Инвестиции в человечиский капитал

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 05:19, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы не вызывает сомнений так как у каждого человека в жизни есть свои цели, связанные с различными областями. Любая организация нуждается в квалифицированных кадрах. Чем выше профессионализм работника, богаче практический опыт, глубже теоретические знания, тем эффективнее (качественнее и быстрее) он будет выполнять свою работу. Соответственно, тем большую ценность он будет представлять для предприятия. Поэтому вполне логично предположить, что подготовка, переподготовка, повышение квалификации сотрудников является не тяжким бременем, которое ложиться непомерным финансовым грузом на плечи работодателя, а условием успешной реализации планов, которые стоят перед организацией.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические основы проблемы вложения инвестиций в
человеческий капитал.

1.1. Определение сущности проблемы вложения инвестиции в
человеческий капитал ……………………………………………………5

1.2. Факторы эффективности инвестиций в человеческий капитал ……..7

Глава 2. Исследование проблемы вложения инвестиций в человеческий
капитал.

2.1. Сравнительный анализ проблемы эффективности вложения
инвестиций в человеческий капитал в России и США ………………..12

2.2. Рекомендации по проблеме инвестиции в человеческий капитал …26

Заключение ………………………………………………………………………...30

Список литературы ……………………………………………………………..…32

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Инвестиции в человеческий капитал.doc

— 410.50 Кб (Скачать)

Из таблицы видно, что наибо­лее предпочтителен, как для общества, так и для отдельной личности, государственный способ на­копления человеческого капитала, потому что, во-первых, все уровни образования оказываются востребованными (все нормы отдачи превышают альтернативные инвестиции в физический капи­тал); во-вторых, издержки сторон близки по своим значениям и, в-третьих, нормы частной и соци­альной отдачи практически равны.

Социальная справедливость и экономические интересы всех сторон в данном случае дополняют друг друга, и это был бы тот консенсус, который в период "государства всеобщего благоденствия" 60-70-х годов не требовал дополнительной аргу­ментации. Сейчас мы живем в условиях, когда не только государство пытается не оптимизировать свои расходы и доходы, а минимизировать расхо­ды, максимизируя при этом свои доходы, но и ча­стные интересы отдельной личности действуют в том же направлении. Поэтому практически все правительства стремятся перейти к смешанному способу накопления человеческого капитала, предполагающему возложение части издержек обучения на потребителей. Общество же оказы­вает этому сильное противодействие, так что можно говорить о конфликте сторон.

                Глубина этого конфликта тем глубже, чем дальше общество уходит от оптимального соот­ношения расходов и доходов сторон. Поэтому весьма актуальной становится задача поиска гра­ниц допустимого интервала участия обеих сторон в этом накоплении. Данная задача представляется как область равных доходностей для личности и государства с последующим определением опти­мального соотношения их инвестиций в повыше­ние человеческого капитала. Равные доходы сто­рон не обязательно должны предполагать их рав­ные расходы: это зависит от существующего механизма обобществления части прибавочной стоимости, созданной за счет большего человече­ского капитала, то есть налоговых доходов. Глав­ное, они должны подразумевать доходы, пропор­циональные расходам. Назовем это принципом равных доходов.

Проиллюстрируем точку равных доходов на зависимостях (рис. 2.1.1.) "норма отдачи-процент участия в накоплении капитала" (оплате стоимо­сти обучения) для разных объемов человеческого капитала (уровней образования)

            Государственное участие, %

Рис. 2.1.1. Эффективность государственных и частных инвестиций в накопление человеческого капитала по уровням об­разования в США.

 

              Этот оптимум на разных этапах накопления человеческого капитала (уровнях образования) будет обеспечиваться различным соотношением государственных и частных инвестиций. Так, при получении индивидуумом среднего образования (оптимум находится в диапазоне 102% на рис. 2.1.1.а) наиболее эффективна и справедлива в социаль­ном плане будет модель, предусматривающая со стороны государства 100%-ную оплату образова­ния и незначительную компенсацию индивиду­альных издержек учащегося (льготная учебная литература, питание). При этом на самом уча­щемся (семейном бюджете) остается подавляю­щая часть индивидуальных и вся сумма косвен­ных издержек. При получении высшего образо­вания оптимальной будет модель (см. рис. 2.1.1.б), предусматривающая оплату государством 80% стоимости этого уровня образования, а оставшуюся часть должны оплачивать сами учащиеся; на студентов также полностью ложатся индивиду­альные издержки.

