Экономическое содержание роли местного бюджета в социально-экономическом развитии региона

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 00:34, курсовая работа

Краткое описание

а понятием местные бюджеты скрывается огромное количество не только научных, но и практических проблем выдвигаемых самой жизнью. Прежде всего, необходимость исследования роли местного бюджета в социально-экономическом развитии региона обусловлена осуществлением в стране экономической реформы, которая отражается на социальной жизни населения, осуществлением бюджетной реформы и развитием бюджетного федерализма. Продолжение экономических реформ в России предъявляет особые требования к четкости функционирования бюджетных процессов.
Решение проблем становится также социально неотложным. Задержки по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы приводит к созданию критических ситуаций. Это приобретает системный характер, и никакие вливания средств в местные бюджеты не изменяют дел к лучшему. Несмотря на высокий профессиональный уровень законодателей, ученых и финансистов- практиков, в исследовании роли местного бюджета, межбюджетных отношений имеется немало «белых пятен».

Оглавление

Введение

Глава 1. Местные бюджеты
1.1 Экономическое содержание и значение местного бюджета
1.2 Основы правового регулирования бюджетного процесса

Глава 2. Характеристика бюджета и бюджетного процесса муниципального образования г. Кострома
2.1Анализ доходов местного бюджета г. Кострома
2.2Анализ расходов местного бюджета г. Кострома
2.3Проблемы формирования бюджета и пути преодоления дефицита бюджета муниципального образования г. Кострома

Заключение

Файлы: 1 файл

курсовая 2.docx

— 63.24 Кб (Скачать)

Анализ определений бюджетного процесса позволяет сформировать ряд общих моментов. Во-первых,  это  относится  к  констатации  факта,  что  бюджетный процесс, как  совокупность  экономических  отношений  и  процедур  полностью регламентируется нормами  права.  Не  допускается само регуляция  бюджетного процесса, использование других норм институционального  поведения,  а  также заключения индивидуальных соглашений между органами  государственной  власти и органами местного самоуправления.  Во-вторых,  в  определениях  бюджетного процесса  указывается   одинаковый   перечень   его   стадий:   составление, рассмотрение  бюджетов,  их   утверждение,   исполнение.   Такая   структура бюджетного   процесса   позволяет   говорить   о   его   воспроизводственной замкнутости и непрерывности. Подобно циклу  воспроизводства,  состоящего  из производства, распределения, обмена и потребления  бюджетный  процесс  также должен обладать всеми признаками целостности и  пропорциональности.  Степень соответствия этим требованиям показывает анализ институциональной  структуры бюджетного процесса.

В содержании бюджетного законодательства на федеральном, региональном и местном уровнях можно выделить следующие  основные  составляющие  бюджетного процесса:  стадии  бюджетного  процесса;  участники   бюджетного   процесса; инфраструктурное обеспечение бюджетного  процесса;  межбюджетные  отношения.

Под   стадиями   бюджетного   процесса   понимается   последовательность   и взаимосвязь   прохождения   бюджета.   К   ним    относятся:    составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджетов.

Различия в  подходах  к  проблеме  определения  стадийности  бюджетного процесса заключается  в  следующем.  Во-первых,  если  в  Законе  РСФСР  «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса  в  РСФСР»  говорится  о «составлении бюджета», то в Бюджетном кодексе РФ – о  «составлении  проектов бюджетов».  Во-вторых,  наблюдается  различные  комбинации  фаз   бюджетного процесса по отдельным статьям законов. Как правило, наиболее  детализированы стадии в тексте Бюджетный кодекс РФ, наименее – в  региональных  законах  об основах бюджетного устройства субъектов Федерации. Представительные   органы   местного   самоуправления    самостоятельно разрабатывают положения о бюджетном процессе в муниципальном  образовании  в соответствии  с  общими  принципами  бюджетного   процесса,   установленными федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

Составление проектов местных бюджетов, утверждения и исполнение местных бюджетов осуществляется в соответствии с бюджетной классификацией. Представительный орган  местного  самоуправления  принимает  решения  о целях, формах и суммах долгосрочных заимствований в  порядке,  установленном уставом муниципального образования.

Если местный бюджет не утвержден до 1 января  планируемого  финансового года,  расходование  финансовых  средств   муниципального   образования   до утверждения  местного  бюджета  производится по   соответствующим   статьям местного бюджета истекшего  финансового  года  ежемесячно  в  размере  одной двенадцатой  суммы  фактически  произведенных  расходов  с  учетом   индекса потребительских цен.

