджета г. Костромы составляют безвозмездные перечисления. К ним, главным образом, относятся дотации, субвенции, субсидии от бюджетов других уровней.
Структура безвозмездных платежей представлена в таблице 6.
Таблица 6. Структура безвозмездных перечислений местному бюджету г. Костромы
Показатели |
2011г |
2012г |
Отклонения (+/-) 2012/2011 | |
Тыс. руб |
% | |||
Дотации от других бюджетов бюджетной системы РФ |
150269 |
40303 |
-109966 |
-73,18 |
Субсидии от других бюджетов бюджетной системы РФ |
124846,8 |
125367,9 |
521,1 |
0,4 |
Субвенции от других бюджетов бюджетной системы |
530467,2 |
580925 |
50457,8 |
9,5 |
Иные межбюджетные трансферты |
489,6 |
-489,6 |
-100 | |
Всего безвозмездных перечислений: |
806072,6 |
746595,9 |
-59476,7 |
- |
Как показывают результаты таблицы 6 финансовое здоровье г. Костромы во многом зависит от субсидий и субвенций из бюджетов других уровней. Субсидии в 2012 году выросли на 521,1 тыс.руб., субвенции на 50457,8 тыс.руб. Дотации бюджету города Костромы в 2012 г сократились на 109966 тыс. руб. и составили всего 40303 тыс. руб.
2.2 Анализ расходов местного бюджета г. Костромы
Из Устава г. Костромы:
Расходы бюджета города Костромы
1. Расходы бюджета города
Костромы формируются на
2. В бюджете города
Костромы в соответствии с
бюджетной классификацией
3. Размеры финансирования
и порядок осуществления
4. Расходование учитываемых
в составе бюджета города
5. Расходные обязательства,
связанные с осуществлением
Расходы местного бюджета г. Костромы представлены в таблице 7.
Таблица 7. Расходы местного бюджета г. Костромы
Показатели |
2011г |
2012г |
Отклонения (+/-) | |
2012/2011 | ||||
тыс. руб. |
% | |||
Общегосударственные вопросы |
367329,3 |
320546,7 |
-46782,6 |
-12,73 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
34683,9 |
23624,6 |
-11059,3 |
-31,88 |
Национальная экономика |
111162,2 |
290522,5 |
179360,3 |
161,35 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
754825,1 |
551764,3 |
-203060,8 |
-26,9 |
Охрана окружающей среды |
700 |
- |
-700 |
-100 |
Образование |
1633883,4 |
1936668,4 |
302785 |
18,53 |
Культура, кинематография |
73437 |
87419,6 |
13982,6 |
19 |
Здравоохранение |
468148,3 |
- |
-468148,3 |
-100 |
Социальная политика |
117900 |
100858,3 |
-17041,7 |
-14,45 |
Физическая культура и спорт |
21618,6 |
13996,5 |
-7622,1 |
-35,25 |
Средства массовой информации |
1700 |
- |
-1700 |
-100 |
Обслуживание государственного и муниципального долга |
59991,8 |
58662 |
-1329,8 |
-2,2 |
Всего расходов: |
3645379,6 |
3384062,9 |
-261316,7 |
-7,17 |
Как показывают результаты таблицы, расходы местного бюджета г. Костромы в 2012 году снизились по сравнению с 2011 годом на 7,17%, что в сумме составляет 261316,7 тыс.руб.
Резкое увеличение расходов наблюдается только по статье расходов: национальная экономика. Темп роста составляет 161,35%. Это связано с развитием транспорта, улучшением и модернизацией дорожного хозяйства, разработкой мероприятий в области строительства.
Также заметен рост расходов по таким статьям расходов как образование (темп роста 18,53), культура, кинематография (темп роста 19%). Это говорит о большой поддержке муниципального образования дошкольным учреждениям, общему образованию, поддержке учреждений культуры, театрам, библиотекам. По остальным статьям расходов местного бюджета наблюдается снижение расходных обязательств.