Бухгалтерский учет товарных операций

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 10:51, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение бухгалтерского учета товарных операций на предприятии розничной торговли на примере аптека ООО «Гармония».
Для достижения этой цели решаются следующие задачи:
- изучить теоретические и методологические основы организации бухгалтерского учёта товарных операций в розничной торговле;
- изучить нормативно – законодательную базу в области бухгалтерского учета по товарным операциям в аптеках;
- рассмотреть основные аспекты бухгалтерского учёта товарных операций в аптеке ООО «Гармония»;
- определить порядок проведения документальное оформление и учет результатов инвентаризации товаров;
- обобщение результатов проведенного исследования; разработка рекомендаций по устранению выявленных недостатков.

Файлы: 1 файл

бух.учет.курсовая.docx

— 95.00 Кб (Скачать)

62 процента – для районов  Крайнего Севера и местностей  с ограниченными сроками завоза, за исключением Таймырского Долгано-Ненецкого  муниципального района;

80 процентов – для Таймырского  Долгано-Ненецкого муниципального  района;

для организаций оптовой  и розничной торговли, имеющих  право на отпуск и реализацию наркотических, психотропных, сильнодействующих и  ядовитых лекарственных средств  в  лечебно-профилактические учреждения:

а) предельная оптовая надбавка составляет 18 процентов к фактической  отпускной цене (без НДС) производителя лекарственных средств;

б) предельная розничная  надбавка составляет 23 процента к фактической  отпускной цене производителя лекарственных средств или к отпускной цене организаций оптовой торговли лекарственными средствами (без НДС), за исключением Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района;

в) предельная розничная  надбавка для Таймырского Долгано-Ненецкого  муниципального района составляет 80 процентов к фактической отпускной цене производителя лекарственных средств или к отпускной цене организаций оптовой торговли лекарственными средствами (без НДС).

Согласно лицензии аптека ООО «Гармония» не имеет разрешения на реализацию наркотических, психотропных, сильнодействующих и ядовитых лекарственных средств.

При учете товаров по продажным  ценам торговая наценка является валовым доходом по реализованным товарам. На сумму рассчитанного валового дохода в учете делается проводка Дебет 90 субсчет «Себестоимость продаж» Кредит 42 методом «красного сторно». Для определения прибыли от продажи товара необходимо рассчитать сумму расходов, относящихся к проданным товарам и отразить ее проводкой :

Дебет 90 субсчет 2 «Себестоимость продаж» Кредит 44 «Расходы на продажу».

Получение товаров через  подотчетных лиц и приобретение товаров у индивидуальных предпринимателей осуществляется и учитывается так же, как в оптовой торговле:

Дебет 41/2 «Товары в розничной  торговле» на стоимость поступившего товара;

Дебет 19 «НДС по приобретенным  ценностям» на сумму НДС;

Кредит 71 «Расчеты с подотчетными лицами»; 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» на общую сумму задолженности.

Получение товаров в качестве вклада в уставный капитал отражается записью:

Дебет 41/2 «Товары в розничной  торговле»;

Кредит75 «Расчеты с учредителями»  на сумму оценки вклада в соответствии с учредительными документами организации.

Получение товаров безвозмездно отражается в учете записью:

Дебет 41/2 «Товары в розничной  торговле»;

Кредит 98 «Доходы будущих  периодов» субсчет 2 «Безвозмездные поступления» на рыночную стоимость полученных товаров на дату принятия к бухгалтерскому учету.

Суммы оценки безвозмездно полученных товаров, учтенные на счете 98/2, списываются с этого счета по мере списания расходов на продажу этих товаров следующей записью:

Дебет 98 «Доходы будущих  периодов» субсчет 2 «Безвозмездные поступления»

Кредит 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 1 «Прочие доходы».

Оплата товаров в розничной  торговле отражается следующими проводками:

Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»; 76 «Расчеты с разными  дебиторами и кредиторами»;

Кредит 50 «Касса»; 51 «Расчетный счет»; 52 «Валютный счет»; 55 «Специальные счета в банках»; 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»; 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам».

2.2 Особенности учета тары в аптеках

Для организации бухгалтерского учета тары следует руководствоваться  разделом 3 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов. Учет должен быть организован по местам хранения в разрезе материально ответственных лиц (п. 168 Методических указаний) [23].

Методические указания утверждены приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н.

