Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 10:51, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение бухгалтерского учета товарных операций на предприятии розничной торговли на примере аптека ООО «Гармония».
Для достижения этой цели решаются следующие задачи:
- изучить теоретические и методологические основы организации бухгалтерского учёта товарных операций в розничной торговле;
- изучить нормативно – законодательную базу в области бухгалтерского учета по товарным операциям в аптеках;
- рассмотреть основные аспекты бухгалтерского учёта товарных операций в аптеке ООО «Гармония»;
- определить порядок проведения документальное оформление и учет результатов инвентаризации товаров;
- обобщение результатов проведенного исследования; разработка рекомендаций по устранению выявленных недостатков.
Аптечное учреждение при списании просроченных либо испорченных лекарственных средств может использовать формы №ТОРГ-15 и №ТОРГ-16, утвержденные Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 25 декабря 1998 года №132 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций» [5].
Также в случае выявления
испорченных лекарственных
Акт о порче товарно-материальных ценностей по форме №А-2.18 составляется аптечным учреждением в момент выявления факта порчи или при проведении инвентаризации. Данный акт составляется в трех экземплярах отдельно по каждой группе ценностей (медикаменты, тара и так далее) в момент выявления факта порчи или при инвентаризации специально назначенной инвентаризационной комиссией с установлением причин порчи и виновных лиц.
В акте списания медикаменты и тара указываются по действующим ценам. К акту прилагаются объяснения виновных в порче ценностей. Два экземпляра акта направляются на утверждение в соответствии с установленными правилами. Третий экземпляр должен храниться у материально ответственного лица и прилагается к товарному отчету при списании ценностей.
Аптечное учреждение для
уничтожения лекарственных
На стоимость услуг
по уничтожению лекарственных
В бухгалтерском учете аптечного учреждения первоначально суммы потерь от списания лекарственных средств, срок годности которых истек, должны быть отражены проводкой:
Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» Кредит 41-2 отражена сумма потерь от списания лекарственных средств.
Так как аптечное учреждение ООО «Гармония» ведет учет лекарственных средств по продажным ценам (с применением счета 42 «Торговая наценка») прежде чем составлять вышеприведенную проводку, нужно списать сумму наценки, относящуюся к испорченным лекарственным средствам:
Корреспонденция счетов Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» Кредит 42 «Торговая наценка.
В последующем суммы потерь от списания лекарственных средств с истекшим сроком годности списываются либо на виновных лиц, либо относятся на финансовый результат: Дебет 73 субсчет 2 «Расчеты по возмещению материального ущерба», 91 субсчет 2 «Прочие расходы» Кредит 94.
Таким образом, бухгалтерский учет товарных операций по реализации товаров в исследуемой организации в целом в соответствии с Законом Российской Федерации «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996г №129-ФЗ, Положением о ведении учета и отчетности в Российской Федерации (приказ Министерства Финансов Российской Федерации от 29.07.98г. №34Н).
§4 Порядок проведения, документальное оформление и учет результатов инвентаризации товаров
Инвентаризация – это, прежде всего, способ проверки соответствия фактического наличия имущества и обязательств предприятия данным бухгалтерского учета. Несмотря на то, что инвентаризация – это процесс, который проходит “внутри” организации, и ее результаты не выходят “во внешнюю среду” (т. е. не предоставляются ни в налоговые органы, ни в другие инстанции), относиться к нему следует достаточно серьезно. Ведь это не только способ обнаружить недочеты и недостачи в имуществе предприятия, но и возможность выявить недобросовестных работников.
