Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 10:51, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение бухгалтерского учета товарных операций на предприятии розничной торговли на примере аптека ООО «Гармония».
Для достижения этой цели решаются следующие задачи:
- изучить теоретические и методологические основы организации бухгалтерского учёта товарных операций в розничной торговле;
- изучить нормативно – законодательную базу в области бухгалтерского учета по товарным операциям в аптеках;
- рассмотреть основные аспекты бухгалтерского учёта товарных операций в аптеке ООО «Гармония»;
- определить порядок проведения документальное оформление и учет результатов инвентаризации товаров;
- обобщение результатов проведенного исследования; разработка рекомендаций по устранению выявленных недостатков.
62 процента – для районов
Крайнего Севера и местностей
с ограниченными сроками
80 процентов – для Таймырского
Долгано-Ненецкого
для организаций оптовой и розничной торговли, имеющих право на отпуск и реализацию наркотических, психотропных, сильнодействующих и ядовитых лекарственных средств в лечебно-профилактические учреждения:
а) предельная оптовая надбавка составляет 18 процентов к фактической отпускной цене (без НДС) производителя лекарственных средств;
б) предельная розничная надбавка составляет 23 процента к фактической отпускной цене производителя лекарственных средств или к отпускной цене организаций оптовой торговли лекарственными средствами (без НДС), за исключением Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района;
в) предельная розничная
надбавка для Таймырского Долгано-
Согласно лицензии аптека ООО «Гармония» не имеет разрешения на реализацию наркотических, психотропных, сильнодействующих и ядовитых лекарственных средств.
При учете товаров по продажным ценам торговая наценка является валовым доходом по реализованным товарам. На сумму рассчитанного валового дохода в учете делается проводка Дебет 90 субсчет «Себестоимость продаж» Кредит 42 методом «красного сторно». Для определения прибыли от продажи товара необходимо рассчитать сумму расходов, относящихся к проданным товарам и отразить ее проводкой :
Дебет 90 субсчет 2 «Себестоимость продаж» Кредит 44 «Расходы на продажу».
Получение товаров через подотчетных лиц и приобретение товаров у индивидуальных предпринимателей осуществляется и учитывается так же, как в оптовой торговле:
Дебет 41/2 «Товары в розничной торговле» на стоимость поступившего товара;
Дебет 19 «НДС по приобретенным ценностям» на сумму НДС;
Кредит 71 «Расчеты с подотчетными лицами»; 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» на общую сумму задолженности.
Получение товаров в качестве вклада в уставный капитал отражается записью:
Дебет 41/2 «Товары в розничной торговле»;
Кредит75 «Расчеты с учредителями» на сумму оценки вклада в соответствии с учредительными документами организации.
Получение товаров безвозмездно отражается в учете записью:
Дебет 41/2 «Товары в розничной торговле»;
Кредит 98 «Доходы будущих периодов» субсчет 2 «Безвозмездные поступления» на рыночную стоимость полученных товаров на дату принятия к бухгалтерскому учету.
Суммы оценки безвозмездно полученных товаров, учтенные на счете 98/2, списываются с этого счета по мере списания расходов на продажу этих товаров следующей записью:
Дебет 98 «Доходы будущих периодов» субсчет 2 «Безвозмездные поступления»
Кредит 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 1 «Прочие доходы».
Оплата товаров в розничной торговле отражается следующими проводками:
Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»; 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»;
Кредит 50 «Касса»; 51 «Расчетный счет»; 52 «Валютный счет»; 55 «Специальные счета в банках»; 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»; 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам».
2.2 Особенности учета тары в аптеках
Для организации бухгалтерского
учета тары следует руководствоваться
разделом 3 Методических указаний по бухгалтерскому
учету материально-
Методические указания утверждены приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н.