Относительно косвенных издержек (упущен­ных заработков за период обучения) следует за­метить, что при переходе на каждую следующую ступень образования они резко возрастают. Сле­довательно, желательно частичное участие в них государства в виде стипендий для стимулирования образовательного выбора индивидуума. В систе­ме послевузовского образования оптимум (см. рис. 2.1.1.) существенно смещается за границы пол­ной оплаты государством стоимости этого уровня образования в диапазон 120%, то есть система го­сударственного финансирования должна предпо­лагать значительные компенсации косвенных из­держек молодых ученых, а также долевое учас­тие в индивидуальных издержках (оплата части стоимости проживания, научной литературы). При этом за соискателями ученой степени все равно остается большая часть косвенных и инди­видуальных издержек.

Можно сделать вывод, что наиболее эффек­тивная модель накопления человеческого капи­тала предполагает в системе среднего и послеву­зовского образования как минимум полную опла­ту государством образовательного процесса, а в системе высшего образования - частичное софи-нансирование со стороны учащихся. При этом аб­солютно неправомочно будет говорить о бес­платном для человека способе накопления его ка­питала (табл.2.1.4.).

  Следующее правило оптимального учас­тия сторон в процессе накопления человеческого капитала: наиболее эффективным способом это­го накопления будет такой, при котором соотно­шение доходов личности и государства пропорци­ональны понесенным издержкам.

Таблица 2.1.4.

Издержки сторон при накоплении человеческого капитала с соблюдением принципа "равных дохо­дов" в США

Уровень образования

 

Годовая норма отдачи, %

 

Годовые издержки тыс. долл./человек

 

Доля в совокупных издержках, %

 

частная

 

социальная

 

индивидуума

 

государства

 

индивидуума

 

государства

 

1

2

3

4

5

6

7

Среднее Высшее Послевузовское

 

11.1 9.5

7.3

 

11.1 9.5

7.3

 

11.5 23.1

22.3

 

7.8

16.0

30.9

 

59.6

59.2

41.9

 

40.4

40.8

58.1

 

                  Анализируя равные годовые нормы отдачи (табл. 2.1.4.), - назовем их равновесными, - можно увидеть, что величина этих норм находится в об­ратной, причем линейной, зависимости от объема человеческого капитала. Эта зависимость была сформулирована как закон снижающейся пре­дельной отдачи при наращивании человеческого капитала. Мотивация такова: каждое последую­щее приращение человеческого капитала будет производить все меньшее приращение произво­дительности труда. Следовательно, у работников одновременно с ростом издержек на увеличение своего капитала будет уменьшаться отдача, то есть индивидууму выгодно инвестировать при­рост своего капитала только до определенного объема (количества лет обучения), пока будет со­храняться превышение нормы отдачи над эффек­тивностью инвестиций в физический капитал.

Рис. 2.1.2. Зависимость эффективности частных инвестиций Rч, от количества лет обучения n  в: А) рыночной модели, Б) равновесной модели.

  Сформулировав данный закон, авторы не смогли предложить инвестиционной модели, сти­мулирующей востребованность всех уровней об­разования. Они ограничились лишь выводом о необходимости рыночного подхода ко всей систе­ме после среднего образования. Но если следо­вать этой логике (например, 100%-ной оплате го­сударством среднего образования, 50% - высшего и послевузовского), тогда уровень послевузовско­го образования становится инвестиционно непри­влекательным для человека. На рис. 2.1.2.а он отсека­ется горизонтальной прямой Rфиз (норме отдачи от инвестиций в физический капитал). Равновес­ная же модель, предлагаемая нами (см. рис. 2.1.2.б), сдвигает эту зависимость вправо, поднимая ее над критическим уровнем инвестиционной привлека­тельности и делая послевузовское образование также инвестиционно привлекательным.

Рассчитаем теперь нормы отдачи и оптимум инвестиционного участия субъектов данного про­цесса для России. Основные особенности - "плос­кая" шкала налогообложения, а также то, что су­щественная часть заработной платы (по оценкам большинства экспертов - около 40%) является скрытой, теневой, значительно снижающей дохо­ды государства, а соответственно и социальную норму отдачи. Серьезную трудность представля­ет также отсутствие статистических наблюдений по возрастам и уровням образования работников, занятых в промышленности. Поэтому статисти­ческую выборку по средней начисленной зара­ботной плате будем производить по должностям, подразумевая 100%-ное соответствие профессио­нальных требований уровню их образования: на­пример, инженер, мастер - высшее образование; машинист, аппаратчик - среднее специальное об­разование; слесари-ремонтники, каменщики, плотники и т.д. - начальное профессиональное образование; лаборант, оператор - полное общее среднее образование; грузчик, кочегар, подсоб­ный рабочий - основное общее среднее образова­ние; отдельно по основным отраслям промыш­ленности с последующим агрегированием в сред­ невзвешенные (от удельного веса занятых) заработки по промышленности (табл. 2.1.5).

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.1.5.

