Бухгалтерский учет в управлении предприятием

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 16:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного курсового проекта - изучить теоретические основы организации бухгалтерского учета на предприятии и оценить организацию бухгалтерского учета в конкретной организации.
Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:
•Изучить теорию по вопросу организация бухгалтерского учета на предприятии: ознакомиться с принципами и условиями построения бухгалтерского учета на предприятии; рассмотреть понятия финансового и управленческого учета и учетной политики организации;
•Произвести практические расчеты по ведению хозяйственных операций и формирование бухгалтерской отчетности по конкретному предприятию ООО «Свет»;
•Заполнить учетные регистры и формы первичных документов.

Оглавление

Введение 4
Глава 1 Роль и значение бухгалтерского учёта в управлении предприятием 6
1.1 Бухгалтерский учет в системе управления предприятием 8
1.2 Основные принципы ведения бухгалтерского учета 12
1.3 Государственное регулирование бухгалтерского учета в Р.Ф 13
Глава 2 Организация работы аппарата бухгалтерии 15
2.1 Руководство бухгалтерским учетом организации 21
2.2 Организация рабочего места бухгалтера 24
2.3 Определение объема учетных работ и нормативной численности персонала бухгалтерии 26
2.4 Составление штатного расписания работников бухгалтерии 28
2.5 Совершенствование работы аппарата бухгалтерии 31
Глава 3 Практические расчеты по ведению хозяйственных операций и формирование бухгалтерской отчетности ООО «Свет» 35
Заключение 51
Список использованной литературы 52

Файлы: 1 файл

теория.doc

— 330.50 Кб (Скачать)

Выполнение первого  требования необходимо для того, чтобы  выявить вовремя негативные процессы, которые могут возникнуть на производстве, для своевременного устранения их.

Планирование всех результатов  хозяйственной деятельности предприятия предполагает под собой то, что ни одно предприятие не может функционировать без планирования производства, т.к. необходимо знать примерный объем выпуска продукции, исходя из этого планировать расходы (затраты производства) и т.д.

Выполнение задач, стоящих перед предприятием включает в себя выполнение различных обязательств перед поставщиками, клиентами, третьими лицами.

В требованиях бухгалтерского учета и экономики предприятия  есть сходства и различия.

Сходство состоит в  том, что они требуют оперативности и точности данных.

Различие состоит в  том, что в основе требований бухгалтерского учета лежит стоимостная оценка, тогда как в основе требований экономики предприятия лежит  в большей части натуральная  оценка, почти все показатели рассчитываются в натуральных измерителях, а затем переводятся на денежные измерители.

В целом требования бухгалтерского учета и экономики предприятия  направлены на улучшение результатов  хозяйственной деятельности предприятия.

 

1.2Основные принципы (правила)  ведения бухгалтерского учета

Основные правила ведения  бухгалтерского учета, определенные Федеральным  законом «О бухгалтерском учете» и Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации:

  • Обязательность двойной записи хозяйственных операций на счетах рабочего плана счетов, составляемого на основе Плана счетов, утверждаемого Минфином РФ.
  • Учет объектов учета в рублях и на русском языке. Первичные учетные документы, составленные на иных языках, должны иметь построчный перевод на русский язык.
  • Осуществление текущих затрат на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг отдельно от затрат, связанных с капитальными вложениями.
  • Обязательность документирования хозяйственных операций. Первичные документы должны быть составлены в момент совершения хозяйственных операций или сразу по окончании операции. Они должны содержать обязательные реквизиты и составляться по типовым формам или формам, утверждаемым руководителем организации. Руководитель также утверждает правила документооборота и технологию обработки учетной информации.
  • Использование для систематизации и накопления информации, содержащейся в учетных документах, учетных регистрах, формы которых разрабатываются Минфином РФ.
  • Оценка объектов учета в денежном выражении. Оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных затрат на его покупку; имущества, полученного безвозмездно. Применение других методов оценки допускается в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Минфина РФ и органов, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета.
  • Обязательность проведения инвентаризации имущества и обязательств. Порядок проведения инвентаризации определяется руководителем организации, за исключением установленных законом о бухгалтерском учете случаев обязательного проведения инвентаризаций.
  • Формирование для ведения бухгалтерского учета в организации учетной политики в соответствии с установленными допущениями и требованиями, которые также являются правилами ведения бухгалтерского учета.