Однооборотная тара

Тара одноразового использования, которая не подлежит возврату поставщику, как правило, не приходуется и отдельно не учитывается. Ведь ее стоимость включена в цену приобретаемых лекарственных средств. Если же тара может быть использована, ее необходимо оприходовать по рыночным ценам на счет 41 субсчет 3 «Тара под товарами и порожняя» (в корреспонденции со счетом 91 субсчет 1 «Прочие доходы»).

Многооборотная тара

Тара, в которую упакованы  и в которой транспортируются уже готовые лекарственные средства, считается многооборотной. Она может  оставаться для дальнейшего использования  в аптеке или возвращается контрагенту (ст. 517 Гражданского кодекса РФ).

В том случае, если тара возврату не подлежит, ее могут учитывать  в составе транспортно-заготовительных расходов с последующим списанием ее стоимости на себестоимость реализованных медикаментов либо учитывать в первоначальной стоимости лекарственных средств. Если тара подлежит обязательному возврату, данные о ней указывают в расчетных документах отдельной строкой. [23]

Поступление и возврат  такой тары отражают следующими проводками:

Дебет 41 субсчет «Тара под товаром и порожняя» Кредит 60

– поступила возвратная тара;

Дебет 60 Кредит 41 субсчет «Тара под товаром и порожняя»

– возвращена тара поставщику.

Приобретенную аптекой тару специально для упаковки (расфасовки, розлива) изготавливаемых ей лекарственных средств отражают так:

Дебет 10 субсчет «Тара и тарные материалы»Кредит 60

– оприходована тара для  упаковки.

Стоимость тары при продаже  лекарств, в нее расфасованных, списывают  в состав расходов на продажу (п. 172 Методических указаний). В учете записывают:

Дебет 44 Кредит 10 субсчет «Тара и тарные материалы»

– списана тара.

2.3 Учет возврата товаров поставщикам

Аптечные, как и другие предприятия, в своей деятельности нередко сталкиваются с проблемой возврата товара поставщику. Избежать этого практически невозможно даже самому добросовестному предприятию, поэтому необходимо четко знать, когда и при каких условиях возможен такой возврат. Кроме того, нужно представлять себе, как такие операции повлияют на бухгалтерский учет организации.

 Возврат товаров в  связи с нарушением поставщиком  условий договора

В соответствии с ГК РФ аптека может вернуть товар поставщику в следующих случаях ненадлежащего исполнения договора купли-продажи:

- нарушение условий о  количестве товара (ст. 466 ГК РФ);

- нарушение условий об  ассортименте товаров (ст. 468 ГК  РФ);

- передачи товара ненадлежащего  качества (ст. 475 ГК РФ);

- передачи некомплектного  товара (ст. 480 ГК РФ);

- передачи товара без  тары и/или упаковки (ст. 482 ГК РФ);

- не предоставление покупателю  информации о товаре (п. 3 ст. 495 ГК  РФ).

 Возврат по другим  причинам.

На практике аптечные предприятия  часто возвращают поставщику товары из-за отсутствия на них покупательского спроса. В данном случае продавец надлежащим образом исполнил свои обязательства по договору купли-продажи и право собственности на товары перешло к аптеке. Возврат товара после перехода права собственности при надлежащем исполнении договора будет трактоваться с позиций гражданского законодательства как возникновение нового обязательства, при котором предприятие-покупатель будет выступать в качестве продавца принадлежащего ему товара, а предприятие-продавец - в качестве покупателя. Фактически при возврате товара по соглашению сторон совершается обратная сделка купли-продажи товаров. В данном случае применение термина "возврат" некорректно, поскольку здесь мы имеем дело с обычной реализацией товаров.

Если при приемке товаров  обнаружена недостача товаров по вине поставщика или транспортной организации, то предъявление претензии отражается записью:

Дебет 76 «Расчеты с разными  дебиторами и кредиторами» субсчет 2 «Расчеты по претензиям» на сумму  недостачи, включая НДС;

Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Если недостача товаров  произошла по вине работника организации, то на сумму недостачи, включая НДС, составляются проводки:

Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;

Дебет 73 субсчет 2 «Расчеты по возмещению материального ущерба»

Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

Если количество и качество не соответствует документам, то нужно  составить акт об установленном расхождении в количестве и качестве при приеме товара по форме № А-1.2. Этот документ нужен для предъявления претензии поставщику, а в случае необходимости - иска в арбитражный суд о возмещении излишне уплаченных сумм.