Полномочия органов государственной  власти  и  местного  самоуправления определены Конституцией, Бюджетным кодексом, законами  «Об  общих  принципах организации местного самоуправления в РФ» и «О финансовых  основах  местного самоуправления  в  РФ».  Законодательство   Хабаровского   края   определяет компетенцию органов государственной власти и местного самоуправления. Перечисленные законодательные акты предусматривают  процедуру  передачи финансовых  ресурсов  органам   местного   самоуправления   для   выполнения государственных полномочий как на стадии  формирования  бюджетов,  так  и  в ходе исполнения их. 2.Характеристика бюджета и бюджетного процесса муниципального образования г. Кострома

2.1Анализ доходов  местного бюджета г. Кострома

 

Важное    значение    имеют    местные    бюджеты    в    осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач – в  первую  очередь  в распределении государственных средств  на  социальное  развитие  и  развитие социальной инфраструктуры общества.  Эти  средства  проходят  через  систему местных бюджетов, включающих более 29 тысяч городских, районных,  поселковых и сельских бюджетов. Осуществление государством социальной политики  требует больших и материальных и финансовых ресурсов.

В основе  распределения  общегосударственных  денежных  ресурсов  между  звеньями бюджетной     системы заложены принципы  самостоятельности  местных бюджетов, их государственной финансовой поддержки. Исходя из этих  принципов доходы местных бюджетов  формируются  за  счет  собственных  и  регулирующих источников доходов.

Доходная часть  местных  бюджетов  состоит  из  собственных  доходов  и поступлений от регулирующих доходов, она  также  может  включать  финансовую помощь в различных формах (дотации,  субвенции,  средства  фонда  финансовой поддержки муниципальных образований), средства по взаимным расчетам. В доходы местных бюджетов зачисляются местные налоги, сборы и  штрафы, отчисления из федеральных налогов и налогов субъектов РФ  в  соответствии  с нормативами, установленными федеральными законами и законами  субъектов  РФ.

К другим собственным доходам местных бюджетов относятся:

- доходы от приватизации  и реализации муниципального  имущества;

- не мене 10%  доходов  от  приватизации  государственного  имущества, находящегося на территории муниципального образования, проводимой  в соответствии с Государственной программой приватизации;

-  доходы от сдачи  в аренду муниципальной  имущества,  включая  аренду нежилых помещений и муниципальных земель;

- платежи за пользование  недрами и природными ресурсами, установленные

в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- доходы от проведения  муниципальных денежно-вещевых лотерей;

- штрафы, подлежащие отчислению  в местные  бюджеты  в  соответствии  с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

-   государственная   пошлина,   установленная   в   соответствии    с законодательством Российской Федерации;

- не менее 50% налога на  имущество предприятий (организаций);

- подоходный налог с  физических лиц, занимающихся  предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

 

К собственным доходам местных бюджетов относятся также доли федеральных налогов, распределенные между бюджетами разных  уровней  и  закрепленные  за муниципальными образованиями на постоянной основе. К ним относятся:

- часть подоходного налога  с физических лиц в пределах не менее 50%  в среднем по субъекту Российской Федерации;

- часть налога на прибыль  организаций в пределах не менее 5% в среднем по субъекту Российской Федерации;

- часть акцизов на спирт, водку и лекеро-водочные изделия  в  пределах не менее 5% в среднем по субъекту Российской Федерации;

- часть акцизов  на  остальные  подакцизных  товаров  (за  исключением акцизов на минеральные виды  сырья,  бензин,  автомобили,  импортные подакцизные товары) в пределах не менее 10% в среднем по  Российской Федерации.

 

Размеры  минимальных   долей   (в   процентах)   федеральных   налогов, закрепляемых  за  муниципальными   образованиями   на   постоянной   основе, определяются   законодательными   (представительными)   органами   субъектов Российской  Федерации.  Расчет   долей   федеральных   налогов,   подлежащих закреплению за муниципальными образованиями, производится исходя  из  общего объема средств, переданных субъекту Российской Федерации по каждому из  этих налогов. В этих пределах законодательный (представительный)  орган  субъекта Российской Федерации устанавливает в соответствии с  фиксированной  формулой для каждого  муниципального  образования  доли  соответствующих  федеральных налогов, закрепляемых на постоянной основе, исходя  из  среднего  уровня  по субъекту Российской  Федерации.  Доли  указанных  налогов  насчитываются  по фактическим  данным  базового  года.  Сверх   этих   долей   законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации  может  устанавливать нормативы  отчислений  (в  процентах)  в  местные  бюджеты  от  регулирующих доходов на планируемый финансовый год, а также на долговременной основе  (не менее чем на три года).