Среди целей инвентаризации можно выделить четыре основные:
• определение фактического наличия имущества;
• осуществление контроля за сохранностью товарно-материальных ценностей и денежных средств путем сопоставления фактического наличия с данными бухгалтерского учета;
• выявление товарно-материальных ценностей, которые потеряли свои первоначальные качества (те, которые уже предприятию не нужны);
• проверка полноты отражения
в бухгалтерском учете
Согласно п. 3 ст. 6 Федерального закона РФ от 21.11.1996 г. №129-ФЗ "О бухгалтерском учете" при формировании учетной политики, помимо рабочего плана счетов, форм первичных учетных документов, правил документооборота, утверждается и порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств организации. Количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, подлежащих проверке, определяется руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно (п. 2 ст. 12 Закона "О бухгалтерском учете"). Эти исключительные случаи возникают в следующих ситуациях:
при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
при смене материально-
при выявлении фактов хищения,
злоупотребления или порчи
в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
при реорганизации или ликвидации организации;
в других случаях, предусмотренных законодательством России.
В октябре 2010 года в аптеке ООО «Гармония» был уволен фармацевт, принят на должность новый. В ходе изучении документации было выявлено – при смене материально-ответственного лица инвентаризация не была проведена, что является нарушением п. 27 Положение по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности[3].
Порядок, правила проведения инвентаризации, оформление результатов инвентаризации определены в "Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств", утвержденных Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 г. №49 (далее МУИИФО) [21].
При инвентаризации материально-производственных запасов (МПЗ) необходимо также руководствоваться "Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов", утвержденными Приказом Минфина РФ от 28.12.2001 г. №119н[23].
Для проведения инвентаризации на предприятии аптека ООО «Гармония» создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия (п. 2.2 МУИИФО), в состав которой включаются представители администрации, бухгалтерии, другие специалисты. Если объем работ достаточно большой, то для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств могут создаваться рабочие инвентаризационные комиссии. Персональный состав постоянно действующей и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель предприятия.
Для оформления результатов инвентаризации аптека ООО «Гармония» использует типовые унифицированные формы, утвержденные:
Постановлением Госкомстата
РФ от 18.08.1998 г. №88 "Об утверждении
унифицированных форм первичной
учетной документации по учету кассовых
операций, по учету результатов
Постановлением Госкомстата
РФ от 27.03.2000 г. №26 "Об утверждении
унифицированной формы
Перед проведением инвентаризации товаров руководитель организации издает приказ о ее проведении (форма №ИНВ-22), в котором указывается состав инвентаризационной комиссии, сроки и причины проведения инвентаризации, а также сроки, в течение которых результаты инвентаризации должны быть сданы в бухгалтерскую службу.
После того как приказ об инвентаризации подписан, инвентаризационная комиссия осуществляет ряд подготовительных мероприятий. В период подготовки к инвентаризации проверяется организация складского хозяйства предприятия, в т.ч. наличие пожарно-охранной сигнализации. Помимо этого устанавливается, созданы ли надлежащие условия для хранения МПЗ, имеются ли в наличии закрываемые складские помещения, сейфы, емкости для хранения, оснащены ли места хранения товаров необходимыми измерительными приборами, существует ли контроль над вывозом товаров с территории торговой организации и т.д. Помимо этого, инвентаризационная комиссия должна в обязательном порядке проверить, заключены ли с материально-ответственными лицами трудовые договоры, а также договоры о полной материальной ответственности указанных лиц.
По окончании проверки опись (№ИНВ-3) передается в бухгалтерскую службу предприятия. Работники бухгалтерии производят проверку правильности всех подсчетов, произведенных в инвентаризационной описи МПЗ, и сравнивают данные бухучета с фактическими сведениями. В случае выявления расхождений составляется сличительная ведомость формы №ИНВ-19, утвержденная Постановлением №88. Фактически в форме №ИНВ-19 отражаются все результаты проведенной инвентаризации, т.к. в ней указываются все выявленные расхождения между показателями данных бухучета товаров с данными инвентаризационной описи №ИНВ-3.
