Экономическое содержание роли местного бюджета в социально-экономическом развитии региона

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 00:34, курсовая работа

Краткое описание

а понятием местные бюджеты скрывается огромное количество не только научных, но и практических проблем выдвигаемых самой жизнью. Прежде всего, необходимость исследования роли местного бюджета в социально-экономическом развитии региона обусловлена осуществлением в стране экономической реформы, которая отражается на социальной жизни населения, осуществлением бюджетной реформы и развитием бюджетного федерализма. Продолжение экономических реформ в России предъявляет особые требования к четкости функционирования бюджетных процессов.
Решение проблем становится также социально неотложным. Задержки по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы приводит к созданию критических ситуаций. Это приобретает системный характер, и никакие вливания средств в местные бюджеты не изменяют дел к лучшему. Несмотря на высокий профессиональный уровень законодателей, ученых и финансистов- практиков, в исследовании роли местного бюджета, межбюджетных отношений имеется немало «белых пятен».

Оглавление

Введение

Глава 1. Местные бюджеты
1.1 Экономическое содержание и значение местного бюджета
1.2 Основы правового регулирования бюджетного процесса

Глава 2. Характеристика бюджета и бюджетного процесса муниципального образования г. Кострома
2.1Анализ доходов местного бюджета г. Кострома
2.2Анализ расходов местного бюджета г. Кострома
2.3Проблемы формирования бюджета и пути преодоления дефицита бюджета муниципального образования г. Кострома

Заключение

Файлы: 1 файл

курсовая 2.docx

— 63.24 Кб (Скачать)

 

Как видно из табл.1 общие доходы города Костромы в 2012 году сократились на 6,75% по сравнению с 2011 годом.    Результаты  оставляют желать лучшего: налоговые доходы в 2012г сократились на 275603 тыс.руб.; безвозмездные перечисления на 59476,7 тыс.руб.           Однако несмотря на уменьшение налоговых доходов и безвозмездных перечислений, происходит существенное увеличение неналоговых доходов (они в свою очередь возросли на 28,06%!).

В таблице 2 представлена информация о доле отдельных видов доходов в общей структуре доходов города Костромы.

Таблица 2. Доля отдельных видов доходов в общей структуре доходов г. Костромы

Показатели

2011г

2012г

Отклонения 2012/2011

(%)

Тыс.руб

Доля в %

Тыс.руб

Доля в %

Налоговые доходы

 

Неналоговые доходы

Безвозмездные перечисления

2201559

 

379748

 

806072,6

65

 

11,2

 

23,8

1925956

 

486311

 

746595,9

61

 

15,4

 

23,6

-4

 

4,2

 

-0,2

Всего доходов

3387379,6

100

3158862,9

100

-


 

Как показывают результаты таблицы, доля налоговых платежей была и есть наибольшей в общей структуре доходов бюджета несмотря на ее снижение в 2012 году. Темп роста безвозмездных перечислений также снизился на 0,2%. В 2012 году произошел рост лишь неналоговых доходов, темп роста составил 4,2% к 2011 году. За счет каких же ресурсов изменились доли доходов в местный бюджет в разных группах? Выясним этот вопрос, проанализировав структуру каждой группы доходов, то есть их подгруппы.

В табл. 3. и 4. представлены данные о структуре налоговых доходов в местном бюджете г.Костромы.

 

Таблица 3.Структура налоговых доходов местного бюджета г Костромы

Показатели

2011г

2012г

Отклонения(+/-) 2012/2011

Тыс.руб

%

Налоги на прибыль

1169936

1280801

110865

9,48

Налоги на совокупный доход

526269

254095

-272174

-51,72

Налог на имущество

387013

358725

-28288

-7,31

Государственная пошлина

117749

31827

-85922

-73

Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам и сборам

592

508

-84

-14,2

Всего налоговых доходов

2201559

1925956

-275603

-12,52


 

Таблица 4. Доля отдельных видов доходов в структуре налоговых доходов г. Костромы

Показатели

2011г

2012г

Отклонения 2012/2011

(%)

Тыс.руб

Доля в %

Тыс.руб

Доля в %

Налоги на прибыль

1169936

53,14

1280801

66,5

13,36

Налог на совокупный доход

526269

23,9

254095

13,19

-10,71

Налог на имущество

387013

17,58

358725

18,63

1,05

Государственная пошлина

117749

5,35

31827

1,65

-3,7

Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам и сборам

592

0,03

508

0,03

0

Всего налоговых доходов:

2201559

100

1925956

100

-


 

Как показывают результаты таблиц 3 и 4 наибольшим удельным весом в структуре налоговых платежей составляют налоги на прибыль: 53,14% - в 2011г., 66,5% - в 2012г.