 

Из Устава г. Кострома:

Бюджетный процесс в городе Костроме

1. Бюджет города Костромы  в соответствии с Федеральным  законом «Об общих принципах  организации местного самоуправления  в Российской Федерации» и  Бюджетным кодексом Российской  Федерации является бюджетом  муниципального образования, наделенного  статусом городского округа.

2. Формирование, утверждение, исполнение бюджета города Костромы и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления города Костромы самостоятельно в пределах полномочий, предусмотренных настоящим Уставом с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Положением о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе Костроме, Положением о контрольно-счетной комиссии города Костромы, утверждаемыми Думой города Костромы.

3. Органы местного самоуправления  города Костромы обеспечивают  сбалансированность бюджета города  Костромы и соблюдение установленных  федеральными законами требований  к урегулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита бюджета, уровню  и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых  обязательств города Костромы.

4. Администрация города  Костромы в порядке, установленном  федеральными законами и принимаемыми  в соответствии с ними иными  нормативными правовыми актами  Российской Федерации, представляет  в федеральные органы государственной  власти и органы государственной  власти Костромской области отчет об исполнении бюджета города Костромы.

5. Решение об утверждении  бюджета города Костромы, годовой  отчет о его исполнении подлежат  официальному опубликованию.

2.1 Анализ доходов  местного бюджета г. Кострома

В основе распределения общегосударственных денежных ресурсов между звеньями бюджетной системы заложены принципы самостоятельности местных бюджетов, их государственной финансовой поддержки. Исходя из этих принципов доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов и безвозмездных поступлений.

Из Устава г.Костромы:

1. Доходы бюджета города  Костромы складываются из собственных  доходов и субвенций на осуществление  отдельных государственных полномочий  Российской Федерации и Костромской  области, предоставляемых, соответственно, из федерального бюджета и  бюджета Костромской области.

2. Собственные доходы  бюджета города Костромы составляют:

1) средства самообложения  граждан, решение о введении которых  принято на местном референдуме  города Костромы;      

2) доходы от местных  налогов и сборов, устанавливаемых  Думой города Костромы в соответствии  с федеральным законодательством  и законами Костромской области;          

3) доходы от федеральных  налогов и сборов и налогов, предусмотренных специальными налоговыми  режимами, а также пени и штрафы  по ним;

4) доходы от региональных  налогов и сборов Костромской  области;

5) безвозмездные перечисления  из бюджетов других уровней;

6) доходы от использования  имущества, находящегося в муниципальной  собственности, а также доходы  в виде прибыли, приходящейся  на доли в уставных капиталах  хозяйственных обществ, или дивидендов  по акциям, принадлежащим городу  Костроме;                7) часть прибыли муниципальных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых решениями Думы города Костромы, и часть доходов от оказания органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями платных услуг, остающаяся после уплаты налогов и сборов; 

8) пени и штрафы, установление  которых в соответствии с федеральным  законом отнесено к компетенции  органов местного самоуправления;  

9) добровольные пожертвования;              

10) иные поступления в  соответствии с федеральными  законами, законами Костромской  области и муниципальными правовыми актами.  

3. Субвенции, предоставляемые  из федерального бюджета и  бюджета Костромской области  в целях финансирования исполнения  органами местного самоуправления  отдельных государственных полномочий, учитываются в составе бюджета  города Костромы отдельно от  собственных доходов, направляемых  на решение вопросов местного  значения.  Проведем структуру доходов бюджета города Костромы по основным группам за 2011 и 2012 годы. Представим эти данные в таблице 1.

Таблица 1. Общая структура доходов бюджета города Костромы

Показатели

2011г

2012г

Отклонения (+/-)

2012/2011

тыс. руб.

%

Налоговые доходы

Неналоговые доходы

2201559

379748

1925956

486311

746595,9

 

 

3158862,9

-275603

106563

-12,52%

28,06%

Безвозмездные

перечисления

806072,6

-59476,7

-7,38%

       

Всего доходов

3387379,6

-228516,7

-6,75%

Информация о работе Экономическое содержание роли местного бюджета в социально-экономическом развитии региона