Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 17:40, курсовая работа
Целью данной работы является систематизация теоретических и практических аспектов учета готовой продукции и ее продажи.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть нормативное регулирование учета готовой продукции;
2) проанализировать особенности учета и оценки готовой продукции;
3) рассмотреть особенности учета расходов на продажу;
4) выявить особенности учета реализации готовой продукции и финансовых результатов;
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы учёта готовой продукции и её реализации…………...5
1.1. Понятие готовой продукции и её оценка…………………………………5
1.2. Нормативное регулирование учета готовой продукции………………..7
2. Методика учета готовой продукции и ее реализации…………………………9
2.1. Учёт выпуска готовой продукции и её отгрузки……………………….9
2.2. Учёт готовой продукции по плановой (нормативной) оценке…………11
2.3. Учёт коммерческих (непроизводственных) расходов Учёт и распределение расходов на продажу………………………………………………13
2.4. Учёт реализации продукции, работ и услуг Определение финансового результата от продажи.. .…………………………………………………19
2.5. Учёт и инвентаризации готовой и отгруженной продукции…………..25
3. Раскрытие информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности………...33
Заключение………………………………………………………………………….35
Список литературы……………………………
В конце месяца на основании карточек складского учёта кладовщик заполняет ведомость учёта остатков готовых изделий в разрезе номенклатурных номеров и передаёт её в бухгалтерию для сверки остатков по учётным ценам.
На автоматизированных складах данные о приходе и расходе готовой продукции вводятся оперативно в компьютер. Ежедневно составляются оборотные ведомости учёта выпуска из производства и движения готовой продукции по складам.
Готовые изделия, которые отпущены со склада покупателю или заказчику, но не оплачены им, считаются отгруженной продукцией. Моментальные отгрузки считается дата документа, удостоверяющего факт приёма груза к перевозке транспортной организацией.
По договору поставки покупатель обязан оплатить переданные ему материально-производственные запасы.
В договоре поставки могут быть предусмотрены следующие условия оплаты:
1. Предварительная оплата до передачи (отгрузки) готовой продукции;
2. Последующая оплата, т.е после передачи готовой продукции покупателю.
Если транспортировка производится по железной дороги, на станции выписывают транспортную накладную, сопровождающий груз, а отправителю выдают квитанцию. Данные железнодорожной накладной включают в счет – фактуру и платёжные документы в том случае, если перевозку оплачивает покупатель.
В бухгалтерском учёте отгрузка (отпуск) готовой продукции отражается в зависимости от способа признания выручки.
При признании в бухгалтерском учёте выручки от продажи продукции в момент отгрузки её стоимость списывается со счёта 43 в дебет счета 90,одновременно показывается увеличение задолженности покупателей за продукцию Д-т счета 62 «Расчёты с покупателями» К-т 90 «Продажи», а так же начисляют суммы НДС и акцизов:
Д-т 90 К-т 68,76.
Если выручка от продажи признается в бухгалтерском учёте после оплаты её покупателям, т.е через определённое время после отгрузки, то в момент фактической отгрузки продукции делают запись:
Д-т 45 «Товары отгруженные» К-т 43 «Готовая продукция» по фактической производственной или нормативной (плановой) себестоимости.
Счет 45- активный, балансовый, инвентарный- предназначен для обобщения информации о наличии и движении отгруженной продукции (товаров), выручка от продажи которой определённое время не может быть признана в бухгалтерском учёте (например, при экспорте продукции). На этом счете учитываются так же готовые изделия, переданные другим организациям для продажи на комиссионных началах.
Принятые на учёт по счёту 45 «Товары отгруженные » суммы списываются в дебет счёта 90 «Продажи» одновременно с признанием выручки от продажи продукции (товаров) либо при поступлении извещения комиссионера о продаже переданных ему изделий.
Аналитический учет по счету 45 «Товары отгруженные» ведётся по местам нахождения и отдельными видами отгруженной продукции (товаров).
Ежедневный синтетический учёт отгрузки продукции по ассортименту ведётся, как правило, по учётным ценам. После окончания месяца определяется фактическая себестоимость отгруженной продукции, для этого рассчитывают процент и сумму отклонений.
