Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 17:40, курсовая работа
Целью данной работы является систематизация теоретических и практических аспектов учета готовой продукции и ее продажи.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть нормативное регулирование учета готовой продукции;
2) проанализировать особенности учета и оценки готовой продукции;
3) рассмотреть особенности учета расходов на продажу;
4) выявить особенности учета реализации готовой продукции и финансовых результатов;
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы учёта готовой продукции и её реализации…………...5
1.1. Понятие готовой продукции и её оценка…………………………………5
1.2. Нормативное регулирование учета готовой продукции………………..7
2. Методика учета готовой продукции и ее реализации…………………………9
2.1. Учёт выпуска готовой продукции и её отгрузки……………………….9
2.2. Учёт готовой продукции по плановой (нормативной) оценке…………11
2.3. Учёт коммерческих (непроизводственных) расходов Учёт и распределение расходов на продажу………………………………………………13
2.4. Учёт реализации продукции, работ и услуг Определение финансового результата от продажи.. .…………………………………………………19
2.5. Учёт и инвентаризации готовой и отгруженной продукции…………..25
3. Раскрытие информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности………...33
Заключение………………………………………………………………………….35
Список литературы……………………………
Основанием для отгрузки готовой продукции покупателям отпуска со склада служат приказы - накладные отдела маркетинга организации, в которые включены два документа: приказ складу и накладная на отпуск.
Приказ-накладная оформляется в двух экземплярах: один передается экспедитору для указания количества отправляемых мест, суммы оплаченного железнодорожного тарифа за перевозку продукции до станции покупателя; второй экземпляр остаётся у кладовщика, по нему в карточках складского учёта проставляются количества отпущенной продукции и документ передается бухгалтеру.
На основании приказа-накладной и квитанции транспортной организации бухгалтерия выписывает платёжное требование-поручение для расчётов с покупателями через банк и счет-фактуру. В нём указывается ассортимент, количество, продажная цена, стоимость тары и железнодорожный тариф, оплачиваемый покупателям.
Счёт-фактуры обязаны выписывать все предприятия и организации, реализующие товары (работы или услуги), как облагаемые, так и не облагаемые налогом на добавленную стоимость. На основании счета – фактуры начисляется НДС, подлежащий уплате в бюджет. Покупателю товаров (работ, услуг) счет – фактура необходим для возмещения НДС из бюджета.
Выписывается счёт – фактура в двух экземплярах. Первый передается покупателю, а второй остаётся у организации, продавшей товар (выполнивший работы, оказавшей услуги). Счёт – фактура может быть заполнен от руки, с использованием компьютера или пишущей машинки.
Счёт – фактуры получённые от поставщиков и выставленные покупателям в хронологическом порядке, а покупатели – номера их поступления от продавцов. У предприятий-импортеров в журнале учёта полученных счетов-фактур должны хранится грузовые таможенные декларации (ГТД) или их заверенные копии, а также платёжные документы, которые подтверждают фактическую уплату НДС таможенному органу.
Счета – фактуры, полученные от поставщиков , регистрируются в книги покупок. Не регистрируются в книге покупок счета- фактуры, которые получены:
От поставщика при безвозмездной передаче товаров (выполнении работ, оказании услуг), основных средств и нематериальных активов;
Участником биржи (брокером), который осуществляет операции по купле-продаже иностранной валюты или ценных бумаг;
Комиссионером (поверенным) от комитента (доверителя) по переданным для реализации товарам.
Счета-фактуры по материалам, которые были использованы при выполнении строительно-монтажных работ для собственных нужд, регистрируется в книге покупок в момент принятия на учёт построенного объекта. Одновременно выписывается счёт фактура на разницу между суммами НДС, начисленными на стоимость строительных работ, и суммой НДС, уплаченной продавцом.
При получении авансов в счёт предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) поставщик составляет чёт –фактуру и регистрирует её в книге продаж.
После отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) в счет уже полученных платежей в книге продаж делают корректировочную запись, которая уменьшает ранее начисленную сумму налога. Одновременно с этим поставщик выписывает счёт-фактуру (в двух экземплярах) на фактическую отгрузку и записывает его в книгу продаж.
Организация обязана выписать один экземпляр счёта-фактуры и зарегистрировать его в книге продаж в случае получения:
Финансовой помощи;
Процентов по векселям;
Проценту по товарному кредиту в части, превышающий размер процента, рассчитанной в соответствии со ставкой рефинансирования ЦБ РФ;
Страховых выплат, полученных по договорам страхования, риска неисполнения договорных обязательств контрагентов.
