Бухгалтерский учет основных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 19:12, курсовая работа

Краткое описание

Бухгалтерский учет сегодня занимает одно из главных мест в системе управления. Производственно – хозяйственная деятельность предприятий обеспечивается не только за счет использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, но и за счет основных фондов – средств труда и материальных условий процесса труда.
Средства труда – станки, рабочие машины, передаточные устройства, инструмент и т. п., а материальные условия процесса труда – производственные здания, транспортные средства и другие.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО УЧЕТУ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ 5
1.1. Определение и классификация основных средств 5
1.2. Единица учета основных средств 7
1.3. Формы первичных учетных документов по учету основных 9
средств
2. ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ 11
2.1. Учет наличия и поступления основных средств 11
2.2. Учет амортизации основных средств 15
2.3. Учет восстановления основных средств 18
2.4. Учет выбытия основных средств 21
2.5. Инвентаризация и переоценка основных средств 23
3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 27
3.1. Журнал регистрации хозяйственных операций 27
3.2. Оборотная ведомость 29
3.3. Форма №1 «Бухгалтерский баланс» 30
3.4. Форма №2 «Отчет о прибылях и убытках» 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 35

Файлы: 1 файл

БухУчет основных средств.doc

— 259.50 Кб (Скачать)

 

Продолжение таблицы 3

№п/п

Содержание  хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

ДТ

КТ

5

Отчисления  с выплатой по оплате труда работников, занятых ремонтом основных средств  на нужды социального страхования  и обеспечения

23,25,26,29,44

69

6

Фактические затраты  на выполнение ремонтных работ отнесены на счет расходов  будущих периодов, в соответствии с учетной политикой

97

60,10,70,69 и другие

7

В размере месячной части расходы на ремонт отнесены на затраты отчетного периода

23,25,26,29,44

97

8

Ежемесячные отчисления в резерв на ремонт основных средств

23,25,26,29,44

96

9

Затраты на ремонт, выполненный хозяйственным способом

23

10,70,69 и другие

10

Затраты на ремонт, выполненный хозяйственным способом списаны за счет созданного резерва

96

23

11

Расходы на ремонт, выполненный сторонними организациями

96

60,76

12

НДС со стоимости  ремонтных работ, выполненных сторонними организациями

19

60,76

13

Затраты на реконструкцию  и модернизацию объектов основных средств, осуществляемые подрядным способом

08

60,76

14

НДС со стоимости  работ по реконструкции и модернизации объектов основных средств, осуществляемых подрядным способом

19

60,76

15

Затраты на реконструкцию  и модернизацию объектов основных средств, осуществляемые хозяйственным способом

08

10,23,70,69 и другие

16

Затраты на реконструкцию  и модернизацию объектов основных средств списываются на увеличение стоимости основных средств

01

08


 

2.4. УЧЕТ ВЫБЫТИЯ  ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

С баланса предприятия могут  быть списаны здания, сооружения, машины, оборудование, транспортные средства и другое имущество, относящиеся к основным средствам по причине: а) их негодности вследствие физического износа, аварий, стихийных бедствий, нарушения нормальных условий эксплуатации, б) морального старения, в) в связи со строительством, реконструкцией и техническим перевооружением предприятий, цехов и других объектов, г)  при безвозмездной передачи другим юридическим и физическим лицам, дарении, передачи (продаже)  межхозяйственным и другим предприятиям и общественным организациям) реализации неиспользуемых в хозяйственной деятельности объектов, е) при обмене, недостаче и т.п.

Для определения непригодности  основных средств, а так же для  оформления необходимой документации, по приказу руководителя создаются  постоянно действующие комиссии.  Комиссии производят непосредственный осмотр объектов, подлежащих списанию, и устанавливают их  непригодность  к восстановлению и дальнейшему использованию; причины списания, необходимых случаях  и виновных в преждевременном списании  объектов; возможность использования отдельных узлов, деталей, материалов, их оценку; составляют акты на списание основных средств.

Ликвидация бывает  полной или частичной. Полное или  частичное списание основных средств (кроме автотранспортных средств) оформляют  актом о ликвидации основных средств (Форма ОС – 4). Списание с баланса всех видов транспортных средств оформляется Актом на списание автотранспортных средств (Форма ОС – 4а). На основании оформленных актов на списание основных средств или на списание автотранспортных средств, переданных бухгалтерской службе  организации, в инвентарной карточке производится отметка о выбытии объекта. Инвентарные карточки по выбывшим объектам  хранятся  в течении срока, определяемого  руководителем организации.

При продаже неиспользуемых, излишних основных средств выручка  от их реализации остаются  в распоряжении предприятия.

При безвозмездной передаче и вкладе основных средств в уставный капитал оформляется акт, составленный в двух экземплярах, который служит основанием для списания основных средств  бухгалтерией. Стоимость основных, средств переданных другим предприятиям безвозмездно, списывается  в уменьшение уставного фонда развернуто:  первоначальная стоимость – на уменьшение уставного фонда, сумма износа – на его увеличение.

Перемещение  основных средств  внутри предприятия оформляют накладной на внутреннее перемещение (Форма ОС – 2). На его основании делают отметку  о перемещении основных средств  в инвентарных карточках  и инвентарных списках  объектов по месту их нахождения.

Финансовые вложения предприятия могут иметь место, когда предприятие передает основные средства как свой вклад в уставный капитал создаваемого дочернего предприятия или других хозяйствующих субъектов.