Сумма отклонений фактической производственной себестоимости готовой продукции от её стоимости по учётным ценам по отгруженной (проданной) продукции определяется на основе процента отклонений:
Сумма отклонений в отгруженной (проданной) продукции = Сумма отгруженной продукции по учётной цене * Процент отклонений / 100%
Процент отклонений и плановая себестоимость (учётная цена) отгруженной продукции позволяют рассчитать её фактическую себестоимость и остаток на складах на коней месяца. [с.334]
2.2. Учёт готовой продукции по плановой (нормативной) оценке
Плановая себестоимость используется для оценки выпускаемых номенклатурных позиций готовой продукции. Для организации наиболее информативного учета готовой продукции рекомендуется определять плановую себестоимость для каждой номенклатурной позиции. Отличительная особенность данной методики заключается в необходимости обеспечить отдельный учет отклонений фактической производственной себестоимости продукции от плановой или нормативной. Отклонения также должны учитываться в разрезе номенклатуры, однако допускается учет отклонений для групп готовой продукции или по организации в целом. Таким образом, учет отклонений в совокупности с плановой себестоимостью позволяет определить фактическую производственную себестоимость готовой продукции.
Достоинство данного способа оценки готовой продукции заключается в организации единой системы оценки в планировании и учете, осуществлении оперативного учета движения готовой продукции, стабильность учетных цен. Применение данного варианта оценки целесообразно в отраслях с массовым и серийным характером производства и с большой номенклатурой готовой продукции;
Для организации бухгалтерского учета затрат нормативным методом необходимо выполнение следующей последовательности действий [5, с. 227]:
предварительные (до начала производственного процесса) разработка и утверждение норм основных затрат (расхода основных и вспомогательных материалов, времени обработки деталей и т.п.) и смет расходов на обслуживание производства и управление;
составление плановой калькуляции нормативной себестоимости каждого изделия (продукта, работы, услуги) на основе утвержденных норм затрат;
своевременное (в течение всего месяца) выявление отклонений фактических расходов от норм, определение влияния этих отклонений на себестоимость и причин возникновения отклонений, устранение этих причин либо соответствующая корректировка норм (без чего эффективное применение нормативного метода учета как для целей бухгалтерского учета и отчетности, так и для целей управленческого учета и оперативного управления производством невозможно);
учет (в течение всего месяца) фактических затрат;
определение фактической себестоимости выпущенной продукции как суммы нормативной себестоимости, отклонений от норм и изменений норм.
Среди причин отклонения фактических затрат от норм могут быть:
устаревание или некачественная подготовка самих норм;
замена материалов их аналогами, требующими нестандартной предпроцессной подготовки, иных условий обработки и т.п.;
оплата работ, не предусмотренных технологическим процессом и др.
2.3. Учёт коммерческих (непроизводственных расходов). Учёт и распределение расходов на продажу.
Учёт коммерческих (непроизводственных расходов).
Кроме расходов, связанных с производством продукции, предприятие производит определённые расходы по отгрузке и реализации продукции (коммерческие расходы),которые также включаются в себестоимость реализованной продукции. Производственные и коммерческие расходы в сумме образуют полную себестоимость реализованной продукции.
Коммерческие расходы включают:
Расходы на тару и упаковку изделий;
Расходы на транспортировку
Затраты на рекламу
Прочие расходы по сбыту.
Учёт расходов по сбыту ведут на счёте 44 «Расходы на продажу»- активный, балансовый, калькуляционный. По дебету накапливаются суммы произведённых организацией расходов, связанных с продажей. Эти суммы списываются в дебет счёта 90 «Продажи».
Учёт и распределение расходов на продажу
К расходом на продажу (коммерческим, внепроизводственным ) относят расходы по сбыту продукции, оплачиваемой поставщиком. [2, с. 338]
В состав расходов на продажу включают:
Расходы на тару и упаковку изделий на складах готовой продукции;
Расходы на транспортировку продукции;
Затраты на рекламу;
Прочие расходы по сбыту.
Учёт расходов по сбыту продукции ведут по счёту 44 «Расходы на продажу». Счет активный, балансовый, калькуляционный.
По дебету счёта 44 накапливаются суммы произведенных организацией расходов, связанных с продажей продукции, работ, услуг. Эти суммы списываются полностью или частично в дебет счёта 90 «Продажи»:
Дт 90 Кт 44
При частичном списании расходы на продажу распределяются между отдельными видами отгруженной продукции пропорционально их производственной себестоимости, объёму реализованной продукции или другим способом.