Данные платёжных требований ежедневно записываются в ведомости учёта реализации продукции (работ, услуг).
2.4. Учёт реализации продукции, работ и услуг. Определение финансового результата от продажи.
Учёт реализации продукции, работ и услуг
Реализация продукции производственным предприятием является важнейшим показателем объёма его деятельности. Реализацией готовой продукции завершается кругооборот средств, авансированных на производство. Она необходима для возобновления цикла производства.
Реализация продукции осуществляется в соответствии с заключёнными договорами с покупателями (заказчиками) или путем свободной продажи через розничную торговлю. В договорах указывается ассортимент ,сроки отгрузки, количество и качество продукции, цена, форма расчётов, санкции за невыполнение договорных обязательств и др.
У покупателя право собственности на приобретаемую по договору продукцию возникает с момента её передачи (ст. 223 ГК РФ). Передачей продукции признается вручение её потребителю, сдача перевозчику для отправки потребителю или сдача в организацию связи для пересылки потребителю. Продукция считается врученной покупателю с момента её фактического поступления во владение покупателя или указанного им лица. К передаче продукции также приравнивается передача на неё товаросопроводительных документов.
Моментом реализации считается или дата зачисления на расчетный счёт платежа от покупателя, или дата отгрузки (отпуска) продукции и предъявления покупателем платёжно-расчетных документов. При расчётах в порядке плановых платежей моментом реализации является дата отгрузки продукции потребителю. Конкретный вариант учёта реализации предприятие определяет самостоятельно, в соответствии со своей учётной политикой.
Реализация продукции производится организациями по следующим ценам:
По свободным отпускным ценам и тарифам, увеличенным на сумму НДС;
По государственным регулируемым оптовым ценам и тарифам, увеличенным на сумму НДС;
По государственным регулируемым розничным ценам и тарифам, включающим в себя НДС.
При учёте продукции по фактической производственной себестоимости производятся записи по счетам бухгалтерского учёта 20 «Основное производство», 43 «Готовая продукция», 45 «Товары отгруженные», 90 «Продажи», 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками».
При учёте реализации по мере оплаты покупателем расчётных документов делаются следующие записи:
Дт43 Кт20- оприходована готовая продукция на склад по фактической производственной себестоимости;
Дт 45 Кт 43- отгружена готовая продукция покупателю;
Дт 62 Кт 90- отражена выручка от продажи;
Дт 90 Кт 68- начислен НДС от выручки после отгрузки;
Дт 51 Кт 62- получены деньги от покупателей;
Дт90 Кт 45- списана фактическая производственная себестоимость отгруженной продукции.
При учёте реализации продукции по мере отгрузки и предъявления расчётных документов покупателю:
Дт43 Кт20- оприходована готовая продукция на склад по фактической производственной себестоимости;
Дт 62 Кт 90-отгружена готовая продукция и предъявлены покупателя расчётные документы по продажной цене;
Дт 90 Кт 68- начислен НДС после отгрузки;
Дт 90 Кт 43- списана фактическая производственная себестоимость отгруженной продукции;
Дт 51 Кт 62- оплачена отгруженная продукция.
Для учёта реализации продукции в бухгалтерском учёте используется синтетически счёт 90 «Продажи». Этот счёт является активно-пассивным и операционно-результатным. По дебету этого счёта учитывается себестоимость реализованной продукции и все другие расходы, покрываемые из выручки от реализации, а по кредиту счёта – только ввручка от реализации продукции. Результат от реализации продукции ежемесячно, в виде прибыли и убытка, списывается на счет 99 «Прибыли и убытки». На конец месяца этот счёт остатка иметь не должен (за исключением сельскохозяйственных предприятий).
Определение финансового результата от продажи
Продажа продукции осуществляется в соответствии с заключенными договорами с покупателями (заказчиками). Целью отражения хозяйственных операций по продажам на счетах бухгалтерского учёта являются определение финансового результата от продажи продукции (работ, услуг). По окончании каждого месяца определяют финансовый результат (прибыль или убыток) от продаж, на основании документов, подтверждающих продажу продукции (работ, услуг).[1, с. 281]
Финансовый результат от продажи продукции (работ, услуг) определяются на счете 90 «Продажи». Счёт активный, инвентарный, не сальдовый, не балансовый.
На счете 90, как по дебету, так и по кредиту отражается один и тот же объём продажи, но в разных оценках: по кредиту – по ценам продажи (свободным, договорным и т. п.), включая НДС и акцизы, и другие обязательные платежи.