Согласно договора поставки товара, заключенного между ООО «Гармония» и ООО «Протек», в случае нарушения договора поставки товара предусмотрены штрафы. На расчетный счет ООО «Гармония» в июле 2009 года за нарушение условий договора от ООО «Протек» поступил штраф. Аптека ООО «Гармония» отнесла данный вид поступления на доход от обычного вида деятельности, что недопустимо. Согласно п. 7  ПБУ 9/99 штрафы являются прочим доходом.

Таким образом, бухгалтерский  учет товарных операций в  исследуемой  организации в целом ведется в соответствии с Законом Российской Федерации «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996г №129-ФЗ, Положением о ведении учета и отчетности в Российской Федерации (приказ Министерства Финансов Российской Федерации от 29.07.98г. №34Н).

В ходе изучения товарных операций  ООО «Гармония» были установлены следующее недостатки в организации учета:

  • Не на всех счет- фактурах проставляются подписи и их расшифровки уполномоченных на то лиц, что является нарушением п. 13 Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности[13],
  • Не составляется акт о приемке медицинских препаратов при приемке медикаментов от поставщиков без товаросопроводительных документов, что является нарушением п. 12 Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности[13],
  • Штрафы, поступающие в организацию от поставщиков признаются доходами от обычных видов деятельности, что является нарушением п. 7 ПБУ 9/99,

Устранение выявленных недостатков  позволит улучшить организацию учета товарных операций ООО «Гармония».

Для  формирования полного  представления о постановке учета товарных операций ООО «Гармония», помимо выявления недостатков в организации учета поступления товаров, важно также рассмотреть постановку учета реализации товаров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§3 Документальное оформление, учет реализации и прочего выбытия товаров

3.1 Документальное оформление, учет реализации товара

Реализация лекарственных  средств в аптечных организациях подчиняется Отраслевым стандартам 91500.05.0007-2003 "Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения" (далее - ОСТ), утвержденным приказом Минздрава России от 04.03.2003 г. N 80.

Материально ответственные  лица аптек составляют товарные отчеты по форме N А-2.28. В приходной части отчета нужно записать все документы, которыми оформлено поступление товаров. В расходной части отчета нужно указать общую сумму продажи лекарств, используя показатели счетчиков кассовых аппаратов. Товарный отчет составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр отдается в бухгалтерию, второй остается у материально ответственного лица.

Реализация лекарственных  средств (как готовых, так и изготовленных  аптечным предприятием) и изделий медицинского назначения осуществляется в общеустановленном порядке с применением счета 90 "Продажи":

Дебет счета 50 "Касса", Кредит счета 90, субсчет 1 "Выручка"-

-на сумму выручки от реализации товаров (изготовленных лекарственных средств), поступившую в кассу предприятия;

Дебет счета 90 субсчет 3 "Налог  на добавленную стоимость", Кредит счета 68 "Расчеты по налогам и сборам"-

-на сумму налога на добавленную стоимость, исчисленного с объема реализации товаров;

Дебет счета 90 субсчет 2 "Себестоимость  продаж", Кредит счета 41 "Товары" -

-на сумму продажной стоимости реализованного товара (себестоимости изготовленных лекарственных средств);

Дебет счета 90 субсчет 2 "Себестоимость  продаж", Кредит счета 42 "Торговая наценка"-

-методом «красного сторно» на сумму торговой наценки, относящейся к реализованным товарам.

3.2 Документальное оформление, учет прочего выбытия товаров

При подтверждении брака  лекарственных средств, с истекшим сроком годности и лекарственных  средств, являющихся подделками или  незаконными копиями, зарегистрированными  на территории Российской Федерации, они  подлежат изъятию и уничтожению. Инструкцией о порядке уничтожения  лекарственных средств, утвержденной Приказом Минздрава Российской Федерации от 15 декабря 2002 года №382, установлены особенности уничтожения лекарственных средств.

При уничтожении лекарственных  средств комиссией по уничтожению  лекарственных средств составляется акт, в котором указываются:

дата, место уничтожения;

место работы, должность, фамилия, имя, отчество лиц, принимавших участие  в уничтожении;

основание для уничтожения;

сведения о наименовании (с указанием лекарственной формы, дозировки, единицы измерения, серии) и количестве уничтожаемого лекарственного средства, а также о таре или упаковке;

наименование производителя  лекарственного средства;

наименование владельца  или собственника лекарственного средства;

способ уничтожения.

Акт по уничтожению лекарственных  средств подписывается всеми  членами комиссии по уничтожению лекарственных средств и скрепляется печатью предприятия, которое осуществило уничтожение лекарственного средства».

Информация о работе Бухгалтерский учет товарных операций