В 2011г. доходы от налога на прибыль составили - 1169936 тыс. руб., а в 2012г. доходы составили 1280801тыс. руб., что на 110865 тыс. руб. больше, доля налога в общей структуре налоговых платежей выросла на 13,36%.    

Налоги на прибыль складываются из налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц. Наибольшие доходы в г. Костроме - от налога на доходы физических лиц. Поэтому следует предположить, что чем больше будут доходы у жителей г. Костромы, тем больше будут доходы в местный бюджет. Но это проблема, конечно, не только местных органов самоуправления и местных работодателей, но и экономической и социальной политики федеральных органов власти.      

К сожалению, отметим, что управление формированием доходной части местных бюджетов доходами от налоговых платежей в очень малой степени зависит от органов местного самоуправления, так как налоговые ставки устанавливают федеральные органы в законодательном порядке и изменить ее местным органам невозможно. На втором месте по удельному весу в структуре доходов от налоговых платежей занимают налоги на имущество: на имущество физических лиц и имущество предприятий. Как показывают результаты табл. 3 и 4, доходы от налогов на имущество в г. Костроме и их доля в общей структуре налоговых доходов имеют тенденцию к увеличению:  в 2011г. они составили 387013 тыс. руб. (17,58%),  в 2012г. платежи от налогов на имущество немного сократились - они составили 358725 тыс. руб.(18,63%), но все же удельный вес в структуре налоговых доходов увеличился на 1,05%. Немалый удельный вес в структуре налоговых доходов занимает налог на совокупный доход, который имеет тенденцию к уменьшению. Если в 2011г. доход от данных налогов составлял 526269 тыс. руб., то в 2012г. - всего 254095 тыс. руб., что на 51,72% меньше. Местным органам самоуправления следует больше проводить разъяснительную работу среди предпринимателей, шире развивать возможности для малого бизнеса, которому этот налог выгоден.     

Серьезно сократилась доля налога от взимания Госпошлины. Если в 2011году доход по этому виду налоговых доходов составил117749 тыс. руб, то в 2012 году только 31827 тыс. руб, что на 73% меньше. Это говорит о сокращении исковых и иных заявлений и жалоб, подаваемых в суды общей юрисдикции, сокращении госпошлин за совершение нотариальных действий, за государственную регистрацию актов гражданского состояния и т.п.

Помимо налоговых доходов в структуре местного бюджета определенное место занимают и неналоговые платежи. Их структура представлена в таблице 5.          Таблица 5. Структура неналоговых доходов местного бюджета г. Костромы

Показатели

2011г

2012г

Отклонения (+/-) 2012/2011

Тыс. руб

%

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной соб-ти

218035

236137

18102

8,3

Платежи при пользовании природными ресурсами

1841

1944

103

5,6

Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат гос-ва

5800

9075

3275

56,5

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов

102631

160750

58119

56,6

Административные платежи и сборы

2823

2400

-423

-15

Штрафы, санкции, возмещение ущерба

46513

72049

25536

54,9

Прочие неналоговые доходы

2105

3956

1851

88

Всего неналоговых доходов:

379748

486311

106563

28,06


Результаты табл. 5 показывают положительную динамику роста данной группы дохода. В 2011г. доходы от использования имущества, находящегося в Государственной и муниципальной собственности составляли 218035,0 тыс. руб., а в 2012г. - 236137,0 тыс. руб., прирост составил 18102 тыс.руб.

Так же в 2012 году значительно увеличились неналоговые доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства (рост составил 56,5%);доходы от продажи материальных и нематериальных активов (рост составил56,6%). Неналоговые доходы по штрафам, санкциям, возмещениям ущерба увеличились на 25536 тыс.руб.

Как уже отмечалось выше, большой удельный вес в структуре общих доходов местного бюджета г. Костромы составляют безвозмездные перечисления. К ним, главным образом, относятся дотации, субвенции, субсидии от бюджетов других уровней.

Структура безвозмездных платежей представлена в таблице 6.

