История бухгалтерского учета в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 13:42, курсовая работа

Краткое описание

в работе рассказывает об истории бухучета с древности до наших дней

Оглавление

Введение.
Глава I. Учет в древнем мире.
1.1. Учет в первобытном обществе.
1.2. Египет.
1.3. Месопотамия.
1.4. Греция.
1.5. Эллинизм.
1.6. Рим
Глава II. Развитие бухучета в Средневековье и в Новое время.
2.1. Лука Пачоли - "отец современного учета".
2.2. Бухгалтерский учет после Пачоли.
Глава III. Формирование и становление бухгалтерского учёта в России.
3.1. Бухгалтерский учет в Дореволюционной России.
3.1.1. Начало оперативного учета.
3.1.2. Тройная «русская» бухгалтерия.
3.1.3. Усовершенствование двойной бухгалтерии.
3.2. Бухгалтерский учет в СССР.
3.2.1. Первые два этапа: попытка стабилизации хозяйства и эпоха военного коммунизма (1917—1921).
3.2.2. Нэп и реставрация традиционной системы бухгалтерского учета
(1921—1929)
3.2.3. Деформация принципов бухгалтерского учета (1929—1953).
3.2.4.Совершенствование производственного учета, анализ его организационных структур и распространение механизированной обработки экономической информации (1953—1984).
3.2.5.Перестройка всех социально-экономических отношений в стране, попытка возрождения классических принципов бухгалтерского учета (1984—1992).

3.3. Бухгалтерский учет в современной России.
3.3.1. Программа реформирования бухгалтерского учета.
Заключение.
Литература.

Файлы: 1 файл

история бухучета.doc

— 314.00 Кб (Скачать)

      Сохранившиеся данные промышленного учета показывают, что калькуляции в то время не было. В промышленном производстве, которое работало на рынок, результаты хозяйственной деятельности определялись в целом по предприятию путем сопоставления всех расходов со всеми доходами.

      Банковский  учет, по мнению большинства авторов, целиком восходит к афинскому прототипу.

      О важнейшем значении кредита в  экономике Древнего Рима свидетельствует  место, которое было отведено процедуре  истребования долга в знаменитых законах XII таблиц (451 -450 до н.э.).

      Согласно  их предписаниям должнику, не погасившему в срок своих обязательств, предоставлялось 30 льготных дней, в течение которых он мог уплатить долг. По истечении этого срока, если незадачливый дебитор оставался должником государства, то его (должника) продавали вместе со всем его имуществом в рабство за границу. Если же кто-либо не исполнял своих обязательств перед частным лицом и не представлял свидетелей в доказательство уплаты им долга и при этом никто не желал вступиться за него на правах поручителя, то кредитор по решению суда мог увести с собой должника и держать у себя как раба. При этом статьей 3 таблицы III Закона предписывалось наложить на должника «колодки или оковы весом не менее, а если пожелает (кредитор), то и более 15 фунтов». Во время заточения неплательщик должен был питаться за свой счет. В противном случае закон позволял кредитору ограничиться выдачей ему одного фунта муки в день. В течение шестидесяти дней с момента заточения должника три раза выводили на рынок и громко спрашивали, не сжалился ли кто над ним. Если все было безуспешно, то кредиторы имели право убить должника и разделить между собой его труп. Это символизировало, что должник заплатил по обязательствам тем, чем мог. «В третий базарный день — гласила статья 6 таблицы III — пусть разрубят должника на части, и если отсекут больше или меньше, то пусть это не будет вменено им в вину».

      Такое варварское, отношение к погашению  обязательств имело под собой  глубокую теоретическую подоплеку. Дело в том, что древнеримское  гражданское право не различало должника как пассивного субъекта обязательства и его имущество как объект права требования. Эти понятия смешивались и в теории, и на практике. Объект и субъект долга составляли в представлении древнеримских юристов одно целое. Поэтому в случае неуплаты дележу подлежали как имущество должника, так и он сам.

      Впрочем, кредиторы имели право продать  злостного неплательщика вместе с семьей и имуществом в рабство, но только за границу, так как свободный  гражданин Рима по закону мог быть разрублен на куски за неуплату долга, но не мог быть рабом на своей земле.

      Таким образом, древнеримское законодательство решало проблемы неплатежей и воспитывало  уважение к данным бухгалтерского учета.

      На  первый взгляд система учета, применявшаяся  в стране, была четкой и эффективной. Римляне гордились своим учетом, ценили его. Его часто называли «ratio», что означало не только учет, а и определенный порядок, систему, разум, отсюда происходит и хорошо знакомое нам слово рационализация. Но при всей рациональности коррупция была обычным явлением в жизни римлян.

      Учет  прочно вошел и в культурную жизнь  Рима. В литературе, в театре часто  встречаются сравнения, ссылки на бухгалтерскую  практику.

