Финансовый учет реализации продукции и управление доходами организации: международные стандарты, принятые в Республике Беларусь методик

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 20:15, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является более глубокое изучение операций по реализации покупателям готовой продукции, а также методике отражения в учете этих операций.
В работе ставятся следующие задачи:
рассмотреть сущность категории реализация с точки зрения бухгалтерского учета;
изучить методику финансового учета реализации продукции (работ, услуг) и её финансовых результатов;
рассмотреть методику использования современных автомати-зированных систем для отражения реализации продукции (работ, услуг)в системе счетов;
наметить пути совершенствования финансового учета реализации продукции.

Оглавление

Введение
1. Концептуальные основы финансового учета реализации продукции и управления доходами организации
1.1. Сущность коммерческо-сбытовой деятельности и категории «реализация» с точки зрения бухгалтерского учета и гражданского законодательства
1.2. Признание в бухгалтерском учете выручки от реализации продукции, работ и услуг: трактовка Комитета по международным стандартам финансовой отчетности, отечественный подход
1.3. Договорная и ценовая политики в области реализации и их влияние на величину доходов
1.4. Краткая экономическая характеристика республиканского унитарного предприятия "Гомельский станкостроительный завод им. С. М. Кирова"
2. Финансовый учет реализации и раскрытие информации о ней в бухгалтерской отчетности
2.1. Счета для учета доходов и финансовых результатов от реализации продукции работ услуг
2.2. Отражение в системе счетов учета процесса реализации про-дукции на основе использования современных автоматизированных систем
2.3. Публичная отчетность об объёмах реализации продукции, работ и услуг
3. Рекомендации по совершенствованию учета реализации и ее раскрытия в бухгалтерской отчетности республиканского унитарного предприятия "Гомельский станкостроительный завод
им. С. М. Кирова"
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 8 файлов

БЕЛКООПСОЮЗ.docx

— 14.21 Кб (Открыть, Скачать)

Введение1.docx

— 17.10 Кб (Открыть, Скачать)

глава 21.docx

— 36.08 Кб (Открыть, Скачать)

глава 31.docx

— 18.66 Кб (Открыть, Скачать)

глава11.docx

— 54.40 Кб (Скачать)
  1. Концептуальные основы финансового учета реализации продукции и управления доходами организации

 

    1. Сущность коммерческо-сбытовой деятельности и категории «реализация» с точки зрения бухгалтерского учета и гражданского законодательства

 

Коммерческо-сбытовая деятельность —  это деятельность, направ-ленная на реализацию произведенных или закупленных предприятием товаров, работ, услуг с целью извлечения предпринимательской прибыли.

К основным объектам коммерческо-сбытовой деятельности организации относятся:

  • покупатель (его возможности, потребности, запросы 
    и предпочтения);
  • товары (работы, услуги) предназначенные для реали- 
    зации (их цена, качество, привлекательность для потребите- 
    ля и др.);
  • каналы товародвижения.

Сбытовая деятельность — это не столько продажа готовой продукции, но и ориентация производства на удовлетворение платежеспособного спроса покупателей, и активная работа на рынке по поддержанию и формированию спроса на продукцию предприятия, и организация эффективных каналов распределения и продвижения товаров.

Реализация, наряду с политикой сбыта, является частью системы сбыта. Ее задача состоит в установлении контакта с покупателями и побуждении их к покупке.

Многие предприятия, до сих пор  успешно функционирующие на рынке продавца, при переходе к рынку покупателя стали ощущать важность политики реализации для обеспечения эффективности сбыта. Рациональное формирование политики реализации требует точного знания факторов, определяющих актуальную сбытовую ситуацию. К ним относятся:

  • конкуренция;
  • учет запросов покупателей;
  • наличие массового рынка;
  • насыщенность рынка;
  • частые изменения ситуации на рынке;
  • производственная мощность предприятия;
  • увеличение сбытовых издержек и др.

На производственных предприятиях процесс реализации представляет собой  совокупность хозяйственных операций, связанных со сбытом и продажей произведенной  продукции.

Реализация продукции  производственным предприятием является важнейшим показателем объема его  деятельности. В процессе реализации завершается кругооборот средств, авансированных на производство. Реализация продукции является необходимым  условием для возобновления цикла  производства. Задержка в реализации продукции свидетельствует о  том, что произведена продукция, ассортимент и качество которой  не отвечают спросу потребителей.

Реализация продукции  осуществляется в соответствии с  заключенными договорами с покупателями (заказчиками) или путем свободной  продажи через розничную торговлю. В договорах указывается ассортимент, сроки отгрузки, количество и качество продукции, цена, форма расчетов, санкции  за невыполнение договорных обязательств и др.