Однооборотная тара
Тара одноразового использования, которая не подлежит возврату поставщику, как правило, не приходуется и отдельно не учитывается. Ведь ее стоимость включена в цену приобретаемых лекарственных средств. Если же тара может быть использована, ее необходимо оприходовать по рыночным ценам на счет 41 субсчет 3 «Тара под товарами и порожняя» (в корреспонденции со счетом 91 субсчет 1 «Прочие доходы»).
Многооборотная тара
Тара, в которую упакованы
и в которой транспортируются
уже готовые лекарственные
В том случае, если тара возврату не подлежит, ее могут учитывать в составе транспортно-заготовительных расходов с последующим списанием ее стоимости на себестоимость реализованных медикаментов либо учитывать в первоначальной стоимости лекарственных средств. Если тара подлежит обязательному возврату, данные о ней указывают в расчетных документах отдельной строкой. [23]
Поступление и возврат такой тары отражают следующими проводками:
Дебет 41 субсчет «Тара под товаром и порожняя» Кредит 60
– поступила возвратная тара;
Дебет 60 Кредит 41 субсчет «Тара под товаром и порожняя»
– возвращена тара поставщику.
Приобретенную аптекой тару специально для упаковки (расфасовки, розлива) изготавливаемых ей лекарственных средств отражают так:
Дебет 10 субсчет «Тара и тарные материалы»Кредит 60
– оприходована тара для упаковки.
Стоимость тары при продаже лекарств, в нее расфасованных, списывают в состав расходов на продажу (п. 172 Методических указаний). В учете записывают:
Дебет 44 Кредит 10 субсчет «Тара и тарные материалы»
– списана тара.
2.3 Учет возврата товаров поставщикам
Аптечные, как и другие предприятия, в своей деятельности нередко сталкиваются с проблемой возврата товара поставщику. Избежать этого практически невозможно даже самому добросовестному предприятию, поэтому необходимо четко знать, когда и при каких условиях возможен такой возврат. Кроме того, нужно представлять себе, как такие операции повлияют на бухгалтерский учет организации.
Возврат товаров в
связи с нарушением
В соответствии с ГК РФ аптека может вернуть товар поставщику в следующих случаях ненадлежащего исполнения договора купли-продажи:
- нарушение условий о количестве товара (ст. 466 ГК РФ);
- нарушение условий об ассортименте товаров (ст. 468 ГК РФ);
- передачи товара ненадлежащего качества (ст. 475 ГК РФ);
- передачи некомплектного товара (ст. 480 ГК РФ);
- передачи товара без тары и/или упаковки (ст. 482 ГК РФ);
- не предоставление покупателю информации о товаре (п. 3 ст. 495 ГК РФ).
Возврат по другим причинам.
На практике аптечные предприятия часто возвращают поставщику товары из-за отсутствия на них покупательского спроса. В данном случае продавец надлежащим образом исполнил свои обязательства по договору купли-продажи и право собственности на товары перешло к аптеке. Возврат товара после перехода права собственности при надлежащем исполнении договора будет трактоваться с позиций гражданского законодательства как возникновение нового обязательства, при котором предприятие-покупатель будет выступать в качестве продавца принадлежащего ему товара, а предприятие-продавец - в качестве покупателя. Фактически при возврате товара по соглашению сторон совершается обратная сделка купли-продажи товаров. В данном случае применение термина "возврат" некорректно, поскольку здесь мы имеем дело с обычной реализацией товаров.
Если при приемке товаров обнаружена недостача товаров по вине поставщика или транспортной организации, то предъявление претензии отражается записью:
Дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» субсчет 2 «Расчеты по претензиям» на сумму недостачи, включая НДС;
Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Если недостача товаров произошла по вине работника организации, то на сумму недостачи, включая НДС, составляются проводки:
Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»
Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;
Дебет 73 субсчет 2 «Расчеты по возмещению материального ущерба»
Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
Если количество и качество не соответствует документам, то нужно составить акт об установленном расхождении в количестве и качестве при приеме товара по форме № А-1.2. Этот документ нужен для предъявления претензии поставщику, а в случае необходимости - иска в арбитражный суд о возмещении излишне уплаченных сумм.