Различия в годовых начисленных заработках по уровню образования и отдельным отраслям россий­ской промышленности, 2008 г., тыс. руб.

Отрасль

 

Уровень образования

 

Прирост заработков по образованию, % (5 : 1)

 

1.неполн. среднее общее

 

2.полное среднее

 

З.ПТУ

 

З.СУЗ

 

5. ВУЗ

 

Нефтедобывающая

 

47.4

 

68.9

 

87.9

 

113.9

 

175.2

 

370

 

Нефтеперерабатывающая

 

31.5

 

50.3

 

58.2

 

68.2

 

95.1

 

300

 

Нефтехимическая

 

16.6

 

24.5

 

29.2

 

34.4

 

53.4

 

320

 

Газовая

 

43.9

 

66.5

 

92.0

 

153.2

 

207.9

 

475

 

Угольная

 

67.2

 

69.9

 

72.8

 

81.2

 

86.7

 

130

 

Черная металлургия

 

38.4

 

46.2

 

58.3

 

69.9

 

83.1

 

215

 

Хлебопекарная

 

27.3

 

29.1

 

32.3

 

36.9

 

51.1

 

185

 

Мясная

 

20.9

 

24.1

 

28.9

 

34.8

 

48.4

 

230

 

Молочная

 

22.8

 

23.9

 

26.0

 

33.7

 

42.8

 

190

 

Средневзвешенная

 

36.5

 

45.1

 

54.2

 

66.8

 

88.1

 

240

 

Рассчитано по: Промышленность России. 2008. Госкомстат России. М., 2008. С. 115-118, 136-139.

Как видно из табл. 2.1.5. взаимосвязь заработков и уровня образования работников несмотря на су­щественные различия по отраслям в целом, до­статочно устойчивая. Нетрудно заметить, что прирост заработков по образованию варьирует по отраслям в зависимости от трудоемкости про­изводств: меньше там, где выше доля физическо­го труда, и больше в тех отраслях, где доминирует машинный труд. Следует подчеркнуть также, что средний прирост заработков по образованию в отечественной промышленности почти в два раза меньше, чем в экономике США (240% в России против 460% в США).

              Статистическая база Госкомстата не позволя­ет дифференцировать заработки по возрасту работающих, то есть определить прирост заработ­ной платы по производственному опыту, поэтому мы вынуждены рассчитывать пожизненные дохо­ды работающих без учета изменений в течение жизненного цикла. Это первое, и, по нашему мне­нию, самое сильное допущение (и упущение). Во-вторых, расчеты произведем по трем образова­тельным траекториям индивидуума (хотя их мо­жет быть больше): первая - очерчена ранним вхождением в систему профессионального обра­зования (неполная средняя школа, ПТУ, вуз) и по­следовательным прохождением этих ступеней, вторая - с промежуточным средним профессио­нальным образованием (полная средняя школа, техникум, вуз), третья - традиционная (полная школа, вуз). В-третьих, индивидуальные издержки при получении профессионального образования рассчитываются в условиях проживания индивиду ума вне дома, стоимость обучения - среднегодовая величина между нормативом бюджетного финан­сирования и стоимостью внебюджетного обуче­ния в ценах 2000 г. Данные для расчетов эффек­тивности инвестиций представлены в табл. 2.1.6.

Таблица 2.1.6.

Издержки и доходы накопления человеческого капитала в России в ценах 2008 г.

Уровень образования

 

Число лет обучения по образовательной траектории

 

Число

лет работы

 

Среднегодовые издержки, тыс. руб./человек

 

Пожизнен­ные доходы, тыс. руб.

 

Налоговые поступления, тыс. руб.

 

1

 

2

 

3

 

стоимость обучения

 

индивиду­альные

 

косвенные

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Неполное среднее общее

 

9

 

9

 

9

 

50

 

4.2

 

2.2

 

0

 

1590

 

235

 

Полное среднее общее

 

 

 

2

 

2

 

48

 

4.8

 

2.8

 

31.7

 

1885

 

280

 

ПТУ

 

3

 

 

 

 

 

47

 

7.2

 

9.2

 

39.2

 

2215

 

330

 

СУЗ

 

 

 

3

 

 

 

45

 

9.3

 

15.2

 

39.2

 

2615

 

390

 

ВУЗ

 

5

 

4

 

5

 

42

 

12.5

 

19.4

 

47.1

 

3240

 

480

 

Вуз по 2

траектории

 

 

 

 

 

41

 

 

12.5

 

 

19.4

 

 

58.1

 

 

3140

 

 

470

 

 

Вуз по 3

траектории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

43

 

 

12.5

 

 

19.4

 

 

39.2

 

 

3300

 

 

490

 

 

Информация о работе Инвестиции в человечиский капитал