Комиссия в присутствии заведующего складом (кладовой) и других материально ответственных лиц проверяет фактическое наличие ТМЦ путем обязательного их пересчета, перевешивания или перемеривания. Не допускается вносить в описи данные об остатках ценностей со слов материально ответственных лиц или по данным учета без проверки их фактического наличия. ТМЦ, поступающие в ходе инвентаризации, принимаются материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии и приходуются по реестру или товарному отчету после инвентаризации. Эти ТМЦ вносятся в отдельную опись под наименованием "Товарно-материальные ценности, поступившие во время инвентаризации". Одновременно на приходном документе за подписью председателя инвентаризационной комиссии (или по его поручению члена комиссии) делается отметка "После инвентаризации" со ссылкой на дату описи, в которую записаны эти ценности.
При длительном проведении инвентаризации в исключительных случаях и только с письменного разрешения руководителя и главного бухгалтера организации в ходе инвентаризации ТМЦ могут отпускаться материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии. Эти ценности вносятся в отдельную опись под наименованием "Товарно-материальные ценности, отпущенные во время инвентаризации".
Тара вносится в описи по видам, целевому назначению и качественному состоянию (новая, бывшая в употреблении, требующая ремонта и т.д.). На тару, пришедшую в негодность, инвентаризационная комиссия составляет акт на списание с указанием причин порчи.
Выявленные излишки основных средств, материальных ценностей, денежных средств и другого имущества в соответствии с п. 3 ст. 12 Закона N 129-ФЗ (а также в соответствии с п. 5.1 Методических указаний по инвентаризации) подлежат оприходованию и зачислению на финансовые результаты.
Результаты инвентаризации отражаются в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации – в годовом бухгалтерском отчете. По результатам инвентаризации составляются бухгалтерские проводки.
Оприходование излишков товаров относится в прочий доход предприятия:
Дебет 41 субсчет 2 «Товары в розничной торговле» Кредит 91 субсчет 1 «Прочие доходы». В п. 29 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных Приказом Минфина России от 28.12.01 N 119н, изложено требование принимать к бухгалтерскому учету излишки материальных ценностей, обнаруженных при инвентаризации, по рыночной стоимости.
В аптеке ООО «Гармония» после инвентаризации, которая проводилась в июле 2010 года по приказу руководителя, была выявлена недостача товаров в результате коммунальной аварии. Данная недостача была отнесена на издержки обращения, что является нарушением п. 13 ПБУ 10/99. Согласно ПБУ 10/99 данный вид расхода признается прочим расходом [18].
Первоначально недостача товаров, независимо от причин ее возникновения, отражается на бухгалтерском счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». На сумму недостачи составляют следующую запись:
Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» Кредит 41 субсчет 2 «Товары в розничной торговле».
Так как товары в аптеке ООО «Гармония» учитываются по продажной стоимости, делается дополнительная проводка на списание торговой наценки, приходящейся на недостающие товары:
Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» Кредит 42 «Торговая наценка» методом «красного сторно».
В соответствии с п. 28 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности и приказу об учетной политике в аптеке ООО «Гармония» недостачи и потери от порчи ценностей в пределах норм естественной убыли относятся за счет издержек обращения, что фиксируется записью:
Дебет 44 «Расходы на продажу» Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»;
Недостачи товаров сверх норм убыли и потерь от порчи за счет виновных лиц, отражение на счетах:
Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» Кредит 41 субсчет 2 «Товары в розничной торговле» на сумму недостачи по продажной стоимости
Дебет 73 субсчет 2 Расчеты по возмещению материального ущерба» Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» - списываются на сумму недостачи с материально ответственного лица
Дебет 73 субсчет 2 «Расчеты по возмещению материального ущерба» Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» - взыскивается недостача с работника.
Недостача с материально ответственного лица может взыскиваться за счет зар. платы: Дебет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» Кредит 73 субсчет 2 «Расчеты по возмещению материального ущерба», а так же работник может самостоятельно внести сумму недостачи в кассу: Дебет 50 «Касса» Кредит 73 субсчет 2 «Расчеты по возмещению материального ущерба».