Если в отчетном месяце реализуется только часть выпущенной продукции, то сумму расходов на продажу распределяют между реализованной продукцией.
Аналитический учёт по счёту 44 ведут по видам и статьям расходов в ведомости №15.
Для распределения расходов находят коэффициент:
Краспр=
Многие организации рекламируют свою продукцию. Для этих целей организация может:
Принять участие в ярмарке и выставке
Поместить объявления и рекламные ролики в СМИ;
Приобрести носители наружной рекламы (щиты, плакаты и др.)
Распространить рекламные изделия – буклеты, открытки, каталоги;
Произвести розыгрыш призов и т.д.
Расходы на рекламу учитываются на счете 44. В зависимости от учётной политики организация может выбрать один из способов списания таких расходов:
1) Включать все расходы на рекламу в себестоимость проданных товаров;
2) Распределять их между реализованной продукцией и продукцией, оставшейся на складе;
Все рекламные расходы можно полностью включать в себестоимость реализованной продукции:
Дт 90 Кт 44
Однако затраты на покупку или изготовление призов, которые организация вручает победителям во время рекламных компаний, нормируются. Размер таких затрат в целях налогообложения не может превышать 1 % от выручки, которую организация получила в отчётном периоде. Эта норма установлена для всех рекламных расходов, не включенных в список ненормируемых расходов.
Процессом реализации (продажи) называют совокупность хозяйственных операций, связанных со сбытом, продажей продукции. Реализация продукции осуществляется в соответствии с заключенными договорами или путем свободной продажи через розничную торговлю.
Положение по бухгалтерскому учёту «Доходы организации» (ПБУ 9/99) определяют понятие реализации и признания доходов от реализации товаров (работ, услуг).
Под реализацией товаров, работ или услуг организацией понимается передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, а также результатов выполненных работ или оказания услуг одним лицом другому лицу (ст. 39 НК РФ).
Реализация продукции (работ, услуг) производится организациями по следующим ценам:
По свободным отпускным ценам и тарифам, увеличенным на сумму НДС
По государственным регулируемым оптовым ценам и тарифам, увеличенным на сумму НДС;
По государственным регулируемым розничным ценам (За вычетом торговых скидок) и тарифам, включающим в себе НДС.
При учёте продукции по фактической производственной себестоимости производятся записи по счетам бухгалтерского учёта 20«Основное производство», 43 «Готовая продукция», 45 «Товары отгруженные», 90 «Продажи», 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками» в зависимости от выбранного метода отражения продажи продукции в бухгалтерском учёте:
1) При учёте реализации продукции по мере оплаты покупателем расчётных документов (в случае, если в договоре поставки продукции установлено, что переход права собственности на неё происходит только после оплаты продукции покупателем):
Дт 43 Кт 20 – оприходована готовая продукция на склад по фактической производственной себестоимости;
Дт 45 Кт 43 – отгружена готовая продукция покупателю;
Дт 62 Кт 90 – отражена выручка от продажи;
Дт 91 Кт 68 – начислен НДС от выручки после отгрузки;
Дт 51 Кт 62 – получены деньги от покупателей;
Дт 90 Кт 45 – списана фактическая производственная себестоимость отгруженной продукции;
2) При учёте реализации продукции по мере отгрузки и предъявления расчетных документов покупателю:
Дт 43 Кт 20 – оприходована готовая продукция на склад по фактической производственной себестоимости;
Дт 62 Кт 90 – отгружена готовая продукция и предъявлены покупателю расчётные документы по продажной цене;
Дт 90 Кт 68 – Начислен НДС после отгрузки;
Дт 90 КТ 43 – списана фактическая производственная себестоимость отгруженной продукции;
Дт 51 Кт 62 – оплачена отгруженная продукция.
При установлении опускных цен и заключении договоров указывается франко-место, т.е за чей счёт производится оплата расходов по доставке продукции от поставщика до покупателя. Например, франко-станция назначения означает, что расходы по доставке продукции покупателю оплачивает поставщик и они и они включаются в отпускную цену. Франко – станция отправления означает, что поставщик оплачивает расходы только до погрузки готовой продукции в вагоны. Все остальные расходы по перевозке готовой продукции должны оплачиваться покупателем.