      Таким образом, рассматривая панораму учета в древности, можно сделать вывод:

  1. что учет в Египте был совершеннее, чем в первобытном обществе,
  2. в Месопотамии - лучше, чем в Египте,
  3. у эллинов эффективнее, чем у людей Вавилона,
  4. а в Риме — систематизированнее, чем у греков.

      Вместе  с тем учет в древнем мире больше всего стремился к констатации  фактов хозяйственной жизни. И не случайно инвентаризация и прямая регистрация имущества лежат в его основе. Прямая регистрация означала указание на конкретный объект: «Смотрите, — говорил человек древнего мира, — вот стол, вот дом, вот корова, вот... и т.п.». Это и были факты, и прямая их констатация.

Со временем появится регистрация косвенная. Счетный  работник вместо конкретного учетного объекта будет фиксировать данные из так называемых первичных документов. И с этого момента учетные  сведения и фактическое положение  дел перестанут быть адекватными. Бухгалтерия станет только вероятной, а инвентаризации будут указывать на репрезентативность данных. Чем больше будут совпадать результаты проверки наличия ценностей с данными текущего учета, тем полезнее для практики учет и бесполезнее инвентаризация, и наоборот. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II. Развитие бухучета в Средневековье Новое время

Наиболее  развит учет был в Англии. (В основу была положена инвентарная опись, которая  называлась "Книга страшного суда" 1086 г.). Зародился регистр шахматной  формы, В Англии была развита система  учета кассовых операций. Велись книги, где в одной части записывали приход, во второй - расход.

В Северной Италии около 1250-1350 гг. появляется система  Двойной записи. Суть Двойной записи (двойной бухгалтерии) - введение в простую бухгалтерию счета собственных средств. В результате все факты хозяйственной жизни дважды отражаются в учете.

В средневековье  формируются две основные парадигмы  учета - камеральная и простая бухгалтерия. Первая исходила из того, что основным объектом учета является касса и ожидаемые поступления, а также выплаты из нее. Вторая предполагала учет имущества, включая кассу, а доходы и расходы становились для бухгалтера искомыми. Но, так или иначе рост товарного хозяйства выдвигал на первое место учет денежной наличности и денежных обязательств (векселей, чеков). 

2.1. Лука  Пачоли - "отец  современного  учета" 

     Известный  философ  Оскар   Шпенглер (1880-1936)   считал, что   современная  цивилизация   возникла  благодаря  усилиям   трех  великих  людей - Христофора  Колумба (1451-1506), Николая  Коперника  (1473-1543) и  Луки  Пачоли (1445-1517). По  иронии  судьбы  все знают Колумба и Коперника, но  довольно  мало  кто слышал  о Пачоли - великом математике  и отце  современного  учета, зародившегося в XIII -XV вв.  в городах северной  Италии, там, где формировалась рыночная  экономика. Сейчас  очевидно, что  без  учета  хозяйство  многих  стран  не  могло  бы  развиваться, ибо  как  стало  теперь  общепризнанным: учет - это  язык  хозяйственной  деятельности, язык  бизнеса.

     Хотя  вот  уже  пятьсот   лет, как  этот  язык  развивается, усложняется  и  совершенствуется, имя  человека, впервые  его  описавшего, внесшего  огромный  вклад  в  становление  современного  общества, все  еще  остается  в  тени.

     Лука  Пачоли  родился  в   маленьком  городке  Борго   Сен-Сеполькро. В  этом  городе  жил и работал один  из  великих художников - Пьеро делла Франческа (1416-1492), учеником  которого  и стал  подрастающий  Лука. Мастерская  художника была  не  только  школой  живописного мастерства, но  и своеобразным "университетом культуры", где  изучали  не  только  то, как  растирать  и  разводить  краски, но  и  правила  скульптуры. архитектуры, основы  точных  наук. Именно  там  Пачоли  и  познакомился  с  математикой  того  времени. И, очевидно, понял, что  художника  из  него  не  получится, ибо был влюблен не  оттенки цвета, а в мир чисел. Любовь  к числам  и неспособность к живописи  заставили его покинуть   родной  город и переехать в Венецию. Там он  становится  воспитателем  трех  сыновей богатого  купца Антонио  де  Ромниази. Он  учит  их  и  учится  сам. Не совсем  ясно  чему  научились  ученики, но  учитель  научился  многому: от  математики  до  бухгалтерии.

     В 1470 году  Пачоли  переезжает  в  Рим и  в  1472  году   становится  монахом - францисканцем. Монашество  открыло доступ  к нужным  людям, вводило в определенную  культурную  среду, давало  необходимый досуг для научной работы. И в 1477  году  Пачоли  становится  профессором в университете  Перуджи. Начинается  эпоха чисто педагогической и  научной  деятельности, переезд  из  университета  в  университет. Судя  по  некоторым  замечаниям  о  подходе  к  образованию, он  был  хорошим  педагогом.