Таблица 6. Структура безвозмездных перечислений местному бюджету г. Костромы

Показатели

2011г

2012г

Отклонения (+/-) 2012/2011

Тыс. руб

%

Дотации от других бюджетов бюджетной системы РФ

150269

40303

-109966

-73,18

Субсидии от других бюджетов бюджетной системы РФ

124846,8

125367,9

521,1

0,4

Субвенции от других бюджетов бюджетной системы

530467,2

580925

50457,8

9,5

Иные межбюджетные трансферты

489,6

 

-489,6

-100

Всего безвозмездных перечислений:

806072,6

746595,9

-59476,7

-


Как показывают результаты таблицы 6 финансовое здоровье г. Костромы во многом зависит от субсидий и субвенций из бюджетов других уровней. Субсидии в 2012 году выросли на 521,1 тыс.руб., субвенции на 50457,8 тыс.руб. Дотации бюджету города Костромы в 2012 г сократились на 109966 тыс. руб. и составили всего 40303 тыс. руб.

2.2  Анализ расходов  местного бюджета г. Костромы

Из Устава г. Костромы:

Расходы бюджета города Костромы

1. Расходы бюджета города  Костромы формируются на основании  реестра расходных обязательств  города Костромы и осуществляются  в формах, предусмотренных Бюджетным  кодексом Российской Федерации.

2. В бюджете города  Костромы в соответствии с  бюджетной классификацией Российской  Федерации раздельно прописываются  расходы на решение вопросов  местного значения и расходы  на осуществление отдельных государственных  полномочий.

3. Размеры финансирования  и порядок осуществления расходов  на решение вопросов местного  значения устанавливаются органами  местного самоуправления города  Костромы самостоятельно.

4. Расходование учитываемых  в составе бюджета города Костромы  средств субвенций, переданных в  целях финансирования выполнения  органами местного самоуправления  отдельных государственных полномочий, осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Костромской области.

5. Расходные обязательства, связанные с осуществлением полномочий, указанных в пунктах 3 и 4 статьи 61 настоящего Устава, устанавливаются  органами местного самоуправления  города Костромы самостоятельно  и исполняются за счет собственных  доходов бюджета города (за исключением  финансовых средств, передаваемых  бюджету города на осуществление  целевых расходов). Финансирование  расходных обязательств, предусмотренное  настоящей частью, не является  обязанностью муниципального образования  и осуществляется при наличии  возможности.

Расходы местного бюджета г. Костромы представлены в таблице 7.

Таблица 7. Расходы местного бюджета г. Костромы

Показатели

2011г

2012г

Отклонения (+/-)

2012/2011

тыс. руб.

%

Общегосударственные вопросы

367329,3

320546,7

-46782,6

-12,73

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

34683,9

23624,6

-11059,3

-31,88

Национальная экономика

111162,2

290522,5

179360,3

161,35

Жилищно-коммунальное хозяйство

754825,1

551764,3

-203060,8

-26,9

Охрана окружающей среды

700

-

-700

-100

Образование

1633883,4

1936668,4

302785

18,53

Культура, кинематография

73437

87419,6

13982,6

19

Здравоохранение

468148,3

-

-468148,3

-100

Социальная политика

117900

100858,3

-17041,7

-14,45

Физическая культура и спорт

21618,6

13996,5

-7622,1

-35,25

Средства массовой информации

1700

-

-1700

-100

Обслуживание государственного и муниципального долга

59991,8

58662

-1329,8

-2,2

Всего расходов:

3645379,6

3384062,9

-261316,7

-7,17


Как показывают результаты таблицы, расходы местного бюджета г. Костромы в 2012 году снизились по сравнению с 2011 годом на 7,17%, что в сумме составляет 261316,7 тыс.руб.

Резкое увеличение расходов наблюдается только по статье расходов: национальная экономика. Темп роста составляет 161,35%. Это связано с развитием транспорта, улучшением и модернизацией дорожного хозяйства, разработкой мероприятий в области строительства.   

Также заметен рост расходов по таким статьям расходов как образование (темп роста 18,53), культура, кинематография (темп роста 19%). Это говорит о большой поддержке муниципального образования дошкольным учреждениям, общему образованию, поддержке учреждений культуры, театрам, библиотекам. По остальным статьям расходов местного бюджета наблюдается снижение расходных обязательств.    

Информация о работе Экономическое содержание роли местного бюджета в социально-экономическом развитии региона