История развития аудита

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2011 в 18:11, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение истории развития, организации и регулирования аудиторской деятельности.

В соответствии с поставленной целью в курсовой работе были решены следующие задачи:

1) изучить возникновение и сущность аудита;

2) рассмотреть процесс развития и регулирования аудиторской деятельности в России;

3) ознакомиться с особенностями развития аудита за рубежном;

4) провести сравнение организации аудита в России и развитых странах.

Оглавление

Введение.............................................................................................................. 3
Глава 1 Возникновение и сущность аудита...................................................... 5
1.1 Понятие и необходимость аудита................................................................ 5
1.2 Происхождение и ранние этапы развития аудита...................................... 8
Глава 2 Аудит в России....................................................................................... 11
2.1 Процесс развития аудита в России.............................................................. 11
2.2 Регулирование аудиторской деятельности в России................................. 21
2.2.1 Государственное регулирование аудиторской деятельности................ 21
2.2.2 общественное регулирование аудиторской деятельности..................... 23
Глава 3 Особенности развития аудита зарубежном......................................... 25
3.1 История развития аудита зарубежных стран на примере США............... 25
3.2 Сравнение организации и регулирования аудиторской деятельности в России и развитых стран.....................................................................................
29
Заключение.......................................................................................................... 35
Список литературы..............................................................................................

Файлы: 1 файл

АУДИТ.docx

— 65.77 Кб (Скачать)

    Хотя  для коллектива АО «Инаудит» распад фирмы и был потрясением, но в целом для развития аудита в стране это событие не стало роковым. Наоборот, на месте одной компании возникло множество аудиторских фирм. Что касается названия, то оно сохранилось, под ним по-прежнему действуют фирмы в Москве и Санкт-Петербурге.

    Второй  этап становления аудита в нашей  стране пришелся на 1989-1991 гг., когда  была предпринята попытка принять  законодательный акт об аудиторской  деятельности в СССР. После принятия Законов «О предприятиях в СССР», «О собственности в СССР» и особенно Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» в стране появились различные коммерческие структуры, в том числе аудиторские фирмы.

    Среди отечественных аудиторских фирм, возникших в те годы («Контакт», «Руфаудит», «Ленаудит», «Мосаудит», АО «Балтийский аудит», «Питерконто», МКД, кооператив «Аудитор», ТОО «Ленбанкаудит», «Информаудит» и др.), следует отметить фирмы «Контакт» и «Руфаудит», которые по организации работ, сбора информации стали эталоном для других аудиторских фирм.

    В учредительных документах указанных  фирм предусматривались: проведение проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий любых организационно-правовых форм и видов собственности с  целью подтверждения достоверности  и реальности их финансовой отчетности; предоставление консультаций по различным  вопросам финансовой, правовой, хозяйственной  и коммерческой деятельности, включая  бухгалтерский учет, налогообложение, управление финансовой деятельность и  т.п.

    В январе 1990 г. сформировалось СП «Эрнест энд Янг Внешаудит». Предметом его деятельности стало проведение аудиторских проверок на совместных предприятиях, а также на любых предприятиях, фирмах, в организациях по их просьбе. Кроме того, в уставе СП предусматривались консультации, обучение персонала и т.д. Таким образом, уже в 1990 г. на аудиторском рынке СССР появилась крупнейшая межконтинентальная аудиторская фирма, входящая в так называемую «большую шестерку» («большая шестерка» – общепринятое собирательное имя фирм Arthur Andersen, KPMG, Ernst & Yong, Coopers & Lybrand, Deloitte & Touche, Price Waterhouse;  с 1998 г. – “большая пятерка”). Создавались аудиторские фирмы и в других союзных республиках. Одновременно формировались общественные организации бухгалтеров и аудиторов. Так, большим событием для финансовых работников стало проведение 8 декабря 1989 г. учредительной конференции Ассоциации бухгалтеров СССР.  

    Появление акционерных обществ, кооперативов, совместных предприятий других хозяйственных  структур, присущих рынку, а также  аудиторских фирм потребовало разработки нормативных законодательных актов. В связи с этим Министерство финансов СССР, в частности его Контрольно-ревизионное  управление, по указанию Правительства  СССР, а затем и в соответствии с Постановлением Верховного Совета СССР от 17 октября 1989 г. приступило к разработке концепции реорганизации финансового контроля в стране. Решено было подготовить проект постановления Совета Министров СССР по этому вопросу. Для подготовки проекта сформировалась группа специалистов. В начале августа 1989 г. проект был готов и направлен на рассмотрение советам министров союзных республик.