     В те  далекие времена люди,  получившие  образование зарабатывали  не  много, и поэтому молодежь  в массовом  порядке бросала школы, университеты  и устремлялась  к практической  деятельности, что с точки зрения  Пачоли  было  ложным  шагом. Он  искренне  полагал, что учить труднее, чем учиться, потому  что учитель все время должен  делать  выбор из  множества дидактических приемов, а ученик  получает  один, уже выбранный для него  прием. Что же  касается  науки, то  тут сложность  заключалась  в  том, что "Все. что  можно  достичь, достигнуто. все. что  мыслимо  изобрести, изобретено." И, неустанно  работая, Пачоли  в  1493  году  завершает  свой  главный  труд "Сумма  арифметики, геометрии. учения  о  пропорциях  и  отношениях". В 1494  году  эта  книга, над  которой  Пачоли  трудился  тридцать  лет, вышла  из  печати  в  Венеции. Для  нас  особенно  важен  в  "Сумме" трактат XI "О  счетах  и  записях", ибо  это  было  первое  описание  двойной  бухгалтерии - основы  экономической  деятельности  современного  предприятия.

     Выход  книги умножил  славу   Пачоли  как  первого  математика  эпохи.

     Лука  Пачоли  жил  в  эпоху,  которая, по  словам  Ф.Энгельса, нуждались  в  титанах,  и   породила  титанов. Эта  эпоха   получила  название  Ренессанса. Предполагалось, что люди  стряхнули с себя  пыль  средневековья и воскресили  добрые  светлые времена античного мира. Родилась  великая наука, раздвинулся мир, океан. Соединяющий все части познанного  Света, стал  внутренним  морем  Земли, а  бесстрашные  мореходы  проложили  дороги  между  континентами. Родилась  наука, предвещавшая  новую  жизнь. Счет, решение всех и вся задач, требующих исчисления, составляет смысл жизни Пачоли. Он начитан в литературе, знает предшественников, мыслит символически, за цифрами видит что-то необыкновенное. Вот, например, число - три. Это не случайность, по мнению Пачоли, ибо в природе все состоит из  трех элементов: три проявления духа – интеллект, память, воля; три континента - Европа, Африка, Азия; три основных металла - золото, серебро, медь; три психических проявления души - пробуждение, чувственность, ум;, три греха - жадность, расточительность и гордыня; три вида искупления - жертвенность, раздача милостыни, молитва; три степени покаяния - раскаяние, исповедь, искупление; три врага души человеческой - дьявол, мир, плоть; три элемента арифметики - число, вес, мера; три основных регистра (книги) в бухгалтерском учете - памятная (мемориал), журнал и Главная.                                                              

     Обычно значимость трудов Пачоли  связывали с описанием двойной  бухгалтерии. Это правда, но не  вся. Попытаемся перечислить основные  его достижения, провести как  бы историческую инвентаризацию  его бухгалтерского наследия.

Прежде  всего, Пачоли должен быть отмечен как  человек, сформулировавший две цели учета:

1) получение  информации о состоянии дел,  ибо учет следует вести так, "чтобы можно было без задержки  получать всякие сведения как  относительно долгов, так и требований;

2) исчисление  финансового результата, ибо "цель  всякого купца состоит в том,  чтобы приобрести дозволенно  соответственную выгоду для своего содержания".

     Первая цель приводила к трактовке  всего, что писал Пачоли о  бухгалтерском учете, как фиксации действий и событий, происходящих  на предприятии, для управления им. В самой "Сумме" можно встретить разбор множества чисто коммерческих задач, решение которых требует от администратора или собственника учетных знаний.         

     Вторая цель не приводит к формированию того, что получит название финансового учета, но подчеркивает роль прибыли не столько как показателя, оценивающего успешность хозяйственной деятельности, сколько как средства, ограничивающего рост цен, и обуздания непроизводительного и расточительного потребления купцов, с одной стороны, и пресечения эксплуатации покупателей, с другой. Здесь Пачоли не оригинален и, в сущности повторяет  идеи  Св. Фомы Аквинского (1225-1274), который считал, что цена должна быть справедливой, понимая под ней себестоимость и прибыль, которая обеспечивает прожиточный минимум купца (минимум соответствует общественному положению того или иного купца).    

Обе цели, стоящие перед учетом, достигаются  с помощью счетов и двойной  записи. "Счета - писал Пачоли, - суть не более как надлежащий порядок, установленный самим купцом, при удачном применении которого он получает сведения о всех своих делах и о том, идут ли эти дела его успешно или нет", т. е. план счетов, говоря нашим языком, должна составлять администрация и она же должна приспосабливать его к целям анализа хозяйственной деятельности и управлению ею. Но счета только элементы системы, а  связи    между этими  элементами, т.е. счетами  раскрываются  благодаря  двойной  записи.

     И  тут  мы  подходим  к главному  в творческом  наследии  Пачоли - описанию  двойной записи. В ней заложены  два основных  положения, получивших  название  постулатов  Пачоли:

Информация о работе История бухгалтерского учета в России