Выбытие основных средств  может произойти в результате пожара, стихийных бедствий и экстремальных  ситуаций. Необходимость списания основных средств появляется и в случае обнаружения их недостачи.

Выбытие объектов основных средств  в бухгалтерском учете отражается следующими проводками:

Таблица 4

Отражение в  бухгалтерском учете выбытия  основных средств

№п/п

Содержание  хозяйственных операций

Корреспонденция счетов

ДТ

КТ

1

Первоначальная  стоимость основных средств списываемых  с учета

01

01

2

Сумма начисленной  амортизации по выбывающим объектам основных средств

02

01

3

Остаточная  стоимость выбывающих объектов основных средств относится на счет прочих расходов

91

01

4

Списываются суммы  расходов, связанных с демонтажем, ликвидацией основных средств

91

23,25 и другие

5

Заработная  плата и отчисления с нее в  государственные внебюджетные фонды  работников занятых демонтажем и ликвидацией основных средств

91

70,69

6

Отражена выручка  от реализации объекта основных средств

62

91

7

НДС с выручки  от реализации объекта основных средств

91

68

8

Оприходованы  материалы, детали, узлы от разборки и  ликвидации объектов основных средств

10

91


 

 

2.5. ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

 С целью выявления  фактического наличия основных  средств  и контроля за их  сохранностью, субъектами периодически  проводится инвентаризация  основных  средств с действующими нормативными  актами  и учетной политикой предприятия.

 Порядок (количество  инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень  имущества и обязательств, проверяемых  при каждой из них, и т.д.) проведения инвентаризации определяется  руководителем организации, за  исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

Проведение инвентаризации обязательно:

  • при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
  • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года). Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов - один раз в пять лет. В организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков;
  • при смене материально ответственных лиц;
  • при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
  • в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
  • при реорганизации или ликвидации организации;
  • в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Инвентаризация – способ бухгалтерского учета, при помощи которого сопоставляются и регулируются учетные данные  в средствах субъекта  с их фактическим наличием с целью обеспечения соответствия этих показателей.

Инвентаризация имущества  и  финансовых обязательств организации проводится в соответствии со Стандартом бухгалтерского учета.

Инвентаризации бывают:

1) полные – касаются всех средств хозяйствующего субъекта. Обычно инвентаризацию проводят в следующие сроки:

  • основных средств не менее одного раза в год (не  ранее 1 ноября);
  • здания, сооружения  и других неподвижных объектов основных средств – один  раз в 2 – 3 года;
  • капитальных вложений – один раз в год;
  • незавершенного производства  на 1 января;
  • капитального ремонта, расходов будущего периода – не  менее одного раза в квартал;
  • расчеты с банком по мере получения  выписок по лицевым  счетам;
  • расчетов  с финансовыми органами – ежеквартально;
  • денежных средств и документов строгой отчетности – не  менее одного раза в месяц;
  • расчеты с прочими дебиторами и кредиторами – два раза в год;
  • остальных статей баланса – на первое января  следующего за отчетным  года.

2) частичные  охватывают один вид средств (денежные средства в кассе, материалы на складе). Проводятся систематически  на протяжении всего года  в целях сохранности  материальных ценностей.

3)  плановые – проводятся в установленные сроки.

4)внезапные – по распоряжению руководителя, при смене  материально ответственных лиц, по требованию следственных органов.

5) внеплановые – проводят после стихийных бедствий.

6) ежемесячные – денежных средств.

В организации создают постоянно  действующую инвентаризационную комиссию. Для непосредственного проведения инвентаризации имущества на предприятиях создаются рабочие инвентаризационные комиссии.

В задачи инвентаризации входит получение точных данных  о фактическом наличии  и техническом состоянии  основных средств,  а также сверка фактического наличия  с данными бухгалтерского учета.  Данные о   фактическом  наличии  и техническом состоянии  основных средств записывают в Инвентаризационные описи основных средств, которые потом передаются в бухгалтерию. При обнаружении расхождений и неточностей  в регистрах бухгалтерского учета  или технической документации должны быть внесены соответствующие исправления.

 При инвентаризации  основных средств комиссия  в обязательном порядке  производит осмотр  объектов  и заносит в  инвентаризационные описи полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические  и эксплуатационные  показатели при выявлении объектов  не принятых на  учет, а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют или указаны неправильные данные, комиссия должна включить в инвентаризационную опись и инвентарные карточки недостающие, а также правильные сведения.

         Присвоенные инвентарным объектам номера, как правило, не должны меняться. Замена номеров может быть произведена  в тех случаях, когда объекты ошибочно значатся не в той группе  основных средств, в которой они должны были быть отнесены  по своему техника – производственному назначению, а также в случаях установления неправильной нумерации.

Основные средства, которые при  инвентаризации  находятся вне  предприятия, инвентаризируют до момента  временного выбытия  их с предприятия.  Основные средства, не пригодные  к  эксплуатации  и не подлежащие восстановлению, в инвентаризационную опись не  включаются. На эти объекты  инвентаризационная комиссия составляет  отдельную опись с указанием  времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты к непригодности.

Одновременно  с инвентаризацией собственных основных средств проверяются  основные средства, арендованные  и находящиеся на ответственном хранении. Результаты инвентаризации должны быть отражены  в учете того месяца, в котором  была закончена инвентаризация.

Информация о работе Бухгалтерский учет основных средств