1.3 Государственное  регулирование бухгалтерского учета в РФ

В связи с осуществлением мероприятий по переходу на рыночные условия хозяйствования произошли  изменения в законодательстве Российской Федерации, функциях управления органов исполнительной власти различных уровней, степени их влияния на происходящие процессы. Важную роль в этой деятельности играет бухгалтерский учет. Он впитал в себя лучшие традиции и правила зарубежной практики ведения учета, сохраняя в целом национальную систему организации бухгалтерского учета. Переход на рыночные условия экономики потребовал разработки новой системы нормативных документов, регламентирующих вопросы организации и ведения бухгалтерского учета в организации, а также определения роли государственных органов в ее создании. Нынешняя система государственного регулирования бухгалтерского учета в России состоит из документов четырех уровней.

Первую группу документов составляют законы и иные законодательные акты (указы Президента, постановления Правительства), регулирующие прямо или косвенно постановку учета в организации. Особое место в этом уровне системы должен занять Федеральный закон "О бухгалтерском учете". Очень важным документом первого уровня системы является Гражданский кодекс Российской Федерации. В его первой части законодательно закреплены многие вопросы учетной работы.

В настоящее время  разработан Налоговый кодекс Российской Федерации, в котором установлены  особые правила организации налогового учета, принципы которого резко отличаются от традиционных принципов бухгалтерского учета.

Второй уровень системы  нормативного регулирования составят положения по бухгалтерскому учёту. В этих документах будут обобщены принципы и базовые правила бухгалтерского учета, изложены основные понятия, относящиеся к отдельным участкам учета, возможные бухгалтерские приемы без раскрытия конкретного механизма применения их к определенному виду деятельности.

Такое раскрытие должно осуществляться в документах третьего уровня - методических указаниях по ведению бухгалтерского учета, в т. ч. в инструкциях, рекомендациях и т. п. К этой группе документов относятся методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) в строительстве, сельском хозяйстве, науке и проектно-изыскательских работах, методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, инструкции по заполнению форм бухгалтерской отчетности и др.

К ним также можно  отнести многочисленные указания Министерства финансов Российской Федерации по вопросам, возникающим впервые в хозяйственной деятельности организаций (договор о совместной деятельности, векселя и казначейские обязательства); а также методические указаний по бухгалтерскому учету, которые разрабатываются применительно к важнейшим отраслям народного хозяйства и видам деятельности (промышленность, капитальное строительство, наука, торговля, туризм, сельское хозяйство, бытовые услуги, финансовый рынок и другие).

 

Глава 2 Организация работы аппарата бухгалтерии

Структура

Бухгалтерия - самостоятельная  структурная единица организации  и не может входить в состав какого-либо другого организационного подразделения; организация, не имеющая  бухгалтерии, может привлекать для  ведения бухгалтерского учета специализированную организацию или соответствующего специалиста на договорных началах.

Структура аппарата бухгалтерии  зависит от содержания и объема учетной  работы. В объединениях и на крупных  предприятиях бухгалтерия подразделяется на ряд отделов.

Расчетный отдел бухгалтерии ведет расчеты с рабочими и служащими по оплате труда и социальному страхованию, осуществляет расчеты с финансовыми органами, банками и депонентами, составляет отчетность по труду и заработной плате.

Материальный отдел занимается учетом расчетов с поставщиками, учитывает движение основных средств, материалов, тары. Проверяет правильность ведения складского учета материальных ценностей, составляет отчет о наличии и движении материальных и других имущественных ценностей.

Производственно-калькуляционный отдел осуществляет учет издержек производства, исчисляет себестоимость продукции, составляет отчетность о выполнении плана по выпуску продукции и ее себестоимости. В функции этого подразделения бухгалтерии входят также общее руководство и контроль за наличием, движением и сохранностью полуфабрикатов собственного и незавершенного производства.

Отдел по учету сбытовых операций учитывает наличие и движение готовых изделий на складах отдела сбыта. В этом отделе ведется учет готовой продукции, ее реализации.

 Отдел ведет учет расчетов  с покупателями, осуществляет контроль  за правильностью и своевременностью поступления платежей от них.

Отдел расчетных и валютных операций занимается учетом банковских и валютных операций. На этот же отдел при отсутствии финансовой службы возлагается функция организации финансовой работы.

Общий отдел бухгалтерии предприятия  ведет учет всех остальных хозяйственных  операций, составляет сводные и обобщающие документы, организует бухгалтерский  архив.

В современных условиях ведение бухгалтерского учета основывается на самом широком использовании средств вычислительной техники. Организационные формы механизации бухгалтерского учета различны и зависят от вида вычислительной техники, ее размещения, степени оснащенности ею отрасли, объема обрабатываемой информации, сферы обслуживания.

Работник (бухгалтер) Пенсионного  фонда осуществляет сверку расчетов с бюджетом в части взносов  на пенсионное обеспечение, а также  занимаются оформлением документов, подтверждающих трудовой стаж застрахованных работников.