    Проектом  постановления Совмина СССР предусматривалось  создать в нашей стране сеть хозрасчетных аудиторских организаций (фирм) для  проведения ревизий и проверок финансово-хозяйственной  деятельности за плату по договорам  с государственными, кооперативными и арендными предприятиями и  организациями, акционерными обществами, межотраслевыми ассоциациями, концернами, совместными предприятиями с  участием иностранного капитала и другими  хозрасчетными предприятиями и  организациями. С этой целью предлагалось организовать при Министерстве финансов СССР и министерствах финансов республик  палаты аудиторских организаций, возложив на них функции создания аудиторских  фирм, координации и контроля за их деятельностью. Палатам предоставлялось право выдавать (прекращать) лицензии на аудиторскую деятельность и определять в установленном порядке размер платы за предоставленные услуги.

    В 1990 г. было выбрано правильное направление, и многие идеи тех лет были реализованы в Указе Президента от 22 декабря 1993 г. «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации». Однако судьба этого проекта, как и других проектов о создании аудиторской службы в СССР, была одинакова: они так и не были приняты Советом Министров СССР.

    Началом третьего этапа становления аудита в России условно можно считать 5 декабря 1991 г. В этот день Е.Т. Гайдар поручил Министерству экономики и финансов РСФСР совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами рассмотреть вопрос о создании аудиторской службы как одного из важных направлений перестройки системы финансового контроля в республике и дать предложения по проблеме в целом.

    А в стране, несмотря на отсутствие законодательной  базы, бурно развивался аудит: появлялись все новые и новые аудиторские  фирмы, причем не только в Москве и Санкт-Петербурге, но практически во всех крупных городах. Имелось уже около 800 аудиторских фирм. В Москве под видом совместных предприятий открыли свои филиалы крупнейшие межконтинентальные аудиторские фирмы «Делойт и Туш», «Артур Андерсен», «Эрнест и Янг», «Куперс и Лойбренд» и др.

    Развернулась  подготовка аудиторов. Здесь активную роль взяли на себя крупнейшие ВУЗы (Академия народного хозяйства, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова и др.). Были организованы курсы аудиторов в Рязани, Владивостоке, Санкт-Петербурге, Казани, Уфе, Краснодаре и других городах.

    Таким образом, можно говорить, что к  середине 1992 г. аудит в России был создан. Однако без нормативной базы развиваться дальше такая служба не могла. Принятие специального законодательного акта стало задачей номер один.

    Проект  Закона «Об аудиторской деятельности», подготовленный в соответствии с  поручением Е.Т. Гайдара от 5 декабря  1991 г. КРУ Минфина России и согласованный с Минюстом, МВД России, Прокуратурой, Государственной налоговой службой, ГКАП и Правительством Москвы, был направлен в Правительство России 11 февраля 1992 года. 12 ноября 1992 г. проект был доработан с учетом сделанных замечаний, согласован все с теми же ведомствами и направлен Президенту РФ, который внес его на рассмотрение в Верховный Совет РФ, где были образованы соответствующие структуры для его рассмотрения. Наиболее важной среди них стал Международный консультативный комитет по развитию бухгалтерского учета и аудита Российской Федерации (МКК). Он был создан 29 июля 1992 г., в его состав помимо отечественных специалистов, вошли представители ООН, Европейской комиссии, Мирового банка и др.

    Итак, проект Закона был внесен Президентом  РФ на рассмотрение в Верховный Совет  РФ и только 15 февраля 1993 г. Президиум принял решение об организации обсуждения проекта. Совет республики ВС РФ принял проект закона в обоих чтениях. Затем последовали письма Президента РФ в Верховный Совет, в которых отмечалось, что подписание Закона «Об аудиторской деятельности» станет возможным только после внесения в него принципиальных изменений и дополнений.

    7 октября 1993 г. Президент РФ издал Указ № 1598 «О правовом регулировании в период поэтапной конституционной реформы в Российской Федерации», в соответствии, с которым Государственное правовое управление Президента РФ подготовило проект Указа Президента «О регулировании аудиторской деятельности в Российской Федерации», основой которого послужил все тот же проект Закона. Таким образом, 22 декабря 1993 г. Президент РФ подписал Указ, которым утвердил «Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации», вступившие в силу с момента опубликования Указа, т.е. с 29 декабря 1993 г.