Согласно договора поставки товара, заключенного между ООО «Гармония» и ООО «Протек», в случае нарушения договора поставки товара предусмотрены штрафы. На расчетный счет ООО «Гармония» в июле 2009 года за нарушение условий договора от ООО «Протек» поступил штраф. Аптека ООО «Гармония» отнесла данный вид поступления на доход от обычного вида деятельности, что недопустимо. Согласно п. 7 ПБУ 9/99 штрафы являются прочим доходом.
Таким образом, бухгалтерский учет товарных операций в исследуемой организации в целом ведется в соответствии с Законом Российской Федерации «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996г №129-ФЗ, Положением о ведении учета и отчетности в Российской Федерации (приказ Министерства Финансов Российской Федерации от 29.07.98г. №34Н).
В ходе изучения товарных операций ООО «Гармония» были установлены следующее недостатки в организации учета:
Устранение выявленных недостатков позволит улучшить организацию учета товарных операций ООО «Гармония».
Для формирования полного представления о постановке учета товарных операций ООО «Гармония», помимо выявления недостатков в организации учета поступления товаров, важно также рассмотреть постановку учета реализации товаров.
§3 Документальное оформление, учет реализации и прочего выбытия товаров
3.1 Документальное оформление, учет реализации товара
Реализация лекарственных средств в аптечных организациях подчиняется Отраслевым стандартам 91500.05.0007-2003 "Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения" (далее - ОСТ), утвержденным приказом Минздрава России от 04.03.2003 г. N 80.
Материально ответственные лица аптек составляют товарные отчеты по форме N А-2.28. В приходной части отчета нужно записать все документы, которыми оформлено поступление товаров. В расходной части отчета нужно указать общую сумму продажи лекарств, используя показатели счетчиков кассовых аппаратов. Товарный отчет составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр отдается в бухгалтерию, второй остается у материально ответственного лица.
Реализация лекарственных средств (как готовых, так и изготовленных аптечным предприятием) и изделий медицинского назначения осуществляется в общеустановленном порядке с применением счета 90 "Продажи":
Дебет счета 50 "Касса", Кредит счета 90, субсчет 1 "Выручка"-
-на сумму выручки от реализации товаров (изготовленных лекарственных средств), поступившую в кассу предприятия;
Дебет счета 90 субсчет 3 "Налог на добавленную стоимость", Кредит счета 68 "Расчеты по налогам и сборам"-
-на сумму налога на добавленную стоимость, исчисленного с объема реализации товаров;
Дебет счета 90 субсчет 2 "Себестоимость продаж", Кредит счета 41 "Товары" -
-на сумму продажной стоимости реализованного товара (себестоимости изготовленных лекарственных средств);
Дебет счета 90 субсчет 2 "Себестоимость продаж", Кредит счета 42 "Торговая наценка"-
-методом «красного сторно» на сумму торговой наценки, относящейся к реализованным товарам.
3.2 Документальное оформление, учет прочего выбытия товаров
При подтверждении брака
лекарственных средств, с истекшим
сроком годности и лекарственных
средств, являющихся подделками или
незаконными копиями, зарегистрированными
на территории Российской Федерации, они
подлежат изъятию и уничтожению.
Инструкцией о порядке
При уничтожении лекарственных
средств комиссией по уничтожению
лекарственных средств
дата, место уничтожения;
место работы, должность, фамилия, имя, отчество лиц, принимавших участие в уничтожении;
основание для уничтожения;
сведения о наименовании
(с указанием лекарственной
наименование производителя лекарственного средства;
наименование владельца или собственника лекарственного средства;
способ уничтожения.
Акт по уничтожению лекарственных средств подписывается всеми членами комиссии по уничтожению лекарственных средств и скрепляется печатью предприятия, которое осуществило уничтожение лекарственного средства».