У покупателя право собственности  на приобретаемую продукцию по договору возникает с момента ее передачи. Передачей продукции признается вручение ее потребителю, сдача перевозчику  для отправки -потребителю или сдача в организацию связи для пересылки потребителю. Продукция считается врученной приобретателю с момента ее фактического поступления во владение приобретателя или указанного им лица. К передаче продукции также приравнивается передача на нее товаросопроводительных документов.

Моментом реализации считается  или дата зачисления на расчетный счет платежа от покупателя, или дата отгрузки(отпуска) продукции и предъявления покупателям платежно-расчетных документов. При расчетах в порядке плановых платежей моментом реализации является дата отгрузки продукции потребителю. Конкретный вариант учета реализации предприятие определяет самостоятельно в соответствии со своей учетной политикой.

 

 

1.2. Признание в бухгалтерском  учете выручки от реализации  продукции, работ и услуг: трактовка  Комитета по международным стандартам  финансовой отчетности, отечественный  подход

 

Согласно международным  стандартам финансовой отчетности IAS-18 «Выручка» оценка выручки производится по справедливой стоимости, которая, как правило, оценивается как цена по договору с учетом всех скидок. При отсрочке платежа (товарный кредит, расчет векселями) возможны ситуации, когда справедливая текущая стоимость ожидаемой в будущем денежного поступления существенно меньше номинальной цены сделки. В этом случае выручка определяется дисконтированием номинальной цены сделки на текущую дату, используя фактическую преобладающую процентную ставку по аналогичным заемщикам, или расчетную ставку, исходя из разницы в ценах продаж в кредит и продаж за наличные. Возникающая разница между дисконтированной выручкой и номинальной ценой сделки является процентным доходом будущих периодов и признается аналогично лицензионным и процентным платежам.

Обмен товаров (услуг) одного рода (аналогичных) не приводит к образованию выручки. Обмен  разнородных товаров (услуг) - приводит к образованию выручки, равной справедливой стоимости полученных товаров (услуг). Если стоимость полученных товаров (услуг) не может быть надежно оценена, выручка приравнивается к стоимости переданных товаров (услуг).

Признание выручки  обычно применяется к каждой операции (сделке) индивидуально.

Дробление сделки на отдельные учетные события (операции) необходимо, если сделка объединяет элементы с разным содержанием, например, продажу  оборудования, монтаж и сервисное  обслуживание. Объединение сделок в  одну операцию возможно, например, если обмен товаров оформляется встречными договорами купли-продажи.

Выручка от продажи  товаров признается, если выполняются  все перечисленные условия:

    • продавец перевел на покупателя риски и вознаграждения, связанные с владением   товаром. В большинстве сделок перевод рисков совпадает с передачей права   собственности и владения;
    • продавец более не участвует в управлении товаром (не контролирует товар) на   правах владения

Сделки с существенным риском владения (например, при высокой  вероятности расторжения сделки покупателем), не считаются продажами  и не образуют выручки - например, любые  продажи в розничную сеть, при  которых продавец обязывается за свой счет забрать из сети нераспроданный товар. Сделки, при которых риск расторжения  незначителен (например, при массовых розничных продажах), образуют выручку  немедленно, при условии оценки продавцом  будущих рисков и обязательств.

Сделки, платеж по которым  зависит от выполнения будущих условий (например, поступления денег от третьей стороны), не образуют выручки  до момента выполнения этих условий (разрешения неопределенности). Если выручка  уже признана, а получение платежа маловероятно, то неполученные суммы признаются как убыток - коррекция (уменьшение) выручки недопустима.

В соответствии с  Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 26.12.2003 N 181 "Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету "Доходы организации" доходами организации является выручка от реализации. Доходами организации не считаются:

    • поступившие в составе выручки от реализации, операционных и внереализационных доходов суммы налога на добавленную стоимость, акцизов иных налогов и обязательных платежей, подлежащих перечислению в бюджет;
    • суммы, поступившие от третьих лиц в пользу комитента по договорам комиссии или консигнации, доверителя по договорам поручения и иным аналогичным договорам в их пользу;
    • суммы, поступившие в качестве авансов, задатков, предварительной оплаты за товары, готовую продукцию, работы, услуги; стоимость полученного в залог имущества (если передача заложенного имущества залогодержателю предусмотрена договором);
    • поступления имущества, в том числе денежных средств, ранее переданных третьим лицам на условиях возвратности, в том числе получаемых в качестве погашения ранее предоставленных займов;
    • вклады, внесенные другими организациями в ее уставный фонд, в рамках договора простого товарищества в размерах, установленных договорами.