    Однако  для окончательного правового закрепления  аудиторской деятельности в России  нужен Закон. Необходимость его разработки подчеркнута и в Указе Президента от 22 декабря 1993 г. Да, в свое время Временные правила сыграли важную роль в становлении аудита, но на данный момент они уже не отражают в полной мере ни практику ведущих российских аудиторских организаций, ни мировой опыт в этой области деятельности. Более того, они не соответствуют потребностям развития системы рыночных отношений.

    Очевидно, что с принятием Закона сфера  аудиторских услуг приобретет принципиально  иной характер, т.е. начнется новый этап в развитии аудита в России.  

    2.2 Регулирование аудиторской  деятельности в  России 

    2.2.1 Государственное  регулирование аудиторской  деятельности

    Поскольку результаты аудиторской проверки являются основой множества экономических  решений, в этот процесс вмешивается  государство, устанавливая нормы, нормативы  аудита, осуществляя регистрацию  аудиторов и аудиторских фирм и контроль за их деятельностью.

    В Российской Федерации для регулирования  аудиторской деятельности согласно закону №119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»  создается уполномоченный федеральный  орган государственного регулирования  аудиторской деятельности.

    Функции федерального органа осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством РФ. Положение о федеральном органе утверждает Правительство РФ.

    Основные  функции уполномоченного федерального органа:

  • издание в пределах своей компетенции нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность;
  • организация разработки и представление на утверждение Правительству РФ федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;
  • организация системы аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в РФ, лицензирование аудиторской деятельности;
  • организация системы надзора за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами лицензионных требований и условий;
  • контроль за соблюдением аудиторскими организациями(аудиторами) федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;
  • определение объема и разработка порядка представления уполномоченному федеральному органу отчетности аудиторских организаций (аудиторов) и финансовой отчетности;
  • ведение государственных реестров аттестованных аудиторов, профессиональных аудиторских объединений и учебно-методических центров;
  • аккредитация профессиональных аудиторских объединений.

    В целях учета мнения профессиональных участников рынка аудиторской деятельности создается совет по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе. Положение о совете по аудиторской деятельности утверждается руководителем уполномоченного федерального органа.

    Совет по аудиторской деятельности:

  • принимает участие в подготовке и предварительном рассмотрении основных документов аудиторской деятельности и проектов решений уполномоченного федерального органа;
  • разрабатывает федеральные правила, (стандарты) аудиторской деятельности, пересматривает и выносит на рассмотрение уполномоченного федерального органа;
  • рассматривает обращения и ходатайства аккредитованных профессиональных аудиторских объединений и вносит соответствующие рекомендации на уполномоченного федерального органа;
  • осуществляет иные функции в соответствии с положением о совете по аудиторской деятельности.

    Члены совета по аудиторской деятельности утверждаются руководителем уполномоченного  федерального органа по представлению  аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, федеральных  органов исполнительной власти, научных  организаций и высших учебных  заведений.

    В состав совета по аудиторской деятельности должны входить представители государственных  органов, Центрального банка РФ и  пользователей аудиторских услуг.

    Из  основных функций уполномоченного  федерального органа и совета по аудиторской  деятельности видно, что важное значение имеют разработка и внедрение в практику стандартов аудиторской деятельности.

    Правила (стандарты) аудиторской деятельности – это нормативные документы, регламентирующие единые требования к осуществлению и оформлению аудита и сопутствующих ему услуг, а также  оценке качества аудита, к порядку подготовки аудиторов и к оценке их квалификации.

    Аудитору  предоставлена возможность и  право самому определять методы проведения проверки и выражать свое мнение в  аудиторском заключении о достоверности  финансовой отчетности экономического субъекта. Но высказывая личное мнение, аудитор свою деятельность должен осуществлять в соответствии с определенными  профессиональными правилами, выработанными  с помощью обобщения международного и национального опыта. Такими правилами, описывающими основополагающие приемы и принципы, которыми необходимо руководствоваться  аудитору при проведении проверки, и являются стандарты аудиторской  деятельности.

    Применение  правил (стандартов) аудиторской деятельности обеспечивает признаваемость российского аудиторского заключения зарубежными пользователями российской экономической информации. 

Информация о работе История развития аудита