Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 15:39, курсовая работа
Отечественная система бухгалтерского учета затрат на производство отвечала требованиям централизованно управляемой экономики: она обеспечивала получение информации обо всех фактически понесенных в производственном процессе затратах; калькулировании полной себестоимости продукции, работ или услуг в основном для целей государственного централизованного ценообразования.
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1 История развития метода директ-кост……………………………...5
Глава 2 Теоретические основания системы «директ-костинг». Его особенности и преимущества.………………………………………………….......8
Глава 3 Расчёт себестоимости с использованием маржинальной прибыли………………………………………………………………………..15
Глава 4 Возможности применения системы «директ-костинга» в отечественной практике ………………………………………………...................17
Заключение…………………………………………………………………….24
Список использованной литературы………
В
настоящее время директ-
При описании этой системы в отечественной литературе по бухгалтерскому учёту чаще других встречается название «учёт ограниченной, или сокращённой, себестоимости».
Большинство специалистов в нашей стране и за рубежом предпочитают название «директ-костинг», так как оно:
―
исторически обусловлено и
― достаточно полно отражает сущность системы, поскольку больший удельный вес в переменных затратах занимают, как правило, прямые переменные затраты;
― лаконично;
― интернационально.
Понятие директ-костинга можно использовать, с одной стороны, для характеристики варианта производственного учёта с позиций полноты включаемых в себестоимость затрат, а с другой, более важной, – директ-костинг является системой управленческого (производственного) учёта, основанной на классификации затрат на постоянные и переменные в зависимости от объёма производства, деятельности или загрузки мощностей и включающей в себя учёт и анализ затрат и результатов, а также принятие управленческих решений.
Главной особенностью директ-костинга является то, что себестоимость промышленной продукции учитывается и планируется только в части переменных затрат. Постоянные расходы собираются на отдельном счёте и с заданной периодичностью списываются непосредственно на дебет счёта финансовых результатов, например «Прибыли и убытки».
Постоянные расходы не включаются в расчёт себестоимости изделий, а как расходы данного периода списываются в уменьшение полученной прибыли в течение того периода, в котором они были произведены. По переменным расходам оцениваются также остатки готовой продукции на складах на начало и конец года и незавершённое производство.
При системе директ-костинга схема построения отчётов о доходах многоступенчатая. В них содержаться по крайне мере два финансовых показателя: маржинальный доход и прибыль. Прибыль организации в этом случае определяется как разница между маржинальным доходом и суммой постоянных затрат. Величину маржинального дохода можно определить и как сумму постоянных расходов и прибыли.
Эту величину в литературе называют по-разному; валовым доходом, валовой прибылью, брутто-прибылью, суммой покрытия, добавленной стоимостью. Поскольку понятия валового дохода прибыли, добавленной стоимости и прибыли-брутто имеют самостоятельные значения, долее обоснованно применять для обозначения разности между выручкой от продаж (без НДС и акцизов) и переменными расходами, суммы прибыли и постоянных затрат термины «маржинальный доход» или «сумма покрытия».
Важной
особенностью директ-костинга является
основанная на используемой им группировке
затрат на постоянные и переменные
возможность изучить
Директ-костинг позволяет руководству организации:
― обратить особое внимание на изменение маржинального дохода как по предприятию в целом, так и по различным изделиям, работам, услугам, секторам рынка их продажи;
― выявить изделия и услуги с большей рентабельностью, чтобы перейти в основном на их выпуск, так как разница между продажной ценой и суммой переменных расходов не затушёвывается в результате списания постоянных расходов на себестоимость конкретных изделий и видов работ;
― быстро переориентировать производство в ответ на меняющиеся условия рынка.
В
отчёте о финансовых результатах, составляемом
при системе директ-костинга, видно
изменение прибыли вследствие изменения
переменных расходов, цен реализации
и структуры выпускаемой
Ещё одно важное достоинство системы состоит в том, что ограничение себестоимости продукции лишь переменными расходами позволяет упростить нормирование, планирование, учёт и контроль резко уменьшившегося числа статей затрат: себестоимость становиться «более обозримой», а отдельные затраты – лучше контролируемыми. Чем больше контролируемых объектов, тем сильнее рассеивается внимание между ними, тем слабее становиться контроль.
Директ-костинг
даёт возможность оперативнее
Благодаря
директ-костингу расширяются аналитические
возможности учёта, причём наблюдается
процесс тесной интеграции учёта
и анализа. Не случайно в зарубежных
странах директ-костинг
― установления цен на новую продукцию;
― возможностей изменения цен, установленных конкурентами;
― выбора и замены оборудования;
― целесообразности собственного производства либо закупки на стороне того или иного полуфабриката;
― выбора или изменения производственной мощности предприятия;
― целесообразности принятия дополнительных заказов и т.д.
Однако организация производственного учёта по системе директ-костинга связана с рядом проблем, которые вытекают из особенностей, присущих этой системе:
1. Возникают трудности при разделении расходов на постоянные и переменные, поскольку чисто постоянных или чисто переменных расходов не так уж много. В основном расходы являются полупеременными, и их нужно разделить на постоянную и переменную составляющие, а всякое распределение достаточно условно. Кроме того, в различных условиях одни и те же расходы могут вести себя по-разному.
2.
Постоянные расходы также
3.
Ведение учёта себестоимости
по сокращённой номенклатуре
статей не отвечает
4. В ценах, устанавливаемых на продукцию предприятия, необходимо обеспечивать покрытие всех издержек предприятия, т.е. прибегать к дополнительным расчётам.
Идеальных
систем или идеальных методов
в системе не бывает, у каждого
метода свои достоинства и свои недостатки.
Менеджеру необходимо понять особенности
систем и методов, чтобы, нивелируя их
негативные стороны, максимально эффективно
использовать положительные и тем самым
реализовывать заложенные в них преимущества.
Глава 3 Расчёт себестоимости с использованием маржинальной прибыли.
При использовании метода «директ-костинг» появляется возможность осуществлять расчёт себестоимости с помощью маржинальной прибыли.
В первую очередь маржинальная прибыль необходима для покрытия постоянных затрат, а затем уже рассчитывается прибыль организации. Если маржинальной прибыли недостаточно для покрытия постоянных затрат, предприятие несёт убыток от своей деятельности.
Выручка от реализации, переменные и постоянные затраты, а также маржинальная прибыль, могут быть выражены в процентах, как показано ниже.
Показатели | Всего,
тыс. руб. |
На
единицу продукции,
тыс. руб. |
Удельный
вес,
в % |
Выручка
от
реализации |
200 000 | 500 | 100 |
Минус:
переменные
затраты |
120 000 | 300 | 60 |
Остаток:
маржинальная
прибыль |
80 000 | 200 | 40 |
Минус:
постоянные
затраты |
70 000 | ― | ― |
Убыток (прибыль) | 10 000 | ― | ― |
Отношение маржинальной прибыли к сумме выручки от реализации называется нормой маржинальной прибыли. Эта величина рассчитывается следующим образом:
Норма маржинальной прибыли = Выручка от реализации
Норма маржинальной прибыли показывает, какое влияние на последнюю оказывает изменение суммы выручки от реализации. В нашем примере норма маржинальной прибыли равна 40%. Это означает, что увеличение выручки от реализации на 1 тыс. руб. приведёт к увеличению маржинальной прибыли на 0,4 тыс. руб. Прибыль предприятия также возрастает на 0,4 тыс. руб., если останутся неизменными постоянные затраты. Зная норму маржинальной прибыли, можно определить ожидаемую прибыль предприятия при росте объёма производства или продаж. Например, если объём будет увеличен на
20 000 шт., то произойдёт повышение маржинальной прибыли на 8000 тыс. руб. (0,4 × 20 000). Прибыль предприятия также станет больше на 8000 тыс. руб. при условии неизменности постоянных затрат.[1,97]
При
прочих равных условиях выгоднее увеличивать
объём производства той продукции,
для которой норма маржинальной
прибыли наибольшая.[4,c-67]
Глава 4 Возможности применения системы «директ-костинга» в отечественной практике.
Директ-костинг – зарубежная система управленческого (производственного) учёта, возникшая и развивающаяся в условиях рыночной экономики. В нашей стране до последнего времени была распространена система учёта и калькулирования полной себестоимости, директ-костинг практически не применялся. В условиях централизованно планируемой экономики в нём не было необходимости.[3,с-83]
С переходом на рыночные условия хозяйствования положение существенным образом меняется. Предприятия, в первую очередь основанные на частной собственности, проявляют к управленческому учёту, в том числе и к его основе – директ-косту, повышенный интерес. Пережив шоковое состояние от расстройства экономических связей и неразберихи, связанной с распадом СССР, от галопирующей инфляции начала 90-х гг., валютного дефолта и других экономических потрясений конца прошлого века, предприятия постепенно приходят в себя и начинают действовать по объективным законам рыночной экономики. Естественным в этих условиях становится применение апробированных на практике средств и инструментов реализации рыночных законов, форм и методов менеджмента, в том числе системы директ-костинга.
Информация о работе Директ-костинг в системе управленческого учета »