Выручка от реализации принимается к бухгалтерскому учету:

- в сумме, исчисленной на момент ее признания в соответствии с учетной политикой организации;

- по стоимости товаров (ценностей), полученных или подлежащих получению организацией в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

В случае изменения  обязательства по договору первоначальная величина поступления и (или) дебиторской  задолженности корректируется исходя из стоимости актива, подлежащего  получению организацией.

Величина выручки  от реализации определяется также с  учетом предоставленных организации согласно договору скидок (наценок).

При образовании  в соответствии с правилами бухгалтерского учета резервов сомнительных долгов величина выручки не изменяется.

Выручка от реализации отражается в бухгалтерском учете  на момент ее признания в соответствии с учетной политикой организации:

- при признании в бухгалтерском учете выручки от реализации по мере отгрузки товаров, готовой продукции, выполнения работ, оказания услуг (метод начисления) - по дебету счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" и других счетов учета расчетов в корреспонденции с кредитом счета 90 "Реализация";

- при признании в бухгалтерском учете выручки от реализации по мере оплаты отгруженных товаров, готовой продукции, выполненных работ, оказанных услуг - по дебету счетов 50 "Касса", 51 "Расчетный счет", 52 "Валютные счета", 55 "Специальные счета в банках", счетов учета расчетов и других счетов в корреспонденции с кредитом счета 90 "Реализация".

 

 

1.3. Договорная  и ценовая политики в области  реализации и их влияние на  величину доходов

 

Каждое предприятие самостоятельно устанавливает цену за свой товар. Имеется  два подхода к рыночному ценообразованию: установление индивидуальных цен либо единых цен. Первый формируется на договорной основе в результате переговоров  между покупателем и продавцом, обеспечивающих согласование интересов  сторон. Второй характерен тем, что  все покупатели приобретают товар  по одинаковой цене.

Цена была и остается важнейшим  критерием принятия потребительских  решений. Для государств с невысоким  уровнем жизни, для бедных слоев  населения, а также применительно  к товарам массового спроса это  характерно. Но за последнее время  получили широкое развитие иные, неценовые  факторы конкуренции. Тем не менее, цена сохраняет свои позиции как  традиционный элемент конкурентной политики, оказывает очень большое  влияние на рыночное положение и  прибыль предприятия.

Договорная политика - это возможность выбора вида заключаемых договоров и его конкретных условий. Данная возможность является следствием действия двух важнейших принципов гражданского права: принципа свободы договора и принципа диспозитивного регулирования ряда условий заключаемых организациями договоров.

Первый из названных принципов выражается в том, что организации,  могут заключить договор как предусмотренный, так не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Стороны также могут заключить договор, который будет являться комплексом элементов различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (так называемый смешанный договор). При этом к отношениям сторон по смешанному договору будут применяться в соответствующих частях нормы о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора. Кроме того, стороны могут вводить в договор любые условия, не противоречащие обязательным предписаниям закона. Законодательством устанавливается, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Таким образом, у организаций существует возможность выбирать, каким видом договора будут оформлены осуществляемые ими хозяйственные операции.

Второй принцип объясняется существованием двух способов регулирования договорных отношений организаций. Предписания законодательства могут носить либо императивный, либо диспозитивный характер.

Договор должен соответствовать  обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными  правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Таким образом, императивные нормы - это предписания закона, которым договор должен соответствовать в обязательном порядке. И противоречие условий договора данным предписаниям рассматривается как противоречие договора действующему законодательству. Это делает договор, не соответствующий императивным нормам закона, недействительным (юридически ничтожным).

К императивным предписаниям законодательства, например, можно  отнести установление: обязательности регистрации сделок с недвижимым имуществом; обязательной возмездности договора комиссии; обязанности продавца передать покупателю товар, качество которого соответствует условиям договора, в  договоре купли-продажи и т. д.

Диспозитивные предписания законодательства относительно условий договора как бы предлагают сторонам некий стандартный шаблон условий договора, который они по своему усмотрению могут изменить, выбрав более подходящие для них условия сделки. Закон указывает на диспозитивный характер конкретного предписания через добавление к нему формулировки "если иное не установлено договором" или подобного этому выражения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ1.docx

— 15.59 Кб (Открыть, Скачать)

Реферат.docx

— 14.67 Кб (Открыть, Скачать)

содерж.docx

— 15.87 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Финансовый учет реализации продукции и управление доходами организации: международные стандарты, принятые в Республике Беларусь методик