В управлении предприятием учетный  аппарат выполняет важные функции, обеспечивая руководителей предприятия  экономической информацией о  ходе выполнения плана.

Бухгалтерия, являясь  составной частью управленческого  аппарата, тесно связана со всеми службами, отделами и производственными подразделениями предприятия, получая от них необходимую для учета и контроля документацию и снабжая их экономической информацией о результатах работы. Тем самым бухгалтерия оказывает непосредственное влияние на выполнение плана снабжения, производства и сбыта продукции, рентабельность и другие экономические показатели деятельности предприятия.

Ответственная роль учетного аппарата требует правильной организации  его работы, роста производительности труда счетных работников, укрепления их трудовой дисциплины и повышения деловой квалификации.

Численность персонала в аппарате бухгалтерии и расстановка счетных  кадров на отдельных участках учетного процесса зависят от объема и характера  хозяйственной деятельности предприятия, его организационной структуры, оснащенности техническими средствами учета и ряда других условий. Одним из наиболее распространенных показателей, характеризующих относительную численность счетного персонала, является коэффициент, получаемый путем деления общего числа работников предприятия на число сотрудников бухгалтерии. Этот коэффициент на предприятиях с неодинаковой технической вооруженностью и различными типами организации производства существенно варьирует. Так, на предприятиях с автоматизированным производством на одного счетного работника обычно приходится значительно меньше работников, нежели на предприятиях, технически менее оснащенных, где преобладают ручные формы труда. В настоящее время наиболее типичными для промышленных предприятий являются коэффициенты, характеризующие обслуживание одним счетным работником от 150 до 200 человек рабочих и служащих. В связи с развитием механизации учета и рационализацией его форм и методов относительная численность счетных работников уменьшается, а количество относящихся на одного сотрудника бухгалтерии рабочих и служащих предприятия увеличивается.

В организации работы учетного аппарата решающее значение имеет правильная расстановка счетных кадров на отдельных  участках учетного процесса и наиболее эффективное использование технических средств учета. При этом требуется установить такую структуру учетного аппарата, которая в наибольшей мере отвечает конкретным условиям его работы и наилучшим образом способствует решению стоящих перед ним задач.

Вследствие большого разнообразия условий, работы учетного аппарата на предприятиях, различных по масштабам и характеру хозяйственной деятельности, его структура не может быть единообразной. Рассмотрим наиболее типичный вариант централизованной структуры бухгалтерского аппарата промышленного предприятия.

Главная бухгалтерия  в соответствии с действующими положениями  является самостоятельной структурной  частью предприятия и не может  входить в состав какого - либо другого  его организационного подразделения. Ее возглавляет главный бухгалтер, подчиненный в административном отношении директору предприятия, а в отношении порядка и методов ведения учета — главной бухгалтерии вышестоящего органа.

Главная бухгалтерия  предприятия имеет отделы (группы), функции которых следующие.

Расчетный отдел бухгалтерии  ведет расчеты с рабочими и  служащими по заработной плате и  социальному страхованию, осуществляет расчеты с финансовыми органами, сберегательными кассами и депонентами, учитывает эти расчеты, составляет отчетность по труду и заработной плате.

Материальный отдел  осуществляет расчеты с поставщиками, учитывает движение основных средств, материалов, тары, инструментов, спецодежды и прочих материальных ценностей, проверяет  состояние складского учета материалов, составляет отчетность о наличии и движении материальных и имущественных ценностей.

Производственно-калькуляционный отдел определяет издержки производства, исчисляет себестоимость продукции, составляет отчетность о выполнении плана по производству и себестоимости продукции.

Сбытовой отдел учитывает наличие и движение готовой продукции на складах предприятия, ее отгрузку и реализацию, ведет расчеты с покупателями.

Общий отдел ведет  учет всех остальных операций, составляет сводные и обобщающие данные и  отчетность по основной деятельности, организует бухгалтерский архив.

Машиносчетное бюро или  машиносчетная станция выполняет  счетные и вычислительные работы для всех подразделений бухгалтерии, а также для планово-производственного отдела, отдела технического нормирования, конструкторского отдела, отдела снабжения и сбыта и других служб.

Внутри каждого подразделения  бухгалтерии работа выполняется  старшими бухгалтерами, бухгалтерами, счетоводами, операторами и другими  работниками, функции которых определяются заранее, чтобы устранить обезличку и безответственность в работе.

Разделение учетного труда проводится в двух основных направлениях: по однородности выполняемой  работы (функциональное разделение) и  по законченным комплексам работ (оперативное  разделение).

Информация о работе Бухгалтерский учет в управлении предприятием