Операции на счете 90, где отражаются при признании в бухгалтерском учёте выручки от продажи в момент перехода прав собственности на продукцию, который установлен в договоре и закреплён в учётной политики организации.
Схема определения финансового результата:
Таблица1.1
___________
_______
___________
Планом счетов предусмотрена также возможность ведения учёта по счёту 90 «Продажи» с использованием специальных субсчетов:
90/1 «Выручка» - для учёта поступлений активов, признаваемых выручкой;
90/2 «Себестоимость продаж» - для учёта себестоимости продаж;
90/3 «Налог на добавленную стоимость» - для учёта сумм НДС, причитающихся к получению от покупателя (заказчика);
90/4 «Акцизы» - для учёта сумм акцизов, включённых в цену проданной продукции (товаров);
90/5 «Экспортные пошлины» - для учёта сумм экспортных пошлин;
90/9 «Прибыль/убыток от продаж» - для выявления финансового результата (прибыль или убыток) от продаж за отчётный месяц.
При использовании указанных субсчетов учёт операций по формированию доходов и расходов от обычных видов деятельности будет осуществляться следующим образом:
Записи по субсчетам 90/1 «Выручка», 90/2 «Себестоимость продаж», 90/3 «Налог на добавленную стоимость», 90/4 «Акцизы», 90/5 «Экспортные пошлины» ведут в течении года;
Финансовый результат от продаж за отчётный месяц определяется путем сопоставления совокупного дебетового оборота по субсчетам 90/2 «Себестоимость от продаж», 90/3 «Налог на добавленную стоимость», 90/4 «Акцизы», 90/5 «Экспортные пошлины» и кредитового оборота – по субсчету 90/1 «Выручка»;
Ежемесячно заключительными оборотами финансовый результат от продаж списывается в субсчета 90/9 «Прибыль/убыток от продаж» на счет 99 «Прибыль и убытки»;
Синтетический счет 90 «Продажи» сальдо на отчетную дату не имеет;
По окончании отчетного года все субсчета, открытые к счету 90 «Продажи» (кроме субсчёта 90/9 «Прибыль/убыток от продаж»), закрываются внутренними записями на счет 90/9 «Прибыль/убыток от продаж».
Корреспонденция счетов по учёту доходов и расходов от обычных видов деятельности (с использованием субсчетов):
Дт 62 Кт 90/1 – отражение выручки от продаж;
Дт 90/3 кт 68, 76 – отражение НДС с выручки;
Дт 90/2 Кт 20, 26, 43,44 и др. – отражение расходов, включаемых в себестоимость продажи;
Дт 90/9 Кт 99 – отнесение ежемесячно суммы прибыли от продаж, выявленной на конец отчетного месяца, с отдельного субсчета на счет прибылей и убытков;
Дт 99 Кт 90/9 – отнесение ежемесячного суммы прибыли от продаж, выявленной на конец отчетного месяца, с отдельного субсчёта на счет прибылей и убытков.
Дт 99 Кт 90/9 – отнесение ежемесячного суммы убытка от продаж, выявленного на конец отчетного месяца, с отдельного субсчёта на счет прибылей и убытков.
В целом счет 90 «Продажи» сальдо на конец каждого месяца не имеет, однако все субсчета в течение года сальдо иметь могут, и их величина будет увеличиваться, начиная с января каждого года. Субсчёт 90/1 в течение года может иметь только кредитовое сальдо, а субсчет 90/2, 90/3, 90/4, 90/5 – только дебетовое сальдо. Субсчёт 90/9 может иметь как дебетовое, так и кредитовое сальдо.
После отражения в учёте отгрузки продукции, товаров (выполнения работ, оказания услуг), необходимо отразить в учёте начисление налогов, являющихся составной частью цены (налог на добавленную стоимость, акцизы).
Для учёта сумм НДС, полученных от покупателей в составе выручки, используется субсчет 90/3.
Моментом определения налоговой базы по НДС для всех налогоплательщиков является наиболее ранняя из наступивших дат:
o День отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
o День оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, подлежащих передаче имущественных прав, т. е. день получения аванса.
Сумма НДС, подлежащая уплате с авансов, исчисляется по расчетной ставке. Итак ,при получении аванса налогоплательщик обязан:
Исчислить с его суммы НДС следующим образом:
Таблица 1.2
=
______
______
_________
Выписать на эту сумму счёт – фактуру в единственном экземпляре и зарегистрировать его в книге продаж.
При отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг), в счет которых была получена ранее предоплата, даже если размер составлял 100% стